искушение христа дьяволом икона

Искушение Христа в пустыне

Приблизительное время чтения: 18 мин.

Были ли у дьявола шансы на победу?

искушение христа дьяволом икона. Смотреть фото искушение христа дьяволом икона. Смотреть картинку искушение христа дьяволом икона. Картинка про искушение христа дьяволом икона. Фото искушение христа дьяволом иконаВ Евангелии говорится о том, как сразу после Своего Крещения в водах Иордана Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в искушении Христа?

Сама по себе эта евангельская история вовсе не покажется чем-то странным тому, для кого Христос — всего лишь обычный человек. Мало ли, захотел креститься — и крестился, захотел наложить на себя пост — тоже понятно, ну а искушения — они вообще со всеми бывают. Но если задуматься над тем, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, Бог, явившийся на землю, то тут уже появляются вопросы. Как христиане объясняют то, что их Бог, получается, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и искушать — и неужели же Христос мог поддаться на уговоры и согрешить?

Конечно, нет, ответит христианин, Бог по Своему существу безгрешен и свят, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5), так что сатана абсолютно напрасно старался. Но между тем, интересно во всей этой истории то, что у дьявола откуда-то все же была надежда, что Христос ему подчинится. О чем же может идти речь?

Пришел, чтобы спасти всех

Крещение Иоанна было крещением покаяния — иными словами, люди, которые желали примирения с Богом, этим ритуальным омовением публично свидетельствовали о своих грехах и просили у своего Создателя прощения. Такое крещение не носило еще силы Таинства, каким оно стало в христианстве. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Оно даже не отменяло принесения храмовой жертвы за грех, необходимой по ветхозаветному Закону. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание «Я согрешил пред Тобою», безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем. И тем более хотели люди очиститься от своих грехов, что Иоанн проповедовал: вот-вот придет долгожданный Мессия, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).

Но тут происходит необъяснимое. Да, Мессия действительно приходит, и Иоанн узнает Его, свидетельствует о Нем, как о Спасителе мира — но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел. креститься!

Можно понять, как был удивлен Иоанн, который, услышав просьбу Иисуса о крещении, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14). Это была не просто скромность. Иоанн наверняка задавал себе вопрос — как возможно спасение для грешников, если даже Спаситель, Мессия, величайший Праведник, Которого сотни лет ждали евреи, желает публично покаяться в своих грехах?

Вспомним сейчас то, что уже две тысячи лет знают христиане, но чего не знал в то время еще никто, кроме Девы Марии. Иисус — это не просто праведник, Он — Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся и ставший человеком. И как Бог, Он не имеет на Себе никакого греха. Но именно поэтому, как ни парадоксально, и пришел Он креститься от Иоанна — чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: Он, не имеющий на Себе никакого греха, — не гнушается грешными людьми, Он пришел, чтобы спасти всех. Бог воплотился, стал таким же, как все люди, — и вот Он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.

Дело в том, что на свете, без сомнения, нет ни одного полностью праведного человека, свободного от греха. В отношениях между людьми всегда бывает так, что кто обидел любимого хоть однажды, кто нарушил в отношении него хоть одну заповедь любви — нарушил тем самым их все. Отношения человека и Бога должны быть именно отношениями любви, и тогда о какой праведности может идти речь, как человек может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был виноват абсолютно ни в чем, принимая крещение, тем самым Он взял на себя абсолютно все грехи, а не только те, которые были названы вслух на берегу Иордана. Будучи невиновным, Он позволил обвинить Себя одного — во всем.

С тех пор фраза «взять грех на себя» давно стала крылатой, но в своем собственном смысле она относится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осознавшего после крещения Христа, зачем Тот пришел на землю: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Как сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, «Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен». По сути, Христос взял на себя болезнь нашей природы, с которой мы сами не можем справиться, — взял, чтобы исцелить нас от нее и уничтожить саму причину этой болезни — грех. Не зря праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, ведь Бог-Отец, произнесший в момент крещения Иисуса слова Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17), явил всему миру откровение о Своей любви к людям, ради спасения которых отдал Сына.

искушение христа дьяволом икона. Смотреть фото искушение христа дьяволом икона. Смотреть картинку искушение христа дьяволом икона. Картинка про искушение христа дьяволом икона. Фото искушение христа дьяволом икона

Последние дни одиночества

Итак, Господь объявил о Себе, вышел на открытое служение. Но чего это Ему стоило? Во время моления Христа в Гефсиманском саду в последние часы перед Своими крестными страданиями Господь скорбел и плакал, и просил учеников побыть с Ним, не оставлять Его в одиночестве. Божественная природа добровольно идущего на казнь Спасителя была непоколебима и тверда — но человеческая Его природа не могла, конечно, оставаться безучастной к происходящему, как если бы Он был каким-нибудь бесчувственным роботом. Поэтому кто знает, что мог чувствовать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи невообразимую тяжесть всех грехов, когда-либо совершенных людьми.

Вот и Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать — но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды и пиршества — то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней» — точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал (Мф 4:2) лишь напоследок — и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы — сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!) — то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет.

Пост Христа — это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой. Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела» — ведь на самом деле это средство очистить разум и душу. А еще сорокадневный пост Спасителя — единственный эпизод в Евангелии, о котором можно твердо сказать, что здесь Христос был абсолютно один — а значит, о произошедшем в пустыне Он Сам рассказал позже Своим ученикам. Но что же там произошло кроме, собственно, самого поста?

«Заклятый друг»

Да, дьявол ожидал Мессию долго. Готовился к Его приходу, придумывал, как поразить, чем искушать, как бороться с Его учениками, если они появятся. Одного сатана не мог представить — что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может проникнуть в замыслы Бога — а тем более падший дух. Дьявол узурпировал власть Бога над миром, подчинил себе людей так, что даже Христос говорил о сатане — князь мира сего (Ин 14:30). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спасителя станет известно. Ждал и боялся — и наконец услышал, что в крещении на реке Иордан явил Себя долгожданный Христос.

Будучи не в силах проникнуть в тайну Боговоплощения, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус — это действительно Мессия. Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично прийти, увидеть — и победить.

Но тут падший дух обманулся в своих ожиданиях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Христос был погружен в молитву, и прервать Его разговор с Отцом не смог бы никто — если бы не человеческая природа Господа, нуждавшаяся в пище. «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, — пишет святитель Василий Великий, — если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи». И только поймав краткий миг физической слабости Христа, дьявол подступил к Нему — чтобы обмануться во второй раз…

Сорокадневный пост был известен еще из Ветхого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как получить десять заповедей (Исх 34:28). Также известен пост пророка Илии (3 Цар 17:19), а в целом евреи постились четыре раза в год (Зах 8:19).

Христос, как пишет Феофилакт Болгарский, «постится столько времени, сколько Моисей и Илия: а если бы — больше, то воплощение Его показалось бы призрачным».

Не хлебом единым

Ожидая увидеть перед собой пусть и «более могущественного» человека, но, со своей точки зрения, обычного грешника (иначе зачем еще, казалось бы, нужно было креститься от Иоанна?), дьявол на самом деле встретился… с Самим Богом. Как же развивалась эта ситуация?

Сатана три раза попытался искусить Создателя. И пусть порядок второго и третьего искушений у евангелистов Матфея и Луки различается (кто как услышал, так и запомнил), но о характере искушений апостолы пишут совершенно одинаково.

Итак, первое искушение, с которым дьявол подошел ко Христу, явно было вызвано недоумением сатаны, ибо, «припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Итак, дьявол говорит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф 4:3). Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве.

Испытывающему голод Господу говорится нечто подходящее по ситуации. «Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия», — заметил в свое время блаженный Иероним Стридонский.

Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя — и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уcm Божиих (Мф 4:4). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония (8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве — Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной.

Если Ты Сын Божий

Но дьявол, получив в ответ ни «да», ни «нет» и потерпев неудачу в первый раз, не отступил. Евангелист Матфей так пишет о втором искушении: берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф 4:5-6). Кстати, уже само по себе интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу — если Ты Сын Божий. «Дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении», — отмечает блаженный Иероним.

Второе искушение — это попытка сыграть на честолюбии. Броситься на глазах у всех с Иерусалимского Храма, чтобы ангелы подхватили Его в полете — что могло бы ярче доказать Божественную природу?

Дьявол, уверенный в своем умении лгать, призывает человека Иисуса (напомним, что сатана еще не уверен, что это — Христос) проверить, выполняет ли Бог Свои обещания, буквально испытать Писание на себе — явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спаситель не поддается на эту уловку и отвечает — написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4:7). И снова это слова из Второзакония (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Человек.

Что здесь значит ответ Господа, как может человек искушать Бога? Продолжение этой фразы звучит так: как вы искушали Его в Массе (Втор 6:16). Моисей произносит эти слова потому, что в месте под названием Масса и Мерива евреи, страдающие в пустыне от жажды, искушали Бога, говоря — есть ли Господь среди нас, или нет? (Исх 17:7). Они начали сомневаться в истинности бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свойственно искушать Бога, когда Он не дает им чего-либо, по их мнению, еще более важного. Против такого потребительски-недоверчивого отношения к Богу и говорит Христос, отвечая сатане.

Кстати, нет ничего странного в том, что дьявол в этом искушении цитирует Библию — это лишний раз показывает, что знанием Писания можно прикрывать любые цели, в том числе и совсем неблаговидные. Поэтому так важно стараться понять, что стоит за текстом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цитирует Писание… неправильно.

Ангелам Своим заповедает о Тебе… — произносит отец лжи строчку из псалма. «Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида [небольшая ядовитая змея] и василиска [змея большая] наступишь [без вреда]; попирать будешь льва и дракона [большой змей]. О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении, как хитрец, он умалчивает», — снова вскрывает обман дьявола Иероним.

А по поводу той части Иерусалимского Храма, на которой дьявол беседовал с Христом, преподобный Ефрем Сирин заметил, что «даже доселе это место возвышенно, хотя храм и разрушен, как Сам (Господь) сказал: не останется в нем камня на камне (Мф 24:2). Но место, на котором стоял, как (некое) знамение сохранилось». Сейчас это место называют Стеной Плача…

искушение христа дьяволом икона. Смотреть фото искушение христа дьяволом икона. Смотреть картинку искушение христа дьяволом икона. Картинка про искушение христа дьяволом икона. Фото искушение христа дьяволом икона

Царство тьмы в подарок

Наконец, от бессилия и отчаяния сатана прибегает к своему последнему доводу. Ему так важно помешать Спасителю, заставить Его согрешить, что ради этого он идет, на, казалось бы, великие для себя жертвы. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк 4:5-7) или, как удивительно точно сказано у Матфея, — если, пав, поклонишься мне (Мф 4:9).

Предлагая первые два искушения, дьявол еще сомневается, что Иисус — это Спаситель. Но в третий раз отец лжи уже не спрашивает Его ни о чем, а просто и грубо предлагает «взятку». Предать Отца, поклониться сатане — и получить мировое господство, получить и власть над людьми, которую можно использовать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так поступить, и не понадобился бы даже Крест — вот, дьявол сам предлагает Христу взять Самому в руки власть над миром, предать Бога, и ценой этого пусть даже притворного предательства облегчить изначально трудную, и при этом еще и смертельно опасную задачу по спасению мира. Наверняка тут была и попытка сыграть на таких элементарных человеческих грехах, как жадность и жажда власти. А еще поклон перед дьяволом означал бы, что Христос признал, будто бы зло непобедимо, будто сатана и вправду всемогущ и правит миром по праву сильнейшего.

Поэтому на такое, казалось бы, заманчивое предложение дьявола Иисус ответил лишь: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф 4:10). И снова это цитата из Второзакония, но на этот раз Христос уже прямо призывает дьявола с ее помощью вспомнить, Кому на самом деле принадлежит все творение. Христос призывает падшего ангела снова поклониться Себе, как истинному Господу и Богу. И тем более в этот момент становится очевидной ложь врага, ведь тот предлагает Христу власть в обмен… на признание собственной власти. Но разве можно стать владыкой чего-либо, склонившись перед другим «владыкой»? Дьявол и вправду лжет во всем, от начала до конца.

Интересно, что от самой власти над миром Христос не отказывается (как этого бы сатане ни хотелось). Нет, Он пришел, чтобы править, как истинный Царь, — но Царство, которое не от мира сего, и Своих подданных Он спасет на Кресте Сам, а не примет из рук врага. И сатана уходит, услышав третий ответ, — здесь его козни уже не смогут достичь своей цели.

Вопрос: но что за грех было претворить камни в хлебы?

Ответ: знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было, грех. (Толкование Феофилакта Болгарского на Писания)

Непобедимая победа

Стоит обратить внимание, что чудеса, которые дьявол предлагает совершить Христу, — бессмысленны по сравнению с теми чудесами, которые творил Сам Господь. Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей, но ни одно из них не было сотворено для того, чтобы просто прославиться. Наоборот, о некоторых Своих чудесах Христос попросту запрещал людям рассказывать (хотя они и нарушали запрет — кто от желания похвастаться, а кто из благодарности). Он не хотел, чтобы люди слушали Его из страха или любопытства, словно какого-то таинственного чародея. Христу нужны были любящие ученики, которые будут верить Ему просто потому, что Он — это Он.

Поражение дьявола в попытке искусить Спасителя можно расценивать как первую победу Христа над царством зла. А ведь если сам генерал темных сил проиграл ключевую битву на этапе разработки штабной стратегии, то потом уже нет никаких шансов у его солдат выиграть войну. Христос победил дьявола навсегда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим ученикам, простым людям, власть изгонять бесов и исцелять людей. В Ветхом Завете не было описано ни одного случая исцеления одержимых сатаной, это казалось совершенно немыслимым для человека — так что именно поэтому иудеи потом так недоумевали о чудесах Христа и допытывались — какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк 20:2).

А в самом факте того, что Спаситель был искушаем, нет ничего греховного. Преступление заповеди начинается тогда, когда человек начинает мысленно соглашаться с предложением врага. Отвергнуть же его, едва услышав, — это не грех, а доблесть. Кроме того, как пишет апостол Павел, Христос должен был во всем уподобиться братьям. ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:17-18).

В райском саду Адам и Ева не смогли устоять перед искушением — и мир для них стал враждебной пустыней. Но Христос, как новый Адам, исправляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеждает все те же самые искушения дьявола — чтобы разрушить власть тьмы и снова вернуть нас в Царство любящего Отца.

Источник

Искушение Христа в пустыне

Были ли у дья­вола шансы на победу?

В Еван­ге­лии гово­рится о том, как сразу после Своего Кре­ще­ния в водах Иор­дана Иисус Хри­стос уда­лился в пустыню, где постился сорок дней и побе­дил три иску­ше­ния от дья­вола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в иску­ше­нии Христа?

Сама по себе эта еван­гель­ская исто­рия вовсе не пока­жется чем-то стран­ным тому, для кого Хри­стос – всего лишь обыч­ный чело­век. Мало ли, захо­тел кре­ститься – и кре­стился, захо­тел нало­жить на себя пост – тоже понятно, ну а иску­ше­ния – они вообще со всеми бывают. Но если заду­маться над тем, что Иисус из Наза­рета – вопло­тив­шийся Сын Божий, Бог, явив­шийся на землю, то тут уже появ­ля­ются вопросы. Как хри­сти­ане объ­яс­няют то, что их Бог, полу­ча­ется, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и иску­шать – и неужели же Хри­стос мог под­даться на уго­воры и согре­шить?

Конечно, нет, отве­тит хри­сти­а­нин, Бог по Своему суще­ству без­гре­шен и свят, и нет в Нем ника­кой тьмы ( 1Ин.1:5 ), так что сатана абсо­лютно напрасно ста­рался. Но между тем, инте­ресно во всей этой исто­рии то, что у дья­вола откуда-то все же была надежда, что Хри­стос ему под­чи­нится. о чем же может идти речь?

Пришел, чтобы спасти всех

Кре­ще­ние Иоанна было кре­ще­нием пока­я­ния – иными сло­вами, люди, кото­рые желали при­ми­ре­ния с Богом, этим риту­аль­ным омо­ве­нием пуб­лично сви­де­тель­ство­вали о своих грехах и про­сили у своего Созда­теля про­ще­ния. Такое кре­ще­ние не носило еще силы Таин­ства, каким оно стало в хри­сти­ан­стве. Омо­ве­ние в водах реки Иордан (не какой-то осо­бен­ной в ту пору, а просто един­ствен­ной боль­шой реки в Иудее), кото­рое пред­ла­гал Иоанн, неспо­собно было на самом деле очи­стить чело­века от греха. Оно даже не отме­няло при­не­се­ния хра­мо­вой жертвы за грех, необ­хо­ди­мой по вет­хо­за­вет­ному Закону. Однако омо­ве­ние на глазах у всех, прак­ти­че­ски пуб­лич­ное при­зна­ние «Я согре­шил пред Тобою», без­условно, помо­гало чело­веку рас­ка­яться и бороться с грехом, чтобы не повто­рять его в буду­щем. И тем более хотели люди очи­ститься от своих грехов, что Иоанн про­по­ве­до­вал: вот-вот придет дол­го­ждан­ный Мессия, покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф.3:2 ).

Но тут про­ис­хо­дит необъ­яс­ни­мое. Да, Мессия дей­стви­тельно при­хо­дит, и Иоанн узнает Его, сви­де­тель­ствует о Нем, как о Спа­си­теле мира – но открыв­ший Себя Спа­си­тель гово­рит, что пришел… кре­ститься!

Можно понять, как был удив­лен Иоанн, кото­рый, услы­шав просьбу Иисуса о кре­ще­нии, удер­жи­вал Его и гово­рил: мне надобно кре­ститься от Тебя, и Ты ли при­хо­дишь ко мне? ( Мф.3:14 ). Это была не просто скром­ность. Иоанн навер­няка зада­вал себе вопрос – как воз­можно спа­се­ние для греш­ни­ков, если даже Спа­си­тель, Мессия, вели­чай­ший Пра­вед­ник, Кото­рого сотни лет ждали евреи, желает пуб­лично пока­яться в своих грехах?

Вспом­ним сейчас то, что уже две тысячи лет знают хри­сти­ане, но чего не знал в то время еще никто, кроме девы Марии. Иисус – это не просто пра­вед­ник, он – Сын Божий, Сам Бог, вопло­тив­шийся и став­ший чело­ве­ком. И как Бог, он не имеет на Себе ника­кого греха. Но именно поэтому, как ни пара­док­сально, и пришел он кре­ститься от Иоанна – чтобы перед всеми людьми, кото­рые когда-либо при­хо­дили сюда и омы­вали свои без­за­ко­ния, перед всеми уже давно умер­шими людьми и перед всеми, кому еще только пред­стоит родиться, навсе­гда засви­де­тель­ство­вать: он, не име­ю­щий на Себе ника­кого греха, – не гну­ша­ется греш­ными людьми, он пришел, чтобы спасти всех. Бог вопло­тился, стал таким же, как все люди, – и вот он пришел омыться в водах пока­я­ния, словно про­стой греш­ник, и доб­ро­вольно взять на Себя чужие пре­ступ­ле­ния, чтобы позже иску­пить их на Кресте.

Дело в том, что на свете, без сомне­ния, нет ни одного пол­но­стью пра­вед­ного чело­века, сво­бод­ного от греха. В отно­ше­ниях между людьми всегда бывает так, что кто обидел люби­мого хоть одна­жды, кто нару­шил в отно­ше­нии него хоть одну запо­ведь любви – нару­шил тем самым их все. Отно­ше­ния чело­века и Бога должны быть именно отно­ше­ни­ями любви, и тогда о какой пра­вед­но­сти может идти речь, как чело­век может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был вино­ват абсо­лютно ни в чем, при­ни­мая кре­ще­ние, тем самым Он взял на себя абсо­лютно все грехи, а не только те, кото­рые были названы вслух на берегу Иор­дана. Будучи неви­нов­ным, Он поз­во­лил обви­нить Себя одного – во всем.

С тех пор фраза «взять грех на себя» давно стала кры­ла­той, но в своем соб­ствен­ном смысле она отно­сится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осо­знав­шего после кре­ще­ния Христа, зачем Тот пришел на землю: вот Агнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Как сказал об этом свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, «Тот, Кто мог истре­бить грехи всего рода чело­ве­че­ского, Сам уже без сомне­ния был без­гре­шен». По сути, Хри­стос взял на себя болезнь нашей при­роды, с кото­рой мы сами не можем спра­виться, – взял, чтобы исце­лить нас от нее и уни­что­жить саму при­чину этой болезни – грех. Не зря празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня назы­ва­ется еще Бого­яв­ле­нием, ведь Бог Отец, про­из­нес­ший в момент кре­ще­ния Иисуса слова Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние ( Мф.3:17 ), явил всему миру откро­ве­ние о Своей любви к людям, ради спа­се­ния кото­рых отдал Сына.

Послед­ние дни оди­но­че­ства

Итак, Гос­подь объ­явил о Себе, вышел на откры­тое слу­же­ние. Но чего это Ему стоило? Во время моле­ния Христа в Геф­си­ман­ском саду в послед­ние часы перед Своими крест­ными стра­да­ни­ями Гос­подь скор­бел и плакал, и просил уче­ни­ков побыть с Ним, не остав­лять Его в оди­но­че­стве. Боже­ствен­ная при­рода доб­ро­вольно иду­щего на казнь Спа­си­теля была непо­ко­ле­бима и тверда – но чело­ве­че­ская Его при­рода не могла, конечно, оста­ваться без­участ­ной к про­ис­хо­дя­щему, как если бы Он был каким-нибудь бес­чув­ствен­ным робо­том. Поэтому кто знает, что мог чув­ство­вать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи нево­об­ра­зи­мую тяжесть всех грехов, когда-либо совер­шен­ных людьми.

Вот и Христу не тре­бо­вался пост в нашем при­выч­ном пони­ма­нии, когда мы при­ла­гаем какие-то усилия своей воли, чтобы отка­заться от пищи и при­ну­дить себя к молитве. Гос­поду не тре­бо­ва­лось Себя ни к чему при­нуж­дать – но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, кото­рым обла­дал еще на земле, если и упо­треб­лял позже для еды и пир­ше­ства – то только для того, чтобы под­дер­жать силы или за бесе­дой при­ве­сти еще одного чело­века к пока­я­нию. Поэтому нельзя ска­зать нечто вроде «Бог постился сорок дней – точнее будет обо­зна­чить, что сорок дней Хри­стос только молился. Причем в Еван­ге­лии ска­зано, что Он взал­кал ( Мф.4:2 ) лишь напо­сле­док – и отсюда видно, каково было напря­же­ние Его духов­ных и душев­ных сил во время молитвы – сорок дней Он не вспо­ми­нал о том, что голо­ден. А если кого-то сму­щает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Хри­стос попро­сту ничего не ел!) – то доста­точно ска­зать, что в меди­цине зафик­си­ро­ваны случаи и гораздо более дол­гого пол­ного голо­да­ния, чем сорок дней, так что ничего фан­та­сти­че­ского в этом вовсе нет.

Пост Христа – это подвиг насто­я­щей молитвы, а не мучи­тель­ное огра­ни­че­ние в еде. А значит, и для хри­стиан пост всегда должен быть связан в первую оче­редь с молит­вой. Огра­ни­че­ние себя в еде ни в коем случае нельзя пони­мать как «очи­сти­тель­ную диету для тела» – ведь на самом деле это сред­ство очи­стить разум и душу. А еще соро­ка­днев­ный пост Спа­си­теля – един­ствен­ный эпизод в Еван­ге­лии, о кото­ром можно твердо ска­зать, что здесь Хри­стос был абсо­лютно один – а значит, о про­изо­шед­шем в пустыне Он Сам рас­ска­зал позже Своим уче­ни­кам. Но что же там про­изо­шло кроме, соб­ственно, самого поста?

«Закля­тый друг»

Да, дьявол ожидал Мессию долго. Гото­вился к Его при­ходу, при­ду­мы­вал, как пора­зить, чем иску­шать, как бороться с Его уче­ни­ками, если они появятся. Одного сатана не мог пред­ста­вить – что Бог не просто пошлет вели­кого пра­вед­ника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может про­ник­нуть в замыслы Бога – а тем более падший дух. Дьявол узур­пи­ро­вал власть Бога над миром, под­чи­нил себе людей так, что даже Хри­стос гово­рил о сатане – князь мира сего ( Ин.14:30 ). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спа­си­теля станет известно. Ждал и боялся – и нако­нец услы­шал, что в кре­ще­нии на реке Иордан явил Себя дол­го­ждан­ный Хри­стос.

Будучи не в силах про­ник­нуть в тайну Бого­во­пло­ще­ния, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус – это дей­стви­тельно Мессия. Поэтому, как только Хри­стос уда­лился в пустыню, дьявол принял реше­ние лично прийти, уви­деть и побе­дить.

Но тут падший дух обма­нулся в своих ожи­да­ниях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Хри­стос был погру­жен в молитву, и пре­рвать Его раз­го­вор с Отцом не смог бы никто – если бы не чело­ве­че­ская при­рода Гос­пода, нуж­дав­ша­яся в пище. «По высоте Боже­ства, Он был бы непри­сту­пен про­тив­нику, – пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, – если б чрез алка­ние не сни­зо­шел до чело­ве­че­ской немощи». И только поймав крат­кий миг физи­че­ской сла­бо­сти Христа, дьявол под­сту­пил к Нему – чтобы обма­нуться во второй раз…

Соро­ка­днев­ный пост был изве­стен еще из Вет­хого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как полу­чить десять запо­ве­дей ( Исх.34:28 ). Также изве­стен пост про­рока Илии ( 3Цар.17:19 ), а в целом евреи пости­лись четыре раза в год ( Зах.8:19 ).

Хри­стос, как пишет Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, «постится столько вре­мени, сколько Моисей и Илия: а если бы – больше, то вопло­ще­ние Его пока­за­лось бы при­зрач­ным».

Не хлебом единым

Ожидая уви­деть перед собой пусть и «более могу­ще­ствен­ного» чело­века, но, со своей точки зрения, обыч­ного греш­ника (иначе зачем еще, каза­лось бы, нужно было кре­ститься от Иоанна?), дьявол на самом деле встре­тился… с Самим Богом. Как же раз­ви­ва­лась эта ситу­а­ция?

Сатана три раза попы­тался иску­сить Созда­теля. И пусть поря­док вто­рого и тре­тьего иску­ше­ний у еван­ге­ли­стов Матфея и Луки раз­ли­ча­ется (кто как услы­шал, так и запом­нил), но о харак­тере иску­ше­ний апо­столы пишут совер­шенно оди­на­ково.

Итак, первое иску­ше­ние, с кото­рым дьявол подо­шел ко Христу, явно было вызвано недо­уме­нием сатаны, ибо, «при­по­ми­ная ска­зан­ное об Иисусе, он не может пове­рить, чтобы это был про­стой чело­век; с другой сто­роны, видя Его алчу­щим, не может допу­стить, чтобы это был Сын Божий. Нахо­дясь в таком недо­уме­нии, он при­сту­пает к Нему с сло­вами сомне­ния», – пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Итак, дьявол гово­рит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сде­ла­лись хле­бами ( Мф.4:3 ). Он нарочно не упо­ми­нает о том, что Хри­стос голо­ден, но льстит Ему и коварно напо­ми­нает о Его досто­ин­стве.

Испы­ты­ва­ю­щему голод Гос­поду гово­рится нечто под­хо­дя­щее по ситу­а­ции. «Но ты, дьявол, ста­но­вишься в двой­ное про­ти­во­ре­чие. Если по Его могу­ще­ству камни могут сде­латься хле­бами, то напрасно ты иску­ша­ешь Того, Кто настолько могу­ще­стве­нен. А если Он этого сде­лать не может, то напрасно ты подо­зре­ва­ешь в Нем Сына Божия», – заме­тил в свое время бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский.

Но дьявол все же, иску­шая Христа, пред­ла­гает Ему упо­тре­бить Свою Боже­ствен­ную силу, чтобы насы­титься, совер­шить чудо для одного Себя – и заодно ловко про­ве­рить, есть ли предел все­мо­гу­ще­ству Бога. Но Гос­подь сказал ему в ответ: напи­сано: не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исхо­дя­щим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Эта фраза взята из биб­лей­ской книги Вто­ро­за­ко­ния ( Втор.8:3 ) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Гос­подь не стал ни слу­шаться дья­вола, ни заяв­лять о Своем досто­ин­стве – Он просто отверг иску­ше­ние, даже не всту­пая в спор с сата­ной.

Если Ты Сын Божий

Но дьявол, полу­чив в ответ ни «да», ни «нет» и потер­пев неудачу в первый раз, не отсту­пил. Еван­ге­лист Матфей так пишет о втором иску­ше­нии: берет Его диавол в святой город и постав­ляет Его на крыле храма, и гово­рит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо напи­сано: Анге­лам Своим запо­ве­дает о Тебе, и на руках поне­сут Тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою Твоею ( Мф.4:5-6 ). Кстати, уже само по себе инте­ресно повто­ря­ю­ще­еся обра­ще­ние сатаны ко Христу – если Ты Сын Божий. «Дьявол начи­нает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Гос­подь так скромно отве­чает ему, что он оста­ется в сомне­нии», – отме­чает бла­жен­ный Иеро­ним.

Второе иску­ше­ние – это попытка сыг­рать на често­лю­бии. Бро­ситься на глазах у всех с Иеру­са­лим­ского Храма, чтобы ангелы под­хва­тили Его в полете – что могло бы ярче дока­зать Боже­ствен­ную при­роду?

Дьявол, уве­рен­ный в своем умении лгать, при­зы­вает чело­века Иисуса (напом­ним, что сатана еще не уверен, что это – Хри­стос) про­ве­рить, выпол­няет ли Бог Свои обе­ща­ния, бук­вально испы­тать Писа­ние на себе – явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спа­си­тель не под­да­ется на эту уловку и отве­чает – напи­сано также: не иску­шай Гос­пода Бога твоего ( Мф.4:7 ). И снова это слова из Вто­ро­за­ко­ния (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Чело­век.

Что здесь значит ответ Гос­пода, как может чело­век иску­шать Бога? Про­дол­же­ние этой фразы звучит так: как вы иску­шали Его в Массе ( Втор.6:16 ). Моисей про­из­но­сит эти слова потому, что в месте под назва­нием Масса и Мерива евреи, стра­да­ю­щие в пустыне от жажды, иску­шали Бога, говоря – есть ли Гос­подь среди нас, или нет? ( Исх.17:7 ). Они начали сомне­ваться в истин­но­сти бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свой­ственно иску­шать Бога, когда Он не дает им чего- либо, по их мнению, еще более важ­ного. Против такого потре­би­тель­ски ‑недо­вер­чи­вого отно­ше­ния к Богу и гово­рит Хри­стос, отве­чая сатане.

Кстати, нет ничего стран­ного в том, что дьявол в этом иску­ше­нии цити­рует Библию – это лишний раз пока­зы­вает, что зна­нием Писа­ния можно при­кры­вать любые цели, в том числе и совсем небла­го­вид­ные. Поэтому так важно ста­раться понять, что стоит за тек­стом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цити­рует Писа­ние… непра­вильно.

Анге­лам Своим запо­ве­дает о Тебе… – про­из­но­сит отец лжи строчку из псалма. Несо­мненно, если бы он под­линно знал, что это напи­сано о Спа­си­теле, то должен был бы при­со­еди­нить и то, что далее гово­рится в том же псалме и против него: На аспида [неболь­шая ядо­ви­тая змея] и васи­лиска [змея боль­шая] насту­пишь [без вреда]; попи­рать будешь льва и дра­кона [боль­шой змей]. О помощи анге­лов дьявол гово­рит Ему как бы немощ­ному, а о своем уни­чи­же­нии, как хитрец, он умал­чи­вает, – снова вскры­вает обман дья­вола Иеро­ним.

А по поводу той части Иеру­са­лим­ского Храма, на кото­рой дьявол бесе­до­вал с Хри­стом, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин заме­тил, что «даже доселе это место воз­вы­шенно, хотя храм и раз­ру­шен, как Сам (Гос­подь) сказал: не оста­нется в нем камня на камне ( Мф.24:2 ). Но место, на кото­ром стоял, как (некое) зна­ме­ние сохра­ни­лось». Сейчас это место назы­вают Стеной Плача…

Цар­ство тьмы в пода­рок

Нако­нец, от бес­си­лия и отча­я­ния сатана при­бе­гает к своему послед­нему доводу. Ему так важно поме­шать Спа­си­телю, заста­вить Его согре­шить, что ради этого он идет, на, каза­лось бы, вели­кие для себя жертвы. И, воз­ведя Его на высо­кую гору, диавол пока­зал Ему все цар­ства все­лен­ной во мгно­ве­ние вре­мени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты покло­нишься мне, то всё будет Твое ( Лк.4:5-7 ) или, как уди­ви­тельно точно ска­зано у Матфея, – если, пав, покло­нишься мне ( Мф.4:9 ).

Пред­ла­гая первые два иску­ше­ния, дьявол еще сомне­ва­ется, что Иисус – это Спа­си­тель. Но в третий раз отец лжи уже не спра­ши­вает Его ни о чем, а просто и грубо пред­ла­гает «взятку». Пре­дать Отца, покло­ниться сатане – и полу­чить миро­вое гос­под­ство, полу­чить и власть над людьми, кото­рую можно исполь­зо­вать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так посту­пить, и не пона­до­бился бы даже Крест— вот, дьявол сам пред­ла­гает Христу взять Самому в руки власть над миром, пре­дать Бога, и ценой этого пусть даже при­твор­ного пре­да­тель­ства облег­чить изна­чально труд­ную, и при этом еще и смер­тельно опас­ную задачу по спа­се­нию мира. Навер­няка тут была и попытка сыг­рать на таких эле­мен­тар­ных чело­ве­че­ских грехах, как жад­ность и жажда власти. А еще поклон перед дья­во­лом озна­чал бы, что Хри­стос при­знал, будто бы зло непо­бе­димо, будто сатана и вправду все­мо­гущ и правит миром по праву силь­ней­шего.

Поэтому на такое, каза­лось бы, заман­чи­вое пред­ло­же­ние дья­вола Иисус отве­тил лишь: отойди от Меня, сатана, ибо напи­сано: Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи ( Мф.4:10 ). И снова это цитата из Вто­ро­за­ко­ния, но на этот раз Хри­стос уже прямо при­зы­вает дья­вола с ее помо­щью вспом­нить, Кому на самом деле при­над­ле­жит все тво­ре­ние. Хри­стос при­зы­вает пад­шего ангела снова покло­ниться Себе, как истин­ному Гос­поду и Богу. И тем более в этот момент ста­но­вится оче­вид­ной ложь врага, ведь тот пред­ла­гает Христу власть в обмен… на при­зна­ние соб­ствен­ной власти. Но разве можно стать вла­ды­кой чего-либо, скло­нив­шись перед другим «вла­ды­кой»? Дьявол и вправду лжет во всем, от начала до конца.

Инте­ресно, что от самой власти над миром Хри­стос не отка­зы­ва­ется (как этого бы сатане ни хоте­лось). Нет, Он пришел, чтобы пра­вить, как истин­ный Царь, – но Цар­ство, кото­рое не от мира сего, и Своих под­дан­ных Он спасет на Кресте Сам, а не примет из рук врага. И сатана уходит, услы­шав третий ответ, – здесь его козни уже не смогут достичь своей цели.

Вопрос: но что за грех было пре­тво­рить камни в хлебы?
Ответ: знай, что послу­шаться диа­вола в чем бы то ни было, грех. (Тол­ко­ва­ние Фео­фи­лакта Бол­гар­ского на Писа­ния).

Непо­бе­ди­мая победа

Стоит обра­тить вни­ма­ние, что чудеса, кото­рые дьявол пред­ла­гает совер­шить Христу, – бес­смыс­ленны по срав­не­нию с теми чуде­сами, кото­рые творил Сам Гос­подь. Хри­стос кормил голод­ных, исце­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых… Все Его чудеса были чуде­сами любви, они имели своей целью физи­че­ское и духов­ное спа­се­ние кон­крет­ных людей, но ни одно из них не было сотво­рено для того, чтобы просто про­сла­виться. Наобо­рот, о неко­то­рых Своих чуде­сах Хри­стос попро­сту запре­щал людям рас­ска­зы­вать (хотя они и нару­шали запрет – кто от жела­ния похва­статься, а кто из бла­го­дар­но­сти). Он не хотел, чтобы люди слу­шали Его из страха или любо­пыт­ства, словно какого-то таин­ствен­ного чаро­дея. Христу нужны были любя­щие уче­ники, кото­рые будут верить Ему просто потому, что Он – это Он.

Пора­же­ние дья­вола в попытке иску­сить Спа­си­теля можно рас­це­ни­вать как первую победу Христа над цар­ством зла. А ведь если сам гене­рал темных сил про­иг­рал клю­че­вую битву на этапе раз­ра­ботки штаб­ной стра­те­гии, то потом уже нет ника­ких шансов у его солдат выиг­рать войну. Хри­стос побе­дил дья­вола навсе­гда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим уче­ни­кам, про­стым людям, власть изго­нять бесов и исце­лять людей. В Ветхом Завете не было опи­сано ни одного случая исце­ле­ния одер­жи­мых сата­ной, это каза­лось совер­шенно немыс­ли­мым для чело­века – так что именно поэтому иудеи потом так недо­уме­вали о чуде­сах Христа и допы­ты­ва­лись – какою вла­стью Ты это дела­ешь, или кто дал Тебе власть сию? ( Лк.20:2 ).

А в самом факте того, что Спа­си­тель был иску­шаем, нет ничего гре­хов­ного. Пре­ступ­ле­ние запо­веди начи­на­ется тогда, когда чело­век начи­нает мыс­ленно согла­шаться с пред­ло­же­нием врага. Отверг­нуть же его, едва услы­шав, – это не грех, а доб­лесть. Кроме того, как пишет апо­стол Павел, Хри­стос должен был во всем упо­до­биться бра­тьям… ибо, как Сам Он пре­тер­пел, быв иску­шен, то может и иску­ша­е­мым помочь ( Евр.2:17-18 ).

В рай­ском саду Адам и Ева не смогли усто­ять перед иску­ше­нием – и мир для них стал враж­деб­ной пусты­ней. Но Хри­стос, как новый Адам, исправ­ляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеж­дает все те же самые иску­ше­ния дья­вола – чтобы раз­ру­шить власть тьмы и снова вер­нуть нас в Цар­ство любя­щего Отца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *