использование автомобиля такси в личных целях судебная практика
Прописано ли где-то, что нельзя пользоваться личным авто с разрешением такси в личных целях?
На личном автомобиле имеется разрешение на осуществление деятельности такси, занимался я этим год назад во время карантина как ИП-самозанятый, но лицензию так и не аннулировал. Авто сейчас естественно без оклейки и никаких путевых листов с собой не вожу.Ехал сегодня один на свою обычную работу, правил не нарушал и инспекторы МАДИ совместно с ГАИ изъяли авто по статье 27.10. Правомерно ли это? Прописано ли где-то,что нельзя пользоваться личным авто с разрешением такси в личных целях? И какие штрафы ждать?
Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
То есть именно осуществление перевозок. Если в момент проверки были бы пассажиры, то вопросов нет- имеет место нарушение.
И вообще ни одним нормативным актом в данной сфере нет запрет на использование автомобиля с разрешением на перевозку пассажиров в личных целях собственником автомобиля.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Вы собственник авто и имеете право использовать его как для работы, так и в личных целях.
Считаю действия должностных лиц не обоснованными. Это лично мое мнение. В случае привлечения Вас к ответственности Вы имеете право обжаловать постановление в порядке тс.30.1-30.7 КоАП РФ.
а по поводу задержания авто напишите жалобу в Прокуратуру. Проведут проверку, дадут ответ, пригодится при обжаловании постановления, если по результатам рассмотрения жалобы признают действия должностных лиц. не законными.
Евгений, добрый день.
Не знаю чем Вам поможет совет обращаться в прокуратуру, поскольку действующее административное законодательство предполагает обжалование постановлений по делу об административном правонарушении или в вышестоящий орган или в суд (прокуратура в данном случае постановления об административном правонарушении не пересматривает).
Да и перспектива обжалования такого рода постановлений в суде проблематична, поскольку требуется предоставление доказательств того, что в момент остановки и составления протокола Вы использовали автомобиль исключительно в личных целях, а не дожидались очередного заказа.
Правда речь в нем идет не о такси — но алгоритм защиты тут верен.
Вы вправе использовать автомобиль в личных целях, даже при наличии у Вас лицензии на перевозку, однако при составлении протокола, Вы должны сделать соответствующее возражение на протокол, а в отобранных у Вас объяснениях указать, на то что у Вас отсутствовала цветографическая разметка на автомобиль, Вы не принимали заказ и передвигались на нем исключительно в личных целях, в связи с чем представлять путевой лист Вы не обязаны.
И приложу также ответ Генеральной прокуратуры РФ допускающей возможность эксплуатации ТС без путевого листа, когда услуги по перевозке не оказываются.
Использование автомобиля такси в личных целях судебная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. N 81-КГ14-12 Суд отменил апелляционное определение по делу о взыскании страхового возмещения, которым взыскано страховое возмещение, поскольку суду для правильного разрешения спора надлежало установить, использовался ли автомобиль для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, либо для иных целей, связанных с осуществлением предпринимательства, чего сделано не было
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Киселёва А.П., Асташова С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по иску Новицкого Е.А. к ОАО «АльфаСтрахование»
о взыскании страхового возмещения
по кассационной жалобе ОАО «АльфаСтрахование»
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 6 ноября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав представителя ОАО «АльфаСтрахование» Стащенко Ю.О., поддержавшую доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Новицкий Е.А. обратился в суд с названным иском к ОАО «АльфаСтрахование», указав, что заключил с ответчиком договор страхования средства наземного транспорта, в период действия которого наступил страховой случай, однако ОАО «АльфаСтрахование» отказывается выплатить ему в полном объёме страховое возмещение.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 6 ноября 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2014 г., в пользу Новицкого Е.А. с ОАО «Альфа Страхование» взыскано страховое возмещение, неустойка за просрочку исполнения обязательств и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, разрешён вопрос о распределении судебных расходов.
ОАО «АльфаСтрахование» подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В. от 17 октября 2014 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ст. 387 ГПК Российской Федерации, для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2014 г в кассационном порядке.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
17 сентября 2012 г. застрахованный автомобиль получил технические повреждения в дорожно-транспортном происшествии (л.д. 25).
24 октября 2012 г. Новицкий Е.А. в связи с наступлением страхового случая обратился в ОАО «АльфаСтрахование» с заявлением о выплате страхового возмещения.
В выплате страхового возмещения Новицкому Е.А. было отказано, поскольку водитель застрахованного транспортного средства не был включён в список лиц, допущенных к управлению по договору страхования (л.д. 21).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и исходил из того, что ОАО «Россельхозбанк» (выгодоприобретатель по договору страхования) отказался от своего права требования, в связи с чем взыскал в пользу страхователя Новицкого Е.А. сумму страхового возмещения. Кроме того, суд взыскал с ответчика штраф по п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2014 г. принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортёрами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с положениями указанного Закона потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» следует, что на договоры добровольного страхования имущества граждан Закон о защите прав потребителей распространяется лишь в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, технические характеристики застрахованного грузового транспортного средства не предполагают его использование для личных семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда при рассмотрении дела допущенные судом первой инстанции нарушения требований действующего законодательства устранены не были, что является существенным нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2014 г отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий | Горшков В.В. |
Судьи | Киселёв А.П. |
Асташов С.В. |
Обзор документа
Истец просил взыскать со страховой организации страховое возмещение по КАСКО за автомобиль, поврежденный в ДТП.
Требования были частично удовлетворены. При этом с ответчика взыскали в т. ч. штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение ввиду следующего.
На договоры добровольного страхования имущества граждан Закон о защите прав потребителей распространяется лишь в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, технические характеристики застрахованного транспортного средства не предполагают его использование для личных семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательством.
Для правильного разрешения спора суду надлежало установить, как автомобиль использовался истцом (для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательством, либо для иных целей, связанных с предпринимательской деятельностью).
Могу ли я ехать домой или по делам на своем личном автомобиле такси?
Ситуация следующая: Ехал домой по своим делам, два предыдущих дня не работал, опознавательные знаки такси снял. В машине никого помимо меня не было. Остановили сотрудники ГИБДД, проверили по базе — лицензия имеется. начали выписывать штраф за отсутствие путевого листа. Машина моя собственная. не таксопарка. Я самозанятый. На сколько дествия сотрдников ГИБДД правомерны и какой документ реглирует мою ситуацию?
1 Ответы
Действительно, требование иметь путевой лист не может быть распространено на водителя, который перевозкой не занимался, и является излишним. При использовании транспортного средства для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, наличие путевого листа не предусмотрено действующим законодательством. Вы можете обжаловать действия сотрудников ГИБДД. В вашем случае правомерность вынесенного решения ставится в зависимость от доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что вы эксплуатировали транспортное средство не в связи с осуществлением деятельности по перевозкам пассажиров / грузов, а в личных целях.
Есть масса правил, которые должны соблюдаться при эксплуатации автомобиля, используемого в качестве такси. Это требование к внешним опознавательным знакам (например, иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета), и к предрейсовому контролю технического состояния автомобиля, и медицинскому осмотру, и правилам стоянки на парковках, и путевым листам, и т.д.
Лицензию вы оформляли на конкретный автомобиль, отсюда следует, что он используется для коммерческих перевозок пассажиров. Логично думать, что это является аргументом для выполнения вышеназванных требований. А о том, что вы ехали по своим личным делам, известно только вам. Сотрудник ГИБДД об этом как должен догадаться? Потому что вы так ему сказали?
Как я писала выше, правомерность постановления и назначение штрафа ставится в зависимость от доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что вы эксплуатировали автомобиль в личных целях. Судебная практика по таким делам есть, и в каждом конкретном случае она не одинакова. Кто-то отменял постановление, предоставив суду доказательства использования авто для личных нужд, кто-то нет. Это уже происходит в судебном порядке. Как правило, суды склонны к тому же мнению, которое вам озвучил сотрудник ГИБДД.
В данном случае присутствует пробел законодательства, когда нет конкретного запрета для использования авто-такси в личных целях.
Скажу больше, если бы вы ехали с пассажиром, к примеру, другом, вам еще добавили штраф за отсутствие опознавательных знаков, которые вы сняли. И опять, доказывать это вам бы пришлось уже в судебном порядке.
Если нет запрета — не значит, что можно. А если можно, то еще нужно доказать, что можно. Вот такая неопределенность.
«…..Полагаю, что отсутствие посторонних людей в машине и выключенный таксометр будут являться исчерпывающими доказательствами в пользу того, что я не использовал автомобиль в качестве такси…..»
Я бы не была в этом так уверена. Представьте ситуацию наоборот: вы — сотрудник ГИБДД, я водитель авто. Вы требуете предъявить путевой лист, так как выяснили, что у меня есть лицензия и данный автомобиль используется в качестве такси. Тут я понимаю, что забыла заполнить путевой лист (проблемы в семье, встала не стой ноги, было не до путевого листа). И поэтому, чтобы не получить штраф, объясняю, что так и так, еду по своим делам и тому подобное. Вы мне поверите? И почему поверите?
Нет такого документа, прямого запрета нет.
«… доказательство вины лежит на плечах сотрудников ГИБДД,МАДИ,ЦОДД и т.д. Если я еду один в машине без шашечек, полагаю, представители вышеуказанных организаций должны доказать мою вину…»
Все это так. А суд найдет вам тысячу и одну причину, почему вы не можете эксплуатировать автомобиль в личных целях. Ранее я уже отвечала на подобный вопрос — https://yonsel.ru/question/mogu-ja-ispolzovat-avtomobil-na-kotoryj-oformlena-licenzija-taksi-lichnyh-celjah/.
«… идет в разрез с принципами демократического государства, законы которого соответствуют принципам «все что не запрещено — разрешено…»
Скорее, относится к принципам и жизненным устоям некоторых людей, но не всего общества.
«… если я, к примеру, открыл ИП, купил кофемашину и собираюсь продавать кофе в парке, не имею права использовать ее в личных целях?…»
Для продажи напитков и продуктов питания законом установлены иные правила, отличные от правил использования автомобиля в качестве такси.
Став индивидуальным предпринимателем и получив разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, вы взяли на себя обязательства по обеспечению безопасности перевозки пассажиров. Для обеспечения безопасности перевозки пассажиров написаны законы, уставы и правила, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность.
Я вас понял и с вами полностью согласен. Просто хотелось бы прочитать про конкретные нормативные документы указывающие на запрет, но как я и думал, их не оказалось.
Что касается первого пункта хотел бы у вас спросить: можете ли вы привести другие примеры доказательств, указывающие на то,что я еду без пассажиров и не использю автомобиль в качестве такси, помимо тех, которые я привел выше? Не означает ли то, что фактически я не имею возможности доказать использование мной автомобиля такси в личных целях, даже если я передвигаюсь по городу один, без шашечек и с выключенным таксометром?
Выложите постановление, фамилию и другие данные удалите. В комментариях приложить файл не получиться, поэтому лучше задать новый вопрос.
Здравствуйте! А как быть в случае, когда ты только едешь в таксопарк утром на осмотр автомобиля и прохождение мед. комиссии и у тебя не может быть путевого листа так как его выписывают не дома?) и вдруг тебя остановил сотрудник ДПС, что ему говорить в этом случае?
Или, например, у меня отпуск и я собрался с семьей поехать на машине на море, мне тоже нужно выписывать путевой лист? Что будет, если меня остановят в другом городе?
«А как быть в случае, когда ты только едешь в таксопарк утром на осмотр автомобиля…?»
Смотрите Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»).
В пункте 2.5 конкретно сказано, что предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки. Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.
«и прохождение мед. комиссии…»
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств изложен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 №835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
По поводу использования автомобиля в личных целях я уже неоднократно высказывала свое мнение. Воспользуйтесь поиском.
Могу я использовать автомобиль, на который оформлена лицензия такси, в личных целях?
Получил лицензию для осуществления деятельности такси. Но так поработать в этой сфере не получилось и уже вряд ли получится. Слышал, что в личных целях теперь автомобиль использовать нельзя. Если остановит сотрудник ГИБДД, то ждут большие штрафы. Какой закон регулирует это?
2 Answers
Получил лицензию для осуществления деятельности такси. Но так поработать в этой сфере не получилось и уже вряд ли получится. Слышал, что в личных целях теперь автомобиль использовать нельзя.
Да, так и есть. Эксплуатация транспортного средства, используемого в качестве такси, в личных целях не допустима. А причина тому — исключение самовольного использования транспортного средства в целях перевозок пассажиров в нарушение требований законодательства. И самое основное — обеспечение безопасности перевозки пассажиров. Почему так?
Согласно ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011г. №69-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, в отношении одного транспортного средства, которое предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязано проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию (пп. «б» п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона 69-ФЗ), а также обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра (пп. «в», п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона 69-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По ч. 2 ст. 6 соответствующего закона запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 года № 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, в соответствии с которыми путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Согласно «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса №7 от 15.01.2014:
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации.
Для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
И что все это значит?
А все вышеперечисленное означает, что водитель автомобиля, который зарегистрирован в качестве такси перед тем как сесть за руль должен выполнить следующие действия:
Таким образом при проведении проверки выясниться, что автомобиль используется в качестве легкового такси. И в большинстве случаев затруднительно установить факт прохождения водителем предрейсового медицинского осмотра и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства перед выездом. А это является нарушением п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». И влечет административное правонарушение, предусмотренное ч.2, 3, ст.12.31.1 КоАП РФ.