использование интерактивных методик в обучении и воспитании позволяет учащимся приобрести важнейшие
Доклад по теме «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование интерактивных методов обучения
как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
Резко возросла информированность детей.
Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.
Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В настоящее время я вплотную подошла к этапу настоящего осмысления результатов своего труда. У меня появилось желание обновить содержание процесса обучения и воспитания. Это привело меня к необходимости заняться поиском новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения. Она является, на мой взгляд, хорошей возможностью идти в ногу со временем.
Прежде всего, я поставила перед собой цель – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных задач:
1. Рассмотреть особенности содержания современного начального образования.
2. Рассмотреть способы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.
3.Проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Повышение познавательной мотивации
Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
Воспитание лидерских качеств
Умение работать с командой и в команде
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.
Формами интерактивного обучения являются:
работа в статичных парах или парах сменного состава;
работа в малых группах;
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.
Пример. Работа в парах сменного состава.
Учитель предлагает карточки с заданиями каждому ученику.
Учащиеся, выполнившие задания карточки, поднимают руки, тем самым сообщая о готовности образовать пару для взаимопроверки и обмена заданиями. Таким образом, составляются временные пары с целью осуществления конкретной деятельности. После обмена заданиями пара распадается для выполнения карточки, а потом образуются новые пары для очередной взаимопроверки. При работе в малых группах, в зависимости от целей урока или его этапа, учащиеся группы могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения обозначенной проблемы, проверять работу.
Основаниями для деления учащихся на группы (пары) могут быть:
свобода выбора ребенка;
уровень обученности и развитие детей;
психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.
Но еще не менее важным основанием мы считаем “индивидуализацию учебных целей” для определенной группы учащихся. Работу таких групп можно представить в виде некого алгоритма:
Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания. Практическая значимость.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Образованность учащихся является одним из показателей качества образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация образовательной организации, работая над повышением образованности учащихся, работает над повышением качества образования через
внедрение активных форм обучения и воспитания. С труктура образованности состоит из 4
1. Круг значимых проблем (мотивационный компонент).
2. Образовательное пространство – круг источников информации, которые использует личность (ориентационный момент(.
3. Освоенные личностью универсальные и специальные методы решения проблем (деятельный компонент).
4. Познавательная база решения проблем – междисциплинарные и предметные знания, необходимые для решения проблем (когнитивный компонент).
Родители учащихся имеют право на выбор образовательных программ для своих детей. Задача образовательной организации – предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел при этом шанс на успех. Для педагога должны быть значимыми любые успехи любого ученика.
Для повышения уровня образованности учащихся используются универсальные методы:
постановка проблемы; формирование цели; конкретизация цели в задачах; самоконтроль;
Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе.
Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая менее сильных, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.
Работая над повышением образованности учащихся, необходимо развивать у них способность решать жизненные задачи.
На ступени начального образования учащиеся должны: осваивать новую социальную роль ученика; овладевать учебно-познавательной деятельностью; вступать в новые социальные отношения со сверстниками по классу, с учителями, с окружающей школьной средой.
практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно- воспитательного процесса.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как « технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся ».
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать
учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
В чём состоит «Активность» Активного метода обучения?
Они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми. Они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих,
целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд. Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
Процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
Активные методы обучения позволяют решить следующие учебно-организационные
— подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;
— обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;
— установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;
— реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);
— реализовать производственные функции (отработать систему управления и его функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности и
— реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
Формы работы , повышающие уровень активности обучения :
— Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
— Использование игровых форм;
— Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);
— Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
— Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий и др.);
— Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
— Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное ИЗО с помощью схем, символов, рисунков и др.);
— Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
— Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Доклад «Интерактивные методы в обучении воспитании школьников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Важной задачей образовательных учреждений является усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание в решении этой задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания молодежи, которые обеспечивают успешность самоопределения молодежи.
Интерактивное обучение, это – «обучение, погруженное в общение».
-содействие более глубокому пониманию учебных материалов;
-развитие навыков комплексного решения проблем;
-содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса;
-развитие навыков групповой работы по восприятию согласованного решения (от –
восприятия через навыки общения и конструктивные дискуссии, ролевые игры, имитационные игры, к жизненной практике).
Характеристика интерактивного обучения
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» – взаимный, «act» – действовать.
«Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель – ученик» или «учитель – группа учащихся (аудитория)»
При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом, так и в практическом плане.
— позволяют многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения, овладевать опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
— стимулируют обучающихся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
Важным основанием использования интерактивных методов обучения и воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, способности предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
Применение интерактивного обучения дает конкретному обучающемуся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, освоение нового опыта взаимодействия, развитие толерантности и творческого мышления, возможность самосовершенствования, духовного развития; учебной группе – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
— формирование ценностно-ориентационного единства в группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Основными отличиями форм и методов интерактивного обучения
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы;
-создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
-непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
-изменение роли учителя на роль организатора учебного процесса, консультанта;
субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер));
-опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем;
организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т.е. обеспечивает решение обучающих задач;
-обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
-интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.
В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.
-Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:
*взаимодействие учащихся между собой и учителем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности;
*процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение);
*обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
*обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению учащимися ценностных ориентиров, что позволяет преодолеть противоречие между их потребностью в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения.
Виды и формы интерактивных методов обучения и воспитания
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: *эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач;
*кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий;
*педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др.
— дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
— игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;
тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
1) работа с понятиями – это метод самообучения, при котором обучаемые работают индивидуально, в паре, в группе, взаимодействуют с информацией, где участие педагога минимально;
2) мультимедийная лекция; поиск информации в Интернете или мультимедийных справочниках, работа с интерактивной доской;
3) интерактивное обучение (активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса).
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемых на уроках: «Мозговой штурм», ролевая и деловая игра, дебаты, метод «Синквейна», активное чтение, метод шести шляп, «чтение со стопами», методика сотрудничества («кооперативное обучение»), проектная деятельность и другие.
Использование практических интерактивных методов обучения и воспитания.
Среди разнообразных форм организации учебных занятий в старших классах школы определенное место занимают семинары. Семинар – это один из видов занятий, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить школьникам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм учебной деятельности, предметный и социальный контексты этой деятельности.
Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Цель дискуссии – предоставить каждому ученику возможность практического использования в речи теоретических понятий в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, доказательства или опровержения истинности каких-то высказываний, принятия согласованных решений и т. п.
Интерактивные занятия способствуют углубленному изучению той или иной темы, овладению определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков научного подхода к решению проблем.
Коллективная форма взаимодействия и общения учит школьников формулировать мысли, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор.
Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины.
В практике школы выделяют следующие виды интерактивных семинаров, которые также могут использоваться в старших классах.
Междисциплинарные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах.
Проблемные. Перед изучением раздела курса учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы.
Психолого-педагогические условия организации
интерактивного обучения и воспитания
К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного обучения и воспитания относят: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и учащимися;
демократический стиль преподавания; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, учащихся между собой; опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
В зависимости от форм организации интерактивного обучения и воспитания могут меняться и условия их организации.
Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении и воспитании .
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Положительные стороны и отрицательные стороны
интерактивного метода обучения и воспитания.
-Расширение ресурсной базы
-Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно
при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
-Высокая степень мотивации
-Трудности установления дисциплины и ее поддержания