использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста

Применение методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Картинка про использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста Наталья Сухарькова
Применение методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Сухарькова Н. М. воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

Добрый день уважаемые коллеги!

1сл. Хочу представить вам технологию которую применяю в своей работе Триз.

2сл. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач

3сл. Методика ТРИЗ была придумана и разработана Советским писателям-фантастами Генрихом Сауловичем Альтшуллером Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. И поэтому целью триза является

Цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через самостоятельную деятельность и совместную с педагогом посредством ТРИЗ.

5сл. Обратите внимание, где можно использовать приемы технологии «Триз»

6сл. «Мозговой штурм»— Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

7сл. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

8сл. «Метод каталога» позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

9сл – 10сл. Метод «Синектики» или «Аналогии»

Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются разные ситуации

Например: (Обратить внимание на слайд)

11сл. Метод «Типового фантазирования» Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую,а с использованием конкретных приемов:

13сл. Результативность педагогического опыта.

У детей возросла познавательная активность и интерес,

возросла активность в принятии самостоятельных решений,

расширился кругозор. Появилось стремление к новизне, к фантазированию.

У детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям,

обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

У детей снялось чувство скованности, застенчивости,

повысился интерес к занятиям,

совершенствование мышления, речи, внимания, памяти, воображения.

Источник

Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»

использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Картинка про использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста Светлана Юркова
Семинар для педагогов детского сада «ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ (к вопросу как, когда и где)

Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру».

Будьте хозяином своей судьбы.

Достигайте успеха в том, что Вы любите.

Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

Стройте свои отношения с людьми на доверии.

Развивайте свои творческие способности.

Культивируйте в себе смелость.

Заботьтесь о своем здоровье

Не теряйте веру в себя.

Старайтесь мыслить позитивно.

Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.

Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А. М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и. т. д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.

«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата. Заставит задуматься о стиле жизни.

Предлагается тренинг на сплочённость коллектива.

Делимся на две команды. «Я беру с собой…» (каждый называет, что берёт с собой, а следующий должен назвать все предыдущие)

Встань по росту, по цвету волос и т. д. без слов и движения.

В зал залетает письмо, читаем. «Здравствуйте, мои маленькие друзья, я лесная фея. В нашем лесу случилась беда, все лесные жители пропали, их заколдовало лесное чудище. Я знаю, что вы очень добрые и храбрые дети. Поэтому обращаюсь именно к вам. Помогите пожалуйста вернуть моих лесных друзей. Ведь без них очень тихо и скучно в нашем лесу. В помощь вам я отправляю своих волшебников. Удачи вам мои маленькие друзья.»

-Ребята, поможем? (ДА) –А кто же такие лесные жители? (Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете, почему злое чудище заколдовало лесных жителей?

— Я думаю нам нужно отправиться в этот лес и расколдовать лесных жителей. Готовы? Тогда в путь. (Под музыку идут по дорожкам)

А теперь остановись и вокруг себя оглянись, с помощью больших чудес мы попали в тёмный лес. (на проекторе изображение тёмного леса)

-Ребята вот мы с вами и пришли заколдованный лес. И мы совсем незнаем, что нас здесь ждёт. Ведь лес может быть добрым и злым, приносить пользу и наоборот навредить. Я предлагаю вам с помощью волшебных шляп подумать и рассказать, что в лесу хорошо, а что плохо.Игра: «Хорошо-плохо»

Молодцы! Но прежде чем мы отправимся дальше давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы ещё больше не навредить лесным жителям. (используя карточки закрепляют правила поведения в природе)

А вот и первый волшебник. (находят первого волшебника «Я ощущаю руками») Он предлагает нам на ощупь определить какие животные заколдованы (тактильные ощущения) Расколдовать не получается.

Ребята, я предлагаю вам поиграть с волшебными кругами, может быть они нам помогут. «Мы с кругами поиграем много нового узнаем. Чтоб в игру скорей начать, надо место занимать» (Используются круги Луллия с реальными задачами и фантастическими) «Найди детёныша» «Собери слово» «Подбери слово к схеме» и тд. (Не расколдовали)

Встречают волшебника «Объединяйка» Предлагает объединить лесные картинки и объяснить почему.

Ребята, а вы знаете, что все животные очень любят, когда про них составляют загадки. Давайте вместе попробуем, а поможет нам в этом схема.

КАКОЙ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?

Составляют загадки. Например, Ёжик. (Круглый, но не клубок.

Колючий, как игла. Пыхтящий, как пароходная труба. Хищный, но не волк.

(Расколдовать не получается)

Предлагает составить сказку о животных используя карты Проппа. (Составляют сказку)

Обращает внимание на проектор, где появились животные.

— Ребята, посмотрите, у нас получилось расколдовать лесных жителей. (На проекторе голоса животных с их изображением) Вместе с ними мы расколдовали волшебника «Я всё слышу», который очень любит гулять по лесу и слушать лесные звуки. Что же он там услышал? А услышал он, как белочка огорчилась, что про всех животных составили загадки, а про неё нет. Наверно вы ничего не знаете о ней. Волшебник успокойся, сейчас ребята всё расскажут про белочку, а поможет им в этом системный оператор (Волшебный экран)

-Ребята, а какие ещё звуки можно услышать в лесу? А хотите услышать о чём говорят лесные жители в лесу.

Волшебник предлагает нам войти в картину, выбрать себе объект и провести диалог от его лица. (Метод синектики)

А ещё волшебники очень любят добавлять в картину различные объекты, чтобы картина стала более интересной. Посмотрите, чтобы это значило? (добавляет в картину фрагменты, выслушивает рассуждения детей)

-Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, Лесная Фея прислала нам волшебника настроения, он хочет с нами поиграть. (Маски настроения)

РЕФЛЕКСИЯ. Какие мы с вами молодцы. Помогли расколдовать всех животных. А что мы можем сделать чтобы этого больше не повторилось? (Рассуждения) Я предлагаю вам придумать необычное животное, которое сможет охранять лесных жителей от лесного чудовища. (Из частей животных составляют и называют животное) (Морфологический ящик)

С помощью волшебных слов возвращаются в д/с «Вокруг себя ты повернись и в д/с очутись»

Рефлексия с использованием шляп де Боно. Предлагает рисование животных на цветной соли.

использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Картинка про использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» Мастер класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» Разработала Каргальская Н. К. Здоровье ребенка –.

использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Картинка про использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возрастаСеминар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника» В работе с детьми в ДОУ компенсирующего вида есть свои особенности: ребёнок приходит в группу с нарушением речи, что порой, само по себе,.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «С мячом играй, речь развивай!» Слайд №1 «С мячом играй, речь развивай!». «Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить» А. Грин Ежегодно.

Семинар-практикум для педагогов «Социо-игровые технологии в логопедии» СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Цель работы: Обучение применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи:.

Семинар-практикум «Компетентностный подход в дошкольном образовании. Компетентность в области личностных качеств» (Слайд №1) 1часть Теоретическая Тема нашего заседания: «Компетентностный подход в ДО. Компетентность в области личностных качеств».Почему.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Информационные технологии в современном дошкольном образовании Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию,.

Источник

ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Картинка про использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста. Фото использование методов триз в обучении детей дошкольного возраста ирина васильева
ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

«Духовная жизнь вашего ребёнка полноценна тогда, когда он

живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы и получилось привычно и легко? На данном этапе ни школа, ни д/сад чётко и ясно на этот вопрос ответить не могут. Что же это такое, что может вдохнуть в нашу педагогику, психологию новый импульс – это труд, тория решений изобретательских задач. Труд поможет своими нестандартными приёмами сделать наших «средних» детей творческими личностями, т. е. даже поможет в укреплении их здоровья. Труд поможет нам найти ответ на вопрос, как воспитывать наших детей.

Так при знакомстве с ТРИЗ – вы не знаете, что он несёт, что он вам даст, поэтому не спешите, присмотритесь, приглядитесь и не делайте поспешных выводов. Что такое ТРИЗ – его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть.Но задача задаче рознь: ТРИЗ, конечно, поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше – ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку. Почему? Потому что цель ТРИЗа – достижение достойной цели; разве воспитание и обучение наших детей здоровыми и умными, творческими личностями, не достойная задача. Она нам жизненно необходима. Триз заинтересовал миллионы людей, он лёг в основу нового предмета по технологии творчества, он лёг в основу медицинской терапии. Триз изучают в институтах, техникумах. Он усиленно изучается во всех промышленно развитых странах.

Основателем ТРИЗ является Г. С. Альтшуллер, который и поныне здравствует в Баку. В г. Ангарске его разработкой и творческим внедрением занимаются Иванов Г. И. – научный руководитель Ангарского Центра методологии научно-технического творчества и Кобец С. М. директор Центра методологии НТТ.

Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.

Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.

На тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни. (Пример по сказке «Колобок».Дети дают множество ответов: «поиграть с Лисой в прятки», «Дед пошёл искать и выручил», «Охотники выручили2 и т. д.).

Итак, п р о т и в о р е ч и я. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.

Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».

Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.

Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Занятия с элементами ТРИЗ и РТВ.

Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.

• Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

• Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.

• Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

• Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)

• Обязательная активация творческого воображения;

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.

(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).

1.Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

• Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп,

• Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,

• Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,

• Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,

• Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,

• Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.

2. Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:

• Рисование штампами и шаблонами,

• По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,

Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл. гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).

3.Проведение игр и тренингов с элементами рисования:

«Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).

4. Ситуативные задачи по сюжетам сказок.

Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р. н. с.)

Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р. н. с.

Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р. н. с.

Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.

Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р. н. с.

Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р. н. с.

Полюбив, она сделала невозможное. (А. Аксаков «Аленький цветочек»).

Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)

Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).

Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).

Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин).

Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).

Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

5. Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.

• Придумывание сказки по предложенному началу.

• Составить сказку на свободно выбранную тему.

• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

• Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.

• Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.

• Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

• Изменять заимствованные из сказок ситуации.

• Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).

• За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.

• Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.

• Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.

• Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.

• Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.

• Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

• Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад,со словами:

Закружила метель, словно чудо карусель,

Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют»эту функцию на себя:

• Я – лягушка. Я умею прыгать.

• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит. д.

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д. ; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.

С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.

Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».

Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.

Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».

Дети: «Не жёлтая, а Красная!».

Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

«Сочинение сказок с предметами – заместителями».

Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Что является второй подушкой для щеки?

Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Когда собака бывает в конуре без головы?

• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей образовательного процесса. В последнее время дети чаще.

Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Использование игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов.

Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ» Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ. Консультация для воспитателей..

Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста КРАЕВЕДЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Городок – окраина России Снегом заметён, за ним – тайга. Ни правителя и ни.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *