использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста

использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Картинка про использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста Морозова Светлана
Использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста

Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим в детском саду в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Как правило, многие дошкольники неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У некоторых детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, отличаются невысокой работоспособностью. В силу этих и других причин у детей заучивание стихотворений, пересказывание текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Поэтому в своей работе мы предприняли попытку изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, эффективность которых была бы очевидна.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Использование мнемотехникипозволяет решить следующие задачи:

1. Развитие связной речи.

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения.

Работа по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста строится поэтапно:

1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3 этап: Побуждение ребенка к пересказу с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.

4этап: Самостоятельная зарисовка мнемотаблицы.

Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать

Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицыдля составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные»

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.

Источник

Консультация для родителей «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Картинка про использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста Мария Бурмистрова
Консультация для родителей «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

«Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста».

На сегодняшний день актуальность темы заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие,как:

• Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.

Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания

• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

• обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;

• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

• выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

• учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;

Сказка теремок.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы,например:

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка

Преимущество мнемотаблицы:

• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;

— расширился круг знаний об окружающем мире;

— активизировать словарный запас;

— дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста» Введение Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов.

Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов,.

Использование мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР. Мнемотехника – это система методов и приемов,.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники у младших дошкольников» Консультация для родителей Использование мнемотехники у младших дошкольников В наше время, время новейших технологий, последствия информационного.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей » Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Цель: 1. повышение.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей » Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Цель: 1. повышение.

использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Картинка про использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возрастаРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад «Развитие.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Подготовила:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Источник

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений

использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Картинка про использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста Наталья Елесина
Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений

2слайд

3 слайд. Структура мнемотехники.

Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мы выяснили, что работа по внедрению мнемотехники в образовательный процесс ДОУ строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемодорожки— таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

5 слайд – В дошкольной педагогике мнемосхемы называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большевой – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

6 слайд Актуальность. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации,

где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой

Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

7 слайд. На этапе дошкольного возраста Мнемосхемы используются для решения следующих задач:

-развитие связной речи у детей

-обогащения словарного запаса

-при обучении составлению рассказов

-пересказах художественной литературы

-отгадывание и загадывание загадок

-помогают при заучивание стихов

-при разучивании чистоговорок

-помогают в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления

-сокращение времени обучения

— Раскрывать существенное в объекте;

— Быть простой для восприятия и доступной;

— Нельзя злоупотреблять методом.

/b]b]9 слайд. [/b]Этапы работы с мнемотаблицами.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

2 этап. Преобразование символов в образы

3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы, т. е. обработка метода запоминания

Для примера мы рассмотрим стихотворение Нищеевой «Елочка»

Каждое слово стихотворения мы преобразуем в рисунок, выделяя существенное в объекте.

10 слайд. Цель нашей работы – развивать у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения и разучивать стихотворения, загадки, чистоговорки используя мнемотехнику.

• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;

• Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

11 слайд. Использование мнемотаблиц включали в разные формы работы с детьми:

— Непосредственно образовательной деятельности знакомя детей со сказками, загадками, рассказами, чистоговорками.

— Чтение художественной литературы (вне НОД);

— Старались в самостоятельную детскую деятельность включать использование мнемосхем; Организовывали театральную деятельность с опорой на мнемосхемы.

— Проводили индивидуальную работу по развитию у детей умения пересказывать литературные произведения, разгадывание загадок, разучивание стихов с помощью мнемосхем ;

— организовывали викторины и развлечения: КВН «Знатоки сказок» ; Развлечение «В мире загадок».

12 слайд. Здесь вы можете увидеть этапы работы с детьми по ознакомлению с художественным произведением (сказкой) в НОД

1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.

13 Слайд. Этапы работы в разучивании стихотворения

• Выразительное чтение стихотворения.

• Сообщение, что это стихотворение будим учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему.

• Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

• Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемосхему.

• Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемосхему.

14 слайд. Индивидуальная работа

15 слайд. Разгадывание загадок и составление мнемозагадок.

Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его можно варить или жарить

16 слайд. Пополнение развивающей предметно –пространственной среды:

— пополнились новыми схемами (оформлены в альбомы);

— схемы стали использоваться не только в развитии речи, но и других видах детской деятельности.

17 слайд. Использовали разные формы работы с родителями

Консультации «Книга – главный друг»;

Беседы «Читаем дома», «Любимая сказка…. ребенка»

Анкетирование :«Приобщение детей к чтению»

«Чем занят ребенок дома»

«Русская народная сказка в жизни ребенка»

«Развитие речи ребенка. Чистоговорки»

Мастер –класс «Разгадай загадку» (мнемозагадки)

Участие в проектах : «Сочини сказку про своего ребенка»; «Загадка – это интересно»

18 сла йд. Результаты нашей работы

• сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим;

• у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее;

• у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни;

• активизировался словарный запас.

19 слайд. Перспективы

— Продолжать методическую работы с воспитателями по данному вопросу;

-Продолжать активную работу с родителями воспитанников;

— Продолжать пополнение РППС ДОУ составленными детьми мнемосхемами, оформить в индивидуальные альбомы

20 сл айд Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста УНО Борского района Обобщение опыта по теме: Использование технологии Мнемотехника в обучении детей старшего дошкольного возраста..

Конкурс выразительного чтения посредством драматизации литературных произведений Цель: Развитие выразительности речи детей при исполнении литературных произведений. Задачи: Умение строить диалог между героями сказок,.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом. Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию» Воспитатель: Соколова Людмила Юрьевна. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение рассказыванию. Цель:.

Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Источник

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники

использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Смотреть картинку использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Картинка про использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста. Фото использование мнемотехники при обучении пересказу детей дошкольного возраста Ботвина Татьяна
Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

В своем обобщении опыта я расскажу о работе над развитием монологической речи, а именно о работе по пересказу литературных текстов с помощью приемов мнемотехники. Но сразу хочу отметить, что эта методика применима ко всем образовательным областям.

Пересказ – это осмысленное творческое воспроизведение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой участвуют мышление, память, воображение детей.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по обучению пересказу, мы обнаружили у детей такие проблемы:

— связные высказывания короткие;

— они отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

— часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы.

А ведь детям скоро идти в школу и связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Поэтому перед нами встала задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Поэтому мы, в рамках годовой задачи, решили найти способы решения этой проблемы.

Что же такое мнемотехника?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Бехтерев доказал: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

Поэтому, соединяя между собой при пересказе рисование схемы и пересказ по ней, эффективнее идет развитие речи.

— предметно-схематическая модель Ткаченко Татьяна Александровна

— сенсорно – графическая схема Воробьева Валентина Константиновна

— схема составления рассказа Ефименкова Л. Н.

мнемотаблица, коллаж Большева Т. В.

Основной «секрет» мнемотехники. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

приёмы облегчают овладение связной монологической речью, т. к. использование схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Для воспитателей: это обобщение опыта может быть использовано воспитателями при выборе приемов развития речи у детей в своих возрастных группах.

Для детей: помощь детям в развитии речи

Социальная значимость: создает условия для успешного обучения пересказу через овладения методом мнемотаблицы

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных методик и технологии мнемотехники по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами Сохин Ф. А. и Бородич А.М: план занятия по пересказупроизведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы: 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3.Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы,служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:

пересказывания текстов;

составления описательных рассказов;

обогащения словарного запаса.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность этого приема – применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития, от объема произведения.

Для изготовления мнемотаблицне требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

Последовательность работы с мнемотаблицами на первом этапе:

перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;

пересказ текста.

После того, как дети научились раскодировать информацию, преобразовывать символы в образы,мы начали работать по кодированию информации: дети образы переводили в символы, а при пересказе опять проходила перекодирование символов в образы. Вначале это была совместная работа воспитателя и детей. Этот процесс был интересен детям тем, что они придумывали самостоятельно символы для дальнейшего пересказа. А затем работа усложнилась тем, что дети в процессе вторично читаемого текста, самостоятельно придумывали и зарисовывали символы, которые нужны ему для воспроизведения текста.

И пусть эти символы были порой некрасивы, но ценность в них то, что ребенок применил свой опыт, свою фантазию, творческие способности и даже произошло развитие мелкой моторики.

Таким образом, использование мнемотехники в процессе обучения дошкольников пересказу имеет огромное значение для их умственного и речевого развития. Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обученияи одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса;

2. Умение преобразовывать образы в символы;

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Чем отличается мнемотехника от других технологий?

Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Для распространения опыта работы среди педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по рассказам В. Осеевой с детьми подготовительной группы. Дети на занятии показали свои знания по пересказу по мнемотаблицам.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.

А. М. Бородич «Методика развития речи детей» 1981

М. Зиганов, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» 2001

В. М. Большева «Учимся по сказке. Развитие дошкольников с помощью мнемотехники»

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *