использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания

Специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.

Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка

Проблемно-поисковый : (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.

Репродуктивный : используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу.

Методы педагогической поддержки используются классным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как предупреждающие меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.

Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияметод ― угашения переживаний (рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);

Методы поддержки физического здоровья ребёнка

метод физических упражнений и занятия спортом;

Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

метод ― устранения плохих привычек‖;

метод ― выработки хороших привычек и положительных черт характера‖;

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияМетоды, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:

метод ― увлечения добрым делом‖;

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияМетоды укрепления чувства ответственности:

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

Методы педагогической поддержки развития способностей.

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияМетоды поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату( наблюдения,коллективного анализа деятельности,размышления)

метод развития интуиции (игры ― Почувствуй состояние другого‖, ― Кто стоит за дверью‖, ― Холодно-горячо‖, ―В какой руке?‖ и т.д.);

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияМетоды поддержки развития организаторских способностей:

метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияметод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияметод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Смотреть картинку использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Картинка про использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Фото использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияметод ―ролевой игры‖ (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);

Источник

Доклад на тему: «Специальные педагогические подходы и методы обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Специальные педагогические подходы и методы обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Поэтому ФГОС предусматривает обучение таких детей по адаптированным образовательным программам:
— ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
— использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
— индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
— обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
— максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, например поработать с картами по моему предмету, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. ( Очень хорошо на уроках естественного цикла прописывать термины и понятия, и запоминают и словарная работа)
4. Проявление педагогического такта. ( Все мы знаем, что наши дети очень ранимы, есть и эмоционально неуроановешанные) Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
— игровые ситуации;
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. ( Можно попросить ребенка мимикой показать зверей, проделать гимнастику для рук)

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
О чень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля.
Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

Итак, наша задача – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Социализация детей с ОВЗ-это тоже наша с вами компетенция. Учителями, психологами, логопедами нашего центра организуются совместные походы в супермаркеты, библиотеку, оздоровительные комплексы, аптеку. По возможности приглашаем всех детей на внеклассные мероприятия ( встречи, утренники, конкурсы).

Мы с вами должны соответствовать образу педагога 21 века, иметь такие профессиональные качества как:

Источник

Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

С 01.01.2023 в ч. 6 ст. 79 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 ст. 79 дополняется ч. 6.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области

Тема: « Специальные образовательные условия – гарантия качества инклюзивного процесса»

с. Николаевка, 2015г.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. обязывает создать специальные условия для обучения детей с ОВЗ (ст. 79 « Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»).

Под специальными условиями в настоящем ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме этого в законе сказано, что с одержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Требования к условиям реализации АОП для обучающихся с ОВЗ, представляют собой систему требований к:

Материально- техническому обеспечению;

Программно- методическому обеспечению;

Психолого- педагогическому сопровождению;

Организационно- педагогическим условиям.

Рассмотрим каждый вид условий более подробно.

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно- правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута.

Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, ППМС- центра и др. организаций по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения и др. общественных организаций.

С этими организациями надо построить отношения на основе договоров.

Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.

Для определенных категорий детей важным является организация питания и

Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в адаптированную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово- экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в адаптированной образовательной программе результатов. В соответствии с конституционными правами обучающихся с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта Стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.

Структура расходов на образование включает:

1. Образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы.

2. Сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации.

3. Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.

4. Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.

5. Повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Материально- техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально- технические условия должны обеспечивать соблюдение:

Материально- технические условия реализации адаптированной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

В рамках реализации АОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно- методической литературой и материалами по всем учебным предметам.

Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.

Психолого_педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении школьным ПМПК.

Специалисты ПМПК для ребенка с ОВЗ должны:

разработать индивидуальный образовательный маршрут, который будет механизмом реализации адаптированной образовательной программы;

отслеживать динамику развития ребенка;

своевременно вносить коррективы в индивидуальный образовательный маршрут;

Обеспечение дополнительной помощи (тьютор/классный руководитель)

Организация психолого-педагогического консультирования родителей и педагогических работников по следующим вопросам:

 особенности психофизического развития ребенка;

 особенности воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений;

 организация образовательного процесса;

 применение эффективных педагогических технологий при обучении ребенка с ОВЗ и т.д.

Включение родителей в образовательный процесс (консультации, мастер-классы, семинары, тренинги, групповые занятия с детьми).

Требования к кадровым условиям реализации адаптированной образовательной программы включают следующие положения:

Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ соответствует квалификационным характеристикам по занимаемой должности;

Возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий ;

При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме.

В МБОУ Николаевской СОШ с детьми с ОВЗ работают 12 педагогов. Из них 6 человек прошли соответствующую курсовую подготовку в 2014 году, 6 чел. планируют повысить квалификацию в 2015-2016 учебном году.

Организационно_- педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально- направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов и форм организации учебной работы. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Методы, используемые при работе с детьми с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.

Словесные (объяснение, беседа, рассказ…) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами.

 Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, словарная работа).

 Объяснение – акцентировать внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут.

 Беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов учителя, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе. Обращать внимание на речь учащихся – исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.

Наглядные : показ, демонстрация, наблюдения, использование ИКТ (презентации, анимации, фрагменты презентаций), картинного материала, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, памяти.

 Показ – обеспечить возможность зрительного восприятия (размер иллюстрации, качество, освещение). Указывать, на что необходимо смотреть (указкой, словесно). Отмечать детали изображение. После показа объект убирают.

 Демонстрация – показ предметов в движении.

 Наблюдение – целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении увеличивается дидактическая польза.

Практические : обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.

 Упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).

 Программированные задания – графические или текстовые (выбор вариантов ответов).

Проблемно-поисковый: создание учителем проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей в малых группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.

Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Метод игры: дидактические игры (на этапе актуализации опорных знаний) и ролевые игры (на этапе закрепления).

Методы обучения, используемые учителем в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут быть реализованы на основе принципов коррекционно-развивающего обучения, предложенных Е.Д. Худенко.

Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и др. Особое значение при организации обучения детей с ОВЗ имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психического развития.

Специальные подходы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Специальная организация работы в классе: наличие индивидуальных правил для учащихся;

использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;

использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила;

оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;

близость учеников к учителю;

наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);

сохранение достаточного пространства между партами;

распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий;

предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства;

разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

игнорирование незначительных поведенческих нарушений;

разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения: аудио/видео кассеты; работа на компьютерном тренажере;

обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;

Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ: замедленность темпа обучения;

упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач;

последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа;

осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

повторение учащимся инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

выполнение диктантов в индивидуальном режиме;

максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка.

Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанных на доске;

использования упражнений с пропущенными словами/предложениями;

использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации;

предоставление краткого содержания глав учебников;

использование учетных карточек для записи главных тем;

предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;

указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме);

альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.)

Важным компонентом при организации процесса обучения детей с ОВЗ является создание условий для адаптации детей данной категории в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что интегративным результатом реализации указанных требований и условий, должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность,

открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Кроме этого, организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Федеральный закон «Об образованиив Российской Федерации».- Новосибирск: Норматика, 2014. – 128с.

Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской» 2010

Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009

Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000

Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М. : Прометей, 2005.

Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008

Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».

ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования», «Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *