использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе

Взаимосвязанное обучение аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (языковой ВУЗ, немецкий язык) Пономарева Ирина Владимировна

использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе

использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе

использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Пономарева Ирина Владимировна. Взаимосвязанное обучение аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (языковой ВУЗ, немецкий язык) : ил РГБ ОД 61:85-13/739

Содержание к диссертации

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССОВ
АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ 12

I. Психологическая характеристика процес
сов аудирования и говорения 12

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность

процессов аудирования и говорения 25

Глава П. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТИВ-
НЫХ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБ
ЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ 46

I. Лингвистическая характеристика текстов

информационного и публицистического

2. Особенности устного монологического

Глава Ш. МЕТОДИКА ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ АУДИ
РОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗО
ВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (РАДИО
И ТЕЛЕВИДЕНИЯ) 82

I. Система упражнений для взаимосвязан
ного обучения аудированию и говорению 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 142

Конечные требования программы по иностранному (немецкому) языку для языкового вуза позволяют заключить, что выпускники языкового вуза должны владеть иностранным языком на уровне, приближающемся к уровню образованного носителя языка. Наиболее существенным критерием полноценного владения иностранным языком является свободное пользование всеми видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом).

Проблема комплексного обучения видам речевой деятельности не является новой для современной методики обучения иностранно-

взаимодействие рецептивных видов речевой деятельности (аудирования и чтения);

взаимодействие продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма);

взаимодействие продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности (говорения и чтения, говорения и аудирования, письма и чтения).

Диссертационные исследования, посвященные взаимосвязанному обучению различным видам речевой деятельности, не исчерпывают все стороны данной проблемы (Беришвили Н.И., 1984; Неманова Р.П., 1981).

В ряде методических исследований аудирование рассматривается не только как цель, но и как эффективное средство обучения говорению, однако проблема взаимодействия данных видов речевой деятельности не является непосредственным объектом исследования (Еремин Ю.В., 1974; Шилкина JT.B., 1973).

Настоящая диссертация посвящена проблеме взаимосвязанного обучения аудированию и говорению на занятиях по общественно-политической тематике на старших семестрах языкового вуза на основе использования средств массовой информации (радио и телевидения).

Средства массовой информации являются богатым источником аудитивных и аудиовизуальных материалов, использование которых способствует дальнейшей рационализации учебного процесса, интенсификации занятий, приближает процесс обучения аудированию и говорению к условиям реального языкового общения, усиливает интерес и обеспечивает условия мотивации иноязычной речевой деятельности студентов.

Радио и телевидение (наряду с печатью) являются важным орудием формирования и отражения общественного мнения, инструментом формирования коммунистического мировоззрения.

Обширный материал предоставляют средства массовой информации для работы по общественно-политической тематике. Широкое и систематическое использование аудитивных и аудиовизуальных источников информации является одним из важных условий успешного обучения аудированию и говорению на занятиях по общественно-политической тематике.

Радио- и телепередачи общественно-политического характера прочно вошли в учебный процесс многих вузов страны. Использова-

ниє их на занятиях не является новым в методике, а в последнее время они рассматриваются как одна из основных частей учебного процесса. Однако проблему наиболее эффективного использования аудитивных и аудиовизуальных материалов нельзя считать окончательно решенной.

Важное значение в обучении иностранным языкам приобретает учебное телевидение, основанное как на использовании отдельных материалов эфирного телевидения, так и, главным образом, на создании учебных материалов для замкнутых телевизионных систем в вузах.

За последние годы выполнен ряд методических исследований, посвященных вопросам использования замкнутой системы телевидения или кинофильмов в обучении иностранным языкам в языковых вузах. Так, например, в диссертациях И.В.Платонсво^Э.Б.Элькина рассматриваются психолингвистические и методические основы применения телевидения в обучении иностранным языкам (Платонова И.Б., 1976, Злькин Э.Б., 1976). В исследованиях В.И.Ивановой-Цыгановой, Н.Я.мироновой, И.А.Щербаковой обосновываются дидактические возможности кинофильмов для обучения экспрессивной устной речи (Иванова-Цыганова В.И., 1971; Миронова Н.Я., 1979; Щербакова И.А., 1978). Однако большинство исследований ограничено младшими этапами обучения, кроме того, телематериалы представляют собой не оригинальные, а учебные передачи, созданные для решения тех или иных дидактических задач.

Исключение составляет диссертационное исследование А.В.Шадрина, в котором разработана методика использования оригинальных телевизионных передач для развития диалогической речи на продвинутом этапе обучения в языковом вузе (Шадрин А.В., 1982).

В данном исследовании обучение говорению ограничено рамками обучения монологическому высказыванию на общественно-политическую тематику, что обусловлено психологической трудностью данной формы речи, а также повышением требований, предъявляемых к монологическому высказыванию студентов на рассматриваемом этапе обучения.

Данные, полученные в ходе опытного обучения, свидетельствуют о недостаточном уровне развития умений и навыков аудирования радио- и телепередач общественно-политического характера. Количество переданной информации в значительной мере снижается за счет пропусков (то есть за счет полного непонимания), неточного и неправильного понимания информации, имеющей первостепен-

Радио и телевидение рассматриваются нами в двух аспектах: во-первых, как средство обучения аудированию и говорению, во-вторых, как средства массовой коммуникации. Такой подход предполагает проведение лингвистического анализа аудитивных и аудиовизуальных материалов по общественно-политической тематике с целью выявления языковых и структурно-композиционных трудностей в процессе восприятия аутентичных радио- и телепередач. Наряду с изучением специфики языка прессы, одной из целей обучения в языковом вузе должно стать изучение специфики языка радио и телевидения.

Для достижения поставленной цели исследования было необходимо решить следующие задачи:

изучить психологические характеристики процессов аудирования и говорения;

провести сопоставительный психологический анализ процессов речевосприятия и речепроизводства с целью выявления тех общих черт, которые обеспечивают их взаимосвязанное обучение;

выявить умения специфические и соотносимые для данных

отобрать, проанализировать и организовать текстовой материал;

провести лингвистический анализ аутентичных радио- и телепередач;

разработать систему упражнений, направленную на формирование специфических и соотносимых умений аудирования и говорения;

проверить эффективность предлагаемой методики работы в ходе опытного обучения.

В качестве основной рассматривалась задача создания системы упражнений, обеспечивающей эффективность взаимосвязанного обучения аудированию и говорению.

В соответствии с поставленными целью и задачами исследования наряду с изучением теоретических и экспериментальных работ по психологии, психолингвистике, лингвистике и методике преподавания иностранных языков использовались следующие методы исследования:

обобщение практического опыта работы на занятиях по общественно-политической тематике в языковом вузе;

проведение констатирующих срезов;

проведение опытного обучения с целью определения эффективности предлагаемой методики взаимосвязанного обучения аудированию и говорению;

статистическая обработка результатов опытного обучения с целью получения объективных показателей сформированности умений аудирования и говорения.

Научная новизна исследования заключается в целесообразно-

-тести использования выделенных специфических и соотносимых умений аудирования и говорения как основы для создания системы упражнений, построенной с учетом дидактических возможностей таких средств массовой информации, как радио и телевидение.

Теоретическая значимость данной диссертации состоит в том, что в исследовании теоретически обоснована система упражнений, обеспечивающая взаимосвязанное обучение аудированию и говорению, и учитывающая психологические закономерности процессов ре-чевосприятия и речепорождения, а также лингвистические особенности оригинальных радио- и телепередач.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что разработана и внедрена в практику преподавания иностранного языка как специальности система упражнений, направленная на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению. Разработанная система упражнений, эффективность которой установлена опытным путем, может быть использована на занятиях по общественно-политической тематике применительно к старшим семестрам любого языкового высшего учебного заведения.

На защиту выносятся следующие положения:

процессы аудирования и говорения, обладая как специфическими, так и общими для них характеристиками, могут положительно взаимодействовать, что проявляется в корреляции ряда умений, обеспечивающих функционирование данных видов речевой деятельности;

эффективность взаимосвязанного обучения аудированию и говорению может быть обеспечена посредством системы упражнений, предусматривающей классификацию умений данных видов речевой деятельности с учетом их общности и различия.

Содержание исследования нашло отражение в структуре, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

В I главе «Психологические характеристики процессов аудирования и говорения, их взаимосвязь и взаимообусловленность» рассмотрены на основе изученного материала психологические характеристики процессов речевосприятия и речепорождения, их взаимосвязь и взаимообусловленность, выделены специфические и соотносимые умения данных видов речевой деятельности.

Во П главе «Лингвистическая характеристика аудитивных и аудиовизуальных материалов по общественно-политической тематике» подвергнуты анализу композиционно-структурные и языковые особенности таких типов текста, как «Последние известия» и комментарий. В главе рассмотрены некоторые вопросы, связанные с особенностями устного монологического высказывания по общественно-политической тематике.

В Ш главе диссертации «Методика взаимосвязанного обучения аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (радио и телевидения)» описывается предлагаемая нами методика взаимосвязанного обучения данным видам речевой деятельности. В главе дается методическое обоснование системы упражнений, направленной на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению, описываются конкретные виды упражнений, анализируются данные, полученные в ходе опытной проверки предлагаемой методики.

В приложение входят тексты использованных радио- и телепередач.

Источник

Использование средств массовой информации при обучении аудированию в старших классах школ с углубленным изучением английского языка

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Использование средств массовой информации при обучении аудированию в старших классах школ с углубленным изучением английского языка».Выбранная тема является в настоящее время актуальной в связи с недостаточной изученностью материалов СМИ, подходов и стратегий обучения учащихся аудированию, с одной стороны, и важность данного вида деятельности — с другой. Данное направление вызывает определенный интерес и является одним из развивающихся в современной методике.

Вуз: Таганрогский институт имени АПЧехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (ТГПИ имени АПЧехова)

Наталья Неговора

Таганрогский институт имени АПЧехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (ТГПИ имени АПЧехова)

Поделиться работой

Enter the password to open this PDF file:

Рецензии:

Отзывы:

Информация

Разделы

Контакты

Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».

Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязанное обучение аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (языковой ВУЗ, немецкий язык)

использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Смотреть картинку использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Картинка про использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе. Фото использование средств массовой информации при обучении аудированию в вузе

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пономарева, Ирина Владимировна, 1984 год

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССОВ АУДИРОВАНИЯ И ГОВОРЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ.

§ I. Психологическая характеристика процессов аудирования и говорения.

§ 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов аудирования и говорения

Глава П. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТИВ-НЫХ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ.

§ I. Лингвистическая характеристика текстов информационного и публицистического жанров.

§ 2. Особенности устного монологического высказывания

Глава Ш. МЕТОДИКА ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ).

§ I. Система упражнений для взаимосвязанного обучения аудированию и говорению

§ 2. Опытное обучение.

Введение диссертации по педагогике, на тему «Взаимосвязанное обучение аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (языковой ВУЗ, немецкий язык)»

Конечные требования программы по иностранному (немецкому) языку для языкового вуза позволяют заключить, что выпускники языкового вуза должны владеть иностранным языком на уровне, приближающемся к уровню образованного носителя языка. Наиболее существенным критерием полноценного владения иностранным языком является свободное пользование всеми видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом).

Проблема комплексного обучения видам речевой деятельности не является новой для современной методики обучения иностранно

Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что исследования взаимодействия различных видов речевой деятельности ведутся в трех направлениях:

1) взаимодействие рецептивных видов речевой деятельности (аудирования и чтения);

2) взаимодействие продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма);

3) взаимодействие продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности (говорения и чтения, говорения и аудирования, письма и чтения).

Диссертационные исследования, посвященные взаимосвязанному обучению различным видам речевой деятельности, не исчерпывают все стороны данной проблемы (Беришвшга Н.И., 1984; Неманова Р.П., 1981).

М., 1979, вып. 150; М., 1980, вып. 154; М., 1980, вып. 163;

В ряде методических исследований аудирование рассматривается не только как цель, но и как эффективное средство обучения говорению, однако проблема взаимодействия данных видов речевой деятельности не является непосредственным объектом исследования (Еремин Ю.В., 1974; Шилкина Л.В., 1973).

Настоящая диссертация посвящена проблеме взаимосвязанного обучения аудированию и говорению на занятиях по общественно-политической тематике на старших семестрах языкового вуза на основе использования средств массовой информации (радио и телевидения).

Средства массовой информации являются богатым источником аудитивных и аудиовизуальных материалов, использование которых способствует дальнейшей рационализации учебного процесса, интенсификации занятий, приближает процесс обучения аудированию и говорению к условиям реального языкового общения, усиливает интерес и обеспечивает условия мотивации иноязычной речевой деятельности студентов.

Радио и телевидение (наряду с печатью) являются важным орудием формирования и отражения общественного мнения, инструментом формирования коммунистического мировоззрения.

Обширный материал предоставляют средства массовой информации для работы по общественно-политической тематике. Широкое и систематическое использование аудитивных и аудиовизуальных источников информации является одним из важных условий успешного обучения аудированию и говорению на занятиях по общественно-политической тематике.

Радио- и телепередачи общественно-политического характера прочно вошли в учебный процесс многих вузов страны. Использование их на занятиях не является новым в методике, а в последнее время они рассматриваются как одна из основных частей учебного процесса. Однако проблему наиболее эффективного использования аудитивных и аудиовизуальных материалов нельзя считать окончательно решенной.

Важное значение в обучении иностранным языкам приобретает учебное телевидение, основанное как на использовании отдельных материалов эфирного телевидения, так и, главным образом, на создании учебных материалов для замкнутых телевизионных систем в вузах.

За последние годы выполнен ряд методических исследований, посвященных вопросам использования замкнутой системы телевидения или кинофильмов в обучении иностранным языкам в языковых вузах. Так, например, в диссертациях И.В.1Хлатонсвой,Э.Б.Элькина рассматриваются психолингвистические и методические основы применения телевидения в обучении иностранным языкам (Платонова И.Б., 1976, Злькин Э.Б., 1976). В исследованиях В.И.Ивановой-Цыгановой, Н.Я.Мироновой, И.А.Щербаковой обосновываются дидактические возможности кинофильмов для обучения экспрессивной устной речи (Иванова-Цыганова В.И., 1971; Миронова Н.Я., 1979; Щербакова И.А., 1978). Однако большинство исследований ограничено младшими этапами обучения, кроме того, телематериалы представляют собой не оригинальные, а учебные передачи, созданные для решения тех или иных дидактических задач.

Исключение составляет диссертационное исследование А.В.Шадрина, в котором разработана методика использования оригинальных телевизионных передач для развития диалогической речи на продвинутом этапе обучения в языковом вузе (Шадрин А.В., 1982).

В данном исследовании обучение говорению ограничено рамками обучения монологическому высказыванию на общественно-политическую тематику, что обусловлено психологической трудностью данной формы речи, а также повышением требований, предъявляемых к монологическому высказыванию студентов на рассматриваемом этапе обучения.

Данные, полученные в ходе опытного обучения, свидетельствуют о недостаточном уровне развития умений и навыков аудирования радио- и телепередач общественно-политического характера. Количество переданной информации в значительной мере снижается за счет пропусков (то есть за счет полного непонимания), неточного и неправильного понимания информации, имеющей первостепенное значение. Монологическая речь студентов не в полной мере обладает такими важными характеристиками, как: логическая последовательность, доказательность, мотивированность, воздейст-венность. Как показала опытная проверка предлагаемой методики работы, значительное внимание на занятиях по общественно-политической тематике следует уделять анализу языковых особенностей, композиционной и логико-смысловой структуры различных типов текстов, что, с одной стороны, облегчает восприятие информации, с другой стороны, помогает обучаемым строить собственное высказывание, аналогичное соответствующему типу текста.

Радио и телевидение рассматриваются нами в двух аспектах: во-первых, как средство обучения аудированию и говорению, во-вторых, как средства массовой коммуникации. Такой подход предполагает проведение лингвистического анализа аудитивных и аудиовизуальных материалов по общественно-политической тематике с целью выявления языковых и структурно-композиционных трудностей в процессе восприятия аутентичных радио- и телепередач. Наряду с изучением специфики языка прессы, одной из целей обучения в языковом вузе должно стать изучение специфики языка радио и телевидения.

Для достижения поставленной цели исследования было необходимо решить следующие задачи:

— изучить психологические характеристики процессов аудирования и говорения;

— провести сопоставительный психологический анализ процессов речевосприятия и речепроизводства с целью выявления тех общих черт, которые обеспечивают их взаимосвязанное обучение;

— выявить умения специфические и соотносимые для данных

— 9 видов речевой деятельности;

— отобрать, проанализировать и организовать текстовой материал;

— провести лингвистический анализ аутентичных радио- и телепередач;

— разработать систему упражнений, направленную на формирование специфических и соотносимых умений аудирования и говорения;

— проверить эффективность предлагаемой методики работы в ходе опытного обучения.

В качестве основной рассматривалась задача создания системы упражнений, обеспечивающей эффективность взаимосвязанного обучения аудированию и говорению.

В соответствии с поставленными целью и задачами исследования наряду с изучением теоретических и экспериментальных работ по психологии, психолингвистике, лингвистике и методике преподавания иностранных языков использовались следующие методы исследования:

— обобщение практического опыта работы на занятиях по общественно-политической тематике в языковом вузе;

— проведение констатирующих срезов;

— проведение опытного обучения с целью определения эффективности предлагаемой методики взаимосвязанного обучения аудированию и говорению;

— статистическая обработка результатов опытного обучения с целью получения объективных показателей сформированности умений аудирования и говорения.

Научная новизна исследования заключается в целесообразности использования выделенных специфических и соотносимых умений аудирования и говорения как основы для создания системы упражнений, построенной с учетом дидактических возможностей таких средств массовой информации, как радио и телевидение.

Теоретическая значимость данной диссертации состоит в том, что в исследовании теоретически обоснована система упражнений, обеспечивающая взаимосвязанное обучение аудированию и говорению, и учитывающая психологические закономерности процессов ре-чевосприятия и речепорождения, а также лингвистические особенности оригинальных радио- и телепередач.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что разработана и внедрена в практику преподавания иностранного языка как специальности система упражнений, направленная на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению. Разработанная система упражнений, эффективность которой установлена опытным путем, может быть использована на занятиях по общественно-политической тематике применительно к старшим семестрам любого языкового высшего учебного заведения.

На защиту выносятся следующие положения:

1) процессы аудирования и говорения, обладая как специфическими, так и общими для них характеристиками, могут положительно взаимодействовать, что проявляется в корреляции ряда умений, обеспечивающих функционирование данных видов речевой деятельности;

2) эффективность взаимосвязанного обучения аудированию и говорению может быть обеспечена посредством системы упражнений, предусматривающей классификацию умений данных видов речевой деятельности с учетом их общности и различия.

Содержание исследования нашло отражение в структуре, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

В I главе «Психологические характеристики процессов аудирования и говорения, их взаимосвязь и взаимообусловленность» рассмотрены на основе изученного материала психологические характеристики процессов речевосприятия и речепорождения, их взаимосвязь и взаимообусловленность, выделены специфические и соотносимые умения данных видов речевой деятельности.

Во П главе «Лингвистическая характеристика аудитивных и аудиовизуальных материалов по общественно-политической тематике» подвергнуты анализу композиционно-структурные и языковые особенности таких типов текста, как «Последние известия» и комментарий. В главе рассмотрены некоторые вопросы, связанные с особенностями устного монологического высказывания по общественно-политической тематике.

В Ш главе диссертации «Методика взаимосвязанного обучения аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (радио и телевидения)» описывается предлагаемая нами методика взаимосвязанного обучения данным видам речевой деятельности. В главе дается методическое обоснование системы упражнений, направленной на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению, описываются конкретные виды упражнений, анализируются данные, полученные в ходе опытной проверки предлагаемой методики.

В приложение входят тексты использованных радио- и телепередач.

Заключение диссертации научная статья по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»

I. В основу системы упражнений, направленной на формирование умений и навыков аудирования и говорения, были положены результаты анализа психологических характеристик данных видов речевой деятельности. Сопоставление психологических характеристик аудирования и говорения позволило вьщелить не только специфические, но и общие характеристики процессов речевосприя-тия и речепроизводства, что составило основу для сравнения умений в аудировании и говорении и для выделения специфических и соотносимых умений этих видов речевой деятельности.

Упражнения объединены в систему.Интенсификация обучения достигается, в основном, за счет преимущественного использования упражнений, направленных на одновременное развитие умений аудирования и говорения.

Кроме того, проведенный анализ умений, формируемых в процессе выполнения речевых упражнений, приводит к выводу, что многие из них могут быть сформированы на упражнениях, развивающих общефункциональные механизмы речевой деятельности, что также является одним из резервов интенсификации процесса обучения аудированию и говорению.

3. Система упражнений для взаимосвязанного обучения аудированию и говорению построена с учетом дидактических возможностей таких средств массовой информации, как радио и телевиде

— 135 ние, а также лингвистических особенностей оригинальных радио и телепередач информационного и публицистического жанров.

4. Разработанная система упражнений прошла опытную проверку. Опытное обучение подтвердило правильность и достаточную эффективность предложенной методики взаимосвязанного обучения аудированию и говорению на основе использования аутентичных радио- и телепередач.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные результаты.

На основании сопоставительного изучения психологической природы аудирования и говорения с позиций теории речевой деятельности был выявлен ряд общих и различительных черт процессов речевосприятия и речепорождения.

Среди перечисленных характеристик наиболее значимой яв

— 137 ляется общность психофизиологических механизмов и, особенно, наличие механизма осмысления как в процессе аудирования, так и в процессе говорения. Развитие механизма осмысления способствует развитию обобщения, являющегося основой переноса умений из одного вида речевой деятельности в другой.

На основе установления общих и различительных психологических характеристик процессов аудирования и говорения были систематизированы умения, обусловливающие владение указанными видами речевой деятельности.

В результате систематизации умения были объединены в две группы: I) специфические и 2) соотносимые.

Специфическими для аудирования являются умения перцептивной обработки информации. Данные умения позволяют осуществить сенсорную и перцептивно-смысловую обработку воспринимаемой информации, они обеспечивают симультанное узнавание поступающих звуковых комплексов и их смысловую интерпретацию на основе дифференциальных признаков, выделенных при восприятии. Сюда относятся умения: узнавать и дифференцировать фонемы (и их варианты) ; идентифицировать и дифференцировать фонемы (и их варианты) ; идентифицировать ритмическую и интонационную структуру фразы; дифференцировать словообразовательные и грамматические аффиксы и флексии; дифференцировать омофоны, синонимичные и антонимичные лексические единицы и грамматические формы; предвосхищать грамматические формы слов; определять значения неологизмов; игнорировать незнакомые слова, владеть словообразовательной и контекстуальной догадкой и др.

Умения аудирования, соотносимые с умениями говорения, были выделены на смысловом уровне обработки информации.

К ним относятся: А) В аудировании: умение выделять тему текста; умение выделять проблему текста; умение делить текст на смысловые куски и определять главную мысль каждого смыслового куска; умение устанавливать связь между смысловыми кусками; умение выделять в тексте главную и второстепенную информации: умение устанавливать логику построения текста; умение прогнозировать на уровне текста; умение определять позицию автора текста; умение делать выводы на основе информации, полученной из текста; умение выразить свою оценку текста. Б) В говорении: осознать замысел высказывания; планировать структуру изложения; объединять отдельные части высказывания в целый связный текст; удерживать в памяти основную мысль каждой отдельной части; строить собственное высказывание логично; творчески пользоваться языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими) для достижения необходимого коммуникативного эффекта высказывания; выражать одну и ту же мысль разными средствами (переформулировать сказанное, используя равнозначные, но более доступные для понимания языковые средства).

В результате изучения типов и видов упражнений, разработанных в методических исследованиях, были выявлены те из них, которые направлены на формирование умений аудирования и говорения.

Предлагаемые упражнения были организованы в частную систему упражнений, направленную на взаимосвязанное обучение аудированию и говорению. Данная система упражнений была построена с учетом следующих требований:

1) необходимости формирования умений, специфических для данных видов речевой деятельности и соотносимых;

2) возможности переноса соотносимых умений из одного вида речевой деятельности в другой.

При работе с радио(теле)передачей выделены три этапа:

I этап. На данном этапе проводились тренировочные упражнения, обеспечивающие перцептивно-сенсорную основу аудирования. Этот этап включал две группы упражнений: I) упражнения для устранения языковых трудностей; 2) упражнения для устранения психологических трудностей.

Упражнения второй группы призваны развивать психологические механизмы речи. Механизмы памяти, прогнозирования и осмысления являются общефункциональными механизмами, следовательно, упражнения, направленные на их формирование, способствовали развитию умений не только аудирования, но и говорения.

П этап включал группу упражнений, направленных на формирование общефункциональных психологических механизмов речи, выполняемых на уровне текста, а также речевые упражнения в аудировании и речевые упражнения,, направленные на формирование умений и навыков подготовленной монологической речи.

Ш этап охватывал группу речевых упражнений, направленных на формирование умений и навыков неподготовленной монологической речи.

На основе лингвистического анализа аудитивных и аудиовизуальных материалов по общественно-политической тематике в исследовании выявлены языковые и структурно-композиционные особенности аутентичных радио- и телепередач информационного («Последние известия») и публицистического (комментарии) жанров. Выявленные особенности были учтены при разработке системы упражнений.

Целесообразному использованию оригинальных радио- и телепередач в учебном процессе способствовал также учет специфики радио и телевидения как средств массовой коммуникации.

В данном исследовании обучение говорению ограничено рамками монологического высказывания, что обусловлено психологической трудностью данной формы речи, а также повышением требований, предъявляемых к монологическим высказываниям студентов на рассматриваемом этапе обучения.

В ходе диссертационного исследования было проведено опытное обучение, имевшее своей целью выяснить эффективность разработанной системы упражнений. Анализ результатов опытного обучения дает нам право утверждать, что разработанная система упражнений для взаимосвязанного обучения аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации эффективна и дает хорошие результаты.

Интенсификация процесса обучения достигается не только за счет использования аутентичных радио- и телепередач, но и, прежде всего, за счет организации взаимосвязанного обучения

Дальнейшая разработка этой проблемы предполагает создание комплекса учебных пособий по общественно-политической тематике, включающего специально отобранные, тематически организованные аутентичные радио- и телематериалы, а также материалы прессы.

В целом изложенное выше позволяет сделать заключение, что проведенное исследование, направленное на поиск пути повышения эффективности обучения, подтвердило, что взаимосвязанное обучение может рассматриваться как одно из средств повышения эффективности учебного процесса.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пономарева, Ирина Владимировна, Москва

2. Материалы июньского Пленума ЦК КПСС, 1983 г.

3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Правда, 12 июля 1979 г.

7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.-М.: Медицина, 1968. 547 с.

12. Аудиовизуальные и технические средства в обучении. /Под ред. Г Г.Городиловой, Л.П.Мухиной.

15. Баев Б.Ф. Внутренняя речь и коммуникация. В: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1970, № I,-с.80-85.

25. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии).

26. М.: Педагогика, 1977. 176 с.

27. Бельтюков В.И., Сергеева Г.Ф. Тормозящее влияние нарушенной функции речедвигательного анализатора на слуховое восприятие фонем. В: Вопросы психологии, 1978, № 2.с.50-55.

49. Гез Н.И. 0 факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи. В: Иностранные языки в школе, 1977,5. с.32-42.

55. Голуб А.Л. О возможностях телевидения в обучении. В: сб. Аудиовизуальные и технические средства в обучении. М., МГУ, 1975. с.91-102.

59. Горчев А.Ю. Речевая тренировка и типология тренировочных упражнений в устной речи. В: Иностранные языки в школе,1977, № 6. с.45-53.

67. Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудированию в школе. В: Иностранные языки в школе, 1971, № 4.с.31-40.

76. Зимняя И.А. Некоторые психологические предпосылки моделирования речевой деятельности при обучении иностранному языку. В: Иностранные языки в высшей школе, 1964, вып.Ш.-с.164-169.

79. Зимняя И.А. 0 вероятностном характере речевого восприятия.-В:сб. научн. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1971,вып. 60. с.140-147.

80. Зимняя И.А. 0 смысловом восприятии речи. В сб. Психоло- 151 гические вопросы обучения иностранцев русскому языку. М.: МГУ, 1972а, с.22-33.

94. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку.-М.: Педагогика, 1976. 151 с.

102. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983.206 с.

112. Курманбаев Н.М. Исследование переноса грамматического навыка. В: Иностранные языки в высшей школе, 1971, № I.с.58-65.

115. Лаптева О.А. Современная русская публичная речь в свете теории стиля. Вопросы языкознания, 1978, № I. с.18-37.

120. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.- М.: Наука, 1969а.- 307 с.

121. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 19696.- 212 с.

131. Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека.-Мир, 1974. 550 с.- 156

132. Луговая Л.А. О специфике обучения говорению и чтению как видам речевой деятельности в курсе иностранного языка.-В: Иностранные языки в высшей школе, 1980, вып. 15.с.87-95.

135. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных, поражениях мозга.- М.: МГУ, 1969. 504 с.

140. Материалы докладов республиканской научно-методической конференции «Текст и аспекты его изучения». Минск, 1979.56 с.

151. Москальская О.И. Актуальные проблемы грамматики текста.-В: Иностранные языки в школе, 1982, № 2. с.3-8.- 158

159. Обносов Н.С. К вопросу о содержании понятия неподготовленной речи и классификации упражнений, направленных на ее развитие. В: Иностранные языки в школе, 1968, № 3.с.51-57.

164. Олейник В.П. Радиопублицистика. Киев: Вшца школа, 1978.191 с.

169. Пассов Е.И. Классификация упражнений для обучения говорению. В: Иностранные языки в школе, 1977а, № 5.с.49-54.

170. Пассов Е.И. Требования к упражнениям для обучения говорению. В: Иностранные языки в школе, 19776, № 2,с.24-30.

207. Швейцер А.Д. Социально-коммуникативный анализ текста.- В: Материалы научной конференции МГПИИЯ им. М.Тореза.- М., 1974, ч. П. C.I8I-I87.

212. Щукин А.Н. Состояние и перспективы развития методики использования аудиовизуальных средств обучения русскому языку.

213. В: Русский язык за рубежом, 1982, № 2. с.68-75.

218. Badura B.Sprachbarrieren. Zur Soziologie der Kommunikation.-Stuttgart: Friedrich Fromman Verlag, 1971. 184 S.

220. Behrens E. Deutsch als Premdsprache im Radio und Pernsehen.-In: Zielsprache Deutscb,1970,Heft 1. S. 42-45.

221. Beil e V/. Lie tho &i s с he tiberlegungen zur Entwicklung der Hor— verstehensfahigkeit. In: Zielsprache Deutsch, 1980, W 2.-S. 7-15.

225. Briihl P. Aus der Werkstatt des Kommentators.-In:Iiutterspra-che.Jg. 70, 1960, H.2-3, S.46-53.

230. Esser U. Zii einigen inhaltlichen Pragestellungen, methodo-logischen Zugangen und methodologischen Positionen der

237. Issing L.J. Lernpsychologie und Schulfernsehen. In: Zielsprache Deutsch, 1970, If 2.- S. 78-87.

242. Ivlinkow M. Zum Problem des Genres in der Rundfunkjournalis-tik. In: Rundfunk und Fernsehen, Prag, 1972, Ж 2.1. S. 3-9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *