использование технических средств обучения в образовательном процессе при развитии речи дошкольников
Методика использования технических средств обучения в развитии речи дошкольников
Просмотр содержимого документа
«Методика использования технических средств обучения в развитии речи дошкольников»
Методика использования технических средств в развитии речи дошкольников
Виды технических средств обучения:
Использование экранных средств на занятиях
Диафильм является, как показали исследования психологов, наиболее целесообразным видом экранных средств обучения в детских садов.
Дошкольники значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамичное в кинофильме.
Использование телепередачи на занятиях
Природа и её эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе.
Применение радио и звукозаписи в работе с детьми
В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.
На презентации (игровых программах) не должно быть построено занятие целиком, нужно преобладание других методических приёмов.
Повышает эмоциональный фон
Влияет на давление
Не способствует запоминанию информации
Не использовать как фон!
Сайты для развития речи детей «Развитие речи»
Использование ТСО в работе с дошкольниками
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Использование технических средств обучения
в учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
МБДОУ Детский сад № 54 «Веснушки»
Варшавская Наталья Владимировна
Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.
Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:
Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения.
Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.
Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы.
Виды ТСО, используемые в работе
Использование экранных средств на занятиях
Диафильмы для детских садов различаются не только содержанием, но и композицией. Фрагментарное построение обеспечивает «порционную» подачу экранной информации, соответствующей теме и задачам одного занятия. В диафильмах для детских садов наряду с традиционным, информационным методом изложения материала, когда знания сообщаются дошкольникам в готовом виде, сделаны попытки излагать знания проблемно. Такие диафильмы предусматривают организацию самостоятельной работы дошкольников над различными познавательными задачами. В связи с этим разнообразны и формы работы с диафильмами, и учебные ситуации, где применение их особенно эффективно. Диафильм является, как показали исследования психологов, наиболее целесообразным видом экранных средств обучения в детских садов.
Дошкольники значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамичное в кинофильме. Понимание кадров кинофильма требует развитого абстрактного мышления и наличия определенных навыков восприятия. Статичный экранный материал осознается легче, во-первых, потому, что экспонирование каждого кадра практически не ограничено во времени. Это позволяет дошкольникам внимательно, не торопясь, рассмотреть все детали экранного изображения. Во-вторых, экранное статичное изображение по своим выразительным качествам (яркость, образность, динамичность, четкость изображения), по размерам проекции в значительной степени превосходит обычную настенную картину. За счет этого фактора усиливается активность детей в процессе описания, анализа или обобщения, ведущихся на материале экрана.
Использование телепередачи на занятиях
Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.
Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.
Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.
Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.
Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро, недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.
Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.
Применение радио и звукозаписи в работе с детьми
Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе. Применительно к учебным задачам детского сада их условно можно подразделить на следующие группы:
Передачи, связанные с занятиями по развитию речи. Это прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Музыкально-образовательные передачи. Могут быть использованы воспитателем на уроках пения и в свободной деятельности.
Занятие с использованием радио может быть построено по-разному, но чаще имеет трехчастную структуру (введение, непосредственное слушание передачи и заключительная часть). В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием, особенно в первое время, нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.
как современный источник для развития детей
В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мульдимедийных средст. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
Мультимедийные презентации с использованием компьютеров или проекционных экранов всё чаще можно увидеть в самых разных дошкольных учреждениях. Презентация с использованием графики, видеопрезентации требуют от современного педагога обладать некоторыми навыками в работе с техникой и умения обращаться с некоторыми программами для редактирования и воспроизведения презентаций. Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова» М. Дружининой.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций « Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.
Компьютерная презентация состоит из отдельных кадров, которые называются слайдами. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую, графическую и аудио информацию, а также видеоклипы. Объекты на слайде могут быть анимированы. При показе презентации человек просто щелкает мышью.
Щелчок – и один слайд сменяется другим. Презентацию можно показывать прямо на компьютере или выводить на большой экран через мультимедийный проектор. Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – PowerPoint («пауэр поинт»), которая входит в состав пакета Microsoft Office.
по созданию презентации к занятию в программе Power Point
Основные приемы создания и оформления презентации
• Выбор шаблона
• Цветовое оформление фона
• Выбор разметки слайдов
• Введение текста
• Вставка рисунка
• Применение анимации
• Присоединение музыкального и видео-файла
• Создание гиперссылки
ВЫБОР ШАБЛОНА
Создать слайд → Конструктор → Шаблон оформления → Выбрать подходящий шаблон
ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДА
Маленький вид слайда (правой кнопкой мыши) → Выбрать «Фон» → Нажать на → «Другие цвета» → Выбрать нужный цвет → ОК → Нажать «Применить» или «Применить ко всем»
• Красный – повышает эмоциональный фон
• Желтый – снижает внимание
• Серый – возрастает тревожность
• Коричневый цвет – влияет на давление
• Фиолетовый цвет – хуже запоминают материал
• Черный – не использовать как фон
СПОСОБЫ ЗАЛИВКИ ЦВЕТА
Маленький вид слайда (правой кнопкой мыши) → выбрать «Фон» → Нажать на → «Способы заливки» → «Два цвета» → Выбрать «Тип штриховки» → ОК → «Применить» или «Применить ко всем»
ВЫБОР РАЗМЕТКИ СЛАЙДОВ
Создать слайд → Выбрать подходящий макет слайда
Первый способ: Активизировать поле (левой кнопкой мыши) → Ввести текст
Второй способ: «Вставка» → «Надпись» → Ввести текст и отформатировать его
Заголовки текста:
1. В едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится
3. Анимация, как правило, не применяется.
Элементы списка
Моя семья:
папа;
мама;
брат.
Наглядность
— узнаваемость;
— динамика;
— продуманный алгоритм видеоряда;
— оптимальный размер;
— оптимальное количество.
ВСТАВКА РИСУНКА
«Вставка» → «Рисунок» → «Из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужный рисунок → «Вставить»
Применение анимации
Анимация: добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта. Например, можно создать элементы текстового списка, влетающие на страницу слева по одному слову.
Оправдано использование анимации:
• если объясняется какой-либо процесс;
• если нужна задержка, например, для вывода подсказки или ответа;
• если надписи появляются по мере объяснения материала и т.д.
Если для детей используем игровую мотивацию (сказочный анимированный герой, один на слайде).
НАСТРОЙКА АНИМАЦИИ
Первый способ: Выделить объект → Кликнуть на нем правой кнопкой мыши → «Настройка анимации» → «Добавить эффект» → «Вход» или «Выход» и т.д. → Выбрать нужный
Второй способ: «Показ слайдов» → «Настройка анимации» → «Добавить эффект» → «Вход» или др. → Выбрать нужный эффект анимации → Настроить «Скорость» и «Начало» анимации
Выберите слайд, на который требуется поместить кнопку.
Щелкните слайд. Прорисуйте кнопку.
ГИПЕРССЫЛКА НА ИНТЕРНЕТ
Выделить текст → «Вставка» → «Гиперссылка» → Связать с «Файлом, веб-страницей» → Вбить адрес нужной Интернет-страницы в строку «Адрес» → ОК
Просмотр слайдов
Просмотр слайдов осуществляется в обычном режиме и в режиме сортировщика слайдов, где можно увидеть все слайды одновременно и поменять их порядок. Просмотр всей презентации происходит при нажатии кнопки F 5.
Использование ИКТ в нашем саду.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Если в школах все-таки появились компьютерные классы и интерактивные доски, для школ выпускаются определенные компьютерные программы и занятия – презентации, то в ДОУ эта работа еще только начинается и как правило на уровне энтузиазма и личного интереса педагога.
— консультации специалистов для родителей
— E-mail сообщения, дистанционное обучение для часто болеющих детей.
Можно выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.
— конечно самое главное, что использование технических средств позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
— для педагогов использование ИКТ облегчило задачу подбора материала для работы с детьми и выявило несколько положительных моментов:
• использование качественного наглядного материала
• подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.
• накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
• снижается время для подготовки к занятиям.
• происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.
• для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Дидактические возможности ТСО:
являются источником информации;
рационализируют формы преподнесения информации;
повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
организуют и направляют восприятие;
обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
д)реальность отображения действительности;
е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Адреса сайтов, где можно скачать готовые презентации для детей дошкольного возраста:
«Человек» (транспорт, профессии, дети, дом, улица, еда, спорт, праздники, правила поведения, война, здоровье);
«Обучение наукам» (цвета, математика, буквы и чтение, астрономия, география, окружающий мир и т.д.);
«Искусство» (музыка, живопись, архитектура, литература);
«Творчество» (сказки, стихи, песни, загадки, рассказы);
«Детские электронные книги»
«Кино и мультфильмы» и многое другое.
http://www.forchel.ru» Челябинский дошкольный портал» размещает на своих страницах презентации на следующие темы:
«Животный и растительный мир»;
«Логика, математика, геометрия»;
«Чтение, литература, развитие речи»;
«Память, внимание, реакция»;
Использование технических средств обучения в образовательном процессе при развитии речи дошкольников
Автор: Смирнова Ирина Ивановна
Организация: МДОУ ЦРР детский сад №6 «Синяя птица»
Населенный пункт: Калужская область, г. Малоярославец
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей включает в себя:
Также речь включается в качестве важного компонента как средство общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
Таким образом, по сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения всех компонентов речи.
Учитель-логопед на современном этапе находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая работа по развитию речи дошкольников, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов, 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют нарушения в речевом развитии. Также надо отметить, что грамотная развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети (телевизионная реклама, современные мультфильмы, общение в социальных сетях и пр.). Ведущей тенденцией языкового развития современного общества является двуязычие и многоязычие (билингвизм и полилингвизм).
Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
На современном этапе традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям государства и общества. В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед учителем-логопедом возникает необходимость использования новых методов и технологий.
Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Я применяла в своей работе образовательные технологии, которыми могут воспользоваться не только специалисты (учитель-логопед, дефектолог), но и воспитатели в группах общеразвивающей направленности:
1. Технологии развития артикуляционной моторики:
2. Технологии развития мелкой моторики:
3. Технологии развития фонематического слуха.
4. Технологии формирования речевого дыхания
5. Технологии развития лексико-грамматических компонентов и связной речи:
Во всех направлениях своей работы с детьми применяю информационно-коммуникационные технологии.
Как построить работу с детьми, чтобы научить их думать, анализировать, проявлять инициативу и самостоятельность, находить и обобщать информацию, делать выводы? В современных условиях важно использовать в работе с детьми методы, нацеленные на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, необходимые для успешного обучения в школе. Одним из наиболее актуальных и эффективных в наши дни стал метод проектов.
Разработала и реализовала проект по развитию речи дошкольников «Жемчужины родной речи», в котором использовала современные образовательные технологии. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
«Жемчужины родной речи» – это различные направления в работе по формированию у детей всех компонентов речи: артикуляционной моторики, правильного речевого дыхания, фонематических процессов, правильного звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Проект построен на принципах деятельностного подхода. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Успешно и результативно работая над проектом, осваивая новые виды деятельности, ребенок получает в награду «волшебные жемчужины». И каждую такую «жемчужинку знаний» ребенок должен найти осознанно, поняв и максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
Участниками проекта «Жемчужины родной речи» являлись дети с нарушениями речи подготовительной к школе группы, учитель-логопед, воспитатели и специалисты, родители. Целью моей работы в рамках проекта было обучение дошкольников с помощью современных технологий связной, грамматически правильной речи; приобщение детей к процессу активного познания, формирование устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
В процессе работы с детьми решала следующие задачи:
На подготовительном этапе работы над проектом мною была изучена педагогическая литература по современным образовательным технологиям, применяемым в дошкольном образовании. Мной были отобраны наиболее результативные технологии, направленные на всестороннее развитие детей и построенные на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, способствующие активной самостоятельной деятельности. На начальном этапе проведено также диагностическое обследование детей по методике В.П. Глухова. На основе проведенного обследования составила перспективный план работы с детьми, родителями и воспитателями с использованием отобранных технологий, подготовила развивающую предметно-пространственную среду.
Практический этап реализации проекта состоял из нескольких последовательно изучаемых с детьми тем. Для того чтобы пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи, необходимо было заинтересовать детей и замотивировать их к активной деятельности. Работа над проектом для каждого ребенка была выстроена как увлекательное путешествие, в течение которого, выполняя упражнения, задания и достигая определенного результата, ребенок находил свои «жемчужины родной речи». При завершении каждой темы ребенок получал свою «жемчужинку»; желание собрать свое «жемчужное ожерелье» являлось одним из средств поддержания постоянного интереса ребенка к образовательной деятельности. При изучении каждой темы решались определенные задачи и применялся комплекс современных образовательных технологий. В ходе реализации практического этапа проекта велась активная работа с родителями и педагогами.
Тема «Послушный ветерок»
Работа в рамках этой темы направлена на формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение детей навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания; формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи. Развитие речевого дыхания играет большую роль в формировании правильной речи. Занимательные дыхательные упражнения с использованием дыхательных тренажеров развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют правильную сильную воздушную струю, способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Для развития силы и целенаправленности воздушной струи у детей применяла элементы технологии БОС (биологической обратной связи). В данной технологии диагфрагмально-релаксационного типа дыхания используются дыхательные упражнения, в результате которых возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц. Дыхательные упражнения дети осваивали с помощью программного обеспечения инновационного комплекта «БОС – здоровье», которое включает в себя слайд-шоу с образовательным иллюстративным материалом (упражнения «Воздушные шары», «Парусник», «Пчелка», «Бабочки», «Облака»). Использование современных компьютерных мультимедийных технологий позволяет обеспечить высокий уровень интереса детей к правильному выполнению дыхательных упражнений.
Также использовала дыхательные тренажеры, изготовленные совместно детьми и родителями, причем выбор – какой тренажер изготовить, делал сам ребенок («Медвежья берлога», «Веселые горошинки», «Воздушное конфетти» и др.). Дыхательные тренажеры – полифункциональны, так как способствуют не только развитию речевого дыхания, но также активизации словаря ребенка, закреплению лексико-грамматических категорий, автоматизации поставленных звуков. Ведь детально разобравшись в предмете, детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. С родителями была проведена консультация о видах и назначении дыхательных тренажеров «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательные тренажеры в развитии речи». По итогам работы над темой провели с детьми и родителями выставку дыхательных тренажеров «Послушный ветерок». С воспитателями провела практикум «Игры и тренажеры для развития речевого дыхания», на котором изготовили буклеты «Будем правильно дышать».
Тема «Приключения веселого язычка»
Важную роль в формировании и произношении звуков играет четкая, тонкая, координированная работа артикуляционного аппарата, способность к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое. Поэтому первостепенное значение имеет устранение у ребенка нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков. Работая над данной темой, использовала следующие технологии: комплексы самомассажа «Веселые щечки», точечный массаж, артикуляционная гимнастика с использованием «Артикуляционного куба». Со строением органов речи дети знакомились посредством логопедических сказок, пособия «Артикуляционный куб». Комплексы артикуляционных упражнений разучивали с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом Язычке», логопедического куба. Коллективное придумывание «Сказки о веселом Язычке», и ее иллюстрирование способствовало развитию желания у детей правильно произносить звуки речи.
Практическим результатом стало создание детьми совместно с родителями книжек-самоделок «Сказки о веселом Язычке» и их представление на совместном развлечении.
Тема «Ловкие пальчики»
Речевая способность ребенка во многом зависит от движения рук. Еще Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ум ребенка расположен на кончиках его пальцев». Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него хорошая связная речь, память и внимание.
Тема «Ловкие пальчики» была направлена на:
На данном этапе проекта использовала в работе с детьми следующие современные педагогические технологии:
Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе развития речи детей. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, которые способствуют улучшению памяти и внимания, развитию моторики и соответственно речевой функции. Кинезиологические упражнения с детьми проводила в игровой форме – в виде игротренингов «Кулак – ребро – ладошка», «Фонарики», «Дом – ежик – замок», в которых движения рук сочетаются с речью. Игротренинг развивает мелкую моторику в сочетании с развитием фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматических представлений.
Одна из популярных детских игр сегодня – это игра в цветные камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться эффектных интересных расцветок. Такая эстетическая привлекательность Марблс вызывает интерес к этой игре у дошкольников, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Применение камешков «Марблс» – это один из эффективных приемов развития речи детей. Это полифункциональное пособие, которое я использую для:
Например, предлагаю детям выложить на песке или крупе сюжетную картинку и по ней сочинить свою историю. При помощи камешков можно сочинять цветные сказки, соотнося цвет с определенными предметами. Задания «Нарисуй свое настроение», «Найди предмет», «Ласковое слово», «Подбери словечко», «Угадай-ка», «Краски снеговика и солнца» способствуют не только развитию моторики, но развитию всех компонентов речи детей, созданию эмоционально-положительного настроя для включения ребенка в образовательную деятельность. Процесс работы с камешками «Марблс» погружает детей в мир фантазии и творчества, где каждый ребенок проявляет свою инициативу. Таким образом, создаются условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Нетрадиционные техники рисования также позволяют в комплексе решать задачи развития мелкой моторики и речи детей (пластилинография, рисование крупами и пр.). С детьми сочиняли и иллюстрировали сказки, составляли коллективные рассказы по рисункам.
Активными участниками работы над темой «Ловкие пальчики» были родители. Для них проведены консультации по темам: «Волшебный мир песка», «В «Марблс» играем – речь и моторику развиваем»; а также тренинг «Тренируем пальчики» (кинезиотерапевтическая гимнастика).
Практическим результатом совместной работы над темой «Ловкие пальчики» стала выставка детско-родительского творчества «Рисуем пластилином и крупами» (работы, выполненные в нетрадиционных техниках) и «Разноцветные фантазии» (творческие работы с использованием камешков «Марблс»).
Тема «Рифмушки»
Тема «Рифмушки» направлена на развитие у детей фонематического слуха и восприятия, интереса и внимания к звучащему слову. Эффективными на данном этапе проекта были следующие современные образовательные технологии:
В работе с детьми использовала проговаривание чистоговорок с заданным и оппозиционным звуками, распевки с определенным звуком, темпоритмические упражнения «Повторялочки», «Угадай мелодию», «Азбука Морзе». Игры «Занимательная рифма», «Сочинялки» служат для приобретения детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. Совместно с родителями дети сочиняли и иллюстрировали сказки о трудном звуке («Саша и каша», «Как щенок нашел звук «Р», «Сладкая сказка», «Жадный жук») и презентовали их ребятам. Чтобы родители были активными помощниками своих детей в трудном процессе восприятия сходных по звучанию звуков, провела консультацию-практикум «Формирование фонематических процессов у детей», где родители получили буклет «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений);
Результатом совместной творческой работы детей, педагогов и родителей стало театрализованное представление «Репка на новый лад».
Тема «Все по порядку»
Работа с детьми по данной теме решала задачи развития связной речи детей, коммуникативных навыков, мышления; умения выстраивать речевое высказывание на основе графических схем.
Наиболее эффективными для решения данных задач считаю следующие технологии:
Кейс-технология является одной из актуальных на сегодняшний день в дошкольном образовании. Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Наиболее широко в работе с детьми применяла кейс-иллюстрации и кейс – фото. Кейс-иллюстрация, кейс-фото – это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации («Почему Саша опоздал в детский сад?», «Почему огорчилась мама?», «Почему друзья поссорились?», «Друзья переходят дорогу», «Мы играем во дворе» и пр.). Иллюстрация не предполагает однозначного решения и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Совместно разбирая ситуацию, дети обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждают предмет разговора, рассказывают о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого, пытаются самостоятельно найти верное решение проблемы. Я стараюсь занимать позицию равного партнера, совместно с детьми проживаю события, выстраиваю диалог, в котором ребенок является главным носителем слова.
Синквейн-технология (создание нерифмованного стихотворения) также эффективна в речевом развитии ребенка, особенно в становлении связного высказывания. Составление синквейнов облегчает процесс обобщение и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Синквейн составляется следующим образом:
1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет или явление);
2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета); 3) третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия предмета);
4) слова, связанные с предметом;
5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению.
Например: «Дождь. Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Лужи, тучи, радуга! Я люблю гулять под дождем». Чтобы помочь ребенку в составлении синквейна, использовала графические схемы-модели (мнемодорожки). После составления синквейна играли с детьми в игру «Хорошо – плохо». Рассматривая предмет или явление, дети старались дать как можно больше ответов на вопрос, чем это явление хорошо и чем плохо. Например, идет дождь. Хорошо: растение будет лучше расти, по лужам можно пускать кораблики, всю пыль прибьет к земле, дома и улицы будут чистые. Плохо: нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть, вода в реке может выйти из берегов… В работе над синквейном важен общий позитивный настрой. У некоторых детей, конечно, затруднена актуализация слов, но большинство активно включаются в творческий процесс. Применение данной технологии дает прекрасные результаты в формировании устной речи, способствует быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. И, самое главное, является неиссякаемым источником творчества для детей и взрослых.
Для ознакомления родителей с новыми технологиями провела консультацию «Кейс- и синквейн- технологии в развитии речи детей». Дети совместно с родителями сочиняли свои синквейны, иллюстрировали их и представляли свои совместные творческие работы. С использованием кейс-технологий очень интересно и творчески насыщенно прошел совместный досуг с родителями «Клуб веселых и находчивых». Семейным командам для успешного решения проблемных ситуаций («Если мама заболела», «Мама приходит с работы…», «Как поздравить папу с днем рождения»), необходимо было продемонстрировать умение договариваться, работать в группе, принимать все точки зрения и приходить к общему решению проблемы.
Завершало проект театрализованное представление «Путешествие в страну родной речи». Выполняя интересные задания, дети продемонстрировали свое умение владеть речью, творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные навыки. Каждый ребенок-участник проекта собрал свое «ожерелье» из «жемчужин родной речи».
На заключительном этапе реализации проекта провела диагностику с целью выявления эффективности применения современных образовательных технологий в процессе речевого развития детей. По результатам диагностики выявила, что благодаря их применению у детей сформировалась устойчивая мотивация к речевой самореализации. Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигли более высокого уровня). Дети научились планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повысилась потребность дошкольников в общении. У детей появилось желание придумывать интересные истории, сказки, возрос интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. Достижению высокой результативности способствовало желание и интерес каждого ребенка «найти» свои «жемчужины речи», которые делали детей активными, творческими, инициативными участниками процесса познания и овладения родной речью.
В результате работы над проектом родители стали полноправными и активными участниками процесса развития речи детей, повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
Свой опыт применения современных образовательных технологий (сказкотерапия, пескотерапия, кинезиотерапия, арт-терапия) представляла педагогам в рамках работы районной инновационной площадки на базе МДОУ ЦРР №6 «Внедрение инновационных коррекционных технологий в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО». В перспективе работы – распространение опыта работы посредством проведения семинаров, консультаций, мастер-классов с педагогами и родителями.
Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
Список литературы: