использование технических средств обучения в процессе ознакомления с природой
Педразвитие
Автор: Баркова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ ДС № 29
Населённый пункт: город Райчихинск Амурская область
Наименование материала: ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп
Тема: ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп
Раздел: дошкольное образование
ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп
происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям.
Средства экологического воспитания можно разделить на две большие
учебные пособия, которые помогают изучать окружающую природу.
природы (камни, песок, вода и т.д.) и объекты живой природы (растения и
это плоские (картины, иллюстрации, карты и т. д.) и объемные (макеты,
модели, муляжи, чучела и т. д.).
оборудования, которое помогает изучать объекты и явления окружающей
1. Оборудование для экспериментирования и опытов (зеркала, колбы,
сосуды, измерительные приборы и т. д.).
практической деятельности (лейки, тяпки, колбы, измерительные приборы и
3. Экскурсионные принадлежности (рюкзаки, сачки, удочки и др.).
4. Оборудования для работы на участке (грабли, лопатки, совки, веники
5. Оборудование для демонстрации наглядного материала (учебная и
интерактивная доски, диапроектор и т.д.).
окружающим миром помогает эффективно и надежно усвоить необходимые
знания детям, а также делает процесс образования веселым и интересным.
Использование экранных средств на занятии
Диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы и телефильмы
расширить объем научных знаний
активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит,
обеспечить более успешное усвоение знаний.
естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со
средой, активную деятельность, рост и развитие растений и животных.
Аудиовизуальные с р е д с т в а
о з н а к о м л е н и я
д е т е й с природой
так как показывают
природу в развитии,
— в связях и отношениях.
с ерии диапозитивов,
Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана,
к и н о ф и л ь м о в
о природе для детей дошкольного возраста. Кинофильмы обладают огромной
силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе,
всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания
и степени подготовленности
детей к его восприятию
беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания.
э т о серии отдельных кадров,
изображения они напоминают
П о р я д о к д е м о н с т р а ц и и
в серии диапозитивов
логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов —
использованы и при обобщении знаний.
диапозитивы рекомендуется, начиная
дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране
смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили
материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.
расположенных в определенной
между собой текстом.
последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов
снабжены субтитрами. Диафильмы о природе широко используются в работе
помогая воспитателю решать
и расширять представления об известном, знакомить с новыми явлениями,
систематизировать и обобщать знания.
с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда
п о л ь з о в а т ь с я
и м е ю щ и м с я т е кс том
Текст к диафильму может быть
к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости
Применение аудио в работе с детьми
воспитания. Звуковые записи позволяют на занятия воспроизвести рассказ о
репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.
м а г н и т о ф о н или аудиосистему
громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют
маневрировать ими до тех пор, пока всем детям не будет четко слышен звук.
Голоса детей обычно записывают возле воспитателя при помощи микрофона.
При удлинении провода воспитатель сможет подходить с микрофоном к
перемещать в любое место группы или зала. Современная аудиоаппаратура
позволяет составить музыкальную программу, которая будет автоматически
воспроизводиться по ходу занятия в установленное время и в установленном
режиме. Все звуковые записи, используемые в детском саду, можно разделить
на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие
записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления.
Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без
предмет изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который
соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке
детей. Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук
животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и т. п.
дошкольников. Для того чтобы ход экологического образования и воспитания
имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы
кинестетическая. И здесь на помощь приходят интерактивные доски, столы,
пол, интерактивные лаборатории, компьютерные классы.
интерактивной атрибутики решает следующие аспекты в образовании: ясная,
материала. Используя интерактивную атрибутику, воспитатели могут сделать
ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп,
что существенно повышает мотивацию воспитанников.
«занятия», моментально вовлекаются в образовательный процесс, происходит
коммуникативных навыков, это незаменимый инструмент для организации
дошкольников объяснять свою точку зрения. Воспитатели могут создавать
свою коллекцию образовательного процесса по разнообразным темам. Могут
делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из
года в год, адаптируя их под конкретную группу.
стимулирует профессиональный рост. Интерактивная доска привлекательна
для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они
смотрят на неё. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным
вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или
объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на
уровень образованности. И здесь интерактивная доска просто незаменима,
так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не
только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не
только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её
понимание и познание.
обладающее большими возможностями. С его помощью в реальном времени
ТСО в ознакомлении детей с природой. Методика использования.
Экранно-звуковые средства обучения принято подразделять на три группы: экранные (диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы, эпиматериалы, транспаранты); звуковые (радиопередачи, грамзаписи, магнитные записи, CD диски); экранно-звуковые (озвученные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекция, телепередачи, DVD, мультимедиа, компьютер). Из экранных средств в дошкольных учреждениях самое широкое распространение получили диафильмы и диапозитивы, которые относятся к статичным видам пособий и имеют между собой много общего. Это объясняется простотой и удобством эксплуатации современных проекторов, наличием дидактических материалов.
Ежегодно в нашей стране выпускается большое количество диафильмов и диапозитивных серий для детей. До недавнего времени это были, как правило, диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений. Однако в последние годы появились целые серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас. Многие диафильмы разработаны на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» и содержат интересную учебную информацию.
Диафильмы и диасерии позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Обычно в кадрах, адресованных педагогам, и в прилагаемых к диасериям вкладышах-методичках определены цели и задачи каждого конкретного пособия, раскрыта методика работы с детьми. Например, используемая на природоведческих занятиях диасерия «Домашние животные» имеет целью воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше. Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.[4, с. 22-23].
В дошкольных учреждениях больших городов все чаще встречаются телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в целях экологического воспитания детей, пропаганды экологических знаний среди взрослых. Ряд московских студий занимается выпуском научно-познавательных и учебных фильмов. Можно рекомендовать следующие их работы.
Киностудия «Кварт-О» (Центрнаучфильм, Леннаучфильм) выпускает киноальманахи:
— «Животные отвечают» (фильм 2-ой «Роль игры и самостоятельных исследований в жизни детенышей», фильм 9-ый «Дрессировка животных»);
— «Жизнь растений» (фильм 1-ый «Удивительные путешественники» (о семенах), фильм 5-ый «Осень в лесу»);
— «Природные сообщества»;
— «Увлекательная природа» (фильм 2-ой «В мире муравьев», фильм 3-ий «Живая пустыня», фильм 6-ой «Хомяк такой, какой он есть»);
— «Экологические системы».
Центр «Планетариум» выпускает серии слайд-фильмов: комплекты «Экология»,»Млекопитающие», «Рыбы. Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Птицы» (серия «Мир биологии»). Интересной также является серия «Географическая картина мира» (слайд-альманах «Ландшафты Земли», «География России» и др.)
Студия «Диафильм» выпускает диафильмы «Глобальные экологические проблемы», «Экологические группы птиц» (лесные, луговые, степные, водоплавающие, околоводные, кормящиеся в воздухе, синантропные), «В краю листопадных лесов».
Детское книжно-музыкальное издательство «ВЕСТЬ-ТДА» в 1997 году выпустило интересные кассеты с записью голосов и звуков: «Голоса животных и птиц», «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира». Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, лесные шорохи, пение птиц, стук дождя и журчание ручья, гром и треск разряда молнии и многое другое [3, с. 74-75].
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Технологии и методика ознакомления детей с природой
Технологии и методика ознакомления детей с природой.
Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:
1. Формирование у детей элементарной системы знаний.
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.
Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
3. Формирование у детей любви к природе.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.
В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.
Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Методы ознакомления дошкольников с природой их 3: наглядные, практические, словесные.
1. К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран.
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.
Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины
2. Практические методы
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
3. Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Применяемые технологии по ознакомлению с природой
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.
ИКТ технологии в «информационном» веке хорошо изучены и применяются в профессиональной деятельности педагогов:
— Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
— Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)
— Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
— Это интерактивные игры
Технология проектной деятельности.
Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, художественной, в знаково-символической деятельности и пр. ;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
— познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нее включаются следующие игры и упражнения:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология исследовательской деятельности
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
3. Путешествие по карте
Природные ландшафты и их обитатели.
4. Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства и пр.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника.
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:
«Вдохновение зимы»(весны, лета, осени)
«Как спасти природу?» и пр.
— составление схем «Береги природу», «Правила поведения в лесу», «Выращивание семени» и пр.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.
Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.
Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.
Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.
Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.
Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.