использование технических средств обучения на уроках русского языка специальной коррекционной школы
Доклад на тему «Применение ТСО в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П. ЦЕЛИННЫЕ ЗЕМЛИ»
Применение ТСО в обучении русскому языку в специальной (коррекционной)
русского языка и чтения
п. Целинные Земли – 2014 год
Дидактические основы использования технических средств
Основной целью уроков русского языка в специальном образовательном учреждении для школьников с нарушением интеллекта является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе.
Обучение русскому языку носит коррекционную направленность, что в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка.
Решение этих задач возможно за счет поэтапного реформирования школы, «введения инноваций на уровне вариативности форм, организации, методов и средств обучения» (Н.Н. Малофеев, 1999), а также за счет оптимизации обучения средствами ТСО, так как наглядные средства обучения важны для усвоения материала по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями. Наряду с изменениями структуры учебных планов, разрабатываются новые программы, дидактические средства, педагогические технологии и технические средства обучения, (А.К.Аксенова, И.М.Бгажнокова, С.Ю.Ильина, М.Н. Перова, Э.В.Якубовская, и др.), переоценивается значимость предметов гуманитарного цикла с точки зрения их приоритетности в решении задач, предъявляемых специальной школе современным обществом.
Сегодня в специальной педагогике сложились необходимые предпосылки для исследований современных дидактических проблем, в частности вопросов, связанных с обучением русскому языку, с внедрением технических средств обучения в учебный процесс, которые позволяют по-новому использовать на уроках русского языка текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти средства позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
Надо стремиться сделать каждый урок научным, интересным, захватывающим для учеников.
Использование технических средств обучения помогает детям с интеллектуальными нарушениями лучше усвоить преподаваемый материал, за счет его вариативности и наглядности.
Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания
Качество проведения занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
являются источником информации;
рационализируют формы преподнесения учебной информации;
повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
организуют и направляют восприятие;
обогащают круг представлений учащихся,
создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
делают доступным для учащихся такой материал, который без ТСО недоступен;
активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
иллюстрируют связь теории с практикой; создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от конкретного к абстрактному).
Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Фильмоскоп экономит 25 минут двухчасового занятия, кодоскоп — до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20% учебного времени. Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:
возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
реальность отображения действительности, выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Использование ТСО в педагогическом процессе строится на реализации принципов его организации.
Целенаправленность. ТСО имеют четкое целевое назначение, определяемое характером и сложностью материала, местом в процессе обучения (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса — обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от детей с интеллектуальными нарушениями и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей. С любой категорией детей процесс воспитания и обучения с помощью ТСО можно организовать не только интересно и полноценно по информационной насыщенности, но и адекватно их возможностям. Современные информационные технологии обучения делают как учителя, так и учащихся активными участниками совместной деятельности, потому что многие современные ТСО дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов.
Связь с жизнью. В наш век информатизации, в повседневной жизни всё чаще используются разнообразные технические средства, с которыми встречаются учащиеся. Даже получив минимальный опыт работы с ТСО в школе, этим детям будет легче адаптироваться в современных условиях.
Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника. Для реализации этого принципа ТСО, особенно современные, обладают неисчерпаемыми возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые подстраиваются под особенности конкретного ученика.
Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.
Принцип доступности обучения, т.е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, также лежит в основе применения современных технических средств обучения: привлечение их на занятие или урок прежде всего вызвано необходимостью облегчить усвоение учебного материала. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся начинают лучше разбираться в фактах, явлениях и событиях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.
Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. ТСО вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось. Стимулирует интерес учащихся к обучению и включение в учебно-воспитательный процесс документального материала: фотографий, рисунков, рукописей, старинных книг, фотохроники и фонозаписи голосов.
Принцип наглядности — принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.
Принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка по-настоящему только теперь и начинает реализовываться в условиях обучения. ТСО с возможностями создания и предложения индивидуальных заданий, дифференцированного подхода в системе деятельности всего класса, когда каждый ученик может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.
Специально применительно к ТСО необходимо сказать о таких принципах, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования. Разнообразные и неиссякаемые возможности ТСО у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру — правило, которое применительно к специальной педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое, самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании. Высокая информационная емкость дидактических материалов для ТСО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия материала учащимися с интеллектуальными нарушениями, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью ТСО нельзя.
Ни одно из используемых в школе технических средств обучения, даже компьютер с его возможностями, нельзя противопоставить другому, так как каждое из них относительно выигрывают перед остальными лишь в определенных учебных ситуациях, при решении определенных дидактических задач. Поэтому необходимо их использовать как по отдельности, так и в сочетании, что является одной из причин разработки мультимедийных средств обучения и воспитания. Изобразительные средства учебного фильма обеспечивают динамичный показ изучаемых явлений и процессов, но в них нередко бывает избыток комментария, мешающая музыка и др. Эти недостатки отсутствуют в статических экранных пособиях. Транспаранты к графопроектору, например, имеют неоспоримые преимущества перед диафильмом или серией слайдов в тех учебных ситуациях, когда необходимо поэтапное формирование понятий, и уступают им при иллюстрировании логически последовательного развития действия, связанного определенной сюжетной линией. Использование звукозаписей целесообразно в процессе формирования понятий посредством словесных образов. ТСО не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни. Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.
Применение технических средств в обучении русскому языку и чтению
Интенсивно, особенно в последние годы, разрабатываются оригинальные ТСО и компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, детей с интеллектуальными нарушениями. Технические средства обучения (ТСО) усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование необходимо не только в общеобразовательных, но также и в специальных (коррекционных) школах.
Использование на уроках технических средств обучения позволяет по-новому применять на уроках русского языка и чтения текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
К ТСО, применяемых на уроках русского языка и чтения относятся статистические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), кинофильмы, радио- и звукозаписи, телепередачи, видеофильмы, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать. Учитель всегда должен помнить, что никакие технические средства не заменят его в учебном процессе, особенно если этот процесс осуществляется в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
На уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе учитель может применять те же самые технические средства, что и в общеобразовательной школе, но всегда заботясь о доступности их содержания для учащихся, соответствии программе и дозировке на уроке.
Кинофильм — важное средство наглядного обучения чтению, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий. В качестве учебных кинофильмов могут быть использованы документальные, художественные и специальные учебные кинофильмы. От учителя требуется знание содержания фильма, чтобы органически включить его в систему работы на уроке, соединив с предшествующей работой и опираясь на его содержание в последующем ходе занятия.
Методика демонстрации кинофрагмента может быть представлена следующим образом:
1. предварительный просмотр кинофильма учителем, отбор фрагмента (части), нужного для предстоящего урока;
2. подготовка вопросов для учащихся, на которые они должны ответить после просмотра кинофрагмента (запись на доске);
3. вступительное слово учителя, нацеливающее на просмотр, краткое изложение содержания кинофрагмента;
демонстрация кинофильма (по ходу просмотра возможны комментарии, фиксирующие внимание учащихся на главном);
беседа после просмотра по вопросам, данным предварительно;
обобщение содержания кинофрагмента;
включение материала кинофильма в домашнее задание (ответы на вопросы, составление рассказа, сочинение, выполнение рисунков и т. п.).
Использование звукозаписей на уроках чтения занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи. На уроках используются литературные, документальные, музыкальные звукозаписи, художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произведений, позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала, услышать живые голоса известных поэтов, писателей, артистов.
Наибольшее значение на уроках русского языка и чтения приобретает использование компьютеров. Существуют следующие виды их применения:
Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета, в том числе русского языка и чтения. Есть программа типа «тренажер», «опросник», программы позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.
Орудийное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности, в частности чтения и письма, поиска информации, коммуникации.
Дефектологическое – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств, а также соответствующего программного обеспечения.
Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.
Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения.
Главным достоинством использования компьютерных технологий является возможность достижения такой высокой степени наглядности, которую невозможно обеспечить в обычном учебнике. Позволяет отобрать индивидуальный для каждого обучаемого объем материала из общего объема, неоднократно вернуться к вопросу, который показался обучаемым трудным, оказать помощь ученику, что чрезвычайно в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта русскому языку и чтению, так как создает благоприятных психологический настрой у детей.
Применение компьютерных технологий позволяет учителю представлять необходимые учебные материалы в удобной форме (учебного урока, его фрагмента, отдельного контрольного упражнения, теста и т.д.), и в тоже время позволяет легко редактировать учебный материал и изменять структуру его представления учащимся.
Следующий этап использования приложения Microsoft PowerPoint – представить весь учебный раздел. В данном случае «Имя существительное» как единую презентацию.
Несомненными достоинствами данной программы является исключительная простота и самые широкие возможности редактирования, что позволяет легко изменять дизайн, структуру и содержание презентации вплоть до полной замены всего содержания – это позволяет использовать готовую презентацию одной темы как основу для быстрого создания презентации по другой теме. Также презентация способствует стимулированию активной деятельности учащихся на уроке (более привлекательная форма построения урока).
Можно создавать программы, помогающие учащимся с ограниченными возможностями здоровья работать над тестами первоисточников на уроках чтения.
Пользуясь системами обработки текста, готовятся контрольные работы и другие материалы для учеников. При этом можно сделать разные варианты, включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легко расширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: с пропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами.
Занимательность материалов, представляемых с помощью ТСО, безгранична. Компьютерные игры познавательного характера, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание учащихся с интеллектуальными нарушениями. Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. Все это воздействует на учащихся и, вызывая непроизвольное внимание, способствует непроизвольному запоминанию материала.
В целом, использование компьютерных технологий способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
«Эффективность внедрения педагогических технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе 7, 8 видов».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ОВЗ»
г.о.Электрогорск Московской области
«Эффективность внедрения педагогических технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе
учитель русского языка и литературы
Проблема использования педагогических технологий в преподавании русского языка в школе волнует ученых и педагогов-практиков давно. Например, идеи программированного и проблемного обучения широко обсуждались и внедрялись в преподавание русского языка советскими учителями еще в 60-е – 70-е гг. XX века (теория программированного обучения: В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.; проблемное обучение: М.А.Данилов, В.П.Есипов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др.). Эта дидактическая традиция развивается и находит все большее применение в современной школе. Ориентиры преподавания при этом направлены в сторону развития педагогической теории и практики за счет поиска и внедрения новых идей и технологий.
Учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А. для использования в своей работе используются следующие образовательные технологии:
Компьютерные (информационные) технологии(Апатова Н.В.,Беспалько В.П.)
Групповые технологии (В.К. Дьяченко)
Технология уровневой дифференциации обучения (Г.К.Селевко)
Цель: оценить эффективность применения новых образовательных технологий на уроках русского языка и чтения в Специальной (коррекционной) школе 7,8 видов.
определение принципиальных конструктивных идей новых педагогических технологий, их категориальный аппарат;
осмысление целесообразности использования конкретной технологии при обучении русскому языку;
проведение ее анализа;
использование системы оценки знаний, рекомендуемой разработчиками определенной технологии обучения;
проведение контроля знаний учащихся;
правильная организация педагогической деятельности и общения с детьми с ОВЗ на уроке.
Одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Другая практическая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки». Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было:
• отыскать средства достижения этих целей;
• отыскать правила пользования этими средствами.
Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат. Это базовое основание любой технологии образования. Этим основанием я пользуюсь в своей работе в процессе преподавания русского языка и чтения в МОУ СКОШ № 2 на новом образовательном технологическом уровне.
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка с ОВЗ за период обучения в школе.
В сфере физического здоровья:
В сфере психического здоровья:
создание комфортных условий для психического развития учащихся; совершенствование психолого-педагогических методов и приемов работы.
В сфере социального здоровья:
создание комфортных условий для социально-бытовой адаптации учащихся с ОВЗ; обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
В урочной и внеурочной деятельности создаю условия для здорового развития учащихся:
формирую необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни учащихся;
обучаю применять полученные знания в повседневной жизни;
поддерживаю благоприятный психологический климат в классе;
соблюдаю правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. В рамках применения здоровьесберегающей технологии использую элементы методик В.Ф.Базарного, М.Монтессори.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Сформированы аспекты здорового образа жизни. Наблюдается снижение показателей заболеваемости детей, утомляемости детей на уроках, повышается уровень концентрации внимания у ребят.
У учащихся наблюдается повышение мотивации к двигательной деятельности (что ведет к устранению гиподинамии учеников с ОВЗ), здоровому образу жизни.
Возникла регулярная поддержка со стороны многих родителей по сохранению здоровья их детей.
Компьютерные (информационные) технологии (Апатова Н.В., Беспалько В.П.)
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Создание комфортных условий обучения.
Повышение эффективности и качества обучения.
Обеспечение мотивации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Формирование у учащихся нового мышления, связанного с тем информационным пространством, в котором ученик познает окружающую жизнь, активно действует, что приводит к наиболее успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Совершенствование интересного, увлекательного, эмоционального общения учителя с учениками.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Для своей подготовки к урокам русского языка и литературы, для формирования собственного банка методических разработок и научно-практических материалов использую возможности Интернета. Дети с ОВЗ осваивают новые формы коммуникации и общения в виде предметной переписки по электронной почте с одноклассниками и учителем.
Часто в своей работе я предлагаю учащимся опережающие задания с целью поиска интересной, необходимой информации по теме, которой нет в учебнике (групповые и индивидуальные). Делаю это с учетом дифференцированного подхода.
Активно использую в практике работы слайд-презентации как совместные, так и выполненные детьми самостоятельно.
Информационные способы обучения дали мне возможность визуализировать процесс усвоения учебного материала школьниками с ОВЗ при помощи технического потенциала интерактивной доски и мультимедиа- проектора.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Информационные технологии повышают эффективность, качество обучения, темп урока. Ребята больше занимаются самостоятельной познавательной деятельностью, лучше усваивают теорию, меньше допускают практических ошибок. Ребята приобретают опыт публичных выступлений, умений пользоваться интернет- ресурсами и другими возможностями компьютерной, офисной техники. Широкий спектр средств информационных технологий позволяет мне проводить уроки различных типов: уроки с использованием компьютерных дисков различных форматов, уроков – презентаций.
Групповые технологии (В.К. Дьяченко)
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Создание условий для взаимодействия учащихся в группе.
Организация совместных действий учеников и учителя, направленных на активизацию учебно- познавательных процессов.
Обеспечение активности учебного процесса.
Развитие мышления учащихся.
Достижение высокого уровня усвоения содержания.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Для реализации данной технологии организую работу мини-групп:
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственном руководством лидера группы или учителя;
задания подбираю такие, которые позволяют учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом к друг к другу.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Работа в группах приводит к более эффективному усвоению темы, умению работать в коллективе, что повышает коммуникативные способности и толерантность к чужому мнению.
Ребята взаимно обогащаются, работая над групповым заданием.
У каждого ребенка формируется устойчивое отношение к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Спектр целевых ориентаций.
расширение кругозора, познавательной деятельности учащихся; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков учащихся, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных, трудовых умений и навыков.
развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, творческих способностей., рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности; коррекция структуры дефекта ребенка с ОВЗ..
воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок: воспитание сотрудничества, коллективизма,общительности, коммуникабельности.
приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Игровые технологии применяются мною для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (русский язык, чтение, литература). Игровые приемы используются
как составляющий элемент урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках применяются дидактические (напр.для коррекции ошибок на уровне звука, буквы, слова, словосочетания, предложения, текста ), ролевые
( пьеса ситуации, игры сказкотерапии) и деловые игры (имитационные упражнения, деловой театр, межпредметные игры).
На некоторых занятиях по русскому языку(в 5,6классах)применяю элементы технологии развивающих игр Б.П.Никитина. Предметные развивающие игры лежат на основе строительно-трудовых и технических игр с кубами, деталями из конструктора, мячами.
Использую приемы сказкотеррапии. В своей работе я использую методику звукового различия глухих и звонких звуков с помощью кубиков – погремушек. Н.В.Зайцева.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Предметные игры возбуждают интерес к изучению русского языка и литературы.
Наблюдается постепенное возрастание уровня трудности заданий в играх, что позволяет учащемуся идти вперед и развивать свои творческие способности, умения выделять основные характерные признаки предметов; сравнивать,сопоставлять их.
Коллективные игры ведут к развитию коммуникативных навыков учащихся, практическому закреплению полученных знаний, расширению кругозора детей.
Игровые формы работы создают условия для положительной тенденции в коррекции структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения (Г.К.Селевко)
Цели и задачи использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Адаптация процесса обучения к особенностям различных групп.
Строгое соблюдение дифференцированного подхода к учащимся с ОВЗ.
Преодоление и компенсирование индивидуальных особенностей в умственном развитии аномального ребенка.
Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СКОШ № 2 Паниной Е.А.
Своеобразие коррекционной школы позволяет мне использовать широкие возможности обучения русскому языку и литературе, учитывая особенности каждого ребенка с ОВЗ.
В урочной деятельности создаю условия для дифференцированного подхода к учащихся:
соблюдаю организационно-педагогические условия проведения урока: индивидуализация объема учебных знаний с учетом утомляемости, состояния внимания, здоровья, темпов работы каждого ученика.
Результат использования технологий и/или методик, применяемых на уроках учителем русского языка и литературы
МОУ СКОШ №2 Паниной Е.А.
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ приводит к снижению показателей заболеваемости детей, их утомляемости на уроках, повышается уровень концентрации внимания и темпа работы учащихся. У ребят воспитывается привычка работать в коллективе и индивидуально, что приводит к положительной динамике в изменении структуры дефекта ученика с ОВЗ.