использование тестов в обучении

К вопросу об использовании тестов в обучении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

К вопросу об использовании тестов в обучении

Сегодня тесты находят широкое применение в обучении. В современной научной ли- тературе не существует однозначного определения такого понятия, как тест. Под тестом час- то понимают стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназна- ченные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Тесты можно использовать на разных этапа учебного процесса, так как они выполня- ют разнообразные функции:

1. информационную – приобретение новых знаний. С помощью тестов можно создать про- блемную ситуацию, когда часть вопросов, естественно вытекающих из имеющихся знаний, окажется неразрешимой. В этом случае тест подвигнет студента поиску новой информации.

2. развивающую – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.) и творческих способностей. Тест способствует развитию. Например, в процессе выбора правильного ответа студенты имеют возможность сравнивать явления, свойства, классифицировать их, что активирует мыслительную деятельность.

3. закрепляющую – повторение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навы- ков. При этом необязательно выставлять оценку. Достаточно оценить как «зачтено» и «не зачтено».

4. обобщающую – обобщение и углубление знаний.

5. оценочную – проверка знаний и умений.

6. корректирующую – выявление типичных ошибок и их устранение. Тесты позволяют ученикам самостоятельно обнаруживать и ликвидировать пробелы в своих знаниях. С помо- щью тестов легко проводить диагностику. Опыт проведения консультаций показывает, что студенты не всегда могут осознанно сформулировать, в чем конкретно они затрудняются. Проанализировав тесты можно легко отобрать материал для консультации и осуществить помощь студентам.

7. воспитательную – формирование качеств личности (трудолюбие, внимание, сосредото- ченность и т.д.).

Основными характеристиками теста являются: валидность, надежность, репрезента- тивность, стандартизированность.

Валидность – соответствие проверочного материала целям контроля. При итоговом контроле валидность проявляется в том, что в заданиях может быть отражено все основное содержание данного предмета, тогда как экзаменационные билеты содержат 2-3 вопроса не

охватывающие всего курса. При текущем контроле валидность определяется тем, насколько полно и точно тест охватывает учебный материал, для проверки которого он создан.

Для того чтобы тесты способствовали развитию студента, необходимо при их разра- ботке выделить не только систему предметных знаний, подлежащих контролю, но и систему логических приемов (мыслительных операций), с помощью которых эти знания должны применяться. В этом смысле валидность рассматривается как соответствие заданий теста то- му познавательному действию, которое подлежит контролю, то есть задания нужно состав- лять так, чтобы при их выполнении использовались те мыслительные операции (анализ, син- тез, обобщение, абстрагирование, классификация), которые предусмотрены целями обуче- ния.

При составлении тестовых заданий необходимо не только контролировать виды дея- тельности, но и установить с какими показателями они сформированы (скорость выполне- ния, использование опорных подсказок).

Надежность – устойчивость результатов тестирования при многократном использова- нии контрольного материала. Надежность теста может уменьшиться вследствие следующих причин:

• малое количество задач;

• недостаточное время для прохождения теста;

• непонимание инструкций или вопросов;

• случайность верных ответов.

Таким образом, надежность теста можно повысить, если увеличить количество вопро- сов и их сложность, подобрать оптимальное время для выполнения теста, увеличить количе- ства вариантов ответов. Однако не следует забывать, что если малое количество вариантов ответов ведет к угадыванию, то большое количество к усложнению понимания и увеличению времени.

Между валидностью и надежностью существует зависимость. Если тест обладает вы- сокой степенью валидности, то он будет достаточно надежен, так как контролю подвергают- ся не случайные элементы знаний и виды деятельности, а выборка, позволяющая судить об усвоении всей системы.

Другими характеристиками тестов являются: репрезентативность – полнота охвата в тексте изучаемого материала и стандартизированность – единая процедура проведения тес- тирования и подведения итогов.

Несомненно, что тест обладает рядом преимуществ перед другими видами контроля. К ним можно отнести, прежде всего, минимальные затраты времени, широкий охват студен-

тов, легкость проверки и анализа результатов. Он позволяет охватить значительный объем знаний по одной или нескольким темам курса. Тесты имеют достаточную надежность оценки и поэтому могут быть использованы для сравнения групп, программ. Тест делает возможной оперативную обратную связь и позволяет оценить сразу знание и незнание. С развитием ин- формационных технологий появилось большое количество тестовых оболочек, применение которых позволяет сократить временные затраты на проверку результатов, повысить объек- тивность выставления оценки.

Список использованных источников

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий, М., 1996.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Роль тестирования в образовательном процессе

Роль тестирования в оценке знаний, умений и возможностей человека многогранная и прежде всего положительная. Но, не смотря на кажущуюся простоту метода, тестирование требует осторожного подхода и применения на практике. Хотя бы потому, что многие начинают заниматься этим вопросом отдавая дань «моде» и совершенно не обращают внимания на то ради чего, или благодаря чему, появилось тестирование как метод контроля, как метод оценки.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». «Отцом» теста считается американский психолог Джеймс Кеттел, именно он в 1890 году ввел понятие «интеллектуальный тест», которое приобрело безумную популярность. Тесты того времени больше напоминали лабораторные опыты, за один раз пройти тест (требовалось 2-3 дня) мог лишь один человек, но в 1904 году Министерство образования Франции, поручает врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить ленивых детей, которые имеют способности к учебе, от детей, которые страдали врожденными дефектами и не могли учиться в обычной школе. А в 1917 году перед американскими психологами была поставлена задача: как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов, в разнообразные службы по определенным профессиональным способностям. Специально созданный, для этого комитет, поручил А.С. Отису разработать специальные тесты. Новые тесты значительно упрощали процедуру тестирования: теперь тест могли проводить, не только квалифицированные психологи, но и просто обученные процедуре тестирования люди. В 20-е годы в Америке начался самый настоящий тестовый бум. Ведь теперь каждый мог пройти тестирование и узнать, какую профессию он может получить, какие недостатки характера стоит скрывать, способности к какой профессии у него есть.

Мы видим, что и в первом, и во втором случаях, тестирование это экспресс-метод, который с одной стороны заменяет высокопрофессиональных врачей-психологов, а с другой это метод решения масштабных, объемных задач в условиях отсутствия подготовленных кадров. Необходимо также отметить, что и в том и другом случаях речь идёт о тестировании как о единой методике оценки-контроля, не имеющей ограничения с точки зрения охвата количества тестируемых, с целью предварительной разбивки их на группы по потенциальным возможностям. Таким образом, изначально тестирование было разработано как экспресс-метод способный:

— решать задачи по идентификации при больших объемах исходной информации,

— заменить проведение сложной, трудоемкой аттестации, выполнением специального теста, с целью предварительной разбивки тестируемых на группы, согласно их потенциальных возможностей,

— выявить общую картину состояния вопроса по единым стандартам (методикам тестирования) на всем исследуемом пространстве с учетом локальных особенностей подготовки тестируемых

На наш взгляд, сегодня можно выделить три составляющих части, которые определяют основные особенности процесса тестирования:

— программное обеспечение тестирования

— допускаемая разновидность типов вопросов и ответов, для составления тестов в рамках выбранного программного обеспечения.

— степень локализованности тестирования.

На наш взгляд предпочтение следует отдавать тем программам, которые отвечают следующим требованиям:

— возможность использовать рисунки, фотографии, формулы в тексте теста,

— возможность подключать внешние приложения, например MS WORD, EXCEL и т.д.

— автономное составление теста и редактирование не встроенным редактором, а внешним, широко распространенном, например MS WORD.

— возможность подключение языков,

— возможность пропуска вопросов

— наличие блока обработки полученных результатов, с учетом различной значимости вопросов и ответов.

— установки случайного порядка следования вопросов и ответов,

— возможность составления различных тестов (например, по разделам учебного курса) из одной базы вопросов,

— составление теста с различными типами вопросов.

Следующая особенность тестирования, определяет возможный круг типов применяемых вопросов, на основе которых формируется тест.

Например, тестирование знаний с вопросами закрытого типа «выбор одного из нескольких», «выбор нескольких из нескольких», «соответствие» и открытого типа «свободный ввод ответа».

Предлагаемое сегодня программное обеспечение предусматривает применение в тестах от одного до двенадцати типов вопросов. Так программы для тестирования TestGoldStudio, Testreader 5.01, соответственно, предусматривают применение от двенадцати до трех типов вопросов, что значительно расширяет не только функциональные возможности теста, но и делает его привлекательным для студента в психологическом аспекте.

Завершая анализ особенностей тестирования отметим, что локализованность сегодняшнего тестирования, исключающая возможность сравнительного анализа знаний временная, и при незначительном финансировании, уже сегодня может быть решена в рамках действующей сети INTERNET.

В заключении остановимся на негативных моментах тестирования, имеющих место при подготовке технических кадров для различных отраслей промышленности.

Эксперт, профессор, доктор педагогических наук Иван Павлович Подласый, считает, что применение тех или иных тестов будет наиболее успешным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов, например:

— тесты общих умственных способностей, умственного развития.

— тесты специальных способностей в различных областях деятельности.

— тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

— тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления и др.).

Поэтому тестовые испытания должны иметь комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой.

И. П. Подласый также отмечает, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста. Это следует понимать так: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела или курса, охватывающий значительное количество материала – закономерностей, концепций, фактов. Происходит это именно потому, что содержательное разнообразие последнего выше. Поэтому составление тематического тестового задания, при тематическом контроле, требует кропотливого и тщательного труда.

Сегодня тесты обученности рекомендуется применять на всех этапах обучения. Считается, что с их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический итоговый контроль знаний и умений.

У сатириков есть выражение – если глупец, сразу не видно, но слышно сразу, тестирование предполагает лишить «учителя» возможности «слышать» «ученика», а значит и направлять, корректировать процесс познания с учетом индивидуальных способностей обучающегося.

На наш взгляд, только в контакте, в процессе диалога, ученик-учитель, возможна полноценная, всесторонняя оценка процесса освоения предмета. Преподаватель должен иметь возможность оценить обучающегося комплексно, так как именно он должен подсказать, сориентировать его и по выбору специализации, и по выбору предпочтительного направления профессиональной деятельности в дальнейшем, и по правильному пониманию изучаемого предмета.

Исследователи отмечают, что не все необходимые характеристики усвоения учебного материала, можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связано, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки.

1 Авакян Э. Р. Балльные оценивания в учебном процессе. Методическая разработка для преподавателей и слушателей ФПК при КубГТУ. Краснодар: Кубан. гос. технол. ун-т, 1996.

2 Амерханов Р. А., Анищенко В. В., Окулич-Казарин В. П. Использование ЭВМ в процессе обучения и контроля знаний // Деловые игры и методы активного обучения. Сб. научн. тр., ч. 2. Челябинск, ЧГТУ, 1992. — С. 44–45.

Источник

Методические аспекты тестирования как одной из форм контроля при обучении

Введение

Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), возможностью быстрого получения результатов, испытания, удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.

Однако необходимо отметить, что тест должен создаваться лишь в том случае, если он может зафиксировать поведение ученика более корректно, чем это позволяли делать другие методы, если проверка успеваемости действительно необходима и если создание тестов может быть приведено в соответствие с дидактическими задачами.

Основные понятия

Остановимся на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

Возрастающая трудность. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности обучающегося. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, слушатель должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда обучающийся сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

Использование тестов дает возможность:

В зависимости от области исследований различают следующие типы тестов:

Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признанный в системе образования многих стран мира, находит все большее применение в России.

Историческая справка

Самыми ранними примерами диагностики личной успеваемости при получении должности в литературе упоминаются китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие более чем за 1000 лет до Рождества Христова.

В Европе лишь после 1700 г. сложилась ситуация, когда желая ослабить дворянство, и поднимающаяся буржуазия и государство были заинтересованы в том, чтобы государственные должности, число которых возросло в следствии все увеличивающейся бюрократизации и милитаризации, увеличивалось с помощью экзаменов. В большинстве европейских государств в период между 1790 и 1870 гг. были введены экзамены для приема на государственную службу.

«Сортировка» претендентов проходила формально. Часто достаточно было знать, успешно или нет, окончены те или иные учебные курсы. Иногда использовалась весьма приблизительная классификация, включающая от четырех до шести ступеней. Эти функции взяли на себя отметки, которые выставлялись в табель. Оценка, являвшаяся достаточным критерием при проведении весьма приблизительной аттестации, стала доминирующим средством определения успеваемости, несмотря на то, что она содержала слишком мало информации для совершенствования учебного процесса.

Этот инструментарий был создан в течение последних 100 лет. Его можно встретить в трудах целого ряда исследователей. Они считают, что предшественником теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 г. «scale books» (шкалированные книги) англичанина Джорджа Фишера. В 1894 г. американец Дж. М. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности диагностических приемов. В 1908 г. ученик Торндайка Стоун опубликовал первый тест по арифметике. После того как «Союз американских школьных советов» в 1914 году отстоял объективные методы оценки, США захлестнул бум тестов школьной успеваемости.

Некритическое отношение к тестированию в России привело к широкому распространению этого метода в 20-30-х годах. При поступлении ребенка в школу с помощью тестов устанавливали уровень интеллектуального развития и в зависимости от этого определяли его в класс «А» (для самых одаренных), в класс «Б» (для «средних») или в класс «В» (для самых «слабых», «бесталанных»). Но после постановления ЦК ВКП (б) » О педагогических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.) этой дискриминации детей был положен конец. Однако в нашу школу эта практика вернулась, правда с небольшим изменением: психолог отслеживает интеллектуальный уровень детей не только при поступлении в школу, а и в течение всех лет обучения в начальной школе, в результате чего данные становятся более объективными.

В 1960 г. немецкой школе было предложено всего 74 индивидуальных и групповых теста, однако в большинстве своем они не удовлетворяли методическим критериям.

В 1970 г. вся немецкоязычная территория обладала 122 тестами и анкетами, определяющими школьную успеваемость, подготовленность детей к занятиям в школе, умственное развитие, пригодность к профессиональному обучению, способность сконцентрироваться.

Педагогическое направление в разработке тестов появилось в начале нынешнего столетия, но лишь в последние десятилетия тесты для диагностики обученности приобрели большую популярность в высшей и средней школах многих развитых стран и заняли место одного из основных методов объективного контроля в учебном процессе.

Актуальность

Процесс введения образовательных стандартов вновь актуализировал проблему контроля учебных достижений. Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений и навыков, оптимальным средством проверки считают тест. Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках информатики послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

В-третьих, импорт данных из одного приложения в другое – большой “плюс” в пользу тестирования. Эстетическое удовольствие при создании привлекательного программного продукта, как и при ответах на вопросы тест-программы с красивым интерфейсом – одна из составляющих успешного педагогического труда. Применение компьютерного тестирования становится актуальным.

В четвёртых, в настоящее время возрастает роль дистанционного обучения, где также все больше применяется форма контроля уровня обученности ученика или студента в виде теста. Некоторые образовательные учреждения выдают сертификаты на основе данных компьютерного тестирования. Сюда же можно отнести и получение Всероссийских сертификатов Общества «Знание» России и международных сертификатов Microsoft Office Specialist и «Европейские компьютерные права» (ECDL).
Основные принципы разработки тестов

При разработке тестов необходимо придерживаться определенных принципов:

Классификация

На практике наибольшее распространение получили пять форм тестовых заданий:

Каждый класс заданий включает несколько видов заданий:

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы – процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов.

Требования к составлению теста

Предметная чистота

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

Формальная чистота

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

Надежность

Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.Содержательная корректность.Текст любого содержания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.

Краткость заданий

Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов. Время тестирования должно быть минимальным.

Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состоящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый ученик), проводится апробация теста. Засекается время, необходимое для опроса каждого ученика, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного учащегося. Это время и принимается расчетным.

Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний.Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

Вариативность содержания

Тест должен включать в себя следующие элементы:

Заключение

При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы, сопровождаемых набором оценок успешности выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с группами диагностических признаков, позволяющую провести анализ полученных данных, составив таблицу и построив диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям (% справившихся).

Тесты имеют право на существования как одна из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами и т.п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет учителю более качественно осуществлять учебный процесс.

Источник

Тестирование как одна из форм эффективной учебной деятельности

Разделы: Химия

Введение

В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний (подготовленность) учащихся по различным предметам. Объективность оценки знаний учащихся необходима, прежде всего, для принятия верного решения при проектировании деятельности учащихся по окончании средней общеобразовательной школы.

Тестирование – это стандартизированный метод оценки знаний, умений, навыков учащихся, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей итоговой подготовке.

Путь к созданию тестов – изучение теории и методики тестового контроля знаний. Здесь самое главное – осознать, что тест – это не просто проба или ученическая проверка с помощью традиционных вопросов, а научно-обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определенного содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.

Актуальность работы обусловлена нетрадиционным подходом к проверке знаний как механизму активизации познавательной деятельности учащихся.

Цель: Эффективное использование тестирования на уроках химии.

Тест как измерительный инструмент

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая и образование.

Тесты – не только более качественный, но и значительно более объективный способ оценивания. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем стандартизации и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов в целом.

Тесты представляют собой своеобразную базу для проведения мониторинга, корректировки сравнений, определения уровня усвоения материала. Таким образом, тест – это измерительный инструмент с точки зрения оценивания.

Отличие тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой процедуры проведения. Отличие тестов от экзаменов состоит в том, что тесты, используя единые критерии оценки, ставят всех учащихся в равные условия, а это приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений. Широта теста позволяет ученикам показать свои достижения на широком поле материала. Кроме того, тесты – это эффективный инструмент с экономической точки зрения. Но важнейшее отличие тестов от других форм поверки знаний – его технологичность: задания имеют точный однозначный ответ, и оценивается стандартно.

Для отслеживания контроля знаний подходит любой из этих способов, но необходимо отметить, что предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты.

Для мониторинга можно использовать три вида тестов, это – определяющий, диагностический и суммирующий.

Основные требования к тестам

Под содержанием теста подразумевается оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых знаний. При создании теста обычно ставятся цели, задачи и ожидаемые результаты.

Содержание теста не может быть только легким или только трудным. Трудность теста зависит от цели, уровня овладения материалом, специальными умениями и навыками, уровня развития психических познавательных процессов.

Критерии ориентированности теста

В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.

1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.

2. Второй уровень обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач.

3. Третий уровень поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применения знаний, предусматривает свободное овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных действий.

Согласно методике составления теста, разработанной в лаборатории образования ИОСО РАО, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям учащихся.

Методическое описание работы

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, мы используем метод тестирования.

Тесты могут быть использованы не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Методические особенности тестового контроля с различными типами заданий

С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках химии мы применяем методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.

Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.

Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

Учащиеся получают контрольную программу – тест, знакомятся с вопросами, последовательно анализируют варианты ответов и заносят их в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.

Оценивание результатов работы:

Оценивание результатов проводится следующим образом:

— единицей, по которой можно судить о качестве выполнения учащимися тестового задания, служит так называемая существенная операция теста (проверки, при которых необходимо заполнить номер правильного ответа).

— для выполнения и подсчета числа существенных операций теста используется эталон с правильным ответом.

— если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.

Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х%

Тестовые задания используются нами на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.

Заключение

Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины.

На уроках химии используются такие виды тестирования, как абитуриентское (вузовское), аттестационное (школьное).

Умение заполнять тесты помогает нашим абитуриентам успешно принимать участие в централизованном тестировании в Республике Саха (Якутия), а также выполнение ЕГЭ, результаты которого засчитываются в школе как оценка итоговой аттестации и представляется для участия в конкурсах ВУЗов всей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *