использование тестирования при проведении мониторинга диагностики обучения
Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании
Дата публикации: 12.05.2019 2019-05-12
Статья просмотрена: 575 раз
Библиографическое описание:
Саидмуратова, У. Р. Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании / У. Р. Саидмуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58933/ (дата обращения: 07.11.2021).
Статья посвящена проверке качества контроля знаний при обучении иностранным языкам в современной системе образования. Метод тестирования позволяет не только закрепить полученные знания и навыки, но и выявить пробелы учащихся в пройденном материале, позволяет учителю корректировать дальнейшую учебную программу в соответствии с результатами тестов и уделять больше внимания плохо усвоенному материалу. При составлении тестов на иностранных языках необходимо выбирать такие задания, которые охватывают все грамматические, лексические, фонетические аспекты, предполагают, что студенты выполняют несколько упражнений по одной теме, и сводят к минимуму вероятность того, что студенты выберут любой из ответов. Тестовые задания активируют умственную деятельность; научить студентов работать самостоятельно и настойчивость.
Ключевые слова: диагностика, коррекция, оценка, обучение, технологии дистанционного обучения, мониторинг, грамматическая и лексическая структура, чтение, письмо, речь, аудирование, мотивация, язык молодежи, грамматика.
Важным и неотъемлемым аспектом обучения в любой форме обучения является контроль учебной деятельности студентов, в том числе тестовой, которая при обучении с использованием технологий дистанционного обучения становится одной из ведущих. В то же время возникает ряд психолого-педагогических проблем использования интернет-тестирования в дистанционном обучении. В связи с усилением роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе наблюдается тенденция перехода от традиционных форм мониторинга определения качества образования к компьютерному тестированию. Эффективность и осуществимость такого контроля с использованием этих средств во многом определяется качеством материала для тестирования, его целями, методологической обоснованностью их согласованности, систематическим характером его проведения и спецификой самой учебной дисциплины.
Наиболее эффективной формой контроля в настоящее время является контроль в форме тестовых заданий. Тестовый контроль иностранного языка — это уровень владения языком, достигнутый студентами за определенный период обучения. [5, с.75] Учитель оценивает уровень знаний учеников, насколько они поняли и усвоили материал, и как они могут использовать его в нужный момент. Таким образом, контроль является частью урока. В последнее время вместо традиционной концепции «контроля» все чаще стала использоваться концепция мониторинга. Мониторинг — это регулярный мониторинг качества обучения и навыков в процессе обучения. Специфическим методом проверки и оценки знаний являются экзамены, которые также являются средством государственного контроля за работой учебных заведений. С введением экзаменов заранее были подготовлены специальные анкеты с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. [6, с. 1516–1519]
Мониторинг индивидуальных достижений каждого учащегося в сфере образования становится государственной политикой в некоторых странах. Например, в Соединенных Штатах в 2002 году был принят закон об обязательном отслеживании результатов каждого учащегося, чтобы своевременно оказывать педагогическую помощь и повышать уровень знаний — ни один ребенок не остался позади. [1, с. 4–14] В соответствии с принятым мониторингом для каждого из школьных предметов, включая иностранные языки. В то же время общий балл по всем предметам не рассчитывается, поскольку такая тактика «маскирует» недостаточные достижения по одному предмету за счет других. Грамотно выстроенный мониторинг образовательного процесса является одной из необходимых составляющих успеха дистанционного обучения. Целью мониторинга является соотнесение образовательных целей с достигнутыми результатами, учебной программы с фактическим ходом образовательного процесса, с готовностью студентов и учащихся взаимодействовать через телекоммуникации в информационной среде, анализировать эффективность методов и форм обучения. использованное обучение, извлечение необходимых уроков для исправления и обновления курса в целом (основной и процедурной частей) и т. д. Ведущая функция мониторинга заключается не только в сборе и предоставлении информации, но и в построении на основе полученной информации конкретных технологий всех сотрудники образовательного учреждения, занимающиеся созданием, продвижением, внедрением и т. д. дистанционного курса.
В настоящее время существует острая необходимость определения основ рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве образовательного учреждения. Основным условием выбора методов измерения и оценки компетенций студентов является возможность их использования для проведения многомерных измерений, проведения комплексной оценки, определения интегральных качеств личности. Современная дидактика отличает методы устного, письменного, практического, метода наблюдения и тестирования. Отдельные ученые выделяют методы графического и практического, лабораторного и программного контроля (Ю. К. Бабанский), а методическим аспектом исследований в области диагностики языкового развития студентов стало использование результатов для отслеживания процесса языкового развития. из студентов. [2, с.167] Считалось, что такой мониторинг в обучении иностранному языку важен не только для получения более объективного педагогического прогноза, основанного на «истории изучения» каждого отдельного ученика.
Формируются на основе грамматических и лексических знаний в процессе выполнения языковых упражнений. Поэтому их тестирование также проводится с помощью языковых, формальных, невербальных упражнений. Эти навыки можно проверить изолированно от определенного типа речевой деятельности, поскольку они не зависят от коммуникативной ситуации; они указывают на уровень лингвистических знаний студентов. Оценка качества обучения иностранным языкам в школе на основе языкового тестирования является таким анализом результатов языкового тестирования, который позволяет выявить неиспользованные резервы эффективности обучения и оценки достижений, создавая новые возможности для повышения эффективности языка. студентам. [4, с. 95]
Основное различие между традиционными контрольными задачами и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда включают измерения с использованием специальной шкалы (матрицы). Таким образом, оценка по результатам теста отличается большей объективностью и независимостью от возможной субъективности учителя. Стандартная форма заданий одновременно обеспечивает оперативность в работе и легкость расчета результатов. Исходя из вышеизложенного, мы заключаем, что существуют такие контрольные функции: 1) диагностирование 2) корректирующие 3) оценочные — образовательные. Существуют также учебно-развивающие, стимулирующие, мотивационные контроли. Стимулирующее влияние на обучение учеников оказывает контроль, который повышает мотивацию. Источниками функции обучения являются консолидация, совершенствование знаний, навыков и умений в процессе выполнения контрольных задач. Тестирование на знание иностранного языка происходит в контексте общих, расширяющихся тенденций применения тестов в различных областях обучения и контроля. В предметно-специфической области лингводидактического тестирования в настоящее время можно говорить об исключительно позитивном отношении к тестам как средству измерения языковых знаний и навыков. [3, с. 44] Подводя итог, можно отметить, что использование тестов на уроках иностранного языка является одним из обязательных условий современного образовательного процесса. Огромное преимущество тестов по сравнению с другими формами работы, наряду с внедрением электронных средств связи и дистанционного обучения в учебный процесс, будет способствовать все возрастающей роли работы с тестовыми заданиями на уроках иностранного языка в современных средних и средних школах. высшее образование. Это позволяет сделать вывод, что оценка качества обучения иностранным языкам на материале тестирования остается серьезной проблемой, и актуальность ее решения возрастает, особенно в связи с переходом школы на универсальные тестовые тесты в форме единый государственный экзамен по иностранным языкам.
Использование тестирования при проведении мониторинга диагностики обучения
Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.
Если тесты используются как инструмент измерения (речь сейчас идет о тестах достижений, которые направлены на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков), то необходимо производить стандартизацию теста и рассчитывать различные характеристики теста и тестовых заданий. Процедура эта достаточно затратная по ресурсам, и ее нужно повторить, как минимум, дважды (апробация теста и непосредственно сама стандартизация).
Однако существует и другой способ использовать тесты в электронных курсах, а именно в качестве учебной активности. Это тесты для самопроверки, основное назначение которых — дать учащемуся обратную связь (немедленную или отложенную). Для того чтобы обеспечить обучающий эффект, обратная связь в таких тестах должна быть развернутой: почему ответ учащегося верен или неверен. И, конечно же, никаких цифр и процентов правильных ответов: зачем учащегося вводить в заблуждение в виде «ложного оценивания»?
Для того чтобы лучше почувствовать разницу между двумя видами тестов (а точнее, между двумя подходами к использованию тестов), приведу следующую таблицу.
Тест как инструмент измерения
(тесты достижений)
Тест как учебная активность
(тесты для самопроверки)
Обратная связь учащемуся
По форме (чаще всего): один правильный вариант из многих
Разнообразная форма, главное, обеспечить развернутую обратную связь
Обучающий эффект не желателен
Ярко выраженный обучающий эффект
Измерение «до» и «после», измерение сдвига от обучения для внешних отчетов.
Итоговая оценка, аттестация
Измерение сдвига от обучения в «глазах учащегося»
Указать на сделанную учащимся ошибку
О бобщенная классификация тестов по разным основаниям деления.
1. По процедуре создания: стандартизованные и нестандартизованные.
Стандартизируется процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности на всех этапах тестирования.
Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (предполагает не только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.
Нестандартизированные тесты в образовании практически не используют из-за их узкой специализированной направленности.
2. По средствам предъявления:
— бланковые – «бумага и карандаш»:
А) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и испытуемый фиксирует только результат;
Б) с использованием бланков, в которых испытуемый фиксирует правильные ответы. Бланки предъявляются отдельно от заданий
3. По направленности, т.е. по тому, что предполагается изучать при помощи теста:
4. По характеру действий:
5. По ведущей ориентации:
6. По степени однородности задач (по структуре):
Кроме того, выделяют
тесты обученности, с помощью которых эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Преимущество их в том, что одновременно можно занять продуктивной работой всю группу обучающихся и за несколько минут получить срез их обученности.
тесты – действия, которые понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого на выполнение какого-нибудь практического действия (практические испытания). Такие тесты распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.. Тесты-действия позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Например, могут помочь оценить когнитивный стиль, эстетический вкус, юмор и т.д.
ситуационные тесты, имитирующие методы учебной деятельности. Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. Простейшая форма – метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, студенту педвуза – что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, обучающимся экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Конечно, не все необходимые характеристики усвоения материала можно получить средствами тестирования. Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого обучающегося в нормативной выборке.
Существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться при подготовке материалов для тестового контроля:
Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать школьников по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах ученика на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности.
Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования. Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.
В заключение приведу несколько рекомендаций.
Диагностические методики для проведения мониторинга
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Диагностические методики для проведения мониторинга
воспитательной работы в начальной школе.
Это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики. Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы внеклассной работы и т.д.).
Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.
Анкетирование обучающихся и родителей.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Изучение мнения учащихся класса о дружбе, взаимопомощи.
Изучение комфортности обучающихся в образовательном учреждении.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Методика «Пословицы» С.М.Петровой.
Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Метод социометрических измерений.
Уровень воспитанности класса по Е.Н.Степанову.
Кинетический рисунок семьи.
Мониторинг здоровья класса.
Анкетирование обучающихся и родителей
Цель: изучить мнение обучающихся класса о дружбе, взаимопомощи.
1.Выберите вариант ответа, какой у нас класс:
А) Очень дружный класс.
В) Изредка бывают ссоры.
2.Выберите вариант ответа о взаимопомощи в классе:
А) Я помогаю одноклассникам без напоминаний.
Б) Помогаю только своим друзьям.
В) Помогаю тогда, когда об этом попросят.
Г) Отказываюсь помогать одноклассникам.
Д) У нас в классе не принято помогать.
Анкета 2 (автор А.А.Андреев).
Цель: изучить уровень комфортности пребывания обучающихся в образовательном учреждении.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
4 – совершенно согласен;
0 – совершенно не согласен.
Анкета 3 (автор А.А.Андреев).
Цель: изучить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
1.Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
2.В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
5.В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
6.Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
7.Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
9.В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
10.В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребенок.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
0 – совершенно не согласен.
Методика «Пословицы» (автор С.М.Петрова).
Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся, особенности их ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 – согласен в очень незначительной степени;
2 – частично согласен;
3 – в общем согласен;
4 – почти полностью согласен;
5 – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) тому хорошо живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
г) черный день придет — приятели откажутся.
13. а) ученье — свет, неученье — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных.
Текст методики, содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни,
б, г – бездуховное отношение к жизни;
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
б, г – материально благополучная жизнь;
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь,
б, г – трудная, сложная жизнь;
4) а, в – оптимистическое отношение к жизни,
б, г – пессимистическое отношение к жизни;
) а, в – решительное отношение к жизни,
б, г – осторожное отношение к жизни;
6) а, в – самоопределение в жизни,
б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в – стремление к достижениям в жизни,
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в – хорошее отношение к людям,
б, г – плохое отношение к людям;
9) а, в – коллективистическое отношение к людям,
б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
б, г – эгоистическое отношение к людям;
11) а, в – альтруистическое отношение к людям,
б, г – паритетное отношение к людям;
12) а, в – значимость дружбы,
б, г – незначимость дружбы;
13) а, в – значимость ученья,
б, г – незначимость ученья;
14) а, в – значимость труда,
б, г – незначимость труда;
15) а, в – значимость соблюдения законов,
б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Метод социометрических измерений (автор Джекоб Морено).
Цель: диагностировать межличностные и межгрупповые отношения в целях их измерения, улучшения и совершенствования.
Тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы и решения следующих задач:
измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
С помощью данной методики можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Проведение данной методики возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.
При проведении данной методики с детьми особенно актуально перед началом работы вместе с испытуемыми вспомнить, кого из ребят сегодня нет в школе и всех отсутствующих учащихся класса записать на доске.
Диагностика социально-психологической адаптации обучающихся
Тест тревожности (Амен В., Дорки М., Тэммл Р.).
Цель: исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, в школе.
Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).
В методике используются рисунки, которые могут иметь двоякое толкование. Они несут основную «проективную» нагрузку, т. е. то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, что и будет указывать на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
Тест школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь».
Цветовой тест (Люшера).
Цель: диагностировать уровни тревожности и стресса личности.
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и бланков ответа. Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования. Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК).
Время проведения – 5-8 минут.
Причиной негативной установки по отношении к школе могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на перемене или разговаривает с учителем.
Если ребенок тревожный или родители излишне фиксированы на школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки этой гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком.
Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме.
Уровень воспитанности (автор Е.Н.Степанов).
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а поэтому всегда приходится задумываться над тем, как это делать. Предполагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это осуждение 2-3 классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говориться в анкете.
Кинетический рисунок семьи (авторы Р.Бернс, С.Кауфман).
Цель: выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Тест КРС является проективной методикой и предусматривает два этапа выполнения: рисование своей семьи и беседы после рисования.
Методические рекомендации: при проведении данного обследования испытуемому предлагается нарисовать свою семью, где каждый член семьи занят каким-то делом. Время рисования не ограничено.
Во время рисования психологу следует записывать все спонтанные высказывания испытуемого, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, проводится обсуждение рисунка по следующей схеме:
— кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;
— где работают или учатся члены семьи;
— как в семье распределяются домашние обязанности;
— каковы их взаимоотношения с остальными членами семьи.
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Выделяется пять симтомокомплексов: благоприятная семейная ситуация; тревожность; конфликтность в семье; чувство неполноценности; враждебность в семейной ситуации.
Мониторинг здоровья класса
Цель: отследить динамику пропусков обучающихся по состоянию здоровья.
Сохранность здоровья обучающихся – один из основных результатов деятельности образовательного учреждения. Результаты выявляются на основе анализа страницы посещаемости в учебном журнале.