использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и деле охраны природы
Влияние человека на ход эволюционных проектов. Загрязнение окружающей среды и проблемы охраны природы с точки зрения эволюционной теории.
Мутагенное действие факторов внешней среды по-прежнему актуально для людей. Несмотря на то, что большинство мутантных аллелей рецессивны по отношению к нормальному варианту, мутировавшие гены могут оказать губительное воздействие при их наследовании. Проблема сохранения здоровья популяции состоит в том, что мутантные аллели могут долгое время не проявляться фенотипически, накапливаясь в генофонде в форме «генетического груза», который, после достижения критической величины встречаемости, вызывает наследственные патологии, выраженные фенотипически.
В современном мире на человека могут действовать следующие мутагенные факторы:
2. загрязнение внешней среды металлоорганическими соединениями, выхлопными газами автомобилей, промышленное загрязнение от химических производств;
3. загрязнение внешней среды пестицидами, гербицидами, инсектицидами (т.е. сельскохозяйственными ядами);
4. бесконтрольное применение антибиотиков и некоторых других лекарств, злоупотребление табаком, алкоголем и кофеином;
5. поздний возраст матери, значительно увеличивающий число «поломок» хромосом во время кроссинговера, происходящего организме при созревании гамет.
В настоящее время большое значение имеет проблема естественного отбора, рассмотренная в отношении к современным человеческим популяциям. Для живой природы, проблема естественного отбора, то есть выживания наиболее приспособленных особей и групп, стоит совершенно иначе, чем для человека. Загрязнение среды обитания, окружающей человека, – это, по сути дела, проблема не природы, а человека. В истории развития жизни на Земле многократно бывали условия, воздействующие на природу сильнее, чем современный антропогенный фактор. Имеются в виду различные катаклизмы, связанные с изменением климата и радиационного фона, воздействием комет, метеоритов и т.д. Все эти обстоятельства выступали как факторы, ускоряющие эволюционный процесс. В результате их действия появлялись наиболее приспособленные виды, а наименее приспособленные вымирали.
Иными словами, для природы, как таковой, не существует проблемы охраны природы, поскольку на изменение условий природа «отвечает» изменением видового состава биоценозов. Проблема охраны природы существует для человека, как проблема необходимости сохранения условий, при которых происходило формирование человека как вида. В ходе антропогенного воздействия человек сильно изменяет условия своего существования, но, образно говоря, «платить» за эти изменения вымиранием неприспособленных, то есть «данью», которую «накладывают» на человеческие популяции мутации, не хочет.
С точки зрения человечности, развитого гуманизма, люди, имеющие наследственные заболевания, вызываемые мутациями генов и хромосом, должны жить на свете с теми же правами, что и здоровые: в частности, они имеют право оставлять потомство. Но, к сожалению, это значит, что наследственных болезней в ряду поколений, по мере развития медицины, будет все больше и больше. С точки зрения теории эволюции, изменение генофонда популяции, в том числе, увеличение числа наследственных патологий, – это ни что иное, как эволюционный процесс. Генетическая проблема человечества заключается в том, что, изменяя антропогенным воздействием условия среды, человек, при этом, заинтересован в том, чтобы не эволюционировать самому, потому что процесс эволюции сопровождается вымиранием неприспособленных, что не допустимо в отношении человеческих популяций, с гуманной точки зрения.
Антропогенное и техногенное воздействие людей на природу должно быть, по возможности, минимизировано. Это условие выживания людей, как вида живых организмов. Гуманно не допускать на земле условий, повреждающих естественную среду обитания людей, при которых вредные мутации, как из рога изобилия «посыпятся» на голову человека [37]. В чем состоит разрешение этой проблемы? Здесь есть только один путь. Он заключается в том, чтобы попытаться сохранить среду обитания людей в неизменной форме в течение как можно более долгого периода времени.
В настоящее время биосфера Земли испытывает глобальный экологический кризис. Вместе с потеплением климата в планетарном масштабе, экологический кризис проявляется в нарушении естественного круговорота веществ в биосфере в ряду продуценты/ консументы/ редуценты. Экологические исследования показывают, что снижение последствий экологической катастрофы возможно при рациональном природопользовании (при создании Ноосферы, по В.И.Вернадскому). Сейчас наша цивилизация, как общество потребления, производит огромное количество мусора. Мусор накапливается в экосистемах, постепенно разрушая их. Человек, как консумент, потребляет и выбрасывает органики больше, чем её производят продуценты и разлагают редуценты. Рассчитывать, сколько, к примеру, древесины, чистой воды, нефти и газа можно людям «взять» у природы для потребления, должны ученые, а не частные компании, живущие идеей сиюминутной прибыли. У рядовых же «потребителей» при таком подходе необходимо сформировать правильное экологическое мышление, даже и не мышление, а установку на рациональное потребление и недопустимость загрязнения среды.
Важную роль в формировании СТЭ сыграла работа Ф.Г. Добржанского «Генетика и происхождение видов» (1937), подводившая итог синтезу генетики с дарвинизмом.Значительный вклад в создание СТЭ внес советский ученый, ученик А.Н. Северцова, академик И.И. Шмальгаузен (1884-1963). На основе синтеза эволюционной теории, эмбриологии, морфологии, палеонтологии и генетики И.И. Шмальгаузен исследовал вопросы отношения онтогенеза и филогенеза, изучил основные направления эволюционного процесса, выделил две формы естественного отбора. Его работы «Пути и закономерности эволюционного процесса» (1939), «Факторы эволюции» (1946) и другие стали настольными книгами теоретиков-эволюционистов, генетиков, экологов и исследователей многих других специальностей. Заключительный этап синтеза связан с опубликованием интернациональным коллективом сводки «Новая систематика» (1940), в которой из отечественных исследователей приняли участие Н.И. Вавилов и Н.В. Тимофеев-Ресовский, с выходом книг американского зоолога Э. Майра «Систематика и происхождение видов» (1944) и английского биолога Джулиана Хаксли «Эволюция: современный синтез» (1942). Названию книги Дж. Хаксли и обязан своим появлением термин «синтетическая теория эволюции». С этого времени (1940-1942) начался период распространения СТЭ и ее использования в практике систематики, генетики, селекции, экологии, морфологии и других наук, продолжающийся до настоящего времени.
База знаний
ГЛАВА 21
Значение эволюционного учения
Знание закономерностей эволюционного развития живой природы важно по двум причинам. Во-первых, только эволюционный подход дает возможность достаточно глубоко понять, обобщить и сопоставить данные разных специальных биологических дисциплин. Во-вторых, эволюционный подход необходим для сознательного планирования, предвидения результатов вмешательства человека в развитие биосферы Земли.
21.1. Значение эволюционного учения для охраны среды
Одна из главных проблем человечества сегодня — это проблема взаимоотношения его с биосферой. Человечество с момента возникновения все более активно вторгается в биосферу. Благодаря возрастающей технической оснащенности усиливается власть человека над природой. Две тысячи лет назад Европа была покрыта дремучими лесами, а теперь даже зона степей исчезает как ландшафт. На глазах двух-трех поколений стали исчезать из пищевого рациона многие естественные животные продукты (например, осетровые и лососевые рыбы, дичь), множество видов животных и растений находится на грани исчезновения, а сотни — навсегда исчезли в результате деятельности человека.
Человек, вторгаясь в природу, еще не научился в достаточной степени предвидеть и предупреждать нежелательные последствия своего вмешательства; наша власть над природой, по существу, часто оказывается призрачной. Человек использует для борьбы с «вредителями» гексахлоран, диелдрин, ртутные и сверхъядовитые вещества. Это немедленно ведет, с одной стороны, к эволюционному «ответу» природы — возникновению устойчивых к пестицидам рас насекомых, «суперкрыс», устойчивых к антикоагулянтам, и т.п. С другой стороны, это же воздействие ведет к гибели многих животных и растений, не бывших прямыми объектами нашего хозяйственного воздействия.
Часто таким же катастрофическим становится промышленное загрязнение. Миллионы тонн стиральных порошков, попадая в сточные воды, убивают высшие организмы и вызывают невиданное прежде развитие цианей и некоторых микроорганизмов. В результате большие территории и акватории на планете как бы отбрасываются на миллиарды лет назад. Эволюция в этих случаях приобретает уродливые формы, и не исключено, что в будущем человечество столкнется с неожиданной «эволюционной угрозой» со стороны каких-нибудь суперустойчивых к промышленным загрязнениям микроорганизмов, бактерий и цианей, которые смогут изменить облик нашей планеты в нежелательном направлении.
Во всех случаях происходит изменение равновесия биосферы, энергетических потоков, идущих через биогеоценозы, генетической информации, передающейся от поколения к поколению нарушаются генетические изоляционные барьеры. Изучение последствий этих изменений — важная эволюционная проблема. Без таких исследований нельзя рационально вмешиваться в процессы, протекающие в биосфере Земли. Поэтому голоса в защиту природы, ранее часто звучавшие лишь с позиций эстетики, превращаются в грозное предупреждение о важности сохранения бесценного, уникального, созданного в процессе миллиардов лет эволюции на Земле генетического фонда. Никто сегодня не может сказать, для чего нам завтра может понадобиться генофонд волка, гаттерии или махаона. Генофонды всех без исключения видов живых существ представляют собой ни с чем не сравнимый, бесценный дар эволюционного процесса. Даже частичное его уничтожение является безумием с эволюционной точки зрения.
В последние годы стали распространяться генетически модифицированные организмы (ГМО) — формы с чужеродными генами. Последствия этого вторжения в биосферу могут стать катастрофическими. Одна из серьезных проблем охраны окружающей среды — утилизация большого количества пластмассовых отходов, в частности пленочных и полимерных покрытий. Эти отходы годами не разлагаются бактериями, сжигаются с выделением диоксидов и других опасных веществ и т.п. Направленная селекция позволила создать формы бактерий, способных разлагать подобные отходы. В другом случае в результате селекции были созданы высокопродуктивные формы микроорганизмов, способные расти и производить усвояемые белки, питаясь низкомолекулярными углеводородами нефти. Это микроэволюционное достижение имеет важное значение для обеспечения развивающегося человечества пищевым белком.
В результате специально проведенных в России работ в области управляемой микроэволюции удалось в несколько раз повысить эффективность очистки сточных вод. На первых этапах этих работ был направленно увеличен спектр наследственной изменчивости организмов, входящих в так называемый активный ил, посредством воздействия мощными мутагенами. Затем вступил в действие отбор в условиях загрязненных сточных вод разных сочетаний микроорганизмов. Эти выжившие сообщества микроорганизмов активного ила оказались способными существовать при многократно более высоких концентрациях загрязнителей. Далее, среди этих выживших сообществ проводится искусственный отбор на большую скорость минерализации ими загрязнителей (И.А. Рапопорт).
В США в 90-е гг. удалось выделить методом селекции культуру бактерии Pseudomonas cepacia, которая способна размножаться и уничтожать на субстрате хлорированных углеводородов (к этим соединениям относятся ДДТ и его производные, а также такой гербицид, как 2, 4, 5-Д).
В настоящее время во многих странах мира для борьбы с нефтяными загрязнениями земли и моря часто используют специально отселектированные штаммы микроорганизмов, способных в сотни раз быстрее, чем это происходит в природе, разложить нефтяные углеводороды и тем самым ликвидировать такие загрязнения.
Широкий простор для использования эволюционных закономерностей в практике охраны природы предоставляет природоохранная биология: развитие концепции минимальной жизнеспособной популяции (М. Саули) важно для сохранения редких и исчезающих видов; ослабление действия изоляции как фактора микроэволюции в процессе постоянно происходящей сегментации местообитаний все большего числа видов живых организмов (важно для научно обоснованного поддержания эффективной системы особо охраняемых природных территорий.
База знаний
21.3. Эволюционное учение — теоретическая основа развития биологии
В заключительной главе «Происхождения видов. » Ч. Дарвин хорошо сказал о переменах в биологии после распространения его взглядов: « Когда воззрения, развиваемые в этой книге мною и мистером Уоллсом, или аналогичные взгляды на происхождение видов сделаются общепризнанными, это будет сопровождаться, как мы смутно предвидим, глубоким переворотом в области естественной истории ».
Дарвин оказался прав. Современная биология насквозь пронизана историческим подходом, эволюционизмом. Можно даже сказать, что зрелость той или иной биологической дисциплины проверяется тем, насколько она оказывается «встроенной» в общее здание современной биологии, которое от фундамента до вершины оказывается эволюционным. Это не случайно. Все законы организации и развития жизни, все закономерности жизнедеятельности можно понять только опираясь на достижения эволюционного учения как теоретического стержня всей биологии. Вне эволюционного подхода невозможно понять ни функционирование молекулярно-генетических систем, ни развитие живых организмов от зарождения до смерти, ни существование видов и их популяций, ни развитие и преобразование биосферы в целом.
Иногда выдвигается задача построения некоей теоретической биологии, которая смогла бы охватить одновременно все проявления жизнедеятельности и стать в будущем фундаментом всей биологии. Попытки создания теоретической биологии предпринимались неоднократно. Но всегда оказывалось, что наиболее фундаментальные, аксиоматические положения, которые можно положить в основу всего здания теоретической биологии, в той или иной форме были одними из положений эволюционной теории. Не предрешая невозможность создания в будущем отдельного от эволюционного учения здания теоретической биологии, мы уверены, что эволюционное учение всегда будет оставаться теоретическим стержнем биологического знания.
2.3.4. Основы селекции
Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Основные направления селекции. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Значение работ Н.И. Вавилова для создания теоретической базы для селекции. Значение исходного материала для селекции.
Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Особенность селекции самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.
Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.
Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.).
Значение селекции для биотехнологии. Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).
2.3.5. Эволюционное учение
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе и его основных формах.
Учение Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Борьба за существование, ее формы.
Возникновение приспособлений у организмов и их относительный характер. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Вид, его критерии и структура. Популяция – надорганизменная форма существования вида и элементарная единица эволюции.
Микроэволюция. Видообразование. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяции.
Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и деле охраны природы.
Основные постулаты СТЭ (синтетическая теория эволюции).
2.3.6. Развитие органического мира
Доказательства эволюции органического мира (палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические).
Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Соотношение различных направлений эволюции.
Основные закономерности эволюции. Дивергенция, конвергенция, неограниченность и необратимость эволюции, ускорение эволюции.
Краткая история развития органического мира (в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры).
Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза; выход растений на сушу. Происхождение мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных.
Псилофиты как переходная форма между водными и наземными растениями. Усложнение организации растений в процессе исторического развития.
Основные этапы и направления эволюции животных.
Происхождение позвоночных животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Переходные формы (ланцетник, кистеперые рыбы, стегоцефалы, археоптерикс, зверозубые ящеры), особенности их организации.
Программа вступительных испытаний по биологии
Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности и “изначальной целесообразности” природы. Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты.
Значение теории эволюции для развития естествознания и формирования биологического мышления. Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.
Развитие органического мира
Доказательства эволюции органического мира
Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические (гомология и аналогия; рудименты и атавизмы; переходные формы); сравнительно-эмбриологические (сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития; биогенетический закон и современные представления о нем); сравнительно-палеонтологические (ископаемые переходные формы, филогенетические ряды). Деление истории Земли на эры и периоды.
Главные направления эволюции органического мира и пути их достижения. Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, их соотношения.
Возникновение жизни на Земле. Определения понятия “жизнь”. Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни. Абиогенный синтез органических соединений. Ранние этапы развития жизни на Земле. Развитие органического мира в архейскую и протерозойскую эры. Возникновение прокариот и эукариот. Дивергенция по типу питания: автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Развитие жизни от одноклеточных к многоклеточным формам. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Развитие наземных организмов в палеозойскую эру. Псилофиты. Мхи. Расцвет папоротникообразных и его причины. Появление голосеменных. Кистеперые рыбы как предки земноводных. Появление и расцвет древних земноводных. Появление пресмыкающихся. Развитие органического мира в мезозойскую эру. Господство голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся, его причины. Развитие органического мира в кайнозойскую эру. Господство покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих. Появление человекообразных обезьян и человека.
Основы экологии. Основы учения о биосфере
Предмет, задачи и методы экологии. Использование современных методов исследования и вычислительной техники в экологии. Прогнозирование и моделирование в экологии.
Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Приспособленность организмов к основным абиотическим факторам. Биотические факторы: внутривидовые и межвидовые отношения (хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз).
Понятие об оптимуме. Ограничивающие факторы. Комплексное воздействие факторов на организм. Понятие об экологической нише. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Экологическая характеристика вида. Понятие о популяции как экологической единице вида и ее структуре: численности, плотности, возрастном и половом составе. Факторы, вызывающие изменение численности популяции. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.
Понятие о биосфере, ее структура и границы. Понятие о живом веществе и биомассе. Функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и живом веществе. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.
— знание и осмысление биологических теорий, законов и закономерностей, владение биологическими терминами;
— использование знаний по общей биологии для раскрытия вопросов частного характера при описании строения, функций и процессов жизнедеятельности растительного, животного и человеческого организмов; составляющих их органов и систем;
— четкое знание особенностей строения, процессов жизнедеятельности в их взаимосвязи, размножения и развития типичных представителей каждого царства живой природы в соответствии с программой вступительных испытаний по биологии;
— знание основ систематики (классификации) живых организмов; вопросов, связанных с эволюционным развитием органического мира;
— знание теоретических основ прикладной биологии: селекционной практики, гигиенических норм и правил, составляющих основу здорового образа жизни человека.
Абитуриенты должны уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировать ответ с использованием примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения.
Вступительные испытания по биологии в форме собеседования (устно) оцениваются по 100-балльной системе.
Первая часть заданий включает:
30 тестов с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных по четырем основным разделам программы вступительных испытаний по биологии: «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология». Максимальное количество баллов – 30.
10 тестов с выбором трех правильных ответов из шести предложенных по четырем основным разделам программы вступительных испытаний по биологии: «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология». Максимальное количество баллов – 10.
Вторая часть заданий предусматривает представление полных развернутых ответов на два вопроса из программы по биологии:
1 вопрос по разделу «Общая биология»;
2 вопрос по одному из разделов: «Животные»; «Человек»; «Растения».
Каждый из вопросов оценивается по 30-балльной системе.
Оценка ответов абитуриентов осуществляется в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми при сдаче вступительных испытаний по биологии, изложенными в разделе II Программы по биологии для поступающих в ВГУ.
26-30 баллов выставляются абитуриенту за наиболее полный, грамотный и развернутый ответ, в ходе которого он продемонстрировал глубокое знание биологических терминов, законов, теорий, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
21-25 баллов выставляются, если абитуриент представил полный правильный ответ по вопросу, но им были допущены 1-2 неточности.
16-20 баллов выставляются, если абитуриент дал правильный ответ по существу вопроса, но им была допущена 1 негрубая ошибка.
11-15 баллов выставляются за неполный ответ, который содержал 2-3 негрубые ошибки или 1 грубую ошибку.
1-10 баллов выставляются за неполный ответ, включающий понимание основного содержания вопроса.
0 баллов выставляется, если абитуриент не продемонстрировал знания по существу вопроса или не представил ответ на вопрос.
На подготовку всех заданий абитуриентам дается 3 часа.
ОБРАЗЕЦ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Задание № 1
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных, обведите кружком соответствующую правильному ответу букву.
Стебель однодольных растений может расти в толщину только в первые месяцы жизни растения, потому что: а) эти растения живут недолго; б) у них нет камбия; в) у них не образуется многослойная перидерма; г) к однодольным растениям относятся только травянистые растения.
Местом накопления запасного крахмала у растений является: а) вакуоль; б) хлоропласт; в) цитоплазма; г) плазматическая мембрана.
Размножение спирогиры осуществляется: а) зооспорами; б) двужгутиковыми гаметами, которые сливаются; в) конъюгацией, при которой сливаются протопласты двух клеток; г) апланоспорами.
Споры мхов прорастают в: а) многоклеточный спорофит; б) гаметофит; в) длинную, тонкую многоклеточную нить, на которой формируются почки; г) семя.
У кукушкина льна сперматозоиды образуются в: а) спорангиях; б) антеридиях; в) архегониях; г) семязачатке.
Высшие растения произошли от: а) бурых и красных водорослей; б) риниофитов и сине-зеленых водорослей; в) риниофитов и бурых водорослей; г) зеленых водорослей.
Основным хозяином малярийного плазмодия является: а) больной малярией человек; б) малярийный комар; в) личинка малярийного комара; г) куколка малярийного комара.
Нервная система дождевого червя представлена: а) окологлоточным кольцом и нервной лестницей; б) окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой; в) мозговым ганглием и брюшной нервной цепочкой; г) нервной трубкой.
Органами дыхания пауков служат: а) легочные мешки; б) трахеи; в) кожные покровы и легочные мешки; г) легочные мешки и трахеи.
Взрослая аскарида паразитирует в: а) печени; б) тонкой кишке; в) толстой кишке; г) желудке.
Дыхание земноводных осуществляется: а) через жабры; б) через кожу; в) через легкие; г) всеми названными способами.
Зубы растут в течение всей жизни у: а) хищных млекопитающих; б) насекомоядных млекопитающих; в) парнокопытных млекопитающих; г) грызунов.
От желудочка сердца у пресмыкающихся отходят: а) две дуги аорты; б) одна дуга аорты и легочная артерия; в) две дуги аорты и легочная артерия; г) две дуги аорты и легочная вена.
Дыхательный центр находится в: а) мозжечке; б) продолговатом мозге; в) коре больших полушарий; г) промежуточном мозге.
Сыворотка крови – это: а) плазма крови без глобулинов; б) плазма крови без фибриногена; в) плазма крови без альбуминов; г) плазма крови без ферментов.
Нервные волокна парасимпатического отдела вегетативной нервной системы выходят из: а) шейного отдела спинного мозга; б) грудного и поясничного отделов спинного мозга; в) крестцового отдела спинного мозга; г) среднего и продолговатого мозга и крестцового отдела спинного мозга.
Белки расщепляются в пищеварительной системе ферментами, которые выделяют: а) слюнные железы, желудок, поджелудочная железа; б) печень, поджелудочная железа, тонкий кишечник, желудок; в) желудок, поджелудочная железа, тонкий кишечник, печень; г) желудок, поджелудочная железа, тонкий кишечник.
Адреналин: а) сужает сосуды головного мозга и сердца; б) расширяет сосуды головного мозга и сердца, сужает периферические сосуды; в) расширяет сосуды головного мозга и сердца; г) расширяет периферические сосуды.
Тела чувствительных нейронов рефлекторной дуги коленного рефлекса располагаются: а) в передних рогах серого вещества спинного мозга; б) вне спинного мозга, в спинномозговых узлах; в) в белом веществе спинного мозга; г) в задних рогах серого вещества спинного мозга.
Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет: а) деления клеток красного костного мозга; б) деления клеток внутренней поверхности надкостницы; в) деления клеток наружной поверхности надкостницы; г) деления клеток хрящевой ткани, находящейся между диафизом и эпифизами кости.
В состав рибосом входят: а) мембраны, РНК; б) белки, рРНК; в) липиды, тРНК; г) белки, мРНК.
Двухмембранное строение имеют: а) ядро, пластиды, митохондрии; б) комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть; в) митохондрии, лизосомы, рибосомы; г) клеточный центр, жгутики, реснички.
В ядре осуществляется: а) фотосинтез; б) синтез белка; в) синтез АТФ; г) синтез ДНК и РНК.
Синтез АТФ в растительных клетках осуществляется в: а) цитоплазме, рибосомах; б) митохондриях, хлоропластах, цитоплазме; в) комплексе Гольджи, митохондриях; г) ядре, пластидах.
Энергетический эффект анаэробного гликолиза приводит к образованию: а) молочной кислоты; б) пировиноградной кислоты; в) АТФ; г) этанола.
В молекуле ДНК: а) азотистые основания ковалентно связаны с фосфатными группами; б) сахара присоединены к азотистым основаниям водородными связями; в) азотистые основания связаны друг с другом водородными связями; г) сахара связаны с фосфатными группами ковалентными связями, а с азотистыми основаниями – водородными связями.
Где протекает кислородный этап окисления глюкозы: а) в митохондриях; б) в ядре; в) в цитозоле; г) в хлоропласте.
Ферментативной активностью обладают: а) углеводы; б) только нуклеиновые кислоты; в) белки и РНК; г) гликопротеины.
Процессы окисления происходят: а) в рибосомах; б) в митохондриях; в) в хлоропластах; г) в митохондриях и хлоропластах.
Задание № 2
Выберите три правильных ответа из шести предложенных, обведите кружками соответствующие правильным ответам буквы.
В каких органоидах происходит синтез белка: а) лизосомы; б) рибосомы; в) клеточный центр; г) митохондрии; д) хлоропласты; е) ядро?
В каких органоидах и частях клетки осуществляется синтез АТФ: а) пластиды; б) митохондрии; в) рибосомы; г) цитоплазма; д) кариоплазма; е) ядро?
Макроэргические соединения образуются: а) при гликолизе; б) при кислородном гидролизе; в) в темновой фазе фотосинтеза; г) в световой фазе фотосинтеза; д) в процессе трансляции, е) в процессе транскрипции.
Эволюция организмов приводит к: а) естественному отбору; б) разнообразию видов; в) адаптации к условиям существования; г) повышению организации живых существ; д) возникновению мутаций; е) борьбе за существование.
Примером идиоадаптации является: а) защитная окраска; б) приспособления семян к распространению; в) появление двухкамерного сердца; г) двойное оплодотворение; д) превращение листьев в колючки; е) развитие теплокровности.
Сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции являются: а) аналогичные органы; б) филогенетические ряды; в) рудиментарные органы; г) закон зародышевого сходства; д) закон соотношения онтогенеза и филогенеза; д) гомологичные органы; е) ископаемые переходные формы.
Показателями биологического регресса группы организмов являются: а) упрощение строения тела; б) уменьшение численности; в) увеличение численности; г) переход к малоподвижному образу жизни; д) сокращение ареала; е) уменьшение видового разнообразия.
Стабильность третичной структуры белка обеспечивается: а) сложноэфирными связями; б) водородными связями; в) электростатическими взаимодействиями; г) взаимодействием неполярных боковых радикалов аминокислот; д) пептидными связями; е) гликозидными связями.
В состав РНК входят: а) аденин; б) тимин; в) аминокислота; г) дезоксирибоза; д) рибоза; е) фосфорная кислота.
Вторая часть
Ответьте на вопросы, представьте ответ на каждый вопрос, сопровождая его рисунками или схемами, дополняющими и уточняющими ответ (если это необходимо).
Биосинтез белков. Генетический код и его свойства. Транскрипция. Трансляция.