использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения
Статья «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Информационные технологии предоставляют возможность:
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
«. в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.
Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.
Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:
Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения
Информационные технологии в учебном процессе.
Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.
Информационные технологии предоставляют возможность:
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):
Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:
На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.
Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.
В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.
В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.
Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.
Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, — это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.
В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.
Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.
Информационные технологии в воспитательном процессе.
Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.
Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:
Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.
Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.
Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.
Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.
Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.
В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.
Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.
Заключение
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.
У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Направления деятельности. Опыт. Перспективы.
Автор: Курдюмова Е.В., зам. директора Москаленского лицея
Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Перед образованием в новом тысячелетии стоит задача перехода на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям не только по своим целям, но и по своей структуре. Общеобразовательное учреждение является центральным звеном всей системы образования, социокультурной базой воспитания и развития детей
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап разви тия информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоеди нения одного из синонимов, компьютерная или новая информационная технология обучения.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Новые информационные (или компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.
Почему сегодня новым информационным технологиям уделяется такое большое внимание?
Поташник М.М. в книге «Управление качеством образования» отметил, что недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя. Новые информационные технологии для ищущих, и любящих осваивать новое, для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы соответствует требованиям века грядущего.
В какой же стране лучше всего развиты информационно-коммуникационные технологии?
Ответить на этот вопрос поможет рейтинг, составленный Международным телекоммуникационным союзом.
В настоящее время в России реализуется программа «Развитие единой образовательной информационной среды». На ее реализацию выделено 2 миллиарда долларов, это самая значительная сумма за всю историю российского образования.
Несколько цитат из этой программы: «Состояние информатизации российской школы можно оценить как неудовлетворительное».
Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, что создаст возможности повышения качества образования».
Какая же задача стоит сегодня перед каждым учителем?
Учитель должен владеть компьютером и использовать его так же, как сегодня используют авторучку или мел для работы на уроке. Компьютер становится методическим дополнением в учебном процессе, восполняет нехватку наглядных пособий.
В лицее успешно реализуется программа «Информатизация», целью которой является создание условий для применения современных компьютерных технологий в образовательном процессе, повышение информационной культуры участников образовательного процесса, формирование в лицее единого информационного образовательного пространства.
Мы рассматриваем информатизацию как довольно широкий процесс и выделяем шесть основных сфер внедрения информационных технологий в школе:
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс
Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Информатизация труда учителя
Информатизация организационно-управленческой деятельности в школе
Информационно – коммуникационные технологии в работе с родителями
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуг организуется с помощью:
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции. 1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом
(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). 2. Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.. 3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие
визуальные и слуховые образы.
4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного,
демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства
и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной
грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть Internet :
переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
привлечение научной и культурной информации из всех музеев, хранилищ мира;
Практикуются уроки с использованием сети Интернет. Чаще других педагогов такие уроки проводит Мельник П.В. В среднем в месяц в лицее проводится 35 уроков. Во внеурочное время учащиеся и педагоги работают в Интернете более 200 часов в месяц.
Одним из направлений информационно- коммуникационных технологий является использование аудио-видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорим об ayduotiayaiuHtix технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).
Виды компьютерных программ
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся
Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
Управление образованием с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
В своей практике учителя используют специально для конкретных уроков мультимедийные сценарии. Такие сценарии представляют собой мультимедийные конспекты урока, содержащие краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office.
Традиционными источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски (учебные курсы и энциклопедии), материалы в сети Интернет и собственные разработки. Мультимедийные курсы. Среди них в первую очередь следует отметить мультимедийные курсы по предметам (фирмы Физикон, «Репетитор» фирмы 1С, электронные сборники и энциклопедии «Кирилла и Мефодия», «Мир вокруг нас», и т.д.).
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений.
Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку..
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:
внеучебной деятельности школьников,
внеучебной работы учителей со школьниками,
системы управления внеучебной деятельностью.
месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);
времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.
В связи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а так же внеклассной и внеурочной деятельности.
Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:
вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);
внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения;
обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
всестороннее развитие личности ребенка;
организации содержательно досуга детей и молодежи.
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:
проведение и консультирование проектной деятельности;
доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);
внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов); досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, «компьютер для младших школьников», клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).
Учащиеся лицея принимают активное участие в телекоммуникационных проектах, в 24 проектах приняло участие 238 человек, 43 % за прошедший учебный год.
Информатизация труда учителя
Расчет, планирование и администрирование образовательной деятельности
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе.
Использование средств ИКТ во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников.
Если говорить более точно, то использование средств ИКТ учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе.
Как правило, достаточно эффективная автоматизация и администрирование труда учителя могут быть осуществлены с использованием достаточно стандартного для школы набора компьютерной техники. К нему в некоторых случаях может быть добавлен карманный компьютер.
В числе программных средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:
средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;
средства планирования содержания и методов обучения;
средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы планирования использования каждого учебного и методического ресурса;
средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;
средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;
системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;
системы учета успеваемости каждого ученика;
средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;
телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика.
контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;
оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников;
ведение документации и составление отчетных документов.
В лицее 2 компьютерных класса, 11 кабинетов оборудованы компьютерами и мультимедийными установками. От 70% до 100 % уроков в данных кабинетах проходят с использованием мультимедиа.
Овладели компьютерной грамотностью самостоятельно или с помощью курсовой подготовки
98 % педагогов, применяют 92 %
Информатизация организационно-управленческой деятельности в лицее
В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:
сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;
данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;
информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;
сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;
сведения об учебном плане и распределении нагрузки;
информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);
данные об успеваемости школьников;
данные о внешних связях учебного заведения;
сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;
Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:
для администрации школы:
оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;
мониторинг движения учащихся;
создание системы школьного документооборота;
автоматизированное составление отчетности для управления образования;
для завуча, учителей, учеников и родителей:
получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;
ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;
ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;
для всех участников учебно-воспитательного процесса:
формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования является школьная библиотека, используемая учителями и школьниками.
От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов.
Библиотека, входящая в состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:
До последнего времени в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ способны поднять качество работы библиотеки учебного заведения на принципиально более высокий уровень. Средства ИКТ позволяют существенно расширить информационный фонд любой библиотеки. Под электронным информационным фондом библиотеки понимается совокупность текстов на электронных носителях.
Электронный справочно-поисковый аппарат библиотеки учебного заведения должен:
отражать различные части и тематические срезы хранимого библиотечного фонда,
предоставлять всем читателям возможность ориентироваться в мировых информационно-библиографических ресурсах,
обеспечивать читателям быстрый, комфортный и исчерпывающий поиск в информационных ресурсах библиотеки в режиме удаленного доступа.
Библиотека должна стать современным информационным центром, располагающей средствами новых информационных технологий, обладающей инструментальным, программно-техническим комплексом, и представляющей свободный доступ к источникам информации любого вида для пользователей в их самостоятельной и самообразовательной работе. Число читателей нашей библиотеки с каждым годом увеличивается
(сегодня посещаемость составляет 34 человека в день)
Информационно – коммуникационные технологии в работе с родителями
Оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников
С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные технологии.
Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.
В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.
Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу. Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.
Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте школы может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключем» для входа на такой сайт.
Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.
Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.
Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих учебных заведениях развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого школьника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников.
Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов.
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.
Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.
Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000.
Информатика и образование 5—2008
Информатика и образование 3—2008
Информатика и образование 12—2008
Информатика и образование 6—2008
Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) : учеб. Пособие – 5—е изд., исп.— М.: издательско — торговый дом «Русская Редакция», 2005 —368 с +СD ISBN 5—7502—0090—6
WWW.media2000.RU OOO “Медиа—Сервис 2000” Защита компьютеров от вирусов.
ООО КомпактБук, 2002. e—mail: office@cbook.RU «Самоучитель Microsoft® Windows® 98»
ООО «СиДи—Арт» «Обучение Visual Basic 6.0»
© ГуруСофт, 2002. Программа—тренажер для детей Информатика.
® 2002, Современный гуманитарный Университет ®2002 «Кирилл и Мефодий» изучаем Word XP
® 2002, Современный гуманитарный Университет ®2002 «Кирилл и Мефодий» ® 2002 УНИАР изучаем Excel XP
Copyright © МультиМедиа Технологии и дистанционное обучение. 2003 Тeach Proтм Информатика.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.