исследовательская технология обучения в педагогике
Доклад «Исследовательский метод обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «КАЗУЛИНСКАЯ СОШ»
Исследовательский метод обучения
учитель ИЗО Елпакова Л.В.
Технология исследовательского метода————-с. 6-9
Результаты исследовательской деятельности——с. 9-10
Плюсы и минусы исследовательского метода——с. 11
Современная педагогика стремительно развивается и предлагает множество методов обучения детей, чтобы сделать преподавание более интересным, насыщенным, доступным, не сложным для запоминания. Учитель экспериментирует в работе с различными методами и подбирает наиболее успешные, понравившиеся не только ему, но и обучающимся. С помощью различных методов и приёмов обучения можно обнаружить скрытые таланты учеников, а так же развить творческую активность ребёнка. Рассмотрим более подробно исследовательский метод обучения.
В 19 в. биолог А. Я. Герд, историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной, умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении рассматриваемого метода в отечественной педагогической практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. Исследовательский метод был признан единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Но было сделано много ошибок. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. В связи с этим в 1931—32, исследовательский метод был устранён и заменили его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.
В 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин). Таким образом, в начале 60-х гг. идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.
Технология исследовательского обучения в урочной и внеурочной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пирогова Татьяна Николаевна МАОУ СОШ № 10 г. Таганрог
Выступление на ассамблее инноваторов 23.09.2015г.
«Технология исследовательского обучения в системе урочной и внеурочной деятельности»
Содержание образования – это король, а технология образования – это Бог.
Высшей формой познавательной активности человека является наука. Поэтому, овладевая технологией исследовательского обучения, учащиеся знакомятся с методами современного научного познания. А в арсенал учителя, который использует эту технологию, должен войти понятийный аппарат современной науки и научная методология исследования.
В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Исследование определяется как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Во главу угла при организации исследовательской деятельности учащихся ставится развитие исследовательской позиции, на основе которой человек будет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь в этом мире.
Учебно-исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Структура учебного исследования:
-выявление и постановка проблемы исследования;
-планирование и разработка исследовательских действий;
— сбор данных, их анализ и синтез;
-сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
— подготовка и написание отчета.
Внеурочная деятельность предполагает большие возможности для реализации исследовательской деятельности:
• факультативы и кружки;
• олимпиады (в том числе дистанционные);
• школы юных исследователей;
• образовательные экспедиции (поездки, экскурсии, походы);
• заочные математические школы;
• летние математические лагеря.
В 2008 году в нашей школе было создано Научное общество учеников
«Мы=XXI век». Наш девиз: «Уважаем традиции – стремимся к новому».
НОУ – добровольное сообщество, объединение учащихся, которое стремится к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому и ответственному подходу к полученным исследовательским результатам, а также к приобретению разнообразных полезных умений и навыков исследовательской работы. Оно объединило талантливых детей и талантливых учителей в содружество. Теперь мы вместе изучаем, исследуем.
Школьное научное общество состоит из 7 секций: лингвистической, иностранных языков, обществоведческой, истории, обществознания, естественнонаучной, математической, прикладной, начальных классов.
Я являюсь 8 лет руководителем математической секции.
На сайте школы есть положение о научном обществе учащихся и учителей «Мы = 21 век»
Содержание и формы работы
Членство в Обществе,
Права и ответственность членов общества.
Есть материалы «Юный исследователь» для школьников по самостоятельной исследовательской практике и для руководителя научно-исследовательских работ школьников
В 2009 году в стенах нашей школы состоялась первая научно-практическая конференция НОУ «Мы = XXI век», всего их было организовано уже 7.
Председателем жюри выступает преподаватель ВУЗа кафедры «Математика» Кривша Наталья Сергеевна, членами жюри учителя школы и выпускники, успешные в исследовательской деятельности.
Атмосфера в школе вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Работа в НОУ способствует и социализации личности учащихся, так как воспитывает в них активную жизненную позицию.
Хотелось бы, чтобы были разработаны принципы и механизмы учета достижений учащихся в области исследовательской деятельности при зачислении в ВУЗы.
Большие возможности для организации исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.
Виды исследовательской деятельности на уроке:
• практические работы поискового характера;
• применение исследовательского метода обучения;
• домашние задания исследовательского характера;
• краткосрочный индивидуальный исследовательский проект;
• задачи исследовательского характера.
Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Интеллект и креативность — это механизмы. А механизм приводит в действие мотор. Мотором является мотивация. Человек может иметь замечательный интеллект
и очень высокую креативность, но не иметь ни малейшего желания использовать их. Если эти три компонента изобразить в виде трёх пересекающихся кругов, то сегмент их пересечения и есть одарённость с точки зрения современного понимания.
На примере изучения темы «Параллелограмм» хочу показать, как работает технология исследовательского обучения на каждом этапе урока
Ι этап. Формирование понятий
Для того чтобы вовлечь учащихся в исследовательскую работу, предлагаю перечислить объекты (фигуры, их признаки свойства) и объединить в группы. Для этого ставятся соответствующие вопросы. Так, вопрос « Что вы увидели? Заметили?» побуждает детей к перечислению данных объектов, вопрос « Какие предметы (фигуры и т.д.) связаны друг с другом? » побуждает детей к объединению данных в группы.
Заметим, что эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного «правильного» ответа. Дети не стремятся «угадать, что у учителя на уме», они ведут активный интеллектуальный поиск.
Задание 1. Предлагаю ребятам в парах выполнить задание. У каждого ученика по два равных прямоугольных треугольника.
Из двух прямоугольных треугольников составить четырехугольник. Найти различные способы решения данного задания.
Здесь мнения учащихся расходятся. Кто-то выделяет 1 фигуру, другие 4-ю фигуру.
Выясняем, что представляет каждая из фигур. Чем отличается 1-я фигура, а чем 4-я?
Оказывается, что первые три фигуры ребятам знакомы, а вот последнюю фигуру они не знают. При обращении к учебнику, данную фигуру не находим.
Таким образом, вводится новая фигура — дельтоид, которая не изучается в школьном курсе. Учащиеся параллельно с остальными четырехугольниками исследуют и данную фигуру.
— На рисунке даны четырехугольники. Исключите лишнюю. Почему? — Данный четырехугольник называется трапецией. Откуда такое название?
— Что общего у оставшихся фигур? Как бы вы их назвали?
Объедините параллелограммы в 2 группы. По какому признаку вы это сделали?
ΙΙ этап. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий
После того, как класс исследуемых объектов определен, ставится задача найти, «открыть» другие общие свойства рассматриваемых объектов. При рассмотрении свойств изучаемых объектов ученики ставятся в позицию «открывателей свойств», побуждаются высказывать предположения о наличии тех или иных свойств.
— Что будет, если в параллелограмме проведем биссектрису угла, две биссектрисы из двух односторонних углов, две биссектрисы из противоположных углов…
Вот одна из гипотез, которая была сформулирована учеником на уроке геометрии в 8 классе во время изучения темы «Если провести биссектрисы углов параллелограмма, то они, попарно пересекаясь, образуют параллелограмм». Выдвинув данную гипотезу, ученик выполнил рисунок.
«Получается не просто параллелограмм, а прямоугольник!» Далее ребята начинают искать доказательства. При этом они используют предыдущие исследования (в частности, биссектрисы, проведенные из односторонних углов, взаимно перпендикулярны, а биссектрисы, проведенные из противоположных углов, параллельны).
— А что будет, если в параллелограмме соединим последовательно середины сторон?
Получаем еще одну фигуру для исследования, которая не изучается в школьном курсе геометрии: параллелограмм Вариньона.
ΙΙΙ этап. Объяснение новых фактов на основе свойств
Данный этап основан на побуждении детей к объяснению новых явлений.
Вводный побуждающий вопрос учителя может носить отвлеченный абстрактно-теоретический характер: « Что изменится, если…», « Что произошло бы, если…». Например, при работе по определению признаков фигуры можно задать такой вопрос: «Что произойдет, если условие и утверждение поменять местами?». Так, ученики формулируют утверждение, обратное свойству. На заключительной фазе стратегии учащиеся проверяют выдвинутые ими предположения, гипотезы, выводы, либо указывают условия, при которых можно произвести проверку.
При такой работе ученики могут сформулировать признаки, которые в школьных учебниках не формулируются и не доказываются.
Например, по свойствам у параллелограмма «появляются» свои новые признаки: «Если противоположные углы четырехугольника равны, то этот четырехугольник является параллелограммом».
Во время изучения данных тем возникают исследовательские работы, которые выходят за рамки школьного курса математики. Вот только некоторые из них:
Если мы хотим развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде следует работать над собой. Необходима рефлексия по отношению к собственной деятельности: насколько мы сохранили в себе стремление к саморазвитию, есть ли у нас потребность к исследованию, как способу взаимодействия с миром. Эти вопросы я постоянно обращаю к себе.
Значимо для учителя самому научиться:
— создавать среду, направляющую учащегося к самоуправлению в принятии решения,
— выстраивать диалогическое общение с учениками,
— провоцировать появление вопросов,
— выстраивать доверительные отношения с учащимися,
— учитывать интересы и мотивацию ребенка, не забывая про свою,
— давать ученикам право в принятии решения,
Что дает участие в исследовательской деятельности ребенку?
раннее раскрытие интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности;
углубленная подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
ранняя профессиональная ориентация;
дополнительный опыт публичных выступлений.
Что дает организация исследовательской деятельности педагогу?
осознание педагогом необходимости профессионального роста (прежде чем научить ребенка исследовательской деятельности, педагогу необходимо научиться самому);
получение условий для повышения мастерства учителя (организация лекций для педагогов, возможность участия в работе жюри, присутствие на защите, заслушивание докладов);
Доклад «Современные образовательные технологии. Исследовательские методы в обучении.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с.Эльхотово
Исследовательские методы в обучении.
Проектные методы обучения.
Маруда Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Приоритетным направлением начального общего образования в соответствии с ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
В современном обществе образованный человек – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Теперь уже недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а именно научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Ценностью современного общества является коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает проблема: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования.
Век, где владение новой информацией и умение принимать решения определяют все, определяет выбор образовательных технологий. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
В настоящее время приоритетом начального общего образования становится формирование УУД, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.
ЧТО ТАКОЕ МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА?
Изучая педагогическую литературу, я составила для себя краткое изложение основных положений данной технологии.
Технология проекта – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Технология проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
У чебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Под руководством учителя учащиеся занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появляется желание участвовать в деятельности такого рода. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.
Цель проектной деятельности : создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
Задачами проектной деятельности :
1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);
2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);
3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);
4) развитие умения работать в коллективе.
Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:
Умение работать с информацией.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие творческих способностей.
Опыт публичного выступления.
Преимущества проектной деятельности:
самостоятельное приобретение знаний;
получение опыта познавательной и учебной деятельности;
создание условий для творческой инициативы учащихся и педагога, их дружеского сотрудничества;
развитие коммуникативных умений и навыков;
создание положительной мотивации ребенка к учебе;
разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений, используемые в ходе выполнения работы над проектами, обеспечивают высокое качество работы учащихся.
Три кита метода проекта:
взаимодействие его с группой детей;
гибкое распределение учебного времени.
Проект- это совокупность «шести П»:
Содержание проектной деятельности:
1. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
2. Темы проектов могут предлагаться как учителем, так и учениками.
3. Проект может быть индивидуальным или групповым.
Девизом для участников проектной деятельности являются слова: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита). Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческий проект – проект, похожий на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер. Цель проекта – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Ролевой, игровой. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Практико-ориентировочный (прикладной). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Видов проектов (по признаку «Предметно-содержательная область»):
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Виды проектов (по количеству участников): индивидуальные и групповые.
Виды проектов (по продолжительности выполнения): краткосрочные (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ:
— Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
— Деловая игра.
— Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Диалог исторических или литературных персонажей.
— Игра с залом.
— Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
— Инсценировка.
— Конференция.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Путешествие.
— Реклама.
— Ролевая игра.
— Соревнования.
— Спектакль.
— Телепередача.
— Экскурсия.
МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Организация урока в рамках проекта предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся на основе информационных технологий, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология, и русский язык. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Данная технология направлена на развитие навыков самостоятельной работы. При такой организации обучения педагог должен не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направляя его познавательную деятельность.
Проектная деятельность учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Этапы реализации конкретных проектов зависят от сферы деятельности. В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
погружение в проект;
Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Можно рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.
Следующий этап проекта — организация деятельности детей. Ученики самоорганизуются в группы, распределяют роли, выбирают руководителя или эксперта, самостоятельно планируют свою деятельность, рождаются замысел и способ решения его. Но все равно детям нужна уверенность учителя в их силах, готовность прийти на помощь, если возникнут трудности, помочь в подборе необходимой литературы, привлечь к работе школьного библиотекаря, научить пользоваться информационно-справочным материалом (словарем), чтобы извлечь нужную информацию. Процесс взаимодействия между учеником и учителем строится на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Составляем план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные. (Ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные данные с гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
существует значимая проблема;
есть значимость результата;
предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
используются исследовательские методы;
результат – материальный продукт.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. Родители приобщаются к школьной жизни своих детей, к педагогике сотрудничества.
Проектная деятельность в доступной для учащихся в форме может быть использована на любом уроке и в любом возрасте. У ребенка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала, повышается интерес к изучению предмета, развиваются навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Проект «Рассказ о слове»
Информация о проекте
Проект «Рассказ о слове» проводится во время изучения предмета «Русский язык» УМК «Школа России» и основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Технология», «ИЗО».
Основная цель проекта : составить рассказ о слове русского языка.
Работа над проектом повысит интерес ребёнка к изучению русского языка.
Тематика проектов для дальнейшего изучения слов русского языка:
3 класс. «Рассказ о слове», «Семья слов».
4 класс. «Говорите правильно».
Литературное чтение, технология, ИЗО
Приблизительная продолжительность проекта
Ученики в группах разрабатывают страницы книги «Рассказ о слове», представляют их классу, аргументируя выбор.
Практическим воплощением результата становится книга «Рассказ о слове».
Цели, поставленные перед учащимися
осознать роль слов русского языка;
составить рассказ о слове;
создать страницы книги «Рассказ о слове», обложку, представить результат работы.
Создать условия для участия учеников в проектной деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных на уроках знаний.
Привить первоначальные умения собирать информацию из словарей, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Развивать речь через использование выразительных средств языка.
Прививать интерес к изучению русского языка.
Формировать умение оценивать свои достижения и достижения товарищей.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
— личностные :
Проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться;
объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
— метапредметные :
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
Познавательные : общеучебные – структурируют знания; ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений об объекте (слове); постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблемы.
Коммуникативные : учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в общении и взаимодействии.
— предметные:
обобщают знания об азбуке и ее роли в общении людей.
Вопросы, направляющие проект
Проблемные вопросы учебной темы
Какой он, этот удивительный мир слов русского языка?
Как представить рассказ о слове в интересной форме?
Частные вопросы учебной темы
Что такое слово и его лексическое значение?
Какие словари вам помогли узнать о слове?
Этапы работы над проектом
Деятельность на данном этапе
Погружение в проект
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности учителя, родителей и учащихся.
Деятельность учащихся: осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущего проекта.
Этап 2. Планирование деятельности
Определение источников информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации.
Чтение и подбор литературы по данной тематике.
Беседы со взрослыми (педагоги, родители, бабушки, дедушки и др. родственники).
Сбор информации. ( Источниками информации может быть литература по данной тематике, личные наблюдения, творческие работы. Часть информации учащиеся собирают совместно с родителями.)
Деятельность учителя: разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности,
подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
Деятельность учащихся: разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники.
Этап 3. Оформление проектной работы
Цель – оформление страниц книги, обложки.
Задачи: структурирование полученной информации,; интеграция полученных знаний, умений, навыков.
Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Деятельность учащихся: работают над проектом и его оформлением.
Этап 4. Заключительный этап
Деятельность учителя: оценивает работу учащихся.
Деятельность учащихся: публично представляют полученные результаты, отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.