исследовательская работа по теме дистанционное обучение

Исследовательская работа «Есть ли будущее у дистанционного обучения школьников начальных классов»

Автор: Масалимова Карина Салаватовна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ №3, г.Ханты-Мансийск, 5 класс

Научный руководитель: Давлетова Елена Романовна

Весной 2020 года все школы Российской Федерации были переведены на дистанционный формат обучения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19. В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, большинство учителей, учеников и их родителей испытали серьезный стресс и чувство растерянности. Уровень владения цифровыми ресурсами до пандемии среди большинства учителей и учеников был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах типа «Учи.ру». В настоящее время дистанционное обучение стало вынужденным глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования. Дистанционное обучение оказывает неоднозначное влияние на качество образования. Последствия обучения младших школьников посредством «дистанта» весной 2020 года еще предстоит оценить.

Цель работы: изучить проблемы, возникшие при переходе на дистанционное обучение в начальной школе МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска весной 2020 года.

Гипотеза: полный переход на дистанционное обучение в начальной школе не целесообразен.

Объект исследования – дистанционное обучение в начальных классах, как образовательная услуга.

Предмет исследования – реализация дистанционного обучения в начальных классах МБОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска в апреле-мае 2020 года.

Методы исследования: интервьюирование, анкетирование, сравнительный анализ.

Практическая значимость: данная работа будет полезна для решения вопроса использования методов дистанционного образования в начальной школе после окончания пандемии.

Новизна работы: весной 2020 года все общеобразовательные школы в стране вынуждены были срочно перейти в формат дистанционного обучения и данная тема является практически не изученной.

Источник

Исследовательский проект «Дистанционное обучение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Комитет образования и науки Курской области

ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»

Тема: « Технология внедрения дистанционного обучения в Кучеровский филиал

ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум» »

Дмитренко Евгения Николаевна

преподаватель информатики и информационных технологий

ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»

Необходимость внедрения дистанционного обучения в Кучеровский филиал ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»

Учебная среда Moodle

Внедрение дистанционного обучения в Кучеровский филиал ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»

Существуют категории людей, которые в силу своих физических возможностей и личных обстоятельств не могут получить образование и активно участвовать в жизни общества. Поэтому возникает необходимость в такой форме обучении, которая открывает новые возможности в получении образования.

Развитие дистанционного обучения в мире начинается с 1840 года, а в России с 30 мая 1997 года, когда вышел приказ, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Современный этап развития дистанционного обучения наступил с появлением прикладных сервисов сети Интернет, которые предоставили доступ к учебному контенту. Это поспособствовало к серьезному рывку в развитии использования информационных технологий в образовании.

В последние годы правительства многих стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие значительную часть бюджета.

Россия не отстает от мирового сообщества, сейчас в нашей стране действуют более 70 центров дистанционного образования, причем это не только высшее, но также среднее, постдипломное образование и различные курсы, семинары, тренинги.

Президент РФ неоднократно подчеркивал приоритетность развития дистанционного образования в нашей стране. По его словам, «в основе системы дистанционного образования лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без которых невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе», а потому «задержки с внедрением и распространением системы дистанционного обучения недопустимы».

Данная работа посвящена исследованию технологии внедрения дистанционного обучения в Кучеровский филиал ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум».

Цель работы: Исследовать технологию внедрения дистанционного обучения в Кучеровский филиал ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум».

Раскрыть понятие дистанционного обучения.

Выявить плюсы, минусы дистанционного обучения.

Выявить необходимость внедрения дистанционного обучения в Кучеровский филиал ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум».

Рассмотреть процесс дистанционного обучения на примере конкретной программы Moodle.

Предметом исследования является дистанционное образование.

Объектами исследования являются образовательная среда Кучеровского филиала ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум».

Методы исследования: изучение литературы, эксперимент, анкетирование.

Исследовательский проект состоит из введения, основной части, заключения.

Исследование готовности студентов к Интернет – обучению

Открытое образование во всем мире рассматривается как возможность рационального сочетания различных образовательных программ, технологий и форм обучения для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Открытое образование по своей сути направлено на получение качественных знаний, развитие личности, опираясь на использование современных технологий, предоставляемых интернет, возможности интегрирования, методических наработок и интеллектуальных ресурсов профессорно-преподавательского состава территориально разобщенных учебных заведений. Академичность курсов, возможность оперативного реагирования на изменение потребностей рынка, усиление ответственности обучаемого в процессе получения знаний также способствуют повышению качества обучения в системе открытого образования.

При дистанционной форме обучения студенты имеют возможность получать учебный материал непосредственно через интернет с любого компьютера и в любое время, а консультации преподавателей могут получить по электронной почте. Однако технологии открытого образования не исключают личного контакта преподавателя и обучаемого. Контроль освоения студентом учебного материала осуществляется преподавателем путем промежуточного и итогового сетевого тестирования.

Несмотря на то, что дистанционная форма обучения высвобождает время преподавателя, она также требует определенной квалификации и мотивации, сочетание традиционной схемы преподавания с новейшими разработками в этой области. Кром того, важным аспектом является оценка эффективности процесса обучения при помощи сетевых электронных курсов, необходимым условием реализации которой является непрерывный систематизированный мониторинг учебного процесса на каждом из этапов его проведения.

В современном обществе используется множество трактовок понятия «дистанционное обучение».

Дистанционное обучение (дистанционное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ.

В этом процессе вычленяют и научно обосновывают такие составляющие, как:

компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения);

Электронное обучение. Этот термин часто употребляют в сочетании с предыдущим, понимая под ним фактически то же самое – передачу знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. Значительная специфика ДО вызвала необходимость ввести в российскую практику обучающий термин » тьютор «. Функции тьютора зависят от принятой в системе дистанционного обучения модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели школ, так и лица, имеющие другие профессии и привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях ДО основной задачей тьютеров является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения.

Концепция дистанционного обучения заключается в следующем:

Основной задачей преподавателя в процессе дистанционного обучения является организовать самостоятельную деятельность студента и научить самостоятельно, добывать знания и применять их на практике.

Теперь выявим преимущества:

в первую очередь отметим то, что дистанционное обучение дает возможность обучаться в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.

во вторых, то, что дистанционное образование дешевле обычного.

Несмотря на преимущества, всё-таки есть и недостатки, процесс внедрения дистанционного обучения требует материальных затрат со стороны образовательного учреждения. Следующим недостатком является то, что, живя в информационном веке, не все люди еще пока обладают высокой компьютерной грамотностью, а также к минусам можно отнести и тот факт, что при дистанционном обучении отсутствует постоянный контроль над студентами.

Таким образом, получается, что студенты в процессе дистанционного обучения занимают центральное место.

Источник

Исследовательская работа по психологии на тему «Психологические особенности дистанционного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

«Психологические особенности дистанционного обучения»

исследовательская работа по психологии

В связи с реалиями сегодняшнего дня актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, сегодня концентрируются в информационной сфере. В настоящее время наступила эра информатики. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от времени и места.

Дистанционное обучение — это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Оно отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения.

Характерными чертами дистанционного образования являются: Гибкость — обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобном месте и в удобном темпе, в удобное для себя время, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам; Модульность — каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса; Специализированный контроль качества обучения — используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы; Мотивация имеет большое значение в дистанционном обучении. Именно мотивация к получению действительно прочных знаний является движущей силой для дистанционного обучения. Кто же заинтересован в дистанционном обучении? Лица, желающие повысить свой уровень образования. Такие учащиеся могут быть частично или полностью заняты какой-то работой. Для многих из них не представляется возможным получать знания традиционным способом, посещая лекции, семинары, практики. Большинство из них предпочитает работать с подручным учебным материалом, проходить электронные учебные курсы с автоматическим тестированием и проверкой усвоенного материала. Как правило, наибольший интерес для них представляют новые технологии в дистанционном образовании, особенно для тех, кто имеет непосредственный доступ к Интернет.

Дети и молодежь. В основном это те учащиеся, которые по каким-либо причинам не могут посещать образовательные учреждения, например, по причине физической недееспособности или в случае если они географически удалены от образовательных учреждений. Студенты, территориально удаленные от образовательного центра, те люди, кто проживает далеко от учебных центров или в местах, где доступ к учебным программам по определенным дисциплинам ограничен или осложнен, могут воспользоваться преимуществами дистанционного образования. В этом случае Интернет играет главенствующую роль, обеспечивая доступ обучаемого к образовательным ресурсам. Можно сказать, что дистанционное обучение является эффективным практически для любого человека, желающего повысить свой образовательный уровень, не зависимо от возраста, текущей занятости, интересов и возможностей.

Общеизвестно, что человек, в силу своих индивидуальных способностей и возможностей, бессознательно выбирает тот способ действия (в любой сфере жизнедеятельности человека: обучение, отдых, работа), какой
ему наиболее подходит. Возможности человека непосредственно зависят от его физико-психологических особенностей. Также известно, что формы, методы и средства обучения, применяемые в педагогических технологиях, прежде всего учитывают именно способности человека воспринимать информацию, перерабатывать ее, воспроизводить; успешность человека в обучении зависит именно от характеристик этих процессов.

Рассмотрим основные психологические особенности человека в контексте дистанционного обучения.

В дистанционном обучении основным средством восприятия информации является компьютер. Электронное представление информации имеет существенные преимущества в следующих ситуациях:

· при необходимости быстрого получения краткой информации;

· если требуется немедленное действие;

· для организации диалога;

· для поиска сложных текстов и данных.

Поэтому наиболее успешен будет обучающийся в дистанционном обучении, имеющий аналитико-синтетический тип восприятия, который встречается чаще других типов.

В ДО основные возможности представления учебного материала связаны с мультимедийными технологиями. Мультимедийные технологии позволяют создавать такие учебные пособия (даже на основе кейс-технологий), способствующие запоминанию большого количества материала, но при условии, если студент нацелен, усидчив и информацию воспринимает на логическом, а не на механическом уровне.

ДО предполагает работу студента с множествами источников: книгами (в бумажной и электронной форме); сетевыми учебными материалами; компьютерными обучающими системами, учебно-информационными аудиоматсриалами; учебно-информационными видеоматериалами; лабораторными дистанционными практикумами; гренажерами; базами данных с удаленным доступом; электронными библиотеками с удаленным доступом; дидактическими материалами на основе экспертных обучающих систем и т. д.

Студент дистанционного обучения должен уметь самостоятельно синтезировать, анализировать, классифицировать полученный материал.

Речь. При обучении с помощью ДО студент развивает свою речь путем правильного, логически выстроенного изложения своей мысли в письменной форме, что стимулирует его мышление.

Но нужно отметить, что человек, обучающийся только дистанционно, может потерять навыки общения в реальной жизни.

Таким образом, дистанционное обучение требует определенной готовности к обучению, т. е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков), и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Дистанционное обучение предполагает психологические возможности (особенности) обучающегося, такие как усидчивость, самостоятельность, воля, критическое мышление, настойчивость, целеустремленность, честность, самостоятельность мышления и т. п.

Исследования в области психологических особенностей ДО еще только начинаются. Имеющаяся уже практика дистанционного обучения показывает, что в этом плане приоритетными можно считать исследования, связанные с психологией общения в сетях и диагностикой типологических черт личности. [2]

Другая потребность обучающегося – включенность. Под включенностью понимается связь с окружающими, желание привлечь к себе внимание и быть идентифицированным как часть какой-то общности. Контроль и включенность взаимосвязаны. Если обучающийся утрачивает контроль над процессом обучения, это может привести и к проблемам с включенностью. Например, обучающийся начинает «отмалчиваться» или, наоборот, специально пытается привлечь к себе внимание, стать центром дискуссии. Для некоторых сетевая дискуссия становится местом для выражения отрицательных эмоций – гнева, раздражения и т.п.

В качестве причин утраты контроля дистанционным обучающимся можно назвать:
1)чрезмерную перегруженность информацией;
2) постоянную необходимость принятия решений относительно участия в дискуссии;
3)необходимость отслеживания хода дискуссии;
4)неудовлетворенность обратной связью со стороны преподавателя;
5)отсутствие своевременных и конструктивных откликов других участников;
6)чувство оторванности от основного потока дискуссии;
7)боязнь пропустить ценные идеи.
Все эти причины можно свести к одной – чрезмерная нагрузка. Источников нагрузки может быть множество, и влиять на обучающихся она может по-разному. Например, новички должны одновременно изучать как программное обеспечение, так и содержание самого курса. Фрагментарный характер дискуссии, отмечаемый многими обучающимися, снижает ее предсказуемость. Даже те, кто имеет хорошие навыки чтения, могут страдать от необходимости как-то справляться с этой фрагментарностью. Выработка глубинного понимания текста может произойти только после понимания отдельных идей. Если же идеи представлены в виде отдельных фрагментов, это ведет к увеличению нагрузки при когнитивном восприятии вплоть до критической.

Часть учебной нагрузки зависит не от количества информации, а от тех рутинных задач, которые необходимо решить, чтобы подготовиться к когнитивному восприятию. Примером может служить задача объединения информации из нескольких отдельных источников – текста, диаграмм, рисунков. Другой пример – составление такого ответа, который был бы грамматически правилен и понятен для остальных участников дискуссии.

Особенности формирующейся в России системы дистанционного образования

Формирующаяся в России система дистанционного образования обладает определенными особенностями, отличающими ее от других стран. Эти особенности можно разбить на четыре основных группы:
1)особенности, обусловленные техническими причинами;
2)особенности, обусловленные экономическими причинами;
3)особенности, обусловленные педагогическими причинами;
4)особенности, обусловленные психологическими причинами.
Первая группа включает в себя факторы технического характера. Еще несколько лет назад в качестве основных препятствий для создания целостной системы дистанционного образования в нашей стране назывались недостаточный парк ЭВМ и низкий уровень развития компьютерных сетей. Однако в настоящий момент приобретение персональных компьютеров становится вполне доступным для образовательных учреждений, семей со средним достатком, а отдельных моделей – даже для семей с достатком ниже среднего уровня. Многочисленные фирмы-провайдеры обеспечивают доступ к развитым компьютерным телекоммуникациям, причем стоимость услуг варьируется в широких пределах в зависимости от выбранного способа доступа, скорости линии, времени суток и т.д. Благодаря программе компьютеризации сельских школ доступ к компьютерным сетям получают сельские учителя и школьники.
Однако, несмотря на рост количества компьютеров и развитие компьютерных телекоммуникаций, существуют определенные категории населения, в частности, безработные, для которых дистанционное образование является недоступным по чисто экономическим причинам (невозможность приобретения компьютера и оплаты за услуги доступа к Интернет). А ведь для безработных дистанционная переподготовка являлась бы особенно важной. Таким образом, технические факторы перестают быть актуальными, уступая место факторам экономического характера.

Источник

Проект по теме «Дистанционное обучение в образовательном процессе: идеи, технологии, проблемы и перспективы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 города Кушвы

« Дистанционное обучение в образовательном процессе: идеи, технологии, проблемы и перспективы »

Составил учитель информатики и ИКТ

Дистанционное обучение в структуре образования 6

Сущность и основные понятия дистанционного обучения 6

Преподаватель в системе дистанционного образования 11

Преимущества и недостатки дистанционного образования 15

Дистанционное образование: возможности и реальный опыт 21

Практика и развитие дистанционного образования 21

Перспективы развития дистанционного образования 28

3. Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного образования 33

Список используемых источников 42

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка.

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Данная тема была выбрана исходя из социального заказа администрации школы, т.к. в нашем образовательном учреждении находится несколько учащихся на индивидуальном обучении, которые нуждаются в качественном обучении и образовании. Сегодня это возможно сделать, прибегая к помощи новых информационных технологий.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение вошло в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

существует тенденция «подстраивания» термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические и практические основы для различных уровней.

Для нас важно подчеркнуть возможность субъекта быть источником познания, так как учебная деятельность подразумевает учебный процесс.

Цель исследования: создание условий для развития общеучебных, интеллектуальных способностей, а также формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности учащихся на основе систематического использования информационных технологий и Интернет-ресурсов.

Объектом исследования выступает система организации ДО.

Предметом исследования являются дистанционное обучение в структуре образования: пути, приемы и средства реализации.

Гипотеза исследования – дистанционное обучение организует самостоятельную деятельность учащихся и педагогов.

Задачи данного исследования:

исследовать преимущества дистанционных форм обучения по литературным источникам;

изучить основные средства ДО;

оценить эффективность различных компонентов учебно-методического обеспечения ДО;

проанализировать применение на практике;

сделать выводы о том, какие перспективы имеет ДО в будущем.

– это анализ научной психолого-педагогической литературы;

— мониторинг дистанционного обучения на примере школы.

1. Дистанционное обучение в структуре образования

1.1 Сущность и основные понятия дистанционного обучения

Дистанционное обучение – 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося.

Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, электронной почты и других возможных средств связи.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

видеоконференция – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО. Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства»), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

принцип стартовых знаний ;

принцип регламентности обучения ;

принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. [2, c. 153-155]

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

высоким уровнем самостоятельности в деятельности учащихся;

большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

1.2 Преподаватель в системе дистанционного обучения

Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических знаний, умений, навыков.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на учащегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.

В данных условиях важнейшей функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении и освоении нужной информации, облегчить решение возникающих проблем.

В-третьих, предоставление учебного материала, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между обучаемыми, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных функций можно отметить следующие изменения:

усложнение деятельности по разработке курсов;

необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;

усиление требований к качеству учебных материалов;

возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

усиление функции поддержки учащегося;

возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.

Значительные изменения происходят в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в системе дистанционного образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял объяснению материала, то теперь преподаватель должен:

Разработать содержание курса на новой технологической основе.

Помочь учащемуся сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию.

Обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Таким образом, в ходе учебного процесса нужны специальные не только педагогические, но и технологические навыки, опыт работы с современными техническими средствами.

Таким образом, организация преподавательской деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.

Как следует из рассмотренного выше анализа содержания педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:

специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;

тьютер – это специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с учащимися в ходе изучения материалов курса;

специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение итогов.

1.3 Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;

хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;

возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций;

возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет;

и многие другие факторы.

Доступность и открытость обучения – еще одно из главных достоинств ДО. Дистанционное обучение предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет учащимся не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Дистанционное обучение дает возможность получить образование инвалидам и людям с различными отклонениями.

ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Такая система обучения заставляет учащегося заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих учебных заведений, учащийся, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Использование современных технологий и дистанционного обучения нам предоставляется возможность легко формировать виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.

Выход из этой ситуации мной предложен следующий: составлять рабочие программы для детей с ОВЗ как с учетом использования дистанционного образования, так и очных встреч, которые помогают учащемуся не чувствовать себя отделенных от общества.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Так же проблемой является и возрастной ценз педагога, который будет использовать дистанционное обучение в своей деятельности, т.к. с возрастом ухудшается мобильность применения новых технологий.

К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Мы узнали, что среда дистанционного обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, и другие.

Педагогическая деятельность СДО сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать учащегося (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Так большая часть средств уходит на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Для создания курса требуется широкий круг специалистов: дизайнер, тьютер, специалист по методам контроля. Совокупное время работы составляет огромное время, что несет за собой существенные финансовые затраты.

Таким образом, дистанционное обучение – это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. СДО призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.

2. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт

2.1 Практика и развитие дистанционного обучения

В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Иногда ситуация в регионе складывается так, что учащиеся часто из-за погодных условий не посещают школу. Поэтому на сайтах школ педагоги размещают домашние задания для каждого класса, показывают способы решения, дают разъяснения по трудным темам. По электронной почте осуществляется обратная связь. Так должно быть в идеале, чтобы учитель и ученик имели возможность общаться в режиме реального времени. Когда в определенное время, он мог бы задать вопросы учителю по теме. Однако на данном этапе это сложно реализуемо из-за ряда причин:

Техническое и финансовое обеспечение. Минимальное оснащение школ веб-камерами, не у всех детей дома также есть такая камера.

Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его.

Учащиеся младших классов не все владеют необходимыми навыками работы на компьютере, а предмет информатика в начальной школе ведется не во всех классах.

Выделим наиболее популярные средства и сервисы, используемые при проведении дистанционного обучения.

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий. Периодически различные организации проводят опросы специалистов и организаций с целью определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью.

Анализ результатов подобных опросов показывает:

большое разнообразие используемых средств дистанционного обучения;

наличие большого количества средств дистанционного обучения, созданных учреждениями для себя;

высокую популярность интернет-сервисов, которые пользуются большой популярностью в других сферах деятельности людей.

Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения.

Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:

дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов (учителя нашего города уже применяют данную технологию обучаясь к примеру в педагогическом университете от первого сентября);

дистанционное обучение с использованием тренажеров;

дистанционное обучение с использованием вебинаров (данную технологию обучения применяло и наше образовательное учреждения в частности как администрация школы так и отдельные учителя; мы ощутили плюс от данной технологии в том, что находишься на своем рабочем месте и времени для посещения данного веббинара тратится намного меньше, в то же время к минусам можно отнести нестабильную связь при подключении большого числа слушателей);

дистанционное обучение с использованием видеоуроков (с помощью данной технологии мне в этом году приходилось достаточно много обучаться, так как работаю в школе я только первый год, но обучение с помощью применения видеоуроков, которые в основном были размещены на сайте Дмитрия Тарасова было весьма полезным; некоторые из видеоуроков я применял в своей педагогической деятельности, при объяснении нового материала ученикам, что весьма автоматизирует процесс обучения);

полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

Технологии дистанционного обучения нашли свое применение и при обучении школьников. Безусловно, требуется большая осторожность при обучении детей с использование технологий дистанционного обучения, т.к. их неграмотная подача их со стороны учителя может вызвать нежелание осваивать материал по такой методике. Однако, в разумных пределах, технологии дистанционного обучения могут применяться и при обучении детей.

Важную роль технологии дистанционного обучения играют при обучении людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию.

В конце года с Мишей проводились дистанционно уроки учителями из г.Екатеринбурга (за счет федеральной программы), но не по всем предметам, а только по четырем: химия, география, математика и русский язык. В дальнейшем планируется ввести все остальные предметы.

Пример использования программы Scape , для дистанционного обучения учащегося с ОВЗ

Сам же ученик выделяет следующие преимущества такого обучения:

можно определять самому скорость изучения учебного материала;

назначать удобное время обучения для занятий;

определять какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.

Если сказать про данные преимущества более подробно, то конечно при данном обучении учащийся согласовывал со мной время проведения занятий, т.к. часто это было после моего рабочего дня, но ему это было так удобно, а так же при изучении Михаилом данного мной материала, время не влияло решающую роль, т.к. я мог ему дать задания для самостоятельной работы, а сам заниматься своими, время от времени контролируя и наводя на нужную мысль его

Так как мы внедряем технологию дистанционного обучения только первый год в нашем образовательном учреждении, то мы в основном ориентировались на опыт и исследования других учреждений, которые уже давно пользуются данными инновациями в образовательной деятельности.

Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является его эффективность. Необходимо обратить внимание, что данный тезис противоречит представлению большинства людей о дистанционном обучении. Это вызвано тем, что к сожалению, сегодня рынок дистанционного обучения в России не устоялся и мы очень часто сталкиваемся с некачественным дистанционным обучением.

Так же ученик, находящийся на индивидуальном обучении выделяет и минусы такого обучения:

высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения;

недостаточность практических занятий и отсутствия эффекта от живого общения с преподавателем;

проблемы переутомления за работой на персональном компьютере и как следствие снижение работоспособности учащегося.

С его замечанием я полностью согласен, что при организации данного вида обучению необходимо особое внимание обращать на здоровье сберегающие технологии, т.к. дети непосредственно весь урок проводят сидя за компьютером и данный факт может негативно сказаться на них в дальнейшем. В своей деятельности я провожу небольшие физкультминутки, где даю учащемуся возможность отдохнуть от вредного воздействия электромагнитных излучений, а так же способствуют созданию благоприятного психологического климата, что выражается доброжелательностью в общении.

Как было отмечено мною ранее, занятия с помощью дистанционного обучения у нас проходят в следующей форме: теорию по информатике я ему преподаю через Интернет, а на практику хожу к нему домой, для корректировки его действий при выполнении работ. Так как я считаю, что с такой категорией учащих полностью на дистанционное обучение переходить нельзя иначе будет очень большая проблема, как выделял ее сам учащийся, от недостатка живого общения с преподавателем.

Задания моему ученику по урокам я так же пересылаю через Интернет, использую возможности электронной почты, а то, что он раньше писал в тетради, он пишет сейчас с помощью графического планшета и пересылает мне для проверки.

Немаловажным фактором при обучении учащихся с помощью систем дистанционного обучения, является привлечение учителей к использованию новых информационных технологий в образовательном процессе. Эту проблему мы планируем решать в новом учебном году, путем организации краткосрочных курсов, при поддержке администрации школы, для обучения такой категории преподавателей. Например в нашей школе преподавать по данной технологии уже начала молодой учитель английского языка Ольга Анатольевна Рожкова.

Так же в ближайшее время наше образовательное учреждение планирует проводить индивидуальные консультации с учащимися, посредством дистанционного обучения, которые часто болеют и пропускают занятия по уважительным причинам, а так же проводить подобные мероприятия в виде факультативных занятий по различным областям знаний, дополнительные занятия с одаренными учащимися.

На своем примере могу сказать, что к примеру с использованием технологии дистанционного обучения и поступлении социального заказа от группы учащихся на более подробное изучение интересующих их тем, не входящих в основной курс изучения на уроке, мы определяем время их проведения (в основном в вечернее, т.к. удобно и им и мне) и организовываем групповые видеоконференции.

Пример списка учащихся участвующих в групповой видеоконференции

Таким образом, дистанционное образование становится моделью реализации идеологии непрерывного образования, с учетом индивидуальной траектории развития учащихся.

Условием успешности этой работы может стать взаимодействие взрослого в лице родителей и педагогов с обучающимся!

Поэтому я считаю, что данное направления деятельности является перспективным и всем нам необходимо его постепенно внедрять в нашу систему образования.

Перспективы развития дистанционного обучения

Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать школьную атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но снять часть проблем оно может. При помощи дистанционного образования жители небольших городов получат возможность проходить курсы столичных университетов и академий. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, дается шанс сократить количество аудиторных часов и получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности.

Тем, кому сейчас 30 и более, теперь не обязательно садиться за парту с людьми много моложе себя. Часто людям неловко представить себя в учебном процессе рядом с кем-то, кто значительно младше. Самим преподавателям взрослая аудитория также интересна, так как они получают связь с людьми, которые применяют полученные знания на практике. Важно и то, что дистанционное обучение приводит к значительной экономии средств. Оно существенно дешевле очного образования.

При помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между общественным спросом на образование и его предложением.

В 2010 году в образовательные электронные услуги в мире было инвестировано 46 миллиардов долларов. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.

Россия пока отстает на этом пути, но необходимо отметить, что российское образование всегда признавалось одним из лучших в мире.

На данный момент «Транстелеком» связала научные центры Российской академии наук с европейской научной сетью GEANT, что позволило российским ученым, не покидая России, проводить совместные исследования со своими иностранными коллегами и не чувствовать себя оторванными от мирового научного процесса.

Развитие ДО позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

Уже в наше время многие педагоги получают знания с помощью дистанционных технологий, например при подготовке организаторов, к ЕГЭ, либо прохождений курсов повышения квалификации.

Наша школа является участником проекта «Школа цифрового века», что так же дает возможности администрации и педагогам получать новые знания с помощью информационных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *