исследовательский аспект методики обучения географии

Методы исследований методики обучения географии. Часть 1.

Исходя из теории познания — от живого созерцания и восприятия к абстрактному мышлению и к практике, в качестве основного критерия в методике исследований принимается успешное решение задач современной школы. Педагогический процесс рассматривается как единый процесс обучения и воспитания, где взаимодействуют активная обучающая и воспитывающая деятельность обучения и учебная деятельность учащегося, в результате чего обеспечивается усвоение основ науки учащимися и превращение знаний в глубокое материалистическое убеждение.

Исследование закономерностей процесса обучения географии необходимо выполнять путем раскрытия связей и зависимостей между качеством преподавания и его результатами, то есть качеством знаний, умений и навыков учащихся. Для этого выполняются педагогические эксперименты, которые позволяют накопить фактический материал о качестве знаний учащихся и соответственно об эффективности обучения. Предположим, ставится задача по исследованию активизации познавательной деятельности учащихся при изучении экологических понятий в курсе географии. Но в такой постановке задача имеет общий характер. Необходимо определить круг исследуемых процессов. Такими могут быть отдельные крупные темы различных курсов географии. Например, формирование экологических понятий при изучении темы «Озера» в VI классе, а затем проверка и закрепление конкретных экологических знаний на уроках и умений непосредственно на местности путем практической работы.

Выделяются две группы методов исследований в методике обучения географии: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы направлены на установление закономерностей обучения географии в школе на основе обобщений и систематизации результатов исследований. К группе теоретических методов относится системный подход. Исследуемые процессы рассматриваются в качестве целостных систем. Например, при обучении географии с помощью персонального компьютера (ЭВМ) учитель и ученик рассматриваются в качестве подсистем единой системы учебно-воспитательного процесса.

В методических Исследованиях используется типологический подход, с помощью которого осуществляется группировка изучаемых объектов и выделяются их существенные признаки. Примером может быть типология уроков географии, а также знаний и умений. Математический метод применяется при обработке результатов исследований. Исторический метод позволяет рассматривать исследуемые процессы во времени. Широкое применение в последние годы получило моделирование. В качестве моделей можно использовать глобусы и различные географические карты. Кроме того, моделирование применяется для создания систем понятий.

В методике обучения географии применяются следующие основные эмпирические методы исследований: наблюдение, изучение школьной документации (планов, отчетов учителей, результаты учебы учащихся и др.), беседы с учителями и учащимися, эксперимент (лабораторный и естественный в виде опытных уроков).

Метод наблюдения является наиболее широко применяемым. Самые значительные результаты достигаются при сочетании наблюдения со специальными методами исследования эффективности работы учащихся. Особенно важно, например, проводить контрольные работы и индивидуальные беседы с учащимися. При осуществлении наблюдений должна быть прежде всего определена цель, исходящая из идеи и практической задачи, которой руководствуется исследователь при организации наблюдения. Необходимо установить условия, в которых происходит изучаемый процесс или явление; точно описать его и объяснить изученный процесс; установить взаимосвязи между тем как происходит процесс и условиями, в которых он происходит. После определения цели наблюдаемого объекта или процесса необходимо разработать детальную программу, где кроме цели должны быть указаны способы фиксирования наблюдений. Если наблюдения проводятся в классе, то необходимо взять различные типы школ. Количество классов берется достаточным для достоверности полученных результатов.

Источник

Применение исследовательского метода при изучении географии в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы научного исследования при обучении географии, нетрадиционные типы уроков

1. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии

Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.

В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпирического уровня.

Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.

ТеоретическиеЭмпирическиеСистемно- структурный анализ, Логико-дидактический анализ, Типологический подход, Исторический, Сравнительный, Статистический, Математический.Изучение опыта работы школы- наблюдения, беседы, анкетирование, изучение школьной документации.Обобщение передового педагогического опыта.Эксперимент естественный, лабораторный, констатирующий, контрольный.география обучение нетрадиционный урок

В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятилетия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследования, к теоретическим методам.

В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержанием, средствами и методами обучения, между усвоением знаний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.

Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.

Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование актуальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюдения за учебным процессом, постановки эксперимента.

Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экскурсий сочетаются с другими методами: анкетирование учителей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора информации по различным методическим проблемам.

Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изучаемых педагогических явлений.

В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отраслях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.

Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.

2. Нетрадиционные типы уроков, их организации и проведение

Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:

Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

2.3 Урок с использованием компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

быстрое получение результатов;

объективность в оценке знаний;

позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;

дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки.

3. Методика изучения курса «Страноведение» (7 класс). Материки, океаны и страны

Усиление страноведческой основы школьной географии служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, способности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов, способности понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать своё место в жизни своей страны и планеты в целом.

Достижение данной цели решается посредством следующих учебно-методических задач:

·Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

·Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственных целях;

·Воспитание у школьников уважения к другим народам через развитие знаний об истории, традициях, и образе мышления людей другой культуры;

·На историко-географической основе раскрывать изменения политической карты, практики природопользования, нарастания экологических проблем, формировать эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

·Развитие картографической грамотности через систему практических работ;

·Умение извлекать информацию из различных источников, в том числе, из Интернет-ресурсов.

Структурно курс состоит из введения и четырёх разделов: «Современный облик планеты Земля», «Главные особенности природы Земли», «Континенты и страны» «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отводится две трети учебного времени, курс авторски модифицирован, согласно учебной концепции гимназии.

Источник

Применение исследовательского метода при изучении географии в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть фото исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть картинку исследовательский аспект методики обучения географии. Картинка про исследовательский аспект методики обучения географии. Фото исследовательский аспект методики обучения географии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Применение исследовательского метода обучения при изучении географии Учитель географии МАОУ Вахтанская СОШ Людмила Николаевна Шабалина

Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. При исследовательском подходе учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности, а имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

В усвоении нового материала обучающиеся мало действуют самостоятельно. Самостоятельная работа выражается в выполнении практических работ, которые имеют четкий план действий и какие-либо поиски не требуются. Освоить опыт творческой деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие ― репродуктивно-творческая и творческая стадии. Нельзя перейти на более высокий уровень, не овладев первым, начальным уровнем усвоения. Его следует рассматривать как исходный, за которым следует деятельность поисково-исследовательских уровней, чаще всего проблемных.

Проблемные и исследовательские задания имеют личностно-развивающий характер и возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Выдвижение гипотезы- На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ. 1.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием вопроса. Так в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установле ние многозначных причинно-следствен ных связей. При этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Проектно-исследователь- ская деят-сть Можно говорить об исследовательском подходе в обучении, если он включает проектирование и практическую реализацию поисковой, исследовательской идеи. Исследовательская деятельность, как правило, базируется на межпредметной интеграции, так как требует комплексного подхода в изучении объекта. Работа над проектом проходит в несколько этапов: подготовительный, плановые работы, исследовательский, аналитический, отчетный, информационный.

«Речки и ручейки с. Харсаим». Актуальность: 1. Загрязнение водоемов. 2. Влияние хозяйственной деятельности человека на небольшие водотоки. Цель проекта: изучить проблемы водоемов с. Харсаим, предложить возможные пути их решения. Задачи проекта: изучить современное состояние водоемов, выявить причины изменений происходящих с ним во времени; привлечь внимание школьников к экологическим проблемам; расширить и углубить знания, полученные обучающимися на уроках географии, биологии, химии; развивать умение комплексного изучения объекта, на основе имеющихся знаний; воспитывать активную жизненную позицию. Методы исследования: наблюдение, анализ, эксперимент, анкетирование. Объект исследования: 2 водоема, ручья, впадающие в р.Обь. на территории с. Харсаим..

Предмет исследования: вода ручьев, растительный и животный мир. Формирование исследовательских групп: биологическая, географическая, химическая, экологическая План исследования. Данная исследовательская работа объединяет знания, полученные обучающимися на уроках географии,биологии, химии. (используется интернет и дополнительную литература, консультации учителей – предметников).

Географическая группа. Анализ карт, дополнительной литературы, экскурсии и опрос старожилов села, выяснить: где эти ручьи берут начало, куда впадают; определить урез воды в верхнем и нижнем течении ручейков; определить абсолютную высоту местности, выяснить среднюю ширину ручьев.

Биологическая группа. Используя справочную литературу и знания, полученные на уроках, выяснить: видовой состав растительности (околоводной, водной); видовой состав животных, птиц; видовой состав рыб, моллюсков.

Экологическая группа. Данный предмет в школьной программе отсутствует. в исследовательской работе, используя справочную и специальную литературу, выяснить: что такое стратификация; определили температурную стратификацию водоемов; провести анкетирование, выяснить, как местные жители относятся к водоему. опросить местное население. хотели бы жители села сохранить водоемы, за или против очищения берегов, воды, готовы ли жители предпринять меры по сохранению водоемов. какими путями это можно сделать?

Подведение итогов проекта. мероприятия по сохранению водоема: очищение берегов от мусора и установка мусорных контейнеров, повышение экологической грамотности населения.

исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть фото исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть картинку исследовательский аспект методики обучения географии. Картинка про исследовательский аспект методики обучения географии. Фото исследовательский аспект методики обучения географии

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть фото исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть картинку исследовательский аспект методики обучения географии. Картинка про исследовательский аспект методики обучения географии. Фото исследовательский аспект методики обучения географии

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть фото исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть картинку исследовательский аспект методики обучения географии. Картинка про исследовательский аспект методики обучения географии. Фото исследовательский аспект методики обучения географии

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть фото исследовательский аспект методики обучения географии. Смотреть картинку исследовательский аспект методики обучения географии. Картинка про исследовательский аспект методики обучения географии. Фото исследовательский аспект методики обучения географии

Исследовательский метод обучения – метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

При реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у обучающихся некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длительного характера в лаборатории, на биоплощадках и т. д.; постановка задачи для ее решения на основе текста учебника, дополнительной литературы и т. п.

Источник

Научная и исследовательская деятельность на уроках географии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Научная и исследовательская деятельность на уроках географии

(Учитель географии МБОУ ЛСТУ г. Пензы Просвирнин А.А.)

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в « Концепции модернизации российского образования» говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько «наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием научно-исследовательской деятельности, решаю следующие задачи :

1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

2. учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

3. помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.

Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

■ ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;
■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;

■ проявляются творческие способности;
■ развиваются у школьников способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью.

Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе

Поэтому свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:

Обязательное наличие проблемной ситуации.

Максимальная степень самостоятельности учащихся.

Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме.

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

Работа должна быть адресована всему классу.

Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:

– картографы определяют географическое положение материка;

– геоморфологи исследуют рельеф;

– геологи объясняют строение земной коры;

– климатологи определят климат;

– гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Дна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:

Как вы мыслите решение поставленной задачи?

Что необходимо знать (или вспомнить) для работы?

Какие карты будете использовать?

Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос:

— Чем отличается природа Австралии от других материков?

(малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.

Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся:

Научная деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Существуют определённые требования к учителю, реализующему научно- исследовательский подход к обучению. Учитель, руководящий научной деятельностью учащихся, должен:

Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

Главной целью учителя в реализации научно-исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся:

призовые места в школьных, районных конференциях исследовательских работ, краеведческих олимпиадах, экологических олимпиадах;

по материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся.

Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (54% респондентов);

работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);

в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);

в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (56%).

Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Я глубоко солидарен с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *