исследовательский метод обучения что это
Исследовательский метод обучения: цель, процесс и сущность
Что представляет собой исследовательский метод обучения? Это не что иное, как организация познавательной и поисковой деятельности учащихся, которая осуществляется при постановке учителем различных задач. При этом все они требуют от детей творческого самостоятельного решения.
Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его основными функциями. С его помощью производится организация творческого поиска и применения знаний. При этом в процессе деятельности происходит овладение науками, а также формируется интерес и потребность в самообразовании и творческой деятельности.
Суть метода
Вам будет интересно: Раздрай – это воплощение беспорядка
Применять в педагогике исследования в процессе обучения начали более полутора веков назад. Сущность такого метода подразумевает следующее:
Цели работы
Вам будет интересно: Средний жуз: описание, виды, исторические факты
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное прохождение учениками всех этапов эксперимента вплоть до анализа полученных результатов.
Среди основных целей использования исследовательского метода обучения находится также развитие у детей следующих умений:
Характерные признаки
Вам будет интересно: Сколько органов у человека: характеристика систем органов
При использовании исследовательского метода обучения на уроках происходит следующее:
Исследовательский метод обучения предполагает осуществление процессов наблюдения и поисков выводов во время работы с книгой, выполнения письменных упражнений, а также лабораторных и практических работ.
Разнообразие активных способов получения знаний
В процессе обучения происходит постоянная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся. Ее осуществление возможно при использовании определенного способа или метода получения знаний.
Педагогической науке доподлинно известно, что развитие ученика невозможно без его включения в самостоятельную деятельность, которая предполагает собой решение поставленных перед ребенком проблем. Именно эту задачу выполняют исследовательский и эвристический методы обучения, которые предполагают поисковый характер работы детей. Способность к подобной деятельности рассматривается в довольно широких пределах, подразделяясь на такие направления:
Проблемно-поисковое обучение
Исследовательская деятельность учащихся в условиях современной школы является одной из наиболее эффективных методик. Она способствует развитию у детей творческих способностей, активности и самостоятельности.
Одним из приемов исследовательского метода обучения является применение его проблемно-поисковой формы. В этом случае учащимся предлагается стать первооткрывателями, добывающими новые знания по тем или иным предметам. Подобное становится возможным в случае такой организации учебного процесса, когда созданная на уроке педагогическая ситуация требует от детей логической оценки поставленных задач и интеллектуального поиска решений с принятием самого взвешенного и обоснованного из них.
Основные приемы
Вам будет интересно: Что такое «ультра»? Значение слова
При проблемных и поисковых исследовательских методах обучения вся деятельность учащихся направлена на приобретение новых знаний.
С целью использования данного направления учитель ставит перед учениками практические задачи.
Приемы исследовательского метода обучения в этом случае состоят в следующем:
Поисковый исследовательский метод обучения может быть организован на любом этапе школьных занятий. Учителю в этом случае необходимо сформировать внутреннюю мотивацию ребенка.
Исходя из уровня мышления учащихся разных возрастных категорий, в этом случае могут быть использованы различные приемы исследовательского метода обучения. Среди них:
Основной целью и назначением проблемно-исследовательского метода обучения является преодоление механического усвоения знаний и активизация мыслительной деятельности детей. Создание проблемной ситуации, инициированной учителем при постановке определенного вопроса или выдаче задания, служит толчком к поиску выхода из нее.
Уровни исследовательского обучения
Находя ответы на поставленные учителем вопросы, дети рассуждают, анализируют, сравнивают и делают выводы, что позволяет им сформировать прочные навыки самостоятельной работы.
При исследовательском методе обучения могут быть использованы три уровня подобной деятельности:
Проведение исследовательской деятельности при проблемно-поисковом методе обучения позволяет детям находиться в учебном процессе в активной позиции. Она предполагает не простое усваивание тех знаний, которые преподносит школьникам учитель, а их самостоятельное получение.
Активное обучение
Под таким получением знаний понимают методы, с помощью которых происходит мотивация учеников к мыслительной и практической деятельности для овладения ими учебного материала. В таком случае преподаватель также не производит изложение готовых знаний на их запоминание и дальнейшее воспроизведение. Он побуждает школьников самостоятельно добывать умения во время проводимой им практической и мыслительной деятельности.
Для активных методов обучения характерно то, что в их основе лежит мотивация к получению знаний, без которой невозможно движение вперед. Возникли подобные педагогические способы в связи с тем, что перед образовательной системой общество стало ставить новые задачи. На сегодняшний день школы должны обеспечить формирование у молодежи познавательных способностей и интересов, творческого мышления, а также навыков и умений к самостоятельному ведению труда. Появление подобных задач стало следствием бурного развития информационного потока. И если в прежние времена полученные в системе образования знания могли служить людям долго, то сейчас они требуют постоянного обновления.
Исследовательский метод активного обучения обладает различными формами. Среди них:
Проектный метод
Вам будет интересно: Что такое салон: многообразие значений
Под таким педагогическим способом понимается такая организация деятельности обучения, результат которой выражается в получении определенного продукта. При этом подобная образовательная технология предполагает тесную связь с жизненной практикой.
В последнее время метод проектов все чаще применяется в системе образования. Он позволяет:
При приобретении описанных выше навыков школьник становится более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться при изменяющихся условиях и ориентироваться в самых различных ситуациях.
Использование метода проектов предполагает такое построение образовательного процесса, при котором целесообразная деятельность ученика сообразуется с его личными целями и собственным интересом. Ведь внешний результат проделанной работы можно увидеть и в дальнейшем осмыслить. Его ценность заключается и в применении на практике. Внутренний результат является получением опыта деятельности. Это бесценное достояние учащегося, которое соединяет в себе умения и знания, ценности и компетенции.
Классификация элементов активной познавательной деятельности
Каждый из учебно-исследовательских методов обучения предполагает проведение работы в различных направлениях.
При этом вся она может быть дифференцирована по цели, изучаемому объекту, месту и времени проведения и т.д. Так, различают:
Доклад «Исследовательский метод обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «КАЗУЛИНСКАЯ СОШ»
Исследовательский метод обучения
учитель ИЗО Елпакова Л.В.
Технология исследовательского метода————-с. 6-9
Результаты исследовательской деятельности——с. 9-10
Плюсы и минусы исследовательского метода——с. 11
Современная педагогика стремительно развивается и предлагает множество методов обучения детей, чтобы сделать преподавание более интересным, насыщенным, доступным, не сложным для запоминания. Учитель экспериментирует в работе с различными методами и подбирает наиболее успешные, понравившиеся не только ему, но и обучающимся. С помощью различных методов и приёмов обучения можно обнаружить скрытые таланты учеников, а так же развить творческую активность ребёнка. Рассмотрим более подробно исследовательский метод обучения.
В 19 в. биолог А. Я. Герд, историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной, умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении рассматриваемого метода в отечественной педагогической практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. Исследовательский метод был признан единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Но было сделано много ошибок. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. В связи с этим в 1931—32, исследовательский метод был устранён и заменили его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.
В 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин). Таким образом, в начале 60-х гг. идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.
Исследовательский метод в обучении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Исследовательский метод – это прием, посредством которого организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач.
Применение исследовательского метода в обучении началось около двух столетий назад. Он рассматривался в качестве методики организации процесса преподавания и базировался на самостоятельном процессе наблюдения за реально существующими процессами и явлениями окружающего мира и формулировке логически обоснованных выводов на основе наблюдения. Первоначально, такой метод не использовался в обучении всем дисциплинам. В основном его применяли на уроках, где изучались естественно-научные процессы и явления. Например, химии и биологии.
Сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе
Исследовательский метод основывается на поэтапном логическом мышлении. Предполагается, что процесс исследования проходит в несколько стадий:
Такая структура исследовательского процесса свидетельствует о том, что, посредством применения исследовательского метода в обучении, происходит формирование умозаключений, сделанных от определенных фактов, которые были самостоятельно рассмотрены и исследованы учащимися.
Исследовательский метод предполагает обширную педагогическую работу, направленную на ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы с различными фактами, объектами окружающего мира, их изучение и обоснование. В задачу учащегося не входит простое наблюдение. Оно должно сопровождаться логическим мыслительным процессом, на основании которого будут сделаны грамотные выводы и разработаны варианты решения, поставленных вопросов и проблем по определенной учебной теме, дисциплине, направлению деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение исследовательского метода ориентировано на обдумывающее наблюдение. Дети должны научится запоминать увиденные факты и воплощать их на практике, посредством словесного описания, графической прорисовки, построении схемы или модели. На основании увиденного и зафиксированного, учащиеся делают самостоятельные выводы, что развивает их мыслительную деятельность, формирует запас простых обобщений, развивает навыки построения точного, логически обоснованного знания.
Применение исследовательского метода зависит от конкретной учебной дисциплины. Не возможно применять его по единой схеме для каждого учебного предмета. Естественно, что существуют принципы и правила применения исследовательского метода в обучении, но для каждого направления деятельности он имеет свои нюансы.
Сущность исследовательского метода заключается в постановке обучающимися проблемного вопроса, который имеет форму исследовательских заданий и требует самостоятельного разрешения на основе применения креативного мышления и творческого подхода.
Рисунок 2. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое и функциональное назначение исследовательского метода в обучении
Основным целевым назначением применения исследовательского метода является его сущностное значение т.е. развитие у учащихся навыков определения проблемных моментов и ситуаций, самостоятельной постановки задач обучения и поиска путей их достижения.
Помимо общей целей можно выделить ряд частных, на которые ориентируется использование исследовательского метода в отдельных направлениях учебно-воспитательной работы. К ним относятся следующие цели:
Применение исследовательского метода в процессе обучения не устраняет ведущую роль педагога в его организации. Педагог занимается подготовкой исследовательского процесса, планирует и прогнозирует прохождение каждой стадии этой работы. Помимо этого, исследовательская методика требует от педагога глубокого знания предметной области изучения и регулярного повышения своей квалификации. Необходимо интересоваться научными новостями, развивать свои познания в области применения нестандартных научных методик, уметь применять рационализаторский подход в работе, находить новаторские решения педагогических задач и передавать свои знания учащимся.
Кроме того, педагог приобщает учащихся к постановке целей исследования, выработке задач, знакомит с правилами выбора оборудования, которое будет использовано в ходе исследования, правилами его использования и порядком экспериментальных действий.
Функциональное значение исследовательского метода заключается в том, что он:
Памятка для педагогов по использованию исследовательских методов обучения
Памятка
для педагогов по использованию исследовательских методов обучения
Сущность исследовательского подхода в обучении:
Сущность исследовательского метода обучения определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Функции исследовательского метода обучения:
Целью исследовательского метода является развитие следующих умений:
Преимущества исследовательского метода:
Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении, включает несколько этапов.
1 этап. Проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с помощью исследовательского подхода. Дидактический анализ темы – это аналитическая деятельность учителя, направленная на вычленение основной и частных проблем, определение тематики и видов творческих заданий, а также организационных форм обучения, когда становится возможным введение методов научного познания.
2 этап. Разработка (проектирование) уроков с применением исследовательского подхода на основе диагностики уровня учебно-познавательной деятельности и творческих, исследовательских умений и навыков школьников.
3 этап. Информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. Это может быть осуществлено путем подготовки информационных материалов в печатном виде или электронной форме (брошюра, стенд, дискета или диск), включая: название темы, изучаемые проблемы, план изучения с точным указанием времени и форм обучения, список литературы, тематику творческих заданий и методические советы по их выполнению.
4 этап. Организация учебного процесса с элементами исследования. Задания, выполняемые детьми, могут носить воспроизводящий и творческий характер, а также быть опережающими, что предполагает учебно-познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. При организации обучения как исследования целесообразно изучать материал крупным блоком, что позволяет воспринимать тему целостно. Это предполагает такие организационные формы обучения, как лекция (вводная, проблемная, обзорная) и практические занятия (уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-дискуссии, уроки-консультации, уроки-практикумы, уроки-тренинги, уроки-экскурсии и др.). На уроках могут применяться индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные формы работы.
5 этап. Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.
Требования, предъявляемые к профессионализму педагогов, реализующих исследовательский подход в образовании.
Организация и руководство исследовательской работой учащихся предполагает высокий уровень развития психолого-педагогических умений, мотивации, творческих способностей. К психолого-педагогическим умениям относятся такие умения:
Формы организации учебно-исследовательской работы:
Внеурочная деятельность (предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Это факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий)
Исследовательский метод обучения
Исследовательский метод обученияочень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.
Исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:
• приобщить их к процессу выработки новых знаний;
• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;
• научить пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;
• выработать умение работать с основными компьютерными программами;
• предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.
Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:
• глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
• свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
• отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
• знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.
Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:
1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.
При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.
3.Формулировка гипотез. Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.
4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.
5. Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).
6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:
письмо-отчет на сетевой конференции;
чат;
Веб-страницы по теме;
Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:
• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
• точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;
• выстроить доказательство и давать опровержение.
Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, занимает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоряжаться образовательным капиталом.