история храм казанской иконы божией матери в котельниках официальный сайт
История храм казанской иконы божией матери в котельниках официальный сайт
После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству.
В 1683—1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь — из камня, на высоком подклете, с пятью изящными главками и двумя ярусами кокошников. При ее освящении патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн вместе с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающей в храме.
В 1745 г. были объявлены торги на изготовление иконостаса для Казанской церкви по рисунку архитектора Ивана Мичурина.
В начале XIX в. храм подвергся реконструкции. Так, новый владелец села князь С.М.Голицын вместо недовершенного придела священномученика Харлампия создал придел во имя мученика Панкратия, отделив его от Никольского придела арками. Работы по ремонту и перестройке церкви в Котельниках продолжались во все время владения селом князя С.М.Голицына, который привлек к работам известных мастеров. Автором проекта иконостаса стал архитектор Д.И.Жилярди. В работе над иконостасом принимали участие резчик Дормидонт Быковский, живописец Федор Федотов, золотых дел мастер Н.И.Хованский и скульптор И.П.Витали. Новая четырехъярусная колокольня была возведена по проекту А.О.Жилярди.
В 1902 г. в верхнем храме производились работы по устройству придела во имя святителя Феодосия Черниговского. Прихожане купили в новый придел икону святого, подсвечник и паникадило.
В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами.
В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин.
В 1990 г. храм вернули Православной Церкви, начались регулярные богослужения. Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О.Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни.
Произведены археологические раскопки, восстановлены фундаменты и столбы обходной галереи.
Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери XVII в., написанная мастерами Оружейной Палаты. В храме имеются иконы и ковчежцы с частицами святых мощей. В местном ряду иконостаса находится икона святителя Макария (Невского), Митрополита Московского, находившегося в заточении в поселке Котельники. Отпевание его происходило здесь, за алтарем церкви он и был похоронен в 1926 г. (ныне честные мощи святителя почивают в Троице-Сергиевой Лавре); икона священномученика Вячеслава (Занкова), служившего в храме Казанской иконы Божией Матери в Котельниках до своей мученической кончины на полигоне Бутово 13 октября 1937 года.
Обращение митрополита Ювеналия
«Восстановим порушенные святыни»
Как мне креститься и венчаться?
Для этого надо:
1 СЕНТЯБРЯ СОСТОЯЛОСЬ ПОГРЕБЕНИЕ БЫВШЕГО НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Г. КОТЕЛЬНИКИ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТАБАЧЕНКОВА
В течение всей ночи священнослужители Бронницкого благочиния совершали заупокойное чтение святого евангелия о почившем собрате.
Божественную, заупокойную литургию и чин отпевания и погребения возглавил благочинный Люберецкого церковного округа священник Вячеслав Новак в со служении благочинного города Бронниц священника Сергия Себелева и духовенства благочиний.
Многочисленные прихожане, духовные дети почившего о. Андрея пришли проводить его в последний путь и вознести у его гроба молебные молитвы «Заступнице Усердной рода христианского» о упокоении его души.
По окончании панихиды, гроб с почившим со пастырем был обнесен вокруг церкви, которую он, своими трудами возродил из руин и погребен в церковной ограде у алтаря Господня, по его духовному завещанию.
Всю свою жизнь досточтимый отец Андрей предстоял в храме пред Казанской иконой в молитве, и мы молимся, чтобы Пречистая Богородица Приняла душу пастыря Своего новопреставленного протоиерея Андрея и отверзла ему Райские двери.
ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТАБАЧЕНКОВА
28 августа на 63-м году жизни после тяжелой непродолжительной болезни преставился ко Господу клирик Успенского храма г. Бронницы протоиерей Андрей Табаченков.
Андрей Львович Табаченков родился 14 февраля 1959 года в городе Москве в семье служащих. В 1977 году он окончил среднюю школу.
В возрасте 17 лет Андрей стал нести пономарское послушание в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
27 сентября 1990 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Андрей Львович был рукоположен во пресвитера и назначен в Казанский храм города Котельники Люберецкого района. За долгие годы служения отец Андрей полностью восстановил этот храм и заслужил искреннюю любовь прихожан и благодетелей.
За свои труды он был награжден медалью святого благоверного князя Даниила Московского.
С 2011 по 2013 год отец Андрей служил в Ильинском храме села Ильинское Волоколамского района. С 2013 года по 2014 год был настоятелем Ильинского храма поселка Денежниково Раменского района.
С октября 2014 года до дня своей смерти батюшка служил в Успенском храме г. Бронницы.
В 2021 году отец Андрей был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…».
Протоиерей Андрей Табаченков был добрым пастырем, его любили все, кому хоть раз довелось с ним беседовать.
Вечная память новопреставленному протоиерею Андрею!
Священномученик Димитрий Смирнов
130 лет назад, в апреле 1889 года, Дмитрий Васильевич Смирнов приехал в Котельники и потом 21 год служил псаломщиком в нашем храме Казанской иконы Божией Матери.
Житие святителя Макария (Невского; 1835-1926), митрополита Московского и Коломенского
Он был восьмым ребенком в очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенок был очень слаб, поэтому в этот же день был крещен с именем Михаил, в белой крестильной рубашке положен под святые иконы и по молитвам родителей младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его на протяжении всей его девяностолетней жизни. Многодетная семья Андрея Парвицкого испытывала тяжкие лишения. Особенно ухудшилось положение, когда сгорел их дом и многодетная семья вынуждена была жить в тесной церковной сторожке.
Cвященномученик Вячеслав Котельниковский и репрессированные с ним прихожане
Священномученик Вячеслав родился в 1892 году в городе Сычевка Смоленской губернии в дворянской семье. Его отец Сергей Занков служил инспектором народных училищ Москвы и Московской губернии.
В 1914 году Вячеслав Сергеевич поступил в Московский университет, который окончил в 1918 году и стал работать учителем школы №11 Рогожско-Симоновского района Москвы.
В 1920 и 1921 годах он работал в отделе народного образования Рогожско-Симоновского района, а в 1921–1923 годах был сотрудником отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения. В это время он уже был священником.
Казанский храм (Котельники)
Казанский храм построен в 1676 году по заказу царя Алексея Михайловича, искусными мастерами Каменного Приказа Кремля, освящён в августе 1685 года Патриархом Иоакимом в присутствии Натальи Кирилловны Нарышкиной с царевичами Петром и Иоанном.
Содержание
История [ править ]
Первые упоминания о Котельниках относятся к началу XVII в. В 1651 г. село купил Борис Иванович Морозов. При нем здесь уже стояла церковь «Пресвятые Богородицы иконы Казанские».
После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству.
В 1683—1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь — из камня, на высоком подклете, с пятью изящными главками и двумя ярусами кокошников. При ее освящении Патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иван вместе с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, по сей день хранящийся в храме.
В 1745 г. были объявлены торги на изготовление иконостаса для Казанской церкви по рисунку архитектора Ивана Мичурина.
В начале XIX в. храм подвергся реконструкции. Так, новый владелец села князь С.М.Голицын вместо недовершенного придела священномученика Харлампия создал придел во имя мученика Панкратия, отделив его от Никольского придела арками. Работы по ремонту и перестройке церкви в Котельниках продолжались во все время владения селом князя С.М. Голицына, который привлек к работам известных мастеров. Автором проекта иконостаса стал архитектор Д.И. Жилярди. В работе над иконостасом принимали участие резчик Дормидонт Быковский, живописец Федор Федотов, золотых дел мастер Н.И.Хованский и скульптор И.П.Витали. Новая четырехъярусная колокольня была возведена по проекту А.О. Жилярди.
В 1902 г. в верхнем храме производились работы по устройству придела во имя святителя Феодосия Черниговского. Прихожане купили в новый придел икону святого, подсвечник и паникадило.
В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе главную ценность — ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами.
В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин.
В 1990 г. храм вернули верующим, начались регулярные богослужения. Были восстановлены барабаны; купола опять венчают ажурные золоченые кресты, кровля крыта медным лемехом, воссоздающим форму кровли XVII в.
Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О. Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни.
Произведены археологические раскопки, восстановлены фундаменты и столбы обходной галереи.
Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери XVII в., написанная мастерами Оружейной Палаты. В храме имеются иконы и ковчежцы с частицами святых мощей. В местном ряду иконостаса находится икона святителя Макария (Невского), Митрополита Московского, находившегося в заточении в поселке Котельники. Отпевание его происходило здесь, за алтарем церкви он и был похоронен в 1926 г. (ныне честные мощи святителя почивают в Троице-Сергиевой Лавре).
Архитектура [ править ]
Казанский храм является старинным и уникальным памятником подмосковного зодчества, классическим примером московской архитектурной школы. Именно она в своё время положила начало формированию в России знаменитого на весь мир русского барокко.
Не случайно здание видно издалека, ведь оно стоит на высочайшей географической точке современного юго-восточного Подмосковья. Добавляет высоты и подклет. В остальном же храм имеет традиционную структуру в форме «корабля»; его четверик завершён декоративным пятиглавием. Звонница имеет более позднее происхождение, нежели основной объём, и датируется первой половиной XIX столетия. Уже в наше время были восстановлены барабаны основного объёма и обновлены ажурные золочёные кресты, которыми увенчаны купола.
Декоративное оформление храма специалисты относят к стилистике русского узорочья с характерными рядами кокошников, угловыми полуколонками и разнообразным декором оконных проёмов на фасадах.
Сегодня храм в Котельниках обрёл вид истинно царского храма. Именно такой, возможно, и видел её когда-то в своих мечтах царь Алексей Михайлович Романов, подписавший указ о начале строительства. Позолоченный иконостас, выполненный резчиками по мотивам храмов Великого Устюга в старинной технике прорезной резьбы, украшают старинные иконы XVII в. по уникальным чертежам, сохранившимся в итальянских архивах, восстановлена колокольня, спроектированная некогда Алессандро Жилярди и разобранная в годы запустения храма.
Возможно, впервые со дня построения церкви украсили её стены прекрасные росписи, также созданные по образцам подлинных храмовых фресок XVII в.
В 2019 г. завершена архитектурная подсветка церкви, и озарённый светом в вечернее и ночное время, храм стал историческим украшением города, видный проезжающим путникам и автомобилистам по Новорязанскому шоссе.
Казанский храм Котельники
Казанский храм в Котельниках стоит на холме и хорошо виден всем, кто проезжает по оживленному Новорязанскому шоссе. На протяжении всей истории храма богомольцы и паломники легко находили к нему дорогу; к тому же Казанская церковь была весьма известна в округе.
Знатные владельцы Котельников
В 1651 году подмосковное село Котельники приобрел Борис Иванович Морозов, исторической личности всероссийского масштаба. По некоторым сведениям, к моменту приобретения Котельников Морозовым там уже стояла деревянная церковь, ставшая предшественницей нынешнего храма.
Возведение Казанского храма
В 1676 году вместо старого деревянного развернулось строительство каменного храма. Датой окончания строительных работ в церкви Казанской Иконы Божией Матери в Котельниках историки называют период 1683-1684 годов.
Сразу после окончания строительных работ в 1684 году церковь была освящена. На церемонии присутствовали царевичи Петр и Иоанн под бдительным присмотром своей матушки, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По окончании освящения она поднесла в дар храму особо чтимый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта главная святыня нового храма хранится здесь и ныне.
В начале XIX века Котельники принадлежали уже представителям старинного дворянского рода Чириковых. С 1806 года Московскому митрополиту Платону стали поступать прошения о ремонте их сельской церкви. Три года спустя разобрали открытое «гульбище». Однако дальнейшие строительные работы прервала война с Наполеоном, в ходе которой село подверглось варварскому разорению. Немалую часть Котельников французы сожгли дотла, а храм, хоть и уцелел, однако был почти полностью разграблен и осквернен.
Храм при Голицыне
В первый послевоенные годы храм восстановили и решили немного обустроить, но не успели. В 1818 году Котельники за долги купил с аукциона князь Сергей Михайлович Голицын.
Новый хозяин решил обустроить Котельники и восстановить местный Казанский храм. Голицын пригласил в Котельники архитектора Доменико Жилярди. Скульптурными работами руководили Иван Витали и Михаил и Дормидонт Быковские.
Казанский храм после революции
С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года в округе начали закрывать храмы, оставшиеся же подвергали разного рода «экспроприациям», а чаще откровенному разграблению. Неоднократно это происходило и с церковью в Котельниках, например изъятие части церковной утвари в 1922 году.
В 1930-е годы специальная комиссия признала Казанский храм в Котельниках значимым памятником дворцового усадебного зодчества середины XVII века со своими интересными особенностями. Также была признана целесообразность ремонта и восстановления галереи с раскрытием ее заблокированных боковых ходов.
Реакция властей оказалась прямо противоположной: в 1938-м церковь была закрыта, а в начале 1940-х ее колокольня лишилась верхних ярусов, главы и шатра. Впоследствии на нижнем ярусе развернули водонапорное хозяйство: в 1957 году там установили большой резервуар для воды. Был частично разобран и верхний этаж храма.
На первом этаже здания местные власти устроили зернохранилище, а на втором организовали пошивочную мастерскую. Одно время в стенах церкви даже работала баня! В итоге историческое здание 1670-х годов стремительно разрушалось.
В 1960 году церковь была взята под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Но никакой реставрации в стенах храма не осуществлялось. Более того, даже для ремонта окон, дверей или кровли, через дыры в которой здание заливали дожди, власти не нашли ни времени, ни средств. «Охрана» обернулась застоем, губительным как мертвая зыбь.
Надежда забрезжила, когда в 1960-е годы здание храма в Котельниках перевели на баланс Министерства культуры РСФСР. Здесь справило новоселье одно из его музыкальных подразделений. Однако вместо того, чтобы восстановить полуразрушенные стены и интерьеры с некогда отменной акустикой, в них разместили рутинные хозяйственные организации.
Возрождение
Только в 1990 году Казанский храм обрел новую жизнь. Он был возвращен верующим, начались ремонт и возрождение здания, а также регулярные богослужения. Тогда же возвратилась главная святыня храма, в церковь был перенесен чтимый Казанский образ Божией Матери, прежде сберегаемый в Успенском храме соседнего села Жилино.
К 2003 году колокольня была полностью восстановлена и обрела прежний облик. Впервые за долгие годы село Котельники вновь огласил благовест церковных звонов.
Двадцать долгих лет и усилия самых разных людей понадобились для того, чтобы возродить храм в Котельниках. И как 335 лет назад, храм Казанской Иконы Божией Матери был снова освящен.
Внутри Казанского храма
Внутри Казанский храм хорошо освещен, а акустика в помещении такая, что стало традицией проводить здесь фестивали церковных хоров.
У здания храма есть интересная особенность: благодаря двухэтажной структуре трапезной и хорам, внутри сформировались подобия двухъярусных арочных галерей. С этих галерей всегда можно было спокойно наблюдать за ходом богослужений, оставаясь при этом скрытым от посторонних глаз. В качестве дополнительных удобств на восточных окончаниях хоров были оборудованы небольшие окошки.
Это объясняется очень просто, если вспомнить историю освящения храма, на котором присутствовали члены августейшей семьи. Вместе со свитой и охраной высоким гостям храма было удобно присутствовать на богослужении, излишне себя не афишируя. Подобные внутренние помещения строились и в некоторых других церквях того периода, изначально рассчитанных на посещение первыми лицами государства.
Более того, по некоторым сведениям, возле храма стояли специальные «царские» терема, откуда можно было попасть внутрь церкви по закрытым переходам. На это указывает, к примеру, ныне недействующий высокий портал на северной стороне трапезной.
Необходимо учесть, что описаний первоначальных интерьеров не сохранилось: они много лет пребывали в ризнице и, скорее всего, были бездумно уничтожены после закрытия властями храма.
Понадобилось семь лет, чтобы восстановить интерьеры Казанского храма. К 2016 году была завершена роспись основного объема и алтаря, затем произвели золочение иконостаса. Ныне стены храма украшают изображения всех двунадесятых церковных праздников и Воскресения Господня. Проект росписи обсуждался с руководством храма, а воплощала его в жизнь бригада из семи художников, мастера позолотных дел и технических сотрудников.
Богослужения
Храм открыт ежедневно с 8:30 до 18:30. Расписание служб необходимо уточнять на сайте храма.
Контакты
Как добраться
Храм находится близко от районов Москвы Марьино и Люблино, в 2 км от МКАД. От Москвы с Казанского вокзала до ст. Люберцы-1 (21 км), далее автобусом № 26 или маршрутным такси № 1 до остановки «Кладбище».
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках
Богослужения совершаются каждый день:
в 9.00 — Утреня, Божественная литургия;
Храм открыт ежедневно с 8.30 до 18.30.
Показать полностью.
Духовенство:
Протоиерей Павел Сударев (настоятель)
Протоиерей Евгений Сидорычев
Адрес: Люберецкий р-н, г. Котельники, ул. М. Колхозная, д. 62а.
Тел. +7 (985) 826 72 64;
Главной святыней нашего храма, заложенного в Котельниках в 1675 году царём Алексеем Михайловичем, является Казанская икона Божией Матери, преподнесённая в день освящения храма в качестве царского подарка, богато украшенного царскими вкладами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
Праздники:
21 июля, 4 ноября —Казанской иконы Божией Матери
13 октября — священномученика Вячеслава Занкова
1 марта — святителя Макария (Невского)
13 сентября — священномученика Димитрия Смирнова
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В КАЗАНСКОМ ХРАМЕ
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках запись закреплена
Слово о священниках» архимандрит Гавриил (Ургебадзе)
О Священниках
Еще недавно в Грузии жил один из самых известных подвижников XX века архимандрит Гавриил (Ургебадзе). Знаменитый старец, ныне прославленный в лике преподобных, оставил по себе много благодарной памяти. И среди слов, которые люди запомнили, есть обращение к ропотникам, тем, что вечно бурчат: «Священники плохие, власть плохая, все плохое».
Показать полностью. Маммо Габриэли, то есть отец Гавриил, так отвечал им: «Вы хотели бы, чтобы президентом у вас была царица Тамара, а на приходе у вас служил Николай Чудотворец. Но вы-то сами – кто?».А еще мы бы хотели, чтобы врачом в поликлинике работал святой Пантелеимон, а на клиросе пел царь Давид или хотя бы Федор Шаляпин. А также (спасибо, Александр Сергеевич), чтобы «была я владычицей морскою, а Рыбка была бы у меня на посылках». Но, простите, вы в зеркало глядели? А в совесть заглядывали? Со здравым смыслом советовались, или хотя бы с отцом Гавриилом? Сами-то вы – кто?
Но вот помечталось мне, что действительно на приходе, где я прихожанином, служит святой Николай. Без сомнения, приход сразу набьется людом как та сеть, которую Петр забросил одесную корабля, рыбой. За чудесами, за милостыней, за благодатной помощью набьется. И без внешней рекламы. Еще бы! У всех беда. Сын пьет, невестка гуляет, денег нет, муж работу потерял, у меня рак… Так что – все к Николаю! Он всем поможет.Но святитель Николай ведь не будет «угодником» в смысле одного только угождения нам. Он, главным образом, Богу угождать будет и от нас того же потребует. Потребует ежевоскресного хождения к Литургии. Чего доброго, заведет полноценное всенощное бдение. В смысле – на всю ночь, а на рассвете – Литургия. Заставит поститься по уставу, а не так, как мы привыкли – с карасиками. По средам не едим. По пятницам – тоже. Велит Псалтирь наизусть изучить. Памятуя о знаменитой пощечине Арию, можно предполагать, что иному вольнодумцу св.Николай и «портрет»испортит. И вообще все его неизбежно пламенное служение предстанет перед развращенным и ленивым нынешним христианским сообществом как вызов, мука, обличение и издевательство.
Да я ведь к Николаю только за чудом и только на пару минут! Мне за чудом. Сколько стоит? А так мне «в Париж, по делу, срочно!». Ты, Николай, дай-ка мне просимое, да побыстрее. Да в душу не лезь. Чужая душа, сам знаешь, потемки. Ну, и я пошел. Прощай, Николай. До скорого свидания. До следующей нужды. А он тебе: «Стой, паршивец. А ну, глянь мне в глаза! Ты что это вздумал храм в торговую лавку превращать? Добра хочешь? Помощи хочешь? А потрудиться для Христа хочешь? Долги раздать, бедным помочь, ночью на молитву стать?» Ну и так далее. Знаете, что потом будет? Вскоре, через месяц-другой, в Патриархию полетят письма и телеграммы анонимных стукачей и официальных оскорбленных и униженных. Будут жаловаться на того, кому сегодня молятся, если бы он сегодня жил, а не в четвертом веке. Как пить дать. Будут говорить про Николая Чудотворца: «Грубый, изувер, службы длинные, строгий непомерно, дерется даже, ругается, никакой любви», и так далее.А если бы на приходе у нас был священником Михаил Архангел! Храм был бы пуст! Все в ужасе и с чувством полной греховности разбежались бы кто куда. Остался бы только пепел у исповедального аналоя. Пепел грешника, сгоревшего от стыда на исповеди после нескольких вопросов исповедующего Архангела.
Одним словом, когда вам захочется побурчать о том, что все плохие (только вы хороший), вы подумайте о том, что было бы, если бы реально главой государства был князь Владимир или Андрей Боголюбский, а на приходе у вас служил Иоанн Кронштадтский. Представьте все это в деталях. Ох, вы бы взвыли! Конкретно вы. А я бы посмеялся. Так что взгляните свежим взглядом на своих родных, таких знакомых и понятных батюшек. Простых и грешных, как все. И обрадуйтесь. И благодарите Бога, что святых к святым послали, а к вам – грешникам – грешников. И успокойтесь.