история иосифа ветхий завет краткое содержание

ИСТОРИЯ ИОСИФА– библейские истории для детей.

Предлагаем вам серию библейских рассказов для детей. В данной статье вы найдете историю об ИОСИФЕ для детей. История снабжена красочными иллюстрациями.

Другие библейские истории для детей можно найти здесь.

ИСТОРИЯ ИОСИФА – библейский сюжет для детей

У Иакова, которому Бог дал имя Израиль, было двенадцать сыновей. Всех их любил отец, но больше всего любил Иосифа, за то, что он был кроток, послушен и всегда говорил правду. Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье. Другие его сыновья, увидев это платье, рассердились, возненавидели Иосифа и ждали только случая, чтобы сделать ему какую-нибудь неприятность. Такой случай скоро представился.

Один раз старшие сыновья Иакова погнали стада на пастбище далеко от родительского шатра, а Иосиф остался дома. Отец говорит ему:

— Милый сын, пойди проведай братьев, узнай, где они, и здоровы ли они.

Как послушное дитя, Иосиф тотчас отправился в путь. Долго ходил он по полям, пока не отыскал братьев. Но завистливые братья, увидев его издали, сказали меж собою:

— Вот идёт наш брат Иосиф, давайте убьём его!

Братья продают Иосифа

Один только старший восстал против этого злого намерения и сказал братьям:

— Зачем убивать нам Иосифа, бросим лучше его в глубокий безводный ров!

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Это он придумал для того, чтобы ночью прийти потихоньку от братьев и спасти Иосифа. Все согласились на это. Когда Иосиф подошёл, они схватили его, сорвали с него красивую одежду и бросили в тёмную яму. Едва успели они сделать это, как, смотрят, проезжает мимо большой караван чужестранных купцов.

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Тогда они решили иначе. Они сказали:

— Нехорошо нам оставить Иосифа в колодце, чтобы он умер там без пищи, ведь он брат наш; не лучше ли продать его этим купцам?

Старшего брата здесь не было, а прочие обрадовались этой злой выдумке.

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Они позвали купцов и говорят им:

— Купите у нас этого мальчика!

Те не отказались, заплатили деньги, а Иосифа увели с собою.

Горько плакал Иосиф и со слезами говорил:

— Милые братья, не отдавайте меня чужим людям, отпустите меня к моему дорогому отцу!

Но не послушали жестокие братья.

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Когда Иосифа увели уже далеко, они разделили полученные деньги и забыли о нём.

В это время возвратился старший брат. Он узнал о злом, бессердечном поступке братьев, плакал и говорил им:

— Что же мы скажем теперь нашему бедному отцу?

Но остальные придумали следующее: они зарезали козлёнка, выпачкали его кровью одежды Иосифа, отнесли к отцу и сказали:

— Вот это мы нашли в пустынном поле!

Иаков узнал платье своего любимого сына. В страшной горести он разорвал на себе одежды и воскликнул:

— Нет больше моего милого Иосифа! Лютый зверь растерзал его! Нет моей радости! Буду плакать и скорбеть, пока не сойду в могилу.

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Сыновья видели слёзы и скорбь престарелого отца, но не могли и не смели утешить его, так как сами причинили ему это горе. А Иосифа купцы отвезли в Египетскую землю и продали в рабство. Добрый и кроткий Иосиф усердно молился Богу, и Господь не забыл своего верного слугу, Он сделал его великим и знатным человеком.

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны, и однажды он объяснил сны двум придворным египетского царя. Поэтому, когда и сам царь увидел странный сон, он велел позвать к себе Иосифа и сказал ему:

— Мне приснился сон, и вот никто не умеет объяснить, что этот сон означает. Мне снилось, что из реки Нил вышли семь коров, красивых и жирных, а за ними вышли ещё семь коров, худых-прехудых, и эти коровы бросились на первых и съели их. Потом, — продолжал фараон, — мне снилось ещё, будто выросли семь колосьев, полных зёрнами, а на другом стебле выросли семь колосьев совершенно пустых, и эти пустые колосья съели первых. Я слышал, что Бог дал тебе способность объяснять сны, скажи же, что означают они?

Иосиф помолился Богу и сказал царю:

— Семь тучных коров и семь полных колосьев означают, что в твоей земле будет семь лет обильного урожая. Хлеба будет столько, что люди не будут знать, куда и девать его. Семь коров тощих и семь колосьев пустых означают, что после урожая наступят семь лет голода. Не будет дождей, засохнут поля, и нигде не вырастет ни былинки. За эти семь лет люди съедят все запасы и могут умереть от голода. Поэтому выбери, государь, умного человека и прикажи ему сделать большой запас хлеба в урожайные годы.

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Царь пришёл в восторг от ума Иосифа и воскликнул:

— На тебе Дух Божий! И могу ли я найти человека умнее тебя?

Он надел на Иосифа дорогую одежду, дал ему свой перстень и золотую цепь на шею и сделал его своим первым министром.

Этот фараон был очень добрый. Он любил всех своих подданных и не хотел, чтобы они страдали от голода. Нет несчастья и горя больше голода, когда ни людям, ни животным нечего кушать, и они едят кору с деревьев и вредные травы и умирают в страшных мучениях. В такую тяжкую пору умные и добрые дети, получая от родителей деньги на игрушки и на лакомства, не покупают ни лакомств, ни игрушек и отдают деньги на хлеб бедным.

Иосиф открывается братьям

Слова Иосифа исполнились. После урожайных годов наступил голод. В той земле, где жил Иаков, отец Иосифа, также не было хлеба, и братья Иосифа пришли в Египет за покупкою его. Продажею запасного хлеба заведовал Иосиф, и они обратились к нему, но не узнали когда-то проданного брата. Ведь теперь Иосиф был такой знатный и важный!

Однако Иосиф узнал их, и, когда они явились за хлебом вторично, он заплакал от радости, начал обнимать и целовать братьев и говорил им:

— Дорогие братья, я брат ваш Иосиф, которого вы когда-то продали. Братья очень испугались, что теперь Иосиф отомстит им за зло, которое они ему причинили. Но Иосиф успокоил их:

— Милые братья! То зло, которое вы мне сделали, Господь обратил в добро. Теперь я знатен и богат и могу спасти вас от голода!

история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть фото история иосифа ветхий завет краткое содержание. Смотреть картинку история иосифа ветхий завет краткое содержание. Картинка про история иосифа ветхий завет краткое содержание. Фото история иосифа ветхий завет краткое содержание

Царь тоже узнал, что к Иосифу приехали братья. Он велел им привезти сюда своего отца Иакова и, когда он приехал, подарил ему прекрасную землю для жительства.

Много лет Иаков не видел любимого сына, считая его погибшим, но теперь счастью его не было предела, и скоро он со всем своим семейством переехал в Египет.

Автор: П. Н. Воздвиженский «Библия в рассказах для детей»

Источник

Иосиф

Иосиф (прибавление, присовокупление) – имя нескольких лиц:

а) ( Быт. XXX, 23 и др.) – старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р. X.

Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как, напр., Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе со своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение, оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его.

Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. Неужели ты будешь царствовать над нами? – сказали ему на это братья. Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. Что это за сон, который ты видел? – заметил на это с неудовольствием отец, неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?

В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугой в своем доме, а потом, увидев его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все, что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне, видимо, почивало над всем, что имел египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель ( Быт. XXXIX, 6 ), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом? – говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на ее честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники ( Быт. XXXIX ).

В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его ( Пс. CIV, 18 ), замечает по поводу сего Псалмопевец, но и в темнице Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех ( Пс.XXXIX, 23 ). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф наконец был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное).

В то же время, желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужство Асенефу, дочь жреца илиопольского, от которой он имел двух сыновей – Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время фараоном Иосифу. И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: приклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою ( Быт.XLI, 42–43 ).

Первым делом Иосифа в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (ст. 46).

В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли египтян, так что они все постепенно переходили в собственность фараона. Таким образом Иосиф купил всю землю Египетскую для египетского царя и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых произведений отдавать фараону за право пользования царской землей. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от фараона ( Быт. XLI, 46–49, 53–56 и др.).

Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб, и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их, и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина ( Быт. XLII ). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался.

Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкой хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб ( Быт.XLII, 38 ). Иуда сказал ему на это: отпусти отрока со мною. я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни. Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собой в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташек и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным ( Быт.XLIII, 14 ).

По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они отвечали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. – Благословен человек сей от Бога! – сказал Иосиф, и преклонились они. Увидев Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали? и сказал: да будет милость Божья с тобой, сын мой. Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал со своего стола впятеро более, чем прочим.

После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина, кроме того, положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. Нет, я этого не сделаю, говорил он, тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом. Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет, и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред отцом. Итак, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего; а отрок пусть идет с братьями своими. Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего ( Быт.XLIV, 33, 34 ).

Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут. Идите скорее к отцу моему. скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.

Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. Довольно (сего для меня), воскликнул Иаков, услышав от прибывших к нему сыновей в землю Xанаанскую о владычестве Иосифа над всей землей Египетской и увидев колесницы, присланные фараоном; довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру. И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь.

Услышав о его приближении, Иосиф выехал к нему навстречу в Гесем, и, увидев его, пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: Умру я теперь, увидав лице твое, ибо ты еще жив ( Быт.XLVI, 30 ). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской.

Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет ( Быт.L, 22 ), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23) и, умирая, взял от своих братьев клятву – погребсти его кости в Земле Обетования (ст. 24, 25), доказывая этим свою веру, которой руководствовался неизменно во всю свою жизнь.

Потому-то св. ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: Верой Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завешал о костях своих ( Евр. XI, 22 ). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Xанаанскую и похоронил в Сихеме.

По местному преданию, среди египтян сохранилось живое воспоминание о еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из египетских каналов – канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего;

б) ( Чис. XIII, 7 ) – отец Игала, одного из соглядатаев Земли Обетованной;

в) ( I Пар. XXV, 2, 9 ) – из сынов певца Асафа, в царствование Давида;

г) ( II Цар. XIX, 20 ; IIIЦар. XI, 28 ). В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремово и Манассиино;

д) ( I Езд. X, 42 ) – израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. Во II кн. Ездры ( II Езд. IX, 34 ) он значится из сынов Езора;

е) ( Неем. XII, 14 ) – из священников дома Шевании, во дни Иоакима;

ж) ( Иудиф. VIII, 1 ) – предок Иудифи;

к) ( Лк. III, 30 ) – один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии;

л) ( Лк. III, 26 ) – также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля;

н) ( Деян. I, 23 ) – Иосиф, называемый Варсавоюи прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфеем, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфею. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января;

Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию, он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада, очевидно, примыкало к Голгофе.

Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в Великую субботу после отпуска утрени: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного. Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

ИОСИФ

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Об этом библейском персонаже – Иосифе, сыне Иакова – повествуют и Коран, называя его Юсуфом Прекрасным, и современные писатели, например, Томас Манн. Говоря о нем, Библия сообщает нам нечто очень важное, но делает это ненавязчиво: перед нами не богословский трактат и не нравоучение, а история человеческой жизни. Может быть, потому она и стала такой популярной.

О чем же говорит эта история внимательному читателю?

Любимчик в нарядной одежде

Истории Иосифа посвящена вся последняя часть книги Бытия, начиная с 37-й главы. Прежде всего, это – семейная сага. У Иакова было две жены, любимая Рахиль и нелюбимая Лия. Всего от жен и наложниц (в те времена это было нормой, и наложницы имели определенный статус в структуре патриархальной семьи) у него родилось двенадцать сыновей, родоначальников двенадцати колен Израиля, но Рахиль родила только двоих из них – Иосифа и Вениамина, и последних родов не пережила. Таких детей отцы любят по-особому. И Иаков не скрывал своего пристрастия – он даже подарил Иосифу особенную разноцветную одежду.

Да и сам Иосиф не был слишком скромен. Однажды ему приснилось, что семья вязала в поле снопы – и снопы братьев поклонились снопу Иосифа. А в другой раз во сне ему поклонялись уже солнце, луна и одиннадцать звезд. Он не замедлил рассказать эти сны своим домашним, и те, даже отец, решили, что это уж слишком: “Неужели все мы придем поклониться тебе до земли?” – не подозревая, что насамом деле, со временем, так оно и произойдет…

А пока отец отправил Иосифа проведать старших братьев, которые пасли скот далеко от дома. Но когда этот заносчивый мальчишка в своем пестром одеянии шел к ним по полю, у них созревал план: “Убьем его, и скажем, что хищный зверь съел его; и посмотрим, как сбудутся его сны”. Братья схватили Иосифа, бросили в пересохшую цистерну для сбора дождевой воды и сели за трапезу – не пропадать же отцовскому угощению, которое принес им братишка. И когда вдали показался караван купцов, им пришел в голову более простой и выгодный способ избавиться от брата. Действительно, к чему его убивать? Можно просто продать его в рабство в чужую страну, и никто никогда больше его не увидит. Двадцать шекелей серебра отвесили купцы за красивого юношу (много веков спустя Христос будет продан за тридцать – видно, в древности инфляция была не такой быстрой).

Красивую одежду Иосифа братья разорвали и вымазали в крови козленка. “Опознай!” – сказали они отцу, и тот узнал ее. Казалось бы, здесь можно ставить точку – но на самом деле это только завязка сюжета.

Сразу после эпизода продажи Иосифа книга Бытия рассказывает, казалось бы, совершенно постороннюю историю, многие сторонники “библейской критики” даже сочли ее позднейшей вставкой. В самом деле, странно: жизнь семьи после потери Иосифа идет своим чередом, словно ничего и не произошло. У одного из его братьев, Иуды, было три сына. Старший женился на девушке по имени Фамарь, что значит “финиковая пальма”, но вскоре он умер. По обычаю того времени вдову бездетного старшего брата брал в жены младший, и рожденные от этого брака дети считались потомками умершего брата (такой брак называли “левиратным”). Вскоре после свадьбы с Фамарью умер и второй сын Иуды. Заподозрив неладное, отец отказался давать в мужья невестке последнего сына.

Тогда Фамарь решилась на странную уловку. Однажды она нарядилась блудницей и подкараулила Иуду на дороге. Поскольку тогда блудницы закрывали лица покрывалами, Иуда не узнал ее и охотно воспользовался ее услугами. В качестве гонорара он обещал прислать ей козленка, а как залог, оставил ей печать на шнурке и посох (тогдашние аналоги паспорта и кредитной карточки).

Иуда действительно вскоре отправил ей козленка с одним своим приятелем, но тот, разумеется, никакой блудницы не нашел. А Иуде тем временем донесли о беременности его невестки Фамари. Его суд был скор: “Сожгите ее!”. Но тут Фамарь предъявила Иуде его собственные вещи. “Она права, а не я!” – признал Иуда. Но о какой же правоте может идти речь в такой скандальной истории? Главная тема рассказа о патриархах – история сохранения и приумножения избранного народа, потомков Израиля. Невзирая на сопротивление Иуды, именно Фамарь сделала все, что могла, чтобы его род продолжился.

Как связана эта история с историей Иосифа? Один из ранних иудейских комментаторов объясняет это так: “Святой, будь Он благословен, сказал Иуде: ты обманул своего отца при помощи козленка. Фамарь обманет при помощи козленка тебя самого… Ты сказал своему отцу: “Опознай!” – Фамарь скажет: “Опознай!” тебе самому”.

Это история о наказании, ведь оно не обязательно приходит в виде огненной молнии – очень часто человек сам испытывает то, что заставил испытать других. Ведь Иуда не просто пережил унижение, не просто был обманут – он еще и потерял двоих сыновей, как и его отец, Иаков, потерял из-за Иуды своего сына Иосифа.

А еще это история о взаимном доверии Бога и человека. Ведь Иосиф, как и его братья, был наследником завета, заключенного Богом с их предками – Авраамом, Исааком и Иаковом. Казалось бы, это позволяло рассчитывать на особое покровительство Божие, особую заботу о Его избранниках. Почему же Бог позволил Иосифу претерпеть такие беды, а его братьям – совершить такой грех? Но не будем торопиться.

В Египте, куда попал проданный в рабство Иосиф, Господь оставался с ним и благословлял его. Но благословение вовсе не означает отсутствия проблем, порой даже наоборот. Бог провел Иосифа через множество испытаний, дал ему изведать и почет, и унижение, и любовь чужих, и ненависть своих. В итоге наивный юноша превратился в опытного и терпеливого мужа. Бог доверял ему, зная, что испытания сделают его сильнее и мудрее.

Конечно, Иосиф мог сказать Богу: “Ты отвернулся от меня, теперь я сам буду кузнецом своего счастья, я достигну всего своими силами”. Но он не сделал этого, оставаясь верным Богу во всех обстоятельствах, соблюдая Его заповеди и стремясь увидеть во всем происходящем Его волю, а не игру случайных обстоятельств.

Иосиф оказался домашним слугой одного египетского вельможи. Видно, в этом юноше действительно было что-то особенное, и хозяин искренне привязался к новому рабу, а со временем даже сделал его главным управляющим. Но, на беду Иосифа, он приглянулся не только хозяину, но и его жене. Она попыталась соблазнить юношу, но он вырвался из ее объятий, оставив у нее в руках свою одежду. Тогда она обвинила его в попытке изнасилования.

Иосифа бросили в тюрьму. Казалось, оттуда ему уже не выбраться. Но Господь не оставил его и в тюрьме. Однажды двое других заключенных увидели странные сны, значение которых Иосиф точно истолковал: вскоре один из них был казнен, второй – приближен к фараону. На радостях он и думать забыл об этом странном юноше в темнице. Но однажды два загадочных сна (опять эти парные сны!) привиделись уже самому фараону. Из реки вышли семь тучных коров, а следом за ними – семь тощих, которые сожрали первых. А потом приснился стебель, на котором выросли сперва семь тучных колосьев, а потом – семь тощих, и они тоже “сожрали” хорошие колосья. Никто не мог разгадать смысл этих сновидений.

Тогда приближенный фараона вспомнил об Иосифе. Его вытащили из тюрьмы, привели в порядок и доставили к фараону. И он дал ответ: “Бог возвестил фараону, что Он собирается сделать. Наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и истощит голод землю. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть урожая про запас на семь лет голода”.

Ответ фараона был достоин царя: “Бог открыл тебе это, и нет столь разумного и мудрого, как ты; твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя”.

Так Иосиф стал вторым человеком в Египте. Его предсказание сбылось, в семь благодатных лет были сделаны обильные запасы, а в семь лет голода Иосиф распорядился продавать зерно населению (не считая зазорным получать в качестве платы скот и земли крестьян, а под конец обратить их в рабство).

Классическая история успеха: человек, оставаясь верным Богу, прошел через все испытания и достиг гораздо большего, чем если бы тихо-мирно сидел у себя дома… И снова здесь, казалось бы, можно ставить точку. Но как же братья? Неужели этот разрыв и надлом так и останется неисцеленным?

Но и тут история Иосифа только начинается.

Брат испытывает братьев

Это также история о прощении и примирении. Однажды в пору голода в Египет пришли покупать хлеб люди из Палестины, в которых Иосиф узнал своих братьев. Разумеется, они и подумать не могли, что этот блистательный вельможа – тот самый паренек, которого они когда-то продали в рабство…

Итак, час расплаты настал. Они были полностью в его власти, теперь от него зависело – казнить их или простить, оставить голодными или спасти от гибели. Здесь каждый из нас может остановиться и подумать: а как бы я поступил на месте Иосифа? Наказал бы их или простил, открылся бы им сразу или немного поиграл бы в кошки-мышки?

Но Иосиф был уже не тем наивным юношей, который щеголял обновой и хвастался своими снами. Теперь это был могущественный и опытный восточный визирь. Впрочем… Не месть, но испытание было у него на уме. Да, эти люди – его родные братья. Наказывать их за былой грех Иосиф предоставил Богу. Но и простить их он не торопился: что, если они ничуть не изменились и все так же готовы из зависти или жадности продать родного брата? Как повели бы они себя сейчас, если бы снова оказались в подобной ситуации? Именно это он и собирался выяснить.

Дело в том, что среди продавших его братьев не было младшего сына Рахили – Вениамина, который тогда был еще совсем маленьким. Не пошел он с братьями и на этот раз, видимо, остался дома с отцом. Наверное, теперь он был любимчиком. История повторяется?

Для начала Иосиф объявил братьям, что подозревает в них шпионов. Если они честные люди, пусть подробно расскажут о своей семье. И они рассказали: и про отца, и про Вениамина, и про исчезнувшего Иосифа…

– Я испытаю вас, – сказал им по-египетски Иосиф. – Один из вас останется здесь, а вы пойдите и приведите ко мне младшего брата. Если вы говорите правду, я отпущу всех.

– Это наказание за то, что мы сделали с Иосифом! – стали говорить друг другу по-еврейски братья. Они же не подозревали, что этот вельможа сам говорит на их языке!

Иосифу пришлось выйти из комнаты, чтобы унять нахлынувшие слезы. По крайней мере, они помнят, они признают свой грех… Но как же они поступят в следующий раз? Предадут ли брата? Он снова вошел в зал и приказал взять под стражу одного из братьев – Симеона.

Изумленные братья вернулись домой и все рассказали отцу. Сначала он никак не хотел отпускать своего любимца в Египет: Иосиф погиб, Симеон в плену, а если еще с Вениамином что-нибудь случится… Но голод становился все сильнее, и у семьи просто не оставалось другого выхода, кроме как покупать зерно в Египте. Братья снова отправились в путь, захватив с собой Вениамина и богатые дары для странного египтянина. Им оставалось только положиться на его милость, довериться его слову.

Но сам он не торопился раскрыть свой секрет, продолжая испытывать братьев. Он усадил их за стол, отдельно от себя, и посылал со своего стола кушанья, причем, “доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них”. “Полюбуйтесь-ка на отцовского любимчика”, – словно говорил он братьям.

Но и этого было мало. Он отпустил всех домой, а сам велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу. Обнаружив “пропажу”, братьев догнали, обыскали, чашу нашли… Приговор Иосифа был суров: “тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему”.

Остановимся и здесь на минутку и представим себя на месте братьев. Легче всего было бы согласиться: ведь это справедливо. Вениамин остался бы жить с Иосифом в Египте, наверняка старший брат рассказал бы ему все и позаботился бы о нем. Остальные мирно вернулись бы домой. Никто бы не пострадал… кроме безутешного отца и семейного мира. Словом, Иосиф дал братьям выбор: уйти восвояси, предав брата, или решить ту же задачу по-новому, найти лучший, более правильный ответ. И тогда слово взял Иуда: “Пусть я останусь твоим рабом, а отрок пусть идет с братьями своими. Как пойду я к отцу, когда отрока не будет со мною?”.

“Но теперь не печальтесь…”

А еще это история о Божественном Промысле. Теперь, когда братья доказали на деле, что уже не бросят брата в беде, Иосифу незачем было испытывать их дальше. Отослав прочь всех египтян, он зарыдал и сказал ошеломленным братьям слова, которые, наверно, мало кто мог бы сказать обидчикам: “Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня владыкою во всей земле Египетской”.

Наверное, он мог бы прочитать своим братьям целую лекцию о том, что такое хорошо и что такое плохо, и им оставалось бы только сокрушенно молчать или униженно просить прощения. Но он уже их простил – простил, потому что испытал и увидел перемену в их сердце, а не пустые извинения. Вместо нравоучений он сообщил им нечто гораздо более важное: Бог не забывает о нас, даже когда мы забываем о Нем, и Он может обратить к нашему благу самые неблаговидные наши поступки.

Да, было совершено страшное предательство, но Бог устроил все так, что теперь Иосиф сможет спасти всю свою семью от голода. Наверное, если бы братья не совершили того греха, Бог все равно нашел бы способ устроить это спасение, наверное, путь к нему был бы намного короче и безболезненней. Но нам важно помнить, что мир лежит у Него на ладони и даже наше зло Он может переплавить во благо, если только мы доверимся Ему.

Так оно и вышло: Иаков со всем своим семейством переселился в Египет и обнял Иосифа, которого уже не чаял увидеть. Мир в семье был восстановлен. Конечно, жить в Египте им предстояло не вечно – следующая книга Библии, Исход, рассказывает о новых бедствиях и новых путях, которыми Бог вел потомков Иакова к спасению. Ведь Священная История – это история живых людей, и каждое поколение заново открывает для себя главные истины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *