история иосифо волоцкого монастыря
История
Об Успенском монастыре преподобного отца нашего Иосифа на Волоке Ламском
«…Если я получу от Бога милость, то обитель сия ничим же скудна будет…»
Из Акафиста преп. Иосифу Волоцкому.
В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису, который с самого начала стал деятельным участником в его судьбе, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Возникший в безлюдных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выполняя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, литвой и иными врагами Отечества.
Гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда, проходивших под руководством опытных наставников, позволяло инокам обители, среди которых было немало отпрысков знатных родов (например, князь Звенигородский Дионисий), всесторонне развивать свои дарования, обращая их на пользу Церкви и государства. Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.
Среди современников преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства, чудесным образом сочетавшихся в нем с детской простотой и безграничным милосердием. Он, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной и, вместе с тем первый на Руси систематический богословский труд носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 века в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих». Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.
Труды быстро растущей братии, опираясь на поддержку столь славных благотворителей, позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный рукой Дионисия и его учеников, среди которых – племянники преподобного Иосифа иноки Досифей и Вассиан. Еще при жизни преподобного основателя в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи.
Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублева. На фоне высокой общей культуры и образованности, среди монахов обители нередко рождались таланты. Из пострижеников Иосифова монастыря особым литературным даром от Бога был прославлен инок Досифей (Топорков), составивший вдохновенное «Слово надгробное» своему учителю и родственнику преподобному Иосифу и значительный по объему и фактуре «Волоколамский патерик». Старец-аскет Евфимий (Турков) обладал благодатной способностью составления исключительных по духовной силе церковных канонов, его же перу принадлежит грандиозный труд, получивший название «Монастырский обиходник».
В голодное время при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили приют в «Богорадном» монастыре и скиту с больничным корпусом, специально созданных для развитияблаготворительности при обители. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служили по ним бесплатные панихиды.
В советское время с 1920 по 1981 гг. в монастыре располагался детский дом.
Среди бывшей братии Иосифова монастыря есть пострадавшие в время гонений на Церковь Христову. К лику святых причислен новомученик Нил (Тютюкин), эконом и благочинный, подвизавшийся в монастыре с 1899 г. по 1920 г., расстрелянный в 1937 г. в Бутово.
В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. Возглавлял обитель с мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей.
Содержание
История [ править ]
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.
Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.
Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.
В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.
В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.
Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.
Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.
Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.
До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.
На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.
В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.
После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.
Современное состояние [ править ]
В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.
Храмы [ править ]
Успенский собор [ править ]
Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детьми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.
В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина.
Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.
Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере. В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.
В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.
Трапезная палата с церковью Богоявления [ править ]
В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля — свод её опирается на один срединный столп.
При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.
В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.
В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.
Надвратная церковь [ править ]
В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель.
Святыни [ править ]
Мощи преподобного Иосифа [ править ]
Главная святыня обители – рака с мощами преподобного Иосифа Волоцкого. Святые мощи были обретены в 2001 году, до этого времени они оставались под спудом. Каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист преподобному Иосифу, по окончании которого все имеют возможность приложиться к открытым мощам. При этом каждый ощущает ни с чем не сравнимый аромат, исходящий от честных останков Преподобного.
Вериги преподобного Иосифа [ править ]
У раки со святыми мощами в особом деревянном киоте хранятся вериги Преподобного, которые представляют собой массивные металлические цепи, кресты и пластины. Эти вериги преподобный Иосиф носил под одеждой не снимая, а обнаружили их после его смерти, когда тело готовили к погребению. Общий вес вериг около 15-ти килограмм.
Когда в 2001-2003 годах сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ проводилась идентификация святых мощей, учёные обнаружили на ключицах Преподобного вмятины — то есть ещё при жизни его кости под тяжестью вериг деформировались. Таким образом, хранящиеся в обители вериги являются безмолвными свидетелями иноческих подвигов основателя монастыря.
Волоколамская икона Божией Матери [ править ]
Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.
Престольные праздники [ править ]
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
память преподобного Иосифа Волоцкого (22 сентября),
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),
Богоявление Господне (19 января),
преподобного Сергия Радонежского (8 октября).
Фото [ править ]
Мощи преподобного Иосифа
Вериги преподобного Иосифа
Волоколамская икона Божией Матери
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского района Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км. Добраться до монастыря из Москвы можно:
Паломнику [ править ]
По выходным дням в монастыре работает небольшое кафе. Здесь можно купить чай, кофе, выпечку, мёд, молочную продукцию монастыря. Кафе открыто по субботам, воскресеньям и большим церковным праздникам с 11.00 до 15.00.
Заказ экскурсий – только заблаговременно. Организаторы поездки обязаны заранее предупреждать Паломнический центр об изменении сроков прибытия группы в монастырь. Паломникам, прибывшим без предварительного уведомления, в проведении экскурсии может быть отказано.
Планируя поездку, нужно помнить, что обитель не имеет возможности предложить паломникам горячее питание и ночлег. Многоместные туристические автобусы нельзя оставлять непосредственно у стен монастыря, они должны быть припаркованы на специальной автобусной стоянке, она находится в ста метрах не доезжая ворот обители и отмечена специальным дорожным знаком «Для экскурсионных автобусов».
Посетители монастыря должны соблюдать соответствующую форму одежды: недопустимы шорты, короткие юбки и открытые плечи. В осенне-зимний период рекомендуется быть одетыми по возможности теплее, так как в Волоколамском районе всегда холоднее, чем в Москве.
По прибытии в монастырь группа, не расходясь, должна ожидать экскурсовода в паломнической беседке. Проведение экскурсий возможно только гидами Паломнического центра монастыря.
Оплата экскурсии — 100 руб. с человека; школьники, студенты, пенсионеры — 50 руб. с человека. Если группа состоит менее чем из 10 человек — 1000 руб. с группы.
В случае возможных затруднений цены обговариваются индивидуально.
Телефон паломнического центра для заказа экскурсий: +7 985 779 5565 (с 11.00 до 16.30)
Как возводилась обитель
Бывая здесь, живя здесь, люди редко задаются вопросом: как же создавалось все это великолепие? Кто и когда строил? На какие деньги? А ведь строительная история монастыря сама по себе достаточно интересна.
Основан был монастырь преподобным Иосифом Волоцким в 1479 г. и разместился на землях, принадлежавших его роду. Первый храм, возведенный здесь, был деревянным, как и большинство храмов Древней Руси. Однако уже в 1485 году был выстроен прекрас-ный белокаменный Успенский собор, а к середине ХУ1 века монастырские постройки были огорожены каменной стеной с девятью башнями. Трудно сказать, так же ли красив был тогда Иосифо-Волоцкий монастырь, да и целью была не красота, а необходимость для Московского княжества иметь на своих западных границах мощную крепость для защиты от врагов. Монастырь был крупным собственником, имел много земель и крестьян, сюда стекались богатые пожертвования. На поминальные деньги разных лиц руками крестьян, населявших вотчинные земли, и была возведена каменная ограда, чтобы мог монастырь нести боевую службу. «Кирпичным производством» тогда заведовал специально приглашенный для этой цели келарь Калязинского монастыря. Большие пожертвования делали знатные лица: митрополит Московский Даниил (на его вклад была выстроена Надвратная церковь), вельможа Борис Кутузов – друг детства преподобного Иосифа (на его деньги возведена церковь Богоявления), архиепископ Новогородский Феодосий, живший в монастыре на покое (его средства пошли на строительство Трапезной палаты).
Но недолго простояла крепость. Тяжелому испытанию подверглась Московская Русь в начале ХУП века. Тогда, в результате польско-литовского нашествия, было разрушено и сожжено множество храмов и монастырей. Сильно пострадал и Иосифо-Волоцкий монастырь, осада которого продолжалась целый год.
Строилась крепостная стена, как и прежде, на вкладные деньги. Монастырские крестьяне вместо платы оброка делали кирпич. В монастырской челобитной, адресованной государю, говорится: «… строят они церковь соборную каменную и ограду и башни ка-менные ж многие годы своею монастырскою казною и своими крестьяны», и в другой челобитной архимандрит и келарь с братиею вновь подчеркивают: «строим… мы богомольцы твои вновь одними Иосифова монастыря крестьяны без поможения тутошних уездных всяких чинов людей». Обращались же монастырские власти к царю не за помощью, а с одной только просьбой: не направлять монастырских крестьян на другие работы (тогда строился Смоленск – нужно было возить белый камень, планировалось заново отстроить крепость на древнем городище в Волоколамске, куда тоже надлежало послать крестьян из монастырских вотчин). И цари, сменявшие друг друга, всегда давали жалованные грамоты об освобождении монастырских крестьян от «разных городовых построек».
Хорошо известен автор построек – зодчий Трофим Игнатьев. Он был крестьянином Дмитровского уезда, самостоятельно подписывать подряды не мог, поэтому на его работу искали поручителя и составляли поручные записи: «От стольника Михайла Юрьевича Татищева человек его Тимофей Прокофьев сын Соболев поручился я волоколамского Иосифова монастыря архимандриту Александру да келарю старцу Гурию да казначею старцу Андроннику з братиею Михаила Юрьевича по крестьянине ево Дмитровского уезду берендеевского стану села Никольского Сверчкова тож по Трофиме Игнатьеве сыне каменных дел по подрядчике…». Подрядчиком каменных дел называли архитектора, не состоявшего на государевой службе. Только в 1685 году подряд на постройку последней, Кузнечной, башни был написан от лица самого зодчего, безо всяких поручителей.
Внешний облик монастыря определяется, прежде всего, башнями. Последние пять из них имеют ряд сходных черт, отличающих их от первых башен. Заметно меняется ар-хитектурный образ: увеличивается количество граней, их украшает легкий декоративный убор, напоминающий зубцы, нижние ярусы становятся меньше, превращаясь в цоколи, а средние, имевшие подсобное значение, становятся выше и воспринимаются как главные.
Зодчий имел только самое общее представление о монастырской ограде – толщина и высота стен, примерная длина, наличие башен. Проекта монастырского комплекса, как мы понимаем это сейчас, не существовало, да и вообще в допетровской Руси такой прак-тики не было. Не имея заранее составленного проекта, Трофим Игнатьев, возводя очеред-ную башню, использует приемы, опробованные на предыдущих. В его подрядных часто встречаются фразы: «огибы поставить как у новой церкви», «окна как на прежних баш-нях». Или такое указание: «на шатре зделать по окошку на стороне как делаетца на коло-кольнях а чюлан зделать на шатре с вислым каменьем как делаетца на деревянных баш-нях». При этом интересно отметить, что архитектор совершенно не использует термины латино-немецкого происхождения. (Кстати сказать, не использовали их и в дальнейшем. Вот запись в монастырских бумагах, датированная 1801 годом: «…зделать яблоко решет-чатое с ветренницею», т.е. то, что мы привыкли называть «флюгер»).
Трофим Игнатьев достаточно свободно относился к предварительным соображениям Ивана Неверова и поступал в соответствии с собственным вкусом, в частности, высота башен в 1,5-2 раза превышает данные росписи Неверова. И поскольку подчеркнутая вы-сотность и динамический характер силуэтов являются важнейшей особенностью башен Иосифо-Волоцкого монастыря, то с полным правом можно утверждать, что своим неза-бываемым обликом монастырь обязан именно Трофиму Игнатьеву.
Новые стены ставились преимущественно по старой линии, на старых фундаментах. Трудно сказать, стремился ли таким образом Трофим Игнатьев сохранить сложившийся архитектурный контур монастыря. Скорее всего, роль здесь играли соображения экономического характера: устройство нового валунного фундамента требовало много времени и средств, ведь стоит монастырь на болоте – на сваях и огромных камнях. Но башни стали значительно больше старых в объеме. К примеру, периметр Германовой башни в 3 раза больше, чем у башни, стоявшей прежде на ее месте. Кроме того, в новой ограде была выстроена только одна прямоугольная башня, вместо шести, существовавших ранее. Причем, если в ХУ1 веке применялась только круглая и четырехгранная форма ба-шен, то в ХУП веке развитие получает многогранная – 8, 16, 24 грани. Круглые башни встречаются как исключение. Четырехгранная форма становится квадратной, и ее исполь-зуют только для проездных башен, каковой и являлась башня Германова.
Если возникала практическая необходимость или того требовали соображения ху-дожественного характера, зодчий решительно отступал от первоначальных наметок. Так были увеличены размеры Германовой башни для достижения лучших пропорций соору-жения. Да и вообще мастерам давалась большая свобода, они не были связаны какими-то жесткими требованиями. В документах нередко встречаются указания такого рода: «…зделать по две закомарки на стене под шатер а будет покажется часто и зделать по од-ной а будет покажется ретко и зделать по третьей…», «…поднять шатер от верхнева чу-лана три сажени с осмериком а будет покажетца высок ино убавить а буде низок ино при-бавить…», «…а буде покажутца ворота высоки в ширину широки и их убавить или прибавить…». Вот так, на глаз создавалось одно из прекраснейших произведений русского зодчества. Своей пропорциональностью, гармоничностью и целостностью архитектурный ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря поражал во все времена и знатоков-искусствове-дов и простых людей.
Несколько отличается от других построек Успенский собор. Его автор – московский зодчий, сотрудник приказа каменных дел Кондратий Мымрин. Он приезжал в монастырь «для досмотра», а на месте строительными работами руководил все тот же Трофим Игнатьев. Огромный, великолепный собор в византийском стиле возведен на высоком белокаменном подклете. Старый собор был разобран «за ветхостью», и белый камень ис-пользовали вторично, для устройства подклета. Основной объем собора сложен из кирпи-ча. Главы были первоначально сделаны из камня, как и у двух других монастырских хра-мов, и лишь в 1756 году заменены железными. Внутри собора, на одном из столпов со-храняется надпись: «Сей соборный храм сооружен в 1688 году в царствование Благочес-тивейшаго самодержавнейшаго государя нашего императора Петра Алексеевича Первого Великого при Патриархе Московском Иоакиме коштом и усердием дьяка Захария Богдана Силина» (дьяк Захария Богдан Силин был одним из крупнейших московских чиновников того времени).
Не менее прекрасным сооружением была и надстроенная 76-метровая колокольная, примыкавшая к собору с северо-запада, но ее можно увидеть теперь только на старых фо-тографиях. Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, она была взорвана при отступлении наших войск.
Но шло время, значительно расширились границы государства, была построена новая столица – Санкт-Петербург. Монастырь перестал играть боевую роль, не являлся он уже и местом царского богомолья. Интересы наших государей как-то все дальше отходили от жизни духовной в сторону светских увеселений. Хотя у императрицы Елисаветы Петровны было такое намерение – проехать по России и посетить ее святыни. Маршрут путешествия включал в себя и древнюю обитель на Волоке. В связи с такой перспективой в 1757 году срочно был назначен новый архимандрит Пахомий, происходивший из дво-рян. Было выстроено и соответствующим образом обставлено три деревянных здания: для государыни – в 14 покоев, для ее племянника – в 10 покоев, для свиты – домик поменьше. Однако Елисавета Петровна не приехала, и постройки вскоре снесли за ненадобностью.
А вскоре положение монастыря изменилось очень существенно. После секуляриза-ции, т.е. конфискации церковного имущества, которая была проведена в 1764 году, мона-стырь уже не являлся крупным землевладельцем. Содержать монахов за свой счет госу-дарство намерено не было, поэтому многие монастыри тогда упразднили и ввели так на-зываемые штаты. Иосифо-Волоцкий монастырь был отнесен к второклассным, со штатом всего 17 монахов. А в качестве компенсации по указу императрицы Екатерины в 1784 году обители было выдано из казначейства 19870 рублей 94 копейки на исправление ветхостей. Тогда была разобрана и заново сложена Никольская башня, на этот раз украшенная изразцами, деревянные шатры на башнях заменили каменными и покрыли железом. Крепостная стена была починена, выбелена, были убраны на переходах деревянные столбы, вместо них сделали кирпичные с арками, а новую крышу покрыли железом. Таким образом, стена была не только украшена, но еще и дополнительно укреп-лена. (Надо сказать, что сложена стена не полностью из кирпича. В толще кладки находится кирпичный щебень с известковым раствором, перемежающийся через 3-4 ряда сплошной кирпичной выстилкой по всей толще стены).
Последнее крупное строительство происходило в монастыре практически перед самой революцией: к 400-летию со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого, которое отмечалось в 1915 году, был выстроен большой, в три этажа, Новый братский корпус с гостиницей.
Сразу после революции монастырь был закрыт. Здесь разместились детские дома, сельская школа. На этом время созиданий кончилось, и начался период разрушений. Ни о каком ремонте, ни о какой охране никто не хотел и слышать. Позиция властей была такая: «все равно все рухнет». Но нет, не рухнуло, хотя усилия к этому, вольно или невольно, были приложены немалые. Волоцкая крепость устояла под натиском неразумных потом-ков, стремившихся стереть с лица земли богатейшее наследие, доставшееся им от дедов и прадедов. В 1989 году комплекс зданий Иосифо-Волоцкого монастыря был передан церк-ви для возрождения здесь монашеской жизни. За истекшие годы сделано много, но пред-стоит осуществить еще очень большой объем реставрационных работ: вернуть былое великолепие тому, что уцелело, по возможности восстановить утраченное. История древнего монастыря продолжается.
Елена Васильева, архивариус обители