история николо шартомского монастыря

ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

история николо шартомского монастыря. Смотреть фото история николо шартомского монастыря. Смотреть картинку история николо шартомского монастыря. Картинка про история николо шартомского монастыря. Фото история николо шартомского монастыря
Общий вид Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье Ивановской области. На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Зима 2005 г. Фото Побединского В.С.

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

Расположен в с. Введенье в 15 км к северу от города Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII века на территории Ивановской области.

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Впервые в исторических документах монастырь упоминается в 1425 году (подпись его архимандрита под грамотой суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря).

Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г. Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича.

В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.

Осенью 1990 года древний Свято Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

В обители проживают более 100 человек братии.

Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

Обширны подворья Николо-Шартомского монастыря. В него входят ряд храмов Иванова, Шуи, Юрьевца и поселка Палех, а также созданный в Иванове детский приют для мальчиков [1]. На подворьях ведется духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.

В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучрежденной Шуйской епархии.

Архитектура монастыря

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. «изволением божиим» все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

Преображенская (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освящена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа «четверик на четверике», перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Настоятели и наместники

Святыни

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также находящиеся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в Шартомской обители затворником преподобным Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 года эти две иконы носились по домам жителей Иваново-Вознесенска.

Использованные материалы

[2] В синодике свт. Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 гг. См. Поликарпов Н. И., «Синодик святителя Митрофана Воронежского», Воронежская старина, 1903, вып. 3, с. 142.

Источник

Николо-Шартомский монастырь

Ивановская область, Шуйский район, с. Введеньё

Храмы монастыря:
1. Собор Св. Николая Чудотворца
2. Церковь Спаса Преображения
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери
4. Колокольня (XVII в., перестроена в XIX в.)
5. Часовня
Часовня св. Александра Невского на братском кладбище

Другие постройки и сооружения:
6. Братский корпус (XIX в.)
7. Настоятельский корпус (XIX в.)
8. Монастырская постройка
9. Монастырский корпус
10. Монастырская постройка
11. Ограда (XIX в.)
12. Башни ограды (XIX в.)
13. Хозяйственные постройки
14. Пруд
15. Ворота ограды

Местная легенда говорит, что Шартомский монастырь возник здесь, как и во многих таких же случаях, при явлении в данной местности иконы Николая Чудотворца. И на месте явления иконы основан был этот монастырь. Уже в 14 веке Николо-Шартомская обитель становится известной не только у себя, в Шуйском уезде, но и в Москве.

Монастырь был весь деревянный, большой. Только церквей было четыре. В начале 17 века до монастыря дошли поляки и, как водится, спалили его. Сразу после изгнания их с Шуйской земли начинается возрождение монастыря. И опять безжалостный огонь в 1649 году его уничтожает. Позже принимается решение строить монастырь в камне.

После известного 1917 года монастырь ещё действовал. Но в 1920 году его закрывают и изымают все ценности, коих было немало. С икон оклады содрали, а сами старинные иконы сожгли.

В 1990 году Церкви передали то, что осталось от монастырских зданий. Сейчас монастырь возобновился, в нём живут около 100 монахов.

Источник

Николо-Шартомский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

история николо шартомского монастыря. Смотреть фото история николо шартомского монастыря. Смотреть картинку история николо шартомского монастыря. Картинка про история николо шартомского монастыря. Фото история николо шартомского монастыря

История

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Источник

ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

история николо шартомского монастыря. Смотреть фото история николо шартомского монастыря. Смотреть картинку история николо шартомского монастыря. Картинка про история николо шартомского монастыря. Фото история николо шартомского монастыря
Общий вид Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье Ивановской области. На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Зима 2005 г. Фото Побединского В.С.

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

Расположен в с. Введенье в 15 км к северу от города Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII века на территории Ивановской области.

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Впервые в исторических документах монастырь упоминается в 1425 году (подпись его архимандрита под грамотой суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря).

Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г. Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича.

В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.

Осенью 1990 года древний Свято Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

В обители проживают более 100 человек братии.

Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

Обширны подворья Николо-Шартомского монастыря. В него входят ряд храмов Иванова, Шуи, Юрьевца и поселка Палех, а также созданный в Иванове детский приют для мальчиков [1]. На подворьях ведется духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.

В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучрежденной Шуйской епархии.

Архитектура монастыря

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. «изволением божиим» все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

Преображенская (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освящена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа «четверик на четверике», перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Настоятели и наместники

Святыни

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также находящиеся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в Шартомской обители затворником преподобным Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 года эти две иконы носились по домам жителей Иваново-Вознесенска.

Использованные материалы

[2] В синодике свт. Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 гг. См. Поликарпов Н. И., «Синодик святителя Митрофана Воронежского», Воронежская старина, 1903, вып. 3, с. 142.

Источник

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Укрепление духовности человечества является фундаментом, дарующим энергию и Божий свет, повышающий моральные и нравственные ценности общества. Николо-Шартомский монастырь — древнейшая российская мужская обитель, раскинувшая свои храмовые постройки на востоке, недалеко от города Иваново.

Отправляясь на экскурсию по Золотому кольцу, многие туристы и паломники посещают монастырскую территорию с красивыми храмами ХVІІ-XІХ столетия. Во время экскурсии по святым местам посетители стараются больше узнать о православном подвижнике, монахе — изографе Иоакиме Шартомском.

Предания о появлении Николо-Шартомского монастыря

Историки не смогли установить имя основателя первой монастырской постройки и даты ее основания. Существует три легенды, вот исторические события, которые якобы имели место при основании Свято-Николо-Шартомской святыни.

История российской святыни в Ивановской области

Первое историческое упоминание о российской святыне появляется в 1425 году в грамоте Нижегородской княгини Марии, которой она свидетельствует о передаче ее земель Суздальской обители. Дарственную бумагу подписал архимандрит Шартомского монастыря Конон.

На заметку! В начале XV века звание архимандрита имели только избранные настоятели крупных обителей.

Царские особы постоянно поддерживали монастырское подворье, вклады в его развитие делались Василием Третьим, Иваном Грозным и Федором Ивановичем. Цари, каждый в свое время, выдали монахам «Несудимую грамоту», согласно которой чинить суд над братией мог только князь или бояре.

Другие православные монастыри:

В XVI веке расположенный около села Введенье Николо-Шартомский монастырский комплекс имел под своим покровительством 9 обителей, расположенных во Владимирской епархии.

В начале XVII столетия святое строение несколько раз подвергалось разграблению литовцами, поляками, мятежниками и разбойниками, которые не только забирали казну, но и забирали скот, жгли села, порой убирали монахов.

1645 год, когда обителью правил архимандрит Иоасаф, деревянные монастырские постройки сгорели дотла от удара молнии. Удивляет историческая запись этого события, где настоятель пишет, что все совершилось по воле Божьей.

Благодаря смирению, терпению и верности братии, своими силами восстановившими святыню, в 1651 году состоялось освящение монастырского храма Николая Чудотворца, выстроенного в стиле русско-византийской архитектуры, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом.

Белоснежный храм, выполненный с величественной священной простотой, вызывал чувство благоговения у всех входящих в него.

Из записей историков видно, что в 1646 году над святыми воротами имелась церковь Алексия, человека Божьего.

25 августа 1678 года состоялось освящение теплой церкви Казанской иконы Богородицы патриархом Московским и всея Руси Иоакимом.

Описание архитектуры

Храм Богородицы имел придел Сретения Господнего. Современные постройки храма Казанской Богородицы лишены галерей и крылец, но сохранились кладовые обители, находящиеся под церковью. Первоначально, на месте нынешней церкви святителя Григория Акрагантийского стоял деревянный придел святого Дмитрия Солунского, который сгорел.

1696 год ознаменовался началом строительства храма Преображения Господнего, расположенного над вратами с западной стороны Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря, однако, его освящение было совершено только в 1813 году. Постройка этой церкви отличается одноглавым барабаном с восемью световыми гранями.

Триумфальная арка стала украшением нижнего четверика, далее идет сам храм. Алтарь Церкви Преображения Господнего представлен тремя апсидами. Величие храму придают два ряда люкарн, уникального вида оконные проемы в скате крыши.

До настоящего времени неизвестно время возведения красивой восьмигранной каменной колокольни, историки предполагают, что это постройка XVIII века. Четырехъярусная постройка удивляет своей монументальностью и легкостью:

Кирпичный свод с люкарнами и свечеподобной главой служит завершающей частью уникальной колокольни Николо-Шартомской мужской обители.

Все монастырские постройки были окружены невысокой каменной стеной, по четырем углам которой стояли небольшие круглые башни.

До середины XVIII века немалый доход монастырю приносили Никольские ярмарки, ежегодно проходящие в мае, только 1842 год принес прибыль в монастырскую кассу в размере более 300 тысяч рублей серебром.

Если в конце XIX века монастырская казна получала материальную помощь от фабрикантов Шуи и Иваново, а также ежегодные 50 рублей от Государыни Марии Александровны, то с постройкой железной дороги, которая забрала путников, проезжавших мимо монастыря, и закрытием ярмарок, дела монастыря резко пошли вниз.

Революционные 20-е года ХХ века стали свидетелями закрытия российской святыни, в ее кельях жили местные жители села Введенье, пострадавшие от пожара, затем там разместились склады колхоза.

Важно! В 1960 году Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской области признан культовым архитектурным памятником, имеющим общероссийское значение.

Только в 1980 году монастырская территория была освобождена от складов.

Преподобный Иоаким Шартомский — покровитель обители

В Смутные времена в монастырских стенах появился инок, ведущий строгую подвижническую жизнь, обладающий уникальным даром иконописания, Иоаким Шартомский. Он написал несколько икон, которые вскоре проявили чудотворную силу. Неизвестна точная дата рождения благочестивого монаха, который принял постриг в Ростовской епархии, его наставником был преподобный Иринарх Ростовский.

Иоаким жил, как затворник, постоянно пребывал в постах и молитвах. Иконописец истязал себя веригами, оковы из металла, носимые на ногах и руках весили около 150 килограмм. Монах отдавал предпочтение грекофильскому стилю писания икон, что существенно отличало написанные им святые образа от посадских изображений и дало основание полагать, что мастерству иконописания инок учился у основателей греческой школы.

Период возрождения

В 1990 году шуйская святыня в виде руин и запустения была передана во владение Церкви. Настоятель архиепископ Амвросий назначил главным по возрождению Шартомского монастыря архимандрита Никона, у которого в подчинении на то время было несколько насельников.

В 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ посетил мужскую обитель и несколько его подворий.

Иноческая жизнь текла равномерно, в постах, молитвах и работе на строительстве храма.

С 50-тых годов XX столетия параллельно с восстановлением российской обители в Ивановской области стали возникать подворья Никольской обители. Ныне их число превышает 10.

Текущая деятельность

По принципу братства монахи занимаются:

Немалое внимание монастырская братия уделяет социальной работе в приюте для детей. Со временем повсеместно стали открываться воскресные школы для детей и взрослых гимназии православия и библиотеке. При монастыре работает просфорная, пекарня, столярный цех, кузница. Насельники все летнее время работают на огородах и в теплицах, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Святыни и престольные праздники

Явленная, по преданию, икона Николая Чудотворца и Казанский образ Богородиц, написанный преподобным иноком Иоакимом, обладающая чудотворной силой, являются основными святынями Николо-Шартомского монастырского комплекса в Ивановской области.

1897 год положил начало традиции крестных ходов со святынями вокруг города и окрестных деревень.

Множество паломников приезжает в Никольскую обитель поклониться иконам:

В помощь паломникам и туристам

Обитель открыта ежедневно.

Утренняя служба в будние дни начинается в 6.45, а вечернее богослужение — в 16.45.

По воскресеньям и праздникам двери введенской святыни открыты с 8.00, в 17.00 начинается вечерня.

Добраться в село Введение можно из городов Шуя и Иваново автобусом. В селе Введение каждый местный житель расскажет, как добраться до местной православной обители, расположенной на ул. Штатной, д. 19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *