история политических правовых и социальных учений

История политических и правовых учений. Краткий курс

история политических правовых и социальных учений. Смотреть фото история политических правовых и социальных учений. Смотреть картинку история политических правовых и социальных учений. Картинка про история политических правовых и социальных учений. Фото история политических правовых и социальных учений

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «История политических и правовых учений». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук

1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.

3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:

1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

2) категории и понятия, которые подразделяются на общепринятые и новые, введенные данным политико-правовым учением;

3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.

4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.

5. Важнейшая черта любого политико-правового учения — зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

6. Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.

7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.

8. История политических и правовых учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.

9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.

10. В разные эпохи и у разных авторов сущность терминов «политическое» и «государственное» различалась.

11. Аристотель, к примеру, считал, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Именно способность организовать общественную жизнь характеризует человека как политическое существо. Политией он называл лучшую, на его взгляд, форму правления. В древнеримских источниках большое внимание уделялось государственным аспектам общественного устройства, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни. Представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным» сохранилось до настоящего времени.

12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.

13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.

Источник

Программа курса

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений

Предмет истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений – юридическая наука.

Методы истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений.

Раздел I. Эволюция зарубежных политических и правовых учений

Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока

Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта. «Поучение Птахотепа». «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну». «Речения Ипувера». «Поучения Аменемопе».

Памятники политической и правовой мысли Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи. «Беседа господина с рабом».

Политическая и правовая мысль Древней Индии. Законы Ману. Политические и правовые учения Древнего Китая. Учение Конфуция. Учение Мо-Цзы.

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции

Политическая и правовая мысль периода борьбы демоса и аристократии. Гесиод и его поэма «Труды ночи». Политическая и правовая мысль Пифагора и Гераклита. Политические и правовые идеи Демокрита. Софисты: проблемы государства и права.

«Царское искусство». Политико-правовые взгляды Сократа.

Идеальное государство Платона. Идеальная организация общества. Формы правления.

Аристотель. Учение о государстве. Наука о политике. Человек есть существо политическое. Форма государства. Учение Полибия о государстве.

Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Политические и правовые взгляды Цицерона.

Воззрение римских юристов. Две юридические школы: сабинианцы и прокулианцы.

Политико-правовая доктрина раннего христианства. Учитель церкви Иоанн Златоуст. Христианский богослов и политик Аврелий Августин.

Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века

Теократические теории государства.

Средневековые ереси. Богумилы, катары и вальденсы. Восстания городского и сельского населения. Еретическое движение в Англии. Джон Уиклиф.

Политика и право в сочинениях Фомы Аквинского. Защита неравенства и феодальной иерархии. Формы правления. Четыре категории законов. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского.

Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока

Политико-правовые идеи философов Арабского Востока. Аль-Фараби. Ибн Бадж. Ибн Хальдун.

Политико-правовые взгляды поэтов-мыслителей Востока. Шота Руставели. Низами Ганджеви. Алишер Навои. Мхитар Гоша и Фрик.

Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Политические и правовые взгляды Николо Макиавелли. Республика – лучшая форма правления. «Нужно быть лисой, чтобы разглядеть змей».

Политические и правовые взгляды идеологов Реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин. Томас Мюнцер.

Течение монархомахов, или тираноборцев.

Учение Ж. Бодена о государстве. Суверенный характер государственной власти. Наследственная монархия как самая прочная форма государства.

Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. «Золотая книга» Т. Мора. Утопический социализм Т. Кампанеллы.

Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.

Естественно-правовые теории голландских мыслителей. Г. Гроций и
Б. Спиноза. Гуго Гроций: Государство… есть совершенный союз свободных людей…».

Бенедикт Спиноза: общее право и власть. Естественное и общее право. Форма государственного строя.

Политико-правовое учение Т. Гоббса. Естественное состояние и естественные законы. Государство как результат общественного договора.

Индепенденты. Левеллеры. Политические и правовые взгляды индепендентов.

Обоснование конституционной монархии Дж. Локком. Естественное право и конституционная монархия. Принцип разделения властей.

Немецкая школа естественного права XVII–XVIII вв. Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа. «Основания естественного и общенародного права» Х. Томазия. Прусский абсолютизм и учение о государстве и праве Х. Вольфа. Политико-правовые взгляды немецких просветителей.

Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.

Политические и правовые взгляды Вольтера и Ш. Монтескье. Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». «Дух» законов Монтескье.

Политические и правовые концепции Ж.-Ж. Руссо. О происхождении государства. Демократическое государство.

Политические и правовые идеи П.-А. Гольбаха, К. А. Гельвеция и
Д. Дидро. П. А. Гольбах: священны свобода, собственность и безопасность.
К. А. Гельвеций: движущая сила общественного развития – человеческие страсти. Просвещенный абсолютизм Д. Дидро.

Политические и правовые идеи французских утопических коммунистов. Ж. Мелье. Э. Г. Морелли. Г. Мабли. «Заговор во имя равенства» Г. Бабефа.

Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.

Реакционная доктрина Ж. М. де Местра.

Историческая школа права. Г. Гуго: закон – не единственный источник права. Ф. К. Савиньи: единственное разумное – живущее в народе право.
Г.Ф. Пухта: право имеет свою историю.

Расовая теория Ж. А. де Гобино.

Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии

Политическое и правовое учение И. Канта. Учение о морали. Учение о государстве. Учение о праве.

Учение о государстве и праве И. Г. Фихте.

Г. В. Ф. Гегель и его учение о государстве и праве. Система философии Гегеля. Сущность права. Учение о морали. Концепция государства. Учение о международном праве.

Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.

Французский либерализм. Б. Констан. Концепция свободы. Два средства гарантии свободы. О «промышленной» свободе.

Английский либерализм. Принципы пользы И. Бентама. Учение о морали. Концепции государства и права.

Немецкий либерализм Л. Штейна.

«Порядок и прогресс». Политические взгляды О. Конта.

Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.

Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье. «Индустриальная система» Сен-Симона.

«Социальный кодекс» Ш. Фурье.

Английский утопический социализм Р. Оуэна.

Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.

Социологическая концепция государства и права Р. Иеринга.

Насильственные концепции происхождения государства. Л. Гумплович, К. Каутский.

Политико-правовые взгляды немецких ученых. Ф. Ницше. Г. Трейчке.
О. фон Гирке. Л. Вольтман.

Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер. Политические идеи
Г. Спенсера.

Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.

Развитие политической мысли в Польше.

Политическая мысль в Болгарии.

Политическая мысль в Сербии и Чехии.

Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма

Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. «Критика философии государственного права Гегеля». Формирование марксистского учения о государстве и праве. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса.

Идеи марксизма в России. Научные основы социализма Г. В. Плеханова.

Политико-правовая идеология большевизма. В. И. Ленин. И. В. Сталин.

Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость

Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон.

Буржуазно-демократические и политические идеи Т. Джефферсона и
Т. Пэна. Идеи народного суверенитета Т. Джефферсона. «Век разума» Т. Пэна.

Раздел II. Эволюция политической и правовой мысли в России

Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства

Идеи единства русских земель. «Слово о Законе и Благодати». Древнерусские летописи. «Поучение» Владимира Мономаха.

Христианские политические идеи и идеологии. Ефросиния Полоцкая. Кирилл Туровский.

Политическая и правовая мысль в литературных памятниках XIII–ХV вв. «Слово о полку Игореве». «Моление Даниила Заточника». Памятники времен монгольского ига.

Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.

Концепции независимости Русского государства. Литературно-публицистические памятники. «Москва – Третий Рим».

Концепции сильной государственной власти. «Послание на Угру». Политическая борьба нестяжателей и иосифлян. И. С. Пересветов. Концепция «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного. Политические и правовые воззрения А. Курбского.

Политико-правовая идеология церковного раскола.

Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого.

Политические и правовые идей второй половины XVII в. Ю. Крижанич и А. Л. Ордин-Нащокин. Ю. Крижанич: «совершенное самовлавство».
А. Л. Ордин-Нащокин.

Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.

Политические реформы Петра I.

Политические и правовые взгляды «ученой дружины Петра». Феофан Прокопович: «просвещенный деспотизм». В. Н. Татищев – обоснование самодержавия.

Политическая и социально-экономическая программа преобразования России И. Т. Посошкова.

Политические и правовые концепции периода укрепления дворянской монархии. Политические идеи «Наказа» Екатерины II. Консервативная утопия М. М. Щербатова.

Просветительские политические и правовые концепции. Первый
русский профессор юридического факультета Московского университета
С. Е. Десницкий. Демократические идеи Я. П. Козельского. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева.

Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.

Программа государственных преобразований М. М. Сперанского. Система представительных органов. Права граждан и права политические.

«В России государь есть живой закон». Политико-правовые идеи
Н. М. Карамзина.

Политические программы декабристов. «Русская Правда» П. И. Пестеля, Конституционный проект Н. М. Муравьева. Программа «общества соединенных славян».

Политические идеи 1830–1840-х годов. П. Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.

Политические и правовые идеи и концепции революционных демократов ХIХ в. Теория русского социализма А. И. Герцена. «Всеобщее новое устройство России» Н. П. Огарева. В. Г. Белинский: «Не годится государству быть в руках капиталистов». Утопия Н. Г. Чернышевского.

Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.

«Охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина. «Источник права не в законе, а в свободе».

Гражданское общество и государство. Конституционная монархия и охранительный либерализм.

Теории юридически защищенного интереса С. А. Муромцева и
Н. М. Коркунова. Концепция «организованной защиты» С. А. Муромцева. Концепция юридических норм и государственной власти Н. М. Коркунова.

Учение о государстве и праве Г. Ф. Шершеневича. Понятие права и нормы права. Государство – источник права.

П. И. Новгородцев: идея «естественного права с изменяющимся содержанием». Б. А. Кистяковский: «определенность, прочность и устойчивость права».

Социологическая концепция права М. М. Ковалевского.
С. А. Котляревский: «…право дает силу закону».

Философско-правовые концепции В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого. «Великое человеческое единство» В. С. Соловьев. Естественное право
Е. Н. Трубецкого.

Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева.

Проблемы государства и власти в доктрине русского анархизма.
М. А. Бакунин: «Свобода может быть создана только свободой». Анархокоммунизм П. А. Кропоткина.

Политические воззрения П. Л. Лаврова.

Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья

Политические и правовые взгляды русских религиозных философов.
С.Н. Булгаков. Н. А. Бердяев. И. А. Ильин: «Жизнь без святости есть первое большое бедствие нашего времени».

Государственно-правовая доктрина евразийства Н. Н. Алексеева.

Общественно-политические взгляды П. А. Сорокина.

Политико-правовые воззрения П. Б. Струве.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

Раздел III. Современная политическая и правовая мысль

Тема 24. Современные политические правовые идеи

Нормативистская теория права Г. Кельзена.

Школа свободного права Е. Эрлиха.

Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Л. Дюги,
М. Ориу, Ж. Ренар.

Социологическая юриспруденция и реалистическая школа права.

Источник

Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

План

1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это – упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) – «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня – «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

2.Предмет истории политических и правовых учений

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

3.Методы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений – наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

4.Периодизация истории политических и правовых учений

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока – Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений – домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера[1], который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства.

В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

Учебно-методическая литература

Рекомендуемая литература:

Рекомендуемая дополнительная литература:

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

[1] Элвин Тоффлер (1928) –амениканский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации».

[2] См., напр.: История политико-правовых учений. 2-е изд. / Под ред. В.С. Нерсесянца. С. 4–8.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *