история постройки храма василия блаженного
Храм Василия Блаженного — история и загадки
Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Храм Василия Блаженного — настоящее название
Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.
Храм Василия Блаженного — история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Храм Василия Блаженного — задумка
Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…
Храм Василия Блаженного — наши дни
В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.
Читайте также:
История создания Храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.
Предпосылки строительства собора
Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.
На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.
По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.
Причины основания храма
Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.
Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.
Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.
В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.
Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:
Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.
Как строился собор: версии
О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.
Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.
Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
Основание музея в XIX–XX веках
Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.
В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.
В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.
До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.
С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.
Современное состояние храма
Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.
В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.
Собор Василия Блаженного. История, архитектура
Собор Василия Блаженного стал всемирно признанным образом России. Расположенный на Красной площади рядом с Московским Кремлем, собор является неотъемлемой частью Московского городского пейзажа и поразительным достижением древнерусской архитектуры. Он объединяет 11 уникальных храмов в единый ансамбль.
Какова же история этого памятника русской духовной, политической и архитектурной культуры, и что вы можете найти там сегодня?
Собор Василия Блаженного во времена царской России
Предысторией строительства Собора Василия Блаженного стал Казанский поход царствования Ивана IV, последний за более чем столетие войн, которые велись между Казанским ханством и Россией. Перед своей решающей кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся воздвигнуть собор в честь победы России.
После того, как 2 октября Казань пала перед русскими, был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно присоединилось к Русскому государству, Иван IV приказал отстроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал Собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник. Хотя некоторые источники утверждают, что это — один и тот же человек. А именно Постник Яковлев по прозвищу Барма. Но информация официально не подтверждена.
Это интересно: Легенда гласит, что Иван Грозный был настолько поражен собором, что ослепил архитектора, чтобы неповторимая красота и великолепие его работы никогда не были воссозданы.
Собор должен был быть восстановлен с восемью независимыми церквями, окружающими более крупный центральный храм. Каждая церковь была освящена в честь важных событий в русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного достроили в июле 1561 года и освятили в честь дня Покрова Пресвятой Богородицы.
Это интересно: Центральный купол Собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Он оставался самым высоким зданием в Москве в течение 39 лет после его завершения.
Официальное название сооружения — Покровский собор, но оно более известно как Собор Василия Блаженного. Святой Василий был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого снискали даже уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть в честь Василия часовню, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем и ночью и являлась единственной отапливаемой церковью в соборном ансамбле. Вскоре она стала синонимом собора в целом.
Собор Василия Блаженного во времена СССР
Советский Союз признал Собор Василия Блаженного значимым и незаменимым национальным памятником. Было решено сохранить и восстановить его, а также превратить в музей с выставками об архитектуре, истории, политике и религии. Храм Василия Блаженного был открыт для посещения в мае 1923 года, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея.
Это интересно: Ходили слухи, что библиотека Ивана Грозного, собрание книг и документов, доставшихся ему от византийских императоров, может находиться где-то под собором. Исследования продолжались и в XX веке, когда археологи охотились за сокровищами, тайными ходами и многим другим.
Красная площадь использовалась для огромных парадов и демонстраций, и при Сталине различные исторические здания были снесены, чтобы максимизировать пространство. Один из ближайших соратников Сталина, Лазарь Каганович, предложил снести храм Василия Блаженного. Каганович уже руководил разрушением храма Христа Спасителя и Казанского собора Кремля. Однако архитектор Петр Барановский умолял Политбюро оставить собор нетронутым и даже послал телеграмму самому Сталину. Барановскому приписывают спасение храма Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного сегодня
Собор Василия Блаженного был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Церковные службы возобновились в 1991 году, и начались работы по окончательному возвращению колоколов собора к жизни. Сегодня на колокольне находится 19 колоколов возрастом от 25 до почти 500 лет. В 2007 году Храм Василия Блаженного объявили одним из семи чудес России.
Сегодня Собор Василия Блаженного бурлит духовной и светской деятельностью. Помимо часовен и церковных служб, он также является домом для фестивалей, выставок, художественных мероприятий, концертов и многого другого.
Внешний вид Собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного может похвастаться дизайном, не имеющим аналогов в России, что свидетельствует о блестящем таланте его создателей, осмелившихся нарушить традиционные каноны религиозной архитектуры. Его девять башен увенчаны луковичными куполами цвета конфет, излучающими веселье и радость. Каждая башня украшена слоями карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся вверх по крыльцам, лестницам и галереям; геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.
Первоначально Собор Василия Блаженного не являлся тем буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В XVII и XVIII веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно изменили облик собора. Были добавлены кирпичные веранды и галереи, многоцветная краска и плитка украсили фасад, а декоративные купола обрели свои яркие цвета и дизайн.
Это интересно: Купола покрыты 32 тоннами медного листа толщиной 1 мм, занимающего площадь 1900 квадратных метров.
Интерьер собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного завораживает разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в интерьере. Среди чудес, которые можно обнаружить внутри собора, — картины маслом, фрески, портреты и пейзажная живопись. Также иконостасы, содержащие более 400 шедевров московской и новгородской иконописи XVI-XIX веков. А еще ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.
Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.
Церкви Собора Василия Блаженного
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Центральная часовня Василия Блаженного, от которой собор и получил свое официальное название. Вы можете открыть для себя истинный масштаб собора изнутри центральной церкви. В некоторых местах сохранилась оригинальная кирпичная кладка и роспись, в том числе надпись с датой завершения строительства (12 июля 1561 года), освещаемая великолепной люстрой. Огромный иконостас в стиле барокко был привезен в Москву в конце 1700-х годов.
Церковь Киприана и Иустины
Часовня была освящена в честь мучеников Киприана и Иустины, чей день памяти знаменует взятие Казани 2 октября 1552 года. Белые колонны, обрамляющие восьмиугольную часовню, обрамляют смелые фрески, изображающие жития святых, и тянутся к центральной фреске Богоматери. Позолоченный иконостас в классическом стиле изображает сцены Творения. Церковь Киприана и Иустины увенчана бело-голубым куполом в вертикальную полоску.
Церковь Святого Григория Армянского
Одна из четырех небольших часовен, освященная в честь Святого Григория, который был ответственен за обращение Армении в христианство. Разрушение Арской башни казанской крепости в 1552 году, ключевой момент в походе Ивана Грозного, пришлись на День святого (30 сентября).
Строгие побеленные стены компенсируются ярким иконостасом, задрапированным шелковыми и бархатными занавесками. Также видны архитектурные особенности XVI века, религиозные одежды XVII века, традиционные свечи и элегантная эмалевая лампа. Наружный купол украшает сетка из желтых бриллиантов.
Церковь Трех Константинопольских Патриархов
Память патриархов Александра, Иоанна и Павла отмечается 30 августа — в день, когда войска Ивана Грозного победили татарского князя Япанчи в 1552 году. Масляные картины, украшающие стены и потолок, изображают патриархов и других религиозных деятелей, а огромный пятиярусный иконостас состоит из барочных и классических элементов. Еще одна из небольших часовен собора, ее купол сделан из зеленых и красных ромбов.
Церковь Святого Василия (Святого Василия Блаженного)
Самая маленькая часовня в ансамбле, но, пожалуй, самая богато украшенная, с яркими фресками, изображающими религиозных деятелей и сцены из жизни святого Василия. Строительством иконостаса руководил известный художник Осип Чириков. Она настолько велика, что тянется вдоль соседних стен, и ее иконы помещены на золотом, красном и синем фоне. Особенно примечательны две старинные иконы: Смоленская Божья Матерь и образ святого Василия Блаженного. Балдахин над местом упокоения святого Василия — одна из самых почитаемых святынь Москвы.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Эта церковь празднует вход Иисуса в Иерусалим, иначе известный как Вербное воскресенье. Торжественные побеленные стены украшены оригинальными элементами XVI века, а над северной дверью посетители могут увидеть повреждения, нанесенные артиллерийским обстрелом во время Октябрьской революции. Иконостас этой церкви был взят из кремлевского Александро-Невского собора и изображает сцены из жизни этого великого русского героя. Купол церкви украшен зелеными и красными гвоздиками.
Церковь Святой Троицы
В этой церкви почитается основное учение христианства. Ее интерьер — легкий, элегантный и мирный, а оригинальная архитектура и убранство почти полностью сохранились, включая старейший канделябр собора и одну из самых почитаемых его икон — ветхозаветную Троицу. Кремовые и зеленые полосы изгибаются к вершине купола, отражая спираль вечности, украшающую внутреннюю часть купола. Интересно, что акустика часовни дополняется глиняными сосудами, инкрустированными в стенах.
Церковь Александра Свирского
В этой маленькой часовне празднуется Святой Александр Свирский, ответственный за обращение Северной Руси в православие. День памяти святого отмечается 30 августа. Внутренняя часть часовни покрыта фресками, имитирующими кирпичную кладку, и спираль вечности вьется вокруг внутреннего купола. Внешняя часть состоит из зеленых и кремовых изогнутых полос.
Церковь Святого Николая Чудотворца
Большая церковь, посвященная Святому Николаю Чудотворцу, чья почитаемая икона была отправлена из Вятки в Москву в 1555 году. Это событие большого духовного значения иллюстрируется фресками, а иконостас храма изображает жизнь святого Николая. Убранство часовни особенно богато: до потолка доходят красочные картины, а иконостас украшен цветочными мотивами в позолоченной лепнине. Внешний купол покрыт красными и белыми зигзагообразными полосами.
Церковь Варлаама Хутынского
Еще одна маленькая часовня собора, увенчанная куполом из зеленых и желтых треугольников. Она прославляет святого Варлаама Хутынского — подвижника, почитаемого Иваном IV и его отцом как покровителя императорской семьи. День святого, 6 ноября, знаменует победоносное возвращение Ивана в Москву в 1552 году.
Иконостас украшен иконами XVI-XVIII веков, и особый интерес представляет большая висячая икона — видение Пономаря Тарасия, изображающее предсказание ряда бедствий, постигших Новгород. Эта икона завораживает тем, что это первое в истории древнерусского искусства произведение, на котором изображен целый город. Новгород передан с поразительной топографической точностью.
Церковь Иоанна Блаженного
Одиннадцатая и последняя церковь соборного ансамбля, вновь открытая для посетителей только в ноябре 2018 года. Часовня была освящена в честь святого Иоанна, юродивого, и в ней находится золоченый иконостас, мощи святого и небольшая экспозиция религиозных предметов и произведений искусства.
Колокольня
Добавленный к ансамблю собора в конце 1600-х годов элемент и слегка отделенный от основного строения. Колокольня увенчана крутым восьмиугольным шатром, выложенным маленькими окнами и разноцветными плитками. На южной стене находится огромная и знаменитая икона — завеса с Василием и Иоанном Блаженными.