история сретенского монастыря в москве
Сретенский монастырь: история обители и святыни
Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.
История монастыря
В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.
История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.
Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…
Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.
Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.
Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.
В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».
Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
История сретенского монастыря в москве
Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их.
Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов.
В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.
С такой поистине смертельной ратью, возглавляемой прославленным полководцем, теперь предстояло встретиться немногочисленным русским войскам. Только несколько лет прошло со времени Куликовской битвы, победа в которой была невелика по масштабам, но имела важнейшее значение для становления земли Русской. Еще народ не успел оправиться от тяжелейших потерь недавней войны. Москва как центр единения Русских земель, как центр Православия подвергалась ужасной угрозе. Стоял вопрос погибели не только Москвы, но и всей Руси.
Отправлено было во Владимир духовенство московского Успенского собора. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.
Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, с усердием молилися: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) произошла встреча иконы: крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, неподалеку от Кремля принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства. Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор.
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси.
В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка.
Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба.
Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной. Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ «Снятие пятой печати» или современный список чудотворной Владимирской иконы. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года.
В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу тогда, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.
В том же 1997 году в Сретенском монастыре был создан Московский центр по изучению Туринской Плащаницы.
Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище. Преподавание ведется по двум специальностям: «Православное богословие» и «Апологетика». Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской Духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.
Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.
Долгий и непростой путь Сретенского монастыря – от закладки до наших дней
Сретенский монастырь в Москве
Сретенский мужской монастырь – древнейшая православная обитель в центре Москвы на улице Большая Лубянка, в 15 минутах ходьбы от Кремля. Самый маленький из московских монастырей – важнейший духовный центр Православия, имеет статус ставропигиальского, то есть подчиненного святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Сретенский монастырь, насчитывающий 6 веков, неразрывно связан с Владимирской иконой Божьей Матери и историей Москвы.
Возникновение Сретенского монастыря
Встреча Владимирской иконы Божьей Матери
26 августа (8 сентября) 1395 года на Кучковом поле (так называлось то место, где сейчас улица Большая Лубянка) собралась вся Москва во главе с митрополитом Киприаном. Люди вышли встречать Владимирскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы и просить Божью Матерь о заступничестве и защите от войск непобедимого и жестокого амира Тамерлана.
В Москве с тревогой следили за продвижением монгольского войска. Перед лицом неминуемой опасности князь Василий с митрополитом Киприаном призвали на помощь Пресвятую Богородицу. Во Владимир отправили духовенство, чтобы принести в Москву главную православную святыню Руси – Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. В Москве объявили всенародный пост – проявление глубокой покаянной молитвы.
После Литургии и молебна, совершенных в городе Владимире, духовенство в сопровождении народа и княжеских ратников крестным ходом с великими почестями понесли образ Божьей Матери из Владимира в Москву. Крестный ход двигался 10 дней.
Люди, стоя по обеим сторонам дороги, молили Матерь Божию о спасении русской земли. В Москве икону встретили колокольным звоном, а потом с молитвами и пением внесли в главный московский храм – Успенский собор – и установили в киоте на правой стороне храма.
На следующий день в Москву прискакал гонец от князя Василия с вестью, что вражеское войско неожиданно ушло от границ Руси, как будто его кто-то гнал. Это Богородица вняла усердным людским мольбам, и чудо свершилось. В своем шатре Тамерлану представилось видение: величавая Жена повелела ему оставить пределы Руси, и непобедимый Тамерлан устрашился Великой Защитницы христиан.
Это случилось 26 августа 1395 года. С тех пор 26 августа (8 сентября) – день встречи (по-старославянски «сретения») Владимирской иконы Божьей Матери на Кучковом поле празднуется Православной церковью как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.
Закладка обители
В этом же году великий князь Василий Дмитриевич с княгиней Евдокией поставили на месте встречи Владимирской чудотворной иконы деревянную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Иконописец Андрей Рублев сделал для церкви копию Владимирской иконы, оригинал которой с великой честью отправили во Владимир.
Так появился Сретенский монастырь, который не имел ни земель, ни деревень и существовал на средства от паломников, прихожан и жертвователей. Непостоянный доход монастыря шел на строительство и украшение храмов.
Роль царской семьи Романовых
Мимо монастыря пролегала дорога из Кремля в Троице-Сергиеву лавру. Великие князья и цари останавливались здесь и приносили богатые пожертвования. Щедро одарил монастырь Иван Грозный, возвращавшийся после взятия Казани, около монастыря царя встречал восторженный народ. Здесь лечили раненого Дмитрия Пожарского во время освобождения Москвы от поляков.
Царский дом Романовых любил Сретенский монастырь и заботился о нем. При первом царе из рода Романовых – Михаиле Федоровиче – построили каменные кельи и обновили древний храм преподобной Марии Египетской. Царица Мария Ильинична пожертвовала для храма в 1668 году колокол, названный Мариининским, сохранившимся до наших дней.
В последние годы жизни царя Алексея Михайловича в монастыре построили церковь в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. Над воротами монастыря возвели шатровую колокольню. В 1652 году иконописец Симон Ушаков написал для Сретенского собора Владимирскую икону Божьей Матери, которая хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
Расцвет Сретенского монастыря
Расцвет Сретенского монастыря совпал со временем царствования Федора Алексеевича, старшего брата Петра I, в XVII веке. По указу государя и на его пожертвования на месте старого деревянного храма возвели пятиглавый каменный Сретенский собор. В центральном куполе – световые окна, внутреннее пространство разделено на три части двумя столпами.
Одновременно с собором построили каменные монастырские кельи и придел в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи. В 1699 году на средства боярина Грибоедова, предка автора комедии «Горе от ума», собор расписан костромскими иконописцами. В 1700 году монастырь получил дар от Иерусалимского Патриарха Досифея – часть мощей преподобной Марии Египетской. Драгоценный ковчег со святыней стоял в Сретенском соборе.
Упадок и пожар
Петр I не жаловал обитель, во время его правления число монахов сократилось, монастырь пришел в упадок. В 1737 году в центре Москвы разгорелся сильнейший пожар, уничтоживший больше половины городских построек. В Сретенском монастыре выгорели церкви Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской, игуменский и келейный корпуса, шатровая колокольня с колоколами.
Работы по восстановлению обители затянулись на десятилетия. Постоянного дохода у монастыря не было, и восстановление шло на деньги благотворителей. К 1745 году восстановили церковь Николая Чудотворца, трапезную, колокола и колокольню, навсегда утратившую «шатер».
К концу XVIII века монашеская жизнь в обители наладилась. Возродились крестные ходы в Сретенский монастырь, в которых участвовало высшее духовенство и государственные чины. Ежегодные крестные ходы играли большую роль в религиозной жизни Москвы.
Война 1812 года и ее последствия
26 августа (8 сентября) во время Бородинского сражения из обители двинулся крестный ход с чудотворными иконами, который шел посреди обозов с ранеными русскими солдатами. Народ молил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Россию от наполеоновской орды. Москву сдали, но Россия и вера православная остались невредимыми.
После ухода Наполеона в монастырском лазарете монахи лечили русских солдат, здесь же, в обители, хоронили умерших. Так в Сретенском монастыре появилось кладбище участников Отечественной войны 1812 года.
12 декабря 1812 года от Сретенского монастыря прошел крестный ход по Москве с иконой Владимирской Божьей Матери: так освятили столицу после пребывания в ней врагов. Главнокомандующий Москвы граф Растопчин прочел донесения о новых победах русской армии. Из трофейных французских орудий, установленных у стен монастыря, прогремел салют.
Послереволюционные годы
В январе 1918 года у монастыря отняли хозяйственные постройки и келейные корпуса. В 1922 году конфисковали церковное имущество, а в 1926 году монастырь закрыли, устроив там общежитие НКВД и тюрьму. Стены заклеили обоями, благодаря чему древние фрески храма сохранились. Позднее в соборе устроили гараж и реставрационные мастерские. На церковном кладбище построили среднюю школу.
В 1928 году снесли церковь Марии Египетской и Николая Чудотворца, разобрали колокольню, а колокола продали в Англию. Священников и монахов изощренно пытали, распинали на крестах, закапывали живыми в землю, расстреливали без суда. Земли Сретенского монастыря пропитаны кровью мучеников.
Восстановление в эпоху Новой России
В 1991 году во вновь освященном соборе начались службы. Монастырь находился в аварийном состоянии: крыша, пол, отопление и электроснабжение срочно нуждались в ремонте. К 600-летию встречи чудотворного образа Владимирской иконы Божьей Матери на Кучковом поле 8 сентября 1995 года дивный мир 300-летних фресок возродили к жизни, установили новый иконостас. Вокруг монастыря возвели ограду, построили звонницу.
В день праздника в монастырь для поклонения привезли из Третьяковской галереи Владимирскую икону Божьей Матери. Вечером 7 сентября 1995 года 25-тысячный крестный ход с чудотворной иконой во главе со Святейшим Патриархом Алексием II проследовал из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.
Так возобновилась традиция крестных ходов обитель. В монастыре перед Владимирской иконой отслужили Всенощную и Акафист. Тысячи людей стояли ночью под дождем, чтобы приложиться к святыне. 8 сентября после Божественной Литургии святыня вернулась в Третьяковскую галерею.
В 1996 году храм переименовали в старопигиальный мужской монастырь, настоятелем которого стал Тихон. В 2000 году построили придел в честь преподобной Марии Египетской. В монастыре восстановили все помещения, возвратили монастырский сад, отремонтировали и надстроили до пятого этажа кельи. На храме восстановили кованые позолоченные узорные кресты. Школу, построенную на территории монастыря, перевели в новое здание в центре города.
Прихожане и вкладчики Сретенского монастыря
Ансамбль монастыря создавался шесть веков, монастырь помнит и чтит тех, кто помогал монастырю выживать и развиваться:
Храмы, часовни и подворья
На территории Сретенского монастыря находятся:
Святыни монастыря
В Сретенском монастыре хранится много ценных святынь:
Сретенский монастырь сегодня
Сейчас в Сретенском мужском монастыре живут 50 насельников, главное дело которых – молитва. В монастыре служат 20 священников и живут 250 семинаристов. Сотни прихожан собираются в обители на праздничные службы.
При монастыре действует Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. В воскресной школе для детей рассказывают о православных традициях и Таинствах, изучают Евангелие и помогают расти духовно. Просветительские курсы для взрослых «Православие», Российский центр по изучению Туринской Плащаницы и интернет-магазин «Православие.Ru», а также издательство и магазин православной книги «Сретение» привлекают внимание многих прихожан.
Сретенский монастырь славится своим хором. Первый «большой» хор состоит из профессионалов высочайшего уровня. Он поет на торжественных мероприятиях и службах в монастыре, а также в Успенском и Благовещенском соборах Кремля. Второй хор состоит из студентов духовной семинарии и почти ни в чем не уступает «большому» хору. Поет на службах в монастыре, на концертах в нашей стране и за рубежом. В монастыре действует хор, состоящий из прихожан.
Территория Сретенского монастыря – оазис тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра.
Видео: прогулка по монастырю
Сретенский монастырь: Прошлое и настоящее
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная на удивительном месте. Более шестисот двадцати лет назад здесь произошло событие, которое верующие люди, не сомневаясь, называют чудом. Заступничеством Пресвятой Богородицы русские земли были спасены от нашествия Тамерлана.
Сегодня Сретенский монастырь — важнейший духовный центр России. Брошюра, выпущенная издательством монастыря к 25-летию возрождения обители после ее закрытия в 1926 году, знакомит читателя с историей монастыря, его возрождением, строительством нового собора и жизнью сегодня.
Из истории. В 1395 году полчища жестокого и беспощадного завоевателя Тамерлана приближались к Москве, силы были не равны. Митрополит Киприан, призвав москвичей к всенародному посту и усердной молитве, повелел принести из Владимира в Москву величайшую святыню Русской земли — чудотворную икону Божией Матери. Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа показались стены Кремля. Вся Москва, от мала до велика, вышла на Кучково поле встречать святыню. В едином молитвенном порыве соединились сердца людей. И Матерь Божия не посрамила этой великой веры и надежды. Предание рассказывает, что в то время, когда москвичи молились перед чудотворным образом, хан задремал у себя в шатре. Во сне ему привиделась Светозарная Жена, окруженная множеством крылатых воинов. Грозно взирая на хана, Она повелела ему оставить русские земли. Тамерлан отдал приказ об отступлении и увел свое войско на юг, покинув пределы Руси.
Вскоре на том месте, где москвичи встречали святой образ, была заложена деревянная церковь во имя встречи (по-славянски — сретения) Владимирской иконы Божией Матери, а в 1397 году здесь был основан Сретенский монастырь. День 26 августа (8 сентября по н. ст.) празднуется с тех пор как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.
Сретенский монастырь к началу XX века. Первые послереволюционные годы жизни Сретенского монастыря связаны с именем выдающегося богослова, пламенного проповедника и защитника Церкви священномученика Илариона (Троицкого). Владыка, любимый и почитаемый церковным народом, часто служил в Сретенском монастыре. Служил здесь и патриарх Тихон. Незадолго до закрытия монастыря, в 1925 году, здесь принял иноческий постриг пятнадцатилетний Сергей Извеков, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В начале 1926 года Сретенский монастырь был закрыт.
Новая история Сретенского монастыря. В1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви. В 1994 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году указом Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов, с 17 мая 2018 года митрополит Псковский и Порховский). 8 сентября 1995 года исполнялось 600 лет со дня встречи чудотворного образа Богородицы на Кучковом поле. Этот день стал днем духовной радости для всех верующих москвичей. После переговоров с дирекцией Третьяковской галереи было получено разрешение привезти Владимирскую икону в день праздника в монастырь для поклонения.
На страницах брошюры можно почитать и о восстановлении монастыря, и о его святынях, главной из которых являются мощи священномученика Илариона (Троицкого). Отдельные разделы посвящены восстановлению единства Русской Церкви. Описана монашеская жизнь в обители, в Серафимовском скиту. С 2003 года монастырь оказывает помощь школе-интернату, находящемуся в городе Михайлове, в котором воспитываются около ста детей-сирот и детей из неполных и неблагополучных семей.
В Сретенском монастыре находятся редакции крупнейшего православного книжного издательства и известного интернет-портала «Православие.Ru». В 2002 году при монастыре открыта Сретенская духовная семинария. Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя не упомянуть его хор — один из самых известных в Русской Православной Церкви. В стенах обители располагается и Патриарший совет по культуре, созданный в марте 2010 года, его председатель — наместник Сретенского монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). С 2014 года в монастыре работают просветительские курсы «Православие».
Важным событием новейшей истории монастыря стало строительство в 2017 году нового храма — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Не только необходимость увеличить пространство для богослужений подвигла наместника и братию к решению построить этот собор. Все они понимали, что, став насельниками Сретенского монастыря, расположенного на Большой Лубянке, они оказались в месте, освященном исповедническим подвигом святых XX века, нашедших в себе силы противостать безбожной смуте и бесстрашно свидетельствовать о Христе.
Сретенский монастырь является одним из важнейших духовных центров не только Москвы, но и всей России. Уже много лет ежедневно, без выходных братия и наместник монастыря трудятся, созидая и украшая не только дорогую им святую обитель, но и души людей, приходящих сюда за молитвенной помощью и духовным утешением. Да благословит Господь эти нелегкие труды, ведь именно о таких, как они, сказано в древней книге псалмов: И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1, 3).
Сверните с шумной Большой Лубянки в тихий двор монастыря и убедитесь в этом сами.
Книгу можно приобрести:
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.