история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

История становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В отечественной дошкольной педагогике проблема трудового воспитания волновала педагогов с момента возникновения первых детских садов в России. В 20-е ХХ века годы был организован детский сад по методу Е.И. Тихеевой, который стал своеобразной лабораторией, где отрабатывалась и технология трудового воспитания.

Е.И. Тихеева доказала, что игра и труд, широкое ознакомление с трудом взрослых являются важными средствами развития дошкольников. Е.И. Тихеева обогатила педагогический процесс оригинальными дидактическими пособиями (дидактическая кукла, рабочий швейный ящик и пр.), выдвинула идею организации трудовых уголков (уголок прачки, кухонный, портнихи и др.). Большое место в практике ее детского сада нашли труд в природе, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Составной частью педагогического процесса по методу Е.И. Тихеевой были разнообразные трудовые поручения как средство воспитания самостоятельности, трудолюбия и других личностных качеств.

В течение ХХ века осуществлялись многочисленные исследования по разным аспектам проблемы трудового воспитания. Это способствовало тому, что к 90-м годам ХХ века в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные методики: ознакомления дошкольников с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, Е.И. Радина, О.И. Соловьева, С.Ф. Сударчикова, З.А. Тидикиене), трудового обучения (Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, Г.В. Груба, М.В. Крулехт, Л.Я. Мусатова, Л. А. Порембская), руководства работой дежурных (З.Н. Борисова, Г.Н. Година, К.А. Климова), трудовых поручений и коллективного труда (Р.С. Буре, Н.Г. Лоран, А.Д. Шатова), совместного труда взрослого с ребенком (Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева).

При многообразии перечисленных методик выделяются два альтернативных направления.

Для первого – характерно отсутствие взаимосвязи между ознакомлением с трудом взрослых и воспитанием личности ребенка в процессе собственного труда. При отборе знаний о труде акцент делается на показ отношений (отношение к инструментам, технике, дружный характер труда и т.д.). Фиксация внимания детей на внешней стороне трудового процесса (наблюдение труда строителей, работников почты и др.), а не на его содержании и структуре не позволяет детям использовать полученные в ходе наблюдений знания и зрительные образы для освоения умений собственной трудовой деятельности. В большинстве случаев полученные знания подкреплялись игрой и редко – трудом самих детей. В традиционной методике повседневная трудовая деятельность рассматривалась как главное средство трудового воспитания, а трудовые поручения – как основное средство вовлечения ребенка в трудовую деятельность (В.Г. Нечаева, А.Д. Шатова). В ключе данного направления Л.В. Куцаковой разработана программа «Я люблю трудиться» и методическое обеспечение к ней [14].

В основе методики трудового воспитания второго направления (научная школа В.И. Логиновой) лежит взаимосвязь средств трудового воспитания: формирования знаний о труде взрослых, освоение целостных трудовых процессов, самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни [8, с.54-57].

Исходя из педагогической концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности (М.В. Крулехт), была предложена модель образовательного процесса в старших группах детского сада, в которой структурной единицей образо­вательного процесса выступают «занятия по интересам», органи­зуемые во время досуга (исследования А.А. Крулехт. М.В. Созиновой) и включающие в себя игру и детский труд. В последнее десятилетие на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена разрабатывались методики руководства детской игровой и трудовой деятельностью в русле концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности.

Источник

Из истории вопроса трудового воспитания дошкольников

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Большое значение трудовому воспитанию дошкольников придавал Ушинский, в своих работах он раскрыл теоретические и методологические аспекты трудового воспитания детей. Также особое значение трудовому воспитанию придавали Макаренко и Сухомлинский.

На I съезде по дошк. воспитанию в 1919году было определено содержание трудового воспитания дошкольников и требования к нему. Заслугой съезда является то, что были определены требования к труду, учитывающие возрастные особенности детей, т.е. труд должен быть посильным и интересным детям.

В 1919 году состоялась конференция «О трудовом начале в дошкольном учреждении», где разгорелся спор между двумя точками зрения: сторонники 1-й точки зрения считали, что всю работу по поддержанию чистоты и порядка должны выполнять дети. Сторонники 2-й точки зрения отстаивали позицию, что труд должен вводиться как воспитательный элемент, он должен быть интересным и доступным для ребенка. К единому мнению они не пришли.

В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию особое внимание уделяется коллективизму в игре и труде.

В 1924 году на III съезде по дошк. воспитанию предпочтение дается общественному производственному труду. Особенно подчеркивается роль совместного труда детей и взрослых. Работница НарКамПроса Прушитская предложила оборудовать ДУ станками. Против выступили Суровцева и Крупская, эта идея не получила развития.

В 1929 году на IV съезде по дошк. воспитанию впервые поднимается вопрос о методиках трудового воспитания.

В 30-40 гг обозначается новое направление в исследовании трудового воспитания дошкольников – сочетание собственной трудовой деятельности дошкольников с наблюдением за трудом взрослых.

В 60-е годы Борисовой и Нечаевой были проведены исследования по определению содержания трудового воспитания дошкольников, что нашло отражение в «Программе воспитания в д/с» 1962 года.

Углубленные целенаправленные исследования вопросов трудового воспитания начинаются с 1964 года (Нечаевой, Радиной, Лаунер, Сергеевой, Логиновой и др.) В результате чего, было определено содержание, формы, методы, средства трудового воспитания дошкольников.

В настоящее время данная проблема исследуется в недостаточной степени.

38. Своеобразие элементарной трудовой деятельности дошкольников. Задачи трудового воспитания.

Особенности трудового воспитания:

1.Труд дошкольников носит воспитывающий характер;

2.Труд дошк. не отделен от игры, тесно связан с игрой;

3.Труд детей носит ситуативный характер;

4.Осознание цели трудовой деятельности детьми отностительно;

5.Отношение к процессу и результату труда.

Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.

2-я группа – на развитие определенных качеств.

Бабанский выделил след. задачи:

1.Воспитание отношений к труду

2.Воспитание отношений к людям труда

3.Формирование потребности трудиться

Логиновапредлагает след. задачи:

1.Формирование отношений к труду

2.Воспитание потребности трудиться

3.Усвоение элементарных трудовых умений и навыков в основных видах труда

Нечаева выделяет след. задачи:

1.Воспитание отношений к труду

2.Воспитание уважительного отношения к людям труда

3.Формирование элементарных трудовых умений и навыков

4.Воспитание нравственно – волевых качеств

Источник

История становления трудового воспитания в России

автор Дудкина Н. В История становления трудового воспитания начинается с 1919 года. Когда на первом съезде по дошкольному воспитанию и на втором съезде 1921 году впервые было определено в содержание труда дошкольников, требования к нему, поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. На протяжении времени вопросы трудового воспитания волновали педагогов, психологов.

В ходе труда дети знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с ними, работать с различными инструментами. В своих работах о том что детей с раннего возраста нужно приучать к труду говорила Крупская Н. К. Важное значение Крупская Н. К уделяла способам объединения детей в труде. Указывая на то, что совместную работу детей нужно ценить, так как она является зачатком коллективного труда.

Особое значение коллективного труда в формировании ответственности у детей к труду уделял замечательный педагог А. С. Макаренко. в одном из своих трудов он писал: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только они могут создавать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же что он хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».

Особенность детского труда и своеобразная связь его с игрой в своих трудах отмечала Крупская Н. К. многие педагоги считали что труд тесно связан с игрой.

А. С. Макаренко разработал рекомендации по организации детского труда. В рекомендациях уточнено содержание труда, дается постепенное усложнение, требования к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых поручений, обязанности в семье, отмечается роль участия в общих проблемах и заботах.

Таким образом Н. К. Крупская и А. С. Макаренко обосновали принципы трудового воспитания. Видные педагогические деятели разработали и изучила вопросы трудового воспитания.

Теоретически обосновали трудовое воспитание В. А. Полякова, С. Я. Батышева. В трудах ученых Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой раскрываются вопросы воспитания активности, нравственных качеств личности.

В работах психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского отражена проблема значения трудовой деятельности в формировании личности. В. А. Петровский выступал против термина «трудовое воспитание», предлагал заменить его «воспитание в деле». Также философы и социологи, а именно М. М. Бахтин, Н. А. Бердяева в своих трудах рассматривались вопрос воспитания личности в трудовой деятельности. Не мало важное значение имеют исследования Т. А. Марковой, которые показали, что основным мотивом побуждающий к трудовой деятельности, является желание детей помогать взрослым.

Дошкольный возраст является первоначальной ступенью формирования личностных качеств. Происходящие в отечественной системе образования изменения, определяют концепцию непрерывного образования, определяют сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, который основывается на принципах вариативного содержания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд критериев направленных на формирование основ трудовой культуры дошкольников.

В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе дошкольного учреждения. В. Г. Нечаевой разработано содержание труда, Р. С. Буре выделены формы организации труда. А. Д. Шатова исследовала вопрос влияния труда на развитие волевых качеств, М. В. Крулехт изучался вопрос формирования положительного отношения к труду взрослых.

Анализ опыта трудового воспитания показывает положительные моменты. Учеными педагогами, психологами внесен огромный вклад в разработку проблемы трудового воспитания, раскрыта роль различных видов труда. В исследованиях раскрывается вопросы формирования самостоятельности, ответственности. Однако организация процесса трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях находиться в забытом состоянии. Не на должном уровне осуществляется взаимодействие детей и взрослых в трудовой деятельности, у детей не сформированы отдельные качества личности (трудолюбие, ответственность, настойчивость). Труд становиться забытым, второстепенным компонентом в жизни детского сада, снижаются представления о ценности труда. Трудовое воспитание стало занимать последнее место в воспитательно-образовательном процессе, так как на первом месте у педагогов и родителей стоит задача умственного, эстетического развития.

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольниковТрудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших.

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаИстория дошкольного воспитания в России (город Томск) В советское время 1963-1970 год существовали круглосуточные сады. Моя мама отдала меня в ясли-сад№136 на станции Томск-2 Западно-Сибирской.

Консультация для родителей «История становления города Иркутска» «История становления города Иркутска.» (Консультация для родителей) Вся страна и, наверное, весь мир ассоциирует Иркутск с Байкалом и Ангарой,.

Методическая разработка. Проектная деятельность как средство нравственно-трудового воспитания детей Проектная деятельность, как средство нравственно – трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Взаимосвязь.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Содержание трудовой деятельности.

Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.

Источник

Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста Екатерина Пронина
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников

Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. [Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. 6]

В энциклопеданическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменения переметов природы для удовлетворения свих потребностей» (энциклопедия)

Трудовое воспитание дошкольников является предметом внимания в педагогических системах ведущих педагогов, как прошлого, так и настоящего. Так ярким представителем гуманистической педагогики прошлого, чье педагогическое наследие в настоящее время не утратило свою актуальность, является И. Г. Песталоцци, провозгласивший труд стержнем всей воспитательной работы с детьми. Он высказывает идею, адекватную направлению, в котором идет перестройка воспитательно-образовательной работы в современном детском саду. Это переход к личностно-ориентированной модели обучения взрослого и ребенка, в русле которой является не только равноправным партнером детей в совместной деятельности, но и тем, кто признает ребенка личностью, воспринимая его, как равного, с его проблемами, желаниями, интересами. Большой интерес представляет высказывание Песталоцци об образовании, которое должно находиться в тесной связи и взаимодействии с умственным, нравственным и физическим развитием детей, вооружать их общей культурой ручного труда и разнообразными умениями и навыками, которые в последующем пригодятся в профессиональной деятельности.

Историко-педагогический аспект изучения исторически сложившихся педагогических систем трудового воспитания тесно перекрещивается с нравственным воспитанием. Б. Л. Каптерев, Я. А. Валинский обращали внимание на то, что «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» [12,с. 28]

Воспитания положительного отношения к труду детей дошкольного возраста рассматривается с учетом тех социальных, культурных образцов нравственного воспитания, которые отвечают задачам гармоничного воспитания, культурной цивилизации, являющихся объектом изучения той или иной педагогической системы трудового воспитания.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30—80 годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И. Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпи-зодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания [Буре Р. С., Ключников Е. А. Воспитание настойчивости у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности// Дошкольная педагогика]

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитаниеакценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Высказанные вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей дошкольного возраста обосновывают актуальность проблемы и необходимость возврата к ее рассмотрению. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения,их поиск самостоятельных решений: не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предло-жение, совет, вовлечение детей в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений активности с их стороны. Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени готовности к обучению его в школе [Буре Р. С. Дошкольник и труд. – Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004 – с. 8»

Таким образом, рассматривая исторический вопрос о проблеме трудового воспитания следует отметить, что данный вопрос не утерял актуальности, и именно поэтому авторы современных программ для решения вопроса, связанного с трудовым воспитанием используют разнообразные методы и приемы, акцентируя внимание на возрастные особенности, интересы и возможности ребенка. Важно отметить, что авторы программы выделяют следующие виды детского труда: самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей, хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка, труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду, ручной труд (подтверждение порядка группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)

При реализации выделенных видов труда предусмотрены три формы организации трудовой деятельности детей: поручения (индивидуальные и совмещенные, дежурства (индивидуальные и совмещенные, коллективный труд

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания Подпроект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» в рамках инновационного проекта «Гендерное воспитание.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Трудовое обучение в ДОУ как средство трудового воспитания» Трудовое обучение в ДОУ проводиться с целью формировать навык у детей правильно организовывать и осуществлять различные виды труда. Поскольку.

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж».

Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников Все мы люди, людям.

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото история становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *