история успенского собора в ростове великом
Успенский собор (Ростов)
Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.
Содержание
История [ править ]
Успенский собор знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые смотрением Божиим неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Большинство колоколов были отлиты в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче. Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в виде «концертов колокольной музыки» в 1987 году, а с1991 г. стали сопровождать церковные службы.
В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко.
Описание [ править ]
Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.
Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.
Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.
Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.
В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.
В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.
Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2
РОСТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР
Ростовский Успенский собор |
Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в кремле г. Ростова Великого Ярославской епархии
Первый дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший первой христианской церковью Ростова Великого, был, по преданию, основан первыми святителями Киевским Михаилом и Ростовским Феодором около 991 года. При нём был учрежден клир и храм стал кафедральной церковью владыки Феодора и последующих Ростовских архиереев, и усыпальницей многих из них.
С постройкой Ростовского Успенского собора также связывают сообщение Киево-Печерского Патерика, о том что, в память о своем чудесном исцелении через пояс преподобного Симона варяга, благоверный князь Владимир Мономах:
Также патерик указывает что Владимир Мономах подарил собору Владимирскую икону Божией Матери. В 1160 году этот храм сгорел в пожаре.
По повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен новый каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии, что послужило прославлению их в лике святых. Вскоре строительство каменной церкви было завершено. Однако, по некоторым данным, своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и храм пришлось возводить еще раз.
После 1253 года, когда молитвами Ростовского святителя Кирилла исцелился сын хана Беркая, тот повелел чтобы вся дань собираемая с Ростова поступала в Усенский собор. Епископ Кирилл украсил собор золотом, жемчугом, драгоценными камениями. Вскоре, когда только прибывший на Русь юный преподобный Петр Ордынский попал на службу в собор, красота убранства и благолепие богослужения в соборе поразили его и окончательно подвигли к принятию Православия. Впоследствии преподобный Петр также венчался здесь.
В 1408 году во время пожара, как свидетельствует летопись, собор «погорел со всем украшением, и иконы, и книги многие старинные, и сосуды златые и серебряные, и камения драгоценные, и священныя облачения и жемчуга сгоре, камения от пожара распадалося, и верх церковный провалися».
Здание собора, дошедшее до XXI века, было построено между 1508 и 1515 годами. Трижды в Успенском соборе побывал царь Иоанн Грозный, и в то время владыка Никандр получил от него жалованную грамоту на владение многими селами, деревнями, угодьями.
6 октября 1608 года собор подвергся нападению поляков. Пан Сапега со своими отрядами, захватив город, приступил к взятию храма, в котором укрылись жители города, священники во главе с митрополитом Филаретом. Иноверцы разбили двери храма, учинили расправу над ростовцами и священниками, взяв в плен архиерея. Церковная сокровищница: золото, серебро, жемчуг, золотая и серебряная раки, оклады икон – все стало их добычей. Впоследствии, из-за похищения раки поляками, мощи святителя Лентия были положены под спудом, у южной стены придела в его честь.
Несмотря на очередное бедствие, храм как всегда вновь украсился. За его долгую историю дорогие вклады на молитвенную память делали епископы и митрополиты, великие князья и цари. Наиболее крупные вклады и благоустроения отмечены в летописях.
Стенопись и резной золоченый иконостас собора неоднократно поновлялись. В 1763 году стены Успенского собора были расписаны на деньги, пожертвованные императрицей Екатериной II. В конце XIX века здесь бывали высшие лица императорской фамилии, а в 1913 году государь Николай II начал знакомство с городом с посещения Успенского собора. Чудотворные мощи ростовских святых, чудотворная Владимирская-Ростовская икона Божией Матери и иные сохранявшееся тут древние образа привлекали в собор богомольцев со всей России.
После революции 1917 года собор некоторое время оставался действующим. В 1920 голу мощи святителей Ростовских Исаии и Игнатия были вскрыты для освидетельствования. С 1922 года началось изъятие ценностей, которое проводилось затем неоднократно. В 1935-1936 годах храм закрыли и использовали как склад.
В 1990 году Успенский собор был возвращён Русской Православной Церкви и вскоре стал вторым кафедральным собором Ярославской епархии.
Ростов. Митрополичий двор. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Построен в XVI в. на месте рухнувшего более старого. Действует.
Ныне существующее здание Успенского собора было возведено в центре города в начале XVI века, в 1508-1512 г.г., т.е. задолго до начала постройки митрополичьего двора (собственно того, что сейчас определяется как Ростовский Кремль). До этого, на этом месте, сменили друг друга четыре храма, первый из которых, бревенчатый, был заложен ещё в 991 году, при святом князе Владимире. Стены собора сложены из кирпича, а его цоколь собран из белокаменных блоков. Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров.
До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся мощи митрополита Ионы, а также мощи первого ростовского удельного князя Василько Константиновича, убитого батыевскими воинами после битвы на реке Сити, но не предавшего в трудный час своей православной веры.
Звонница построена гораздо позднее собора, при митрополите Ионе. По его замыслу около 1682 года было построено основное её здание. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой» в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Считается, кстати, что колокола отливали здесь же, на территории митрополичьего двора, для этого специально был вырыт пруд.
Соборная Успенская церковь каменная, приходская, зимняя и летняя одна и та же, прочна, о трех престолах: во имя Успения Пресвятой Богородицы; на правой стороне главного алтаря, в 1885 г. реставрированный в виде деревянного пещерного храма и 29 сентября того же года освященный, во имя Леонтия и Исаии Ростовских чудотв., почивающих на сей стороне собора, и вновь устроенный на северной стороне алтаря, в том же году 1885 и 7 сентября освященный во имя св. Игнатия Ростовского чудотв., мощи коего почивают на сей стороне собора. Малая церковь холодная, под колокольнею соборною, построенная митрополитом Ионою Сысоевичем в XVII в., во имя Входа Господня в Иерусалим, богослужение в ней совершается однажды в год.
Сооружение соборной Успенской церкви относится к XIII веку ко времени княжения ростовский князей Константина Всеволодовича и сына его Василия Константиновича; при первом она в 1213 г. была заложена, а при втором достроена и освящена епископом ростовским Кириллом в 1230 г. В соборной церкви почивают мощи святителей: Леонтия, Исаии, Игнатия и Федора…
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери написана преп. Олимпием – иконописцем Киевопечерского монастыря в XI в. и принесена сюда в дар великим князем Владимиром Мономахом. Образ Спаса Нерукотворенного, по преданию, бывший келейным св. Леонтия, образ Боголюбской Божией Матери.
Домов при соборной Успенской церкви каменных пять, в которых помещаются священнослужители, сторожа и звонари; кроме сего, при соборной церкви имеются три корпуса каменные, состоящие из 39 лавок и 10 палаток, с которых в пользу церкви получается аренды 4259 руб. 55 коп. в год. Капитал соборной Успенской церкви в билетах заключается в 68 850 руб. При церкви в 1900 г. учреждено общество хоругвеносцев. При соборной церкви по расписанию 1876 г. штатный состав причта положен: 1 протоиерей, 3 священника, 2 диакона и 3 псаломщика. Причтовый капитал в билетах заключается в 21 698 руб. Жалование от казны 58 руб. 85 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Это самое древнее из строений, входящих в комплекс Ростовского кремля (бывшего Ростовского архиерейского дома). Успенский собор находится за пределами крепостных стен кремля, напротив северных Святых ворот.
Успенский собор расположен в историческом центре Ростова Великого. Раннее на его месте располагался деревянный храм, который был уничтожен пожаром в 1160 году. В 1161 году по приказу Андрея Боголюбского было начато строительство здания из белого камня, которое позже, в 1204 году, также разрушено пожаром. Храм отстроили заново, однако пожар 1408 года вновь уничтожил здание. Современное здание собора было построено в 1508-1512 гг. При строительстве Ростовского архиерейского дома митрополитом Ионой в 1587 году Успенский собор был перестроен. Были внесены изменения в форму глав собора, с южной части храма пристроено новое крыльцо-паперть, которое было обращено в строну архиерейского дома (кремля) и служило для торжественного входа митрополита в храм.
После того как епархия была перенесена из Ростова в Ярославль, Успенский собор вместе с остальными строениями кремля пришел в состояние сильного упадка. В XIX веке были проведены масштабные реставрационные работы. Ураган 23 августа 1953 года сильно повредил Успенский собор. В ходе реставрационных работ под руководством Владимира Сергеевича Банинге были проведены серьезные исследования и храму был возвращен его облик, близкий к тому, который он имел во времена митрополита Ионы. Были восстановлены покрытия собора, древние оконные проемы, разобрана северная и западная паперть XIX века. Эти усилия привели к возвращению Успенскому собору его грандиозного и пропорционального облика. Также в ходе работ была обнаружена белокаменная кладка XII века.
Успенский собор и Звонница составляют с Ростовским кремлем единый ансамбль, хоть и вынесены за его пределы. Сейчас Успенский собор, звонница и площадь перед ними обнесены небольшой кирпичной оградой, однако до XVII века ее не было. На этом месте располагалась городская площадь, на которой во время феодальной самостоятельности Ростова собиралось городское вече. На северо-востоке от Успенского собора была размещена торговая часть города.
Успенский собор представляет собой вытянутый с запада на восток параллелепипед, увенчанный пятью главами на высоких барабанах. Его стены разбиты лопатками (три на западном фасаде и по четыре на северном и южном). Каждое членение заканчивается закомарой с килевидным завершением, что делает линию кровли волнистой. Храм выстроен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки выполнены из белого камня. Высота собора вместе с крестами достигает 60 метров. Его архитектурный облик напоминает Московский Успенский собор: «строй могучего пятиглавия, соотношение ширины к высоте здания, создающее впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива» (В.Н. Иванов, Ростов Великий, Углич. М., 1964).
Самые ранние фрагменты фресок, найденные в нижней части стен, оставшихся от белокаменного храма, относят к XII веку. Также сохранились остатки росписи 1589 года. В 1659 году при митрополите Ионе Сысоевиче собор расписывала артель мастеров Севастьяна Дмитриева и Иосифа Владимирова, а также мастера из Костромы — Гурий Никитин, Василий Кузьмин и Сила Савин. В 1671 году эти фрески уничтожил пожар. В 1843 году собор был заново расписан масляной краской, что окончательно разрушило роспись XVII века. Иконостас Успенского собора был оформлен в 1730-1740 гг. Он украшен затейливой резьбой в стиле русского барокко.
В Успенском соборе покоятся Ростово-Ярославские князья и архиереи с XI по XVIII вв. Среди них и создатель Ростовского кремля Иона Сысоевич.
В 1991 году собор и звонница были переданы Русской православной церкви. Сейчас в Успенском соборе идет реставрация, однако здание открыто для посещения, что позволяет осмотреть фрагменты древних фресок.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №39, 2013 г.
Один из древнейших храмов на Ярославской земле. Существующий собор возведён на рубеже XV-XVI в.в. На месте, где сейчас стоит Успенский собор, ещё в конце Х в. была построена дубовая церковь. В ХII в. вместо неё был построен собор из белого камня, который рухнул после пожара и был восстановлен в ХIII в. В пожар 1408 г. его своды и глава обрушились, храм был снова восстановлен. Нынешний огромный собор возведен в ХV или ХVI в.
Митрополит Иона, управлявший Ростовской митрополией 38 лет (1652−1690), проявлял неустанную заботу об укреплении Успенского собора. В 1659 г. Иона решил расписать собор стенным письмом. В отписке ярославского воеводы Татищева за 1659 г. говорится, что ярославские иконописцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «с товарищи 5 человек взяты к Ионе соборные церкви для стенного письма». Однако срочный вызов митрополита в Москву не позволил осуществить этот замысел летом 1659 г. Интерьер собора был расписан в 1669-1671 г.г. дружиной ярославских мастеров в составе Севастьяна Дмитриева, Василия и Константина Ананьиных, Григория Степанова, Дмитрия Григорьева Плеханова, Дмитрия Афанасьева, Якима Филатова, Ивана Гордеева, Адриана Иванова, Петра Лукина, Тимофея Федотова, Федора Савина, Прокопия Семенова, Карпа Михайлова и Ивана Карпова.
Подчиняясь веянию моды и следуя общему духу времени, последователь Ионы митрополит Иосаф Лазаревич (1691-1701) предпринял существенные переделки в интерьере собора. В 1696-1698 г.г. по его указу была произведена растеска окон и реставрация отдельных фрагментов стенной росписи на оконных откосах и на восточной стороне каменной алтарной преграды. Реставрацию росписи производил лучший ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов с товарищами. Он же переписал вновь соборные паперти. При Иосафе Лазаревиче был разобран в 1690-е г.г. древний тябловый иконостас собора и сооружен новый в стиле украинского барокко. Иконостас Иосафа сгорел при пожаре 1730 г. Между 1733 и 1740 г.г. при архиепископе Иоакиме были сооружены новые иконостасы: большой 6-ярусный и четыре малых вокруг столбов.
После посещения Ростова императрицей Екатериной II на пожалованные ею деньги началась реставрация стенного письма. В 1778-1779 г.г. митрополит Самуил Миславский поручил реставрацию собора московскому мастеру Иоанну Дементьеву сыну Лигоцкому в технике масляной живописи. В 1795 г. при протоиерее Гаврииле обветшавший алтарь храма был вновь прописан масляной живописью. В 1797 г. древние слюдяные оконцы впервые были заменены стекольчатыми.
В 1841-1843 г.г. по распоряжению протоиерея Андрея Тихвинского было проведено третье поновление собора масляной техникой. Провел это поновление ростовский мастер Арсений Иванович Мальгин вместе со своим помощником дворовым человеком помещицы Семенской из деревни Песков Алексеем Федоровичем Крыловым.
Летом 1884 г. в Леонтьевском приделе собора проводились раскопки под наблюдением Московского Императорского Археологического общества. Были обретены мощи св. Леонтия. После раскопок в приделе была произведена реставрация. В нем выстроили каменную алтарную преграду и каменный барьер с ширинками, отделивший пещерный храм от главного алтаря собора. В 1885 г. алтарная преграда была расписана «в древнем стиле» реставратором Николаем Сафоновым. В 1887 г. проводилось последнее, пятое по счету, поновление стенописи собора в технике масляной живописи. На сей раз ее выполняли живописцы очень плохой квалификации: ростовские мещане братья Алексей и Илья Бубновы. Их задача по контракту состояла в основном в промывке живописи и покрытии ее новым слоем олифы.
В 1956 г. реставратором В.Г. Брюсовой были проведены пробные расчистки в жертвеннике собора. В 1973-1974 г.г. бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ под руководством В.И. Васина произвела экспериментальные расчистки фресковой росписи из-под нескольких слоев масляной записи. Работы, проведенные ими в Игнатьевском приделе (жертвоприношение собора), положили начало новому периоду в подлинно научной реставрации и консервации соборного интерьера.
Первоначальная стенопись собора была исполнена в древних традициях строгого и торжественного стиля, которые более всего соответствовали его величественной архитектуре. В центральном куполе изображен Вседержитель, благословляющий десницею и держащий в шуйце (левой руке) раскрытое Евангелие. Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд».
На столбах тремя рядами расположены мученики. На юго-восточном столбе: Диомид, Карп, Кир, Мига, Ермоген, Евграф, Иоанн Белгородский, Иоанн Воинственник, Кондрат, Георгий, Меркурий. На юго-западном: Варфоломей, Доментиан, Феодор, Нестор, Уар, Арефа, Мартириан, Севастиан, Федор Тирон, Феодор Стратилат, Никита. На северо-восточном столбе: Анастасий, Евстафий, Дормидонт, Трофим, Савватий, Маркиан, Иаков, Андрей Стратилат, Дмитрий Солунский, Пантелеимон, Прокл, Лаврентий. На северо-западном столбе: Созомон, Александр, Онисифор, Мамант, Гервасий, Протасий, Келсий, Назарий, Александр, Лукиан, Терентий, Георгий Святоградский. На столбах за иконостасом апостолы Петр и Павел.
В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля».
Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах.
В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана.
В 1991 г. собор возвращён Русской православной церкви. В последние годы здесь проведены большие реставрационные работы: восстановлена дренажная система, кровля, отреставрированы фасады. Собор открыт для посещения, но богослужения проводятся только по особым праздникам.
В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 г. в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия – дар князя Андрея Боголюбского. Как и во многих древних соборах, позакомарное покрытие здесь было заменено практичным четырехскатным, и изначальный вид возвращен только при реставрации в ХХ веке.
В советское время в 1922 г. из собора изъяты многочисленные ценности, но богослужения продолжались еще 13 лет. В 1930 г. запретили звоны, а в 1935 г. он был закрыт. Уникальный памятник передали под склад кофе-цикорной фабрики, который и располагался там вплоть до 1953 г., когда мощнейший смерч разрушил купола и сильно повредил кровлю здания, звонницу и многие храмы и башни в кремле. Собор передали Ростовскому музею-заповеднику, у которого на полную реставрацию памятника просто не хватало средств. Ещё в 1964 г. состояние его интерьеров описывалось как тяжелое. Таким оно и оставалось вплоть до 1990-х г.г.
В 1991 г. начались богослужения в церкви под звонницей, а вокруг собора начались работы по снятию слоев грунта. В ходе этих работ были обнаружены остатки белокаменных стен второго каменного собора XIII в. При участии коммерческих организаций-спонсоров началась реставрация Успенского собора, и в 1994 г. в нем прошло первое после многих лет богослужение. Сейчас интерьер собора практически восстановлен, в 2008 г. уже снаружи здания были установлены строительные леса: стены тоже нуждаются в ремонте. Несколько лет назад к собору был открыт свободный доступ через Святые ворота в его ограде, а не через музейную территорию кремля.