история явления тихвинской иконы божией матери
Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Празднование явлению Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы совершается 9 июля (26 июня ст. ст.). Перед Тихвинской иконой Богородицы молятся о даровании здравия.
Содержание
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.
С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где ее как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери
Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудотворец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 4
Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.
Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.
Кондак, глас 8
П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.
Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.
Библиотека Русской веры
Канон Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы →
Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия, характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие — в наклоне головы.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. XII–XIII вв. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, Тихвин
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Парная икона — «Никола Мирликийский». Середина XVI века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века с поновлениями второй половины XVII века (икона); середина XVII века (доска с клеймами). Церковь Илии Пророка, Ярославль
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Середина — вторая половина XVI века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Тихвинская икона Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богоматери. Около 1500 года. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Тихвинская икона Богоматери с чудесами. 1560-е годы. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Тихвинская икона Богоматери. Русский Север. Конец XVI века. Государственный исторический музей, Москва
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины
Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь — неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице».
Тихвинская церковь в Суздале
Храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.
Храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в с. Соболевское
Бывший старообрядческий храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы располагается в Москве.
Бывший старообрядческий храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Единоверческая часовня Тихвинской иконы Божьей Матери располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
История явления Тихвинской иконы Божией Матери
Обретение иконы в Тихвине совпадает по времени с исчезновением из Царьграда иконы Богоматери, которая ранее пребывала в Иерусалиме. Для святыни в Царьграде поставили необыкновенной красоты Влахернский собор. В Тихвин икона переместилась за 70 лет до падения Царьграда под натиском иноверцев. Икона Влахернская и Тихвинская – не одна ли это святыня? Есть все основания дать на это положительный ответ. Новгородские купцы, видевшие икону в Тихвине, были в Царьграде на приеме у патриарха. И тот посетовал об исчезновении иконы Богоматери, покидавшей, оказывается, и прежде собор, но возвращавшейся. Купцы описала патриарху Тихвинскую икону словесно и рассказали о чудесном ее обретении. Патриарх понял то, что Владычица повелела оставить иконе пышный Влахернский собор за грехи и несправедливости, творящиеся на царьградской земле.
Через год после победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Во время Великой Отечественной войны Тихвин был занят немецкими войсками, и, спасая чудотворный образ, настоятель храма отец Иоанн бежал в Ригу, а 1949 году – в США. В городе Чикаго, где он был избран архиепископом, он поместил икону в Свято-Троицкий собор. Умирая, он отдал реликвию на хранение своему приемному сыну Сергию Гарклавсу, завещая вернуть икону России, если Тихвинский монастырь будет возрожден.
8 июля 2004 года произошло знаменательное событие в жизни нашего государства. Из США в Россию, в свою обитель – Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь – возвратилась православная святыня, Тихвинская икона Божией Матери. 21 июня чудотворную икону крестным ходом и торжественной литургией встретили более тысячи православных в столице Латвии Риге. 23 июня 2004 года Тихвинская икона вернулась в Россию, а 8-го июля ее торжественно перенесли в Тихвин.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью 9 июля в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.
Тихвинская икона Божией Матери
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. До своего явления на Руси она находилась в сердце Византии – Константинополе. Точных сведений о ее византийской истории не имеется, однако примерно с XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с одной из двух более древних икон. Так, по одной из версий, образ Божией Матери «Тихвинская» отождествляли с Влахернской Одигитрией – иконой Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме Константинополя. По другой версии, Тихвинскую икону соотносили с образом «Богоматерь Римляныня», которая, в свою очередь, считалась списком с нерукотворного образа из малоазийского города Лидда.
Тихвинская икона явилась на Руси в 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя. По пути следования к Тихвину образ Богородицы видели жители самых разных областей России, например, в трех верстах от Смоленска, в 30 верстах от Ладожского озера, на погостах Смолково, на реке Ояти и т. д. Как свидетельствуют различные «Сказания», во все время своего пути икона была окружена лучезарным сиянием («Светозарно шествуя по воздуху»). В конечном счете икона остановилась на берегу небольшой речки Тихвинки близ селения Тихвино, над горою, что находилась в области Великого Новгорода. В третьей новгородской летописи о явлении иконы говорится следующее: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».
Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV.
Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь.
Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск.
Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами.
В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий.
Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.
На поклонение чудотворному Тихвинскому образу неоднократно приезжали и другие российские правители – императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, посещали Тихвин члены семьи императора Николая II.
В ХХ веке Тихвинский образ пережил драматичную историю утраты и возвращения на родину.
В 1910 году Тихвинская икона была частично реставрирована. По инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи икона была очищена Г. О. Чириковым от поздних наносных записей.
В 20-х годах ХХ века Богородицкий монастырь был закрыт, а Тихвинская икона Божией Матери, по одной из версий, стала экспонатом местного краеведческого музея, где и пребывала до 1941 года.
В ноябре 1941 года Тихвинская икона Божией Матери была вывезена немецкими войсками в Псков, где пробыла около двух лет. Весной 1944 года образ попадает в Ригу, а оттуда, транзитом через несколько европейских городов, в американскую оккупационную зону в Западной Германии. В 1950 году икона попала в США, где и обосновалась в Свято-Троицком соборе города Чикаго. Здесь она осталась на несколько последующих десятилетий.
Возрождение Тихвинского Богородицкого монастыря началось в 80-х годах ХХ века, а в 1995 году он был окончательно передан Русской Православной Церкви. В связи с этим произошли изменения и в истории с Тихвинским образом. В 2004 году он был торжественно возвращен в Россию. На первом этапе икона была выставлена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, на втором – торжественно возвращена в Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь, где и находится ныне.
Фото анонса yandex.ru/images/
Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!
В самый разгар лета, в первой декаде июля месяца по уставу Русской Православной Церкви все верующие христиане отмечают один из многочисленных праздников, посвященных Деве Марии. Он учрежден в честь одного из образов Богородицы – Тихвинского.
Икона эта имеет почтенный возраст и богатую на события и чудотворения историю. Тихвинский образ Божией Матери считается одним из наиболее значительных для всего русского православного мира и нашего Отечества. О том, почему дело обстоит так, а не иначе, вас просветит нынешний материал.
Описание святого образа Тихвинской иконы Божией Материй:
Тихвинская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрия. Данный тип отличается от других очень важной деталью: на святых полотнах указанной категории Дева Мария и Богомладенец изображены обращенными друг к другу. Это сделано для того, чтобы показать верующим, как близки духовно мать и сын, избранные самим Господом, насколько между ними существует тесная связь. Не зря ведь говорят: Дева Мария – первая перед Богом за людей ходатаица, Иисус Христос по ее молитвам многое может сделать для человека.
Что касается непосредственно Тихвинской иконы Божией Матери, то это поясное изображение Пречистой.
Младенец находится на левой руке Девы Марии, в своей же левой руке он сжимает свиток, а правой творит благословение. Ноги Иисуса согнуты в коленях, под левой стопой размещается правая. Данные детали характерны и для другого образа Божией Матери: Смоленской иконы. Отличие состоит лишь в том, что голова Пречистой Девы на них наклонена по-разному.
Обретение святого образа в Тихвине:
Церковное предание гласит: Тихвинская икона Божией Матери была написана, как и многие другие иконы, изображающие Богородицу, святым апостолом и евангелистом Лукой. Когда именно сие произошло, история умалчивает, однако до V века святой образ хранился в Иерусалиме. После икону перенесли в византийскую столицу и поместили в Влахернский храм. Там святой образ находился длительное время, без малого 9 столетий, и в 1383 году внезапно исчез, появившись чудным образом на Руси, над Ладожским озером, озаренный ярким светом. Это случилось за 70 лет до прихода в Константинополь турков и их обоснования в столице православного христианства.
В момент появления иконы над озерными водами на берегу озера сидели рыбаки. Они увидели чудесное сияние, исходившее, будто с небес, которое неумолимо приближалось. В конце концов, перед рыбаками предстала икона Божией Матери. После она еще какое-то время самопроизвольно перемещалась с места на место, но уже на берегу, пока не остановилась близ города Тихвина, за 20 верст. Потом святой образ переметнулся еще дальше: его нашли на близлежащей к городу горе, а затем всего лишь в двух верстах от указанного населенного пункта, за речкой Тихвинской. Везде, где останавливалась икона, верующие возводили то часовню, то храм. На последнем поставили деревянную церковь в честь Успения Богородицы, которую позже сменили на каменную. А в 1560 году там и вовсе основали мужскую обитель.
Как стало понятно, что образ, объявившийся в Тихвине, и тот, что исчез из Царьграда, – один и тот же? Новгородские купцы, видевшие Тихвинскую икону Божией Матери, как-то раз пребывали на приеме у патриарха Константинопольского. Тот пожаловался гостям об утрате чудотворной иконы Девы Марии со Младенцем. С его слов купцы узнали, что это было не первое исчезновение святого образа, однако раньше полотно, в конце концов, оказывалось на месте. Торговцы рассказали патриарху о виденной ими в Тихвине иконе и, сопоставив факты, владыка пришел к выводу: речь идет о святом полотне, хранившемся в Царьграде. Он со всей очевидностью понял, что икона не просто так покинула Влахернский храм, а за грехи человеческие.
Святой образ и шведы:
В XVI веке город Тихвин приобрел негласный статус особого, намоленного места. Монастырь, в котором хранилась икона, не раз в период с 1613 по 1614 гг. пытались уничтожить шведы, норовившие осуществить захват Новгорода, однако Матерь Божия защищала свою обитель. Например, был случай, когда иноки приняли решение спрятать чудотворный образ от наступающего врага, но как ни старались, сдвинуть с места икону не сумели. Тогда братия тоже осталась в монастыре, уповая на милость Господа и Пречистой. Монахи успешно оборонялись от подступающих шведов, не являясь воинами, не будучи сколько-нибудь вооружены. Они одерживали победу за победой с помощью Девы Марии, поскольку неустанно молились своей хранительнице. Дошло до того, что шведы стали испытывать нечеловеческий страх: недруги будто поняли, что за иноками стоят сверхъестественные силы.
Спустя год после войны, выигранной русскими, список с чудотворного образа был использован царскими послами в качестве поруки мира с недавним врагом. Он был заключен недалеко от Тихвина 10 февраля 1617 года. После данный список поместили в московском Успенском храме, позже – в Софийском соборе Новгорода.
История иконы в XX-м веке:
В 1910 году древний образ Богоматери раскрыл некто Г.О. Чириков по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи, изучая поздние записи в тему. Церковь позаботилась о том, чтобы Тихвинская икона Божией Матери осталась неприкосновенной, учитывая описанные историей факты чудесных перемещений святыни и страха перед ней прошлых правителей Руси.
В 1920-х гг. мужской монастырь, где хранилась икона, закрыли, а чудотворный образ передали в местный краеведческий музей в качестве экспоната. Там он пробыл до начала Великой Отечественной войны. Немцы, оккупировавшие в 1941 году Тихвин, вынесли икону из музея и отправили в Псков, передав на попечение Псковской духовной миссии. Два года святой образ находился в указанном городе, по воскресеньям выставлялся в Троицком кафедральном соборе для участия в богослужении. В 1944-м Тихвинская икона Божией Матери очутилась за пределами СССР, в Риге, затем в Германии.
Она долго еще путешествовала по миру, пока не попала в 1950-м году в чикагский Свято-Троицкий собор. Настоятелем храма тогда являлся архиепископ Рижский Иоанн. Сначала он, после – его приемный сын протоиерей Сергий хранили икону на протяжении всей своей жизни. Архиепископ Иоанн оставил завещание, согласно которому святой образ должен был вернуться в Тихвинский монастырь России, когда его откроют. Так и случилось: в 1995 году указанную обитель передали Церкви, Успенский храм восстановили, а спустя 9 лет чудотворная икона вновь оказалась дома.
И все-таки остается не совсем ясным один факт: оригинал или список хранится сегодня в Тихвинской Богородично-Успенской обители?
В большинстве источников говорится о списке, и нет оснований не верить им. Как бы там ни было, по пламенным молитвам, возносимым перед этим образом, и сегодня Пречистая совершает всевозможные чудеса.
Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы.
Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской глас 4
,,Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.»
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской глас 8
,,Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.»
1. Молитва перед Тихвинской иконой Божьей Матери:
,,О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет не-правдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
2. Молитва:
,,Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о них-же ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию поклоняющеся, вопием Ти: о, Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, архиереи же и вся люди, и подаждь стране победы на вся враги, и сохрани вся грады, и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов