истукан с острова пасхи как называется
Статуи острова Пасхи. Как называются статуи на острове Пасхи?
Моаи. Так на языке местного населения называют статуи острова Пасхи. Одним из самых загадочных мест планеты является эта географическая точка. Ученым пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы приоткрыть завесу тайны, которой окружены исполинские каменные фигуры острова. Причина их появления и места расположения на территории данного объекта также вызывают огромный интерес.
Описание острова
Тайны первых поселенцев
История развития цивилизации
Сегодня доподлинно известно, что первыми жителями острова были выходцы из Полинезии. Расстояние между географическими объектами составляет около 2500 километров. Заселение острова произошло приблизительно в V веке. Об этом говорят найденные археологами артефакты.
Но в 1722 году высадившиеся на острове голландские путешественники обнаружили здесь деградировавшее общество, находящееся на грани вымирания. К этому времени на острове не осталось и 2000 жителей. Экосистема была уничтожена. Одна из версий говорит, что кризис был спровоцирован строительством и транспортировкой моаи (как называются статуи на острове Пасхи, вы уже знаете). Но это лишь одно из существующих предположений.
Секрет возникновения моаи
К моменту появления первых европейцев статуи острова Пасхи уже давно не создавались местными жителями. Но воображение мореплавателей было поражено тем, что сохранило здесь время. Размеры статуй, их количество, особое расположение на территории сразу бросилось в глаза путешественникам. Особый интерес вызвали статуи, изготовление и установка которых не были закончены. Таких фигур на острове и сегодня насчитывается около трехсот. Что заставило людей начать, а затем прекратить этот неимоверно тяжелый труд?
Техника создания моаи
Как создавались фигуры и транспортировались к месту установки? Еще два важных вопроса, которые не имеют сегодня однозначного ответа.
Разновидности каменных исполинов
Установлено, что некоторые фигуры имели глаза, выполненные из специальных пород камня. Некоторые ученые считают, что направление взгляда этих исполинов указывает на часть света, откуда на остров пришли предки.
Как сохранить наследие
Историки утверждают, что последние каменные истуканы, установленные непосредственно жителями острова, путешественники могли видеть здесь в далеком 1830 году. С тех пор в этих местах происходили события, которые могли привести к полному исчезновению уникальных находок.
Усилиями современных ученых процесс уничтожения артефактов прекращен. Опрокинутые или найденные статуи острова Пасхи под землей бережно восстанавливаются. Ведутся научные работы, которые, возможно, когда-нибудь полностью откроют завесу тайны над загадочным островом.
Раскрыта тайна загадочных статуй моаи на острове Пасхи: Учёные знают, зачем их создавали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всего на острове Пасхи, который, кстати, находится в Тихом океане, было обнаружено более 900 статуй, или как их еще называют — моаи. Это немаленькие постаменты — в среднем их размер составляет 3-5 метров, а весят они около 5 тонн. Есть несколько очень крупных моаи, которые достигают 12 метров (примерно как здание в 4 этажа) и веса более 10 тонн. Есть только одна статуя, которая кардинально отличается от всех остальных — она находится в каменоломне и по-прежнему не отделена от основания. Ее размер — 21 метр. Что вполне логично, эту статую назвали El Gigante.
Так как моаи очень и очень много, сделаны они все не из одного материала, а из разных, но большая часть — из местных вулканических пород. Их делали в разных частях острова, а потом перевозили на новое место. Причина их транспортировки вызывала, да и вызывает сейчас, жаркие споры среди исследователей. Высечь даже одну такую статую — это тяжелая работа. А перевезти несколько тонн на новое место — и того тяжелее.
Почти все статуи стоят у прибрежной зоны. Кто-то из них смотрит лицом на океан, другие вглубь острова, одни упали, другие держатся. Считается, что их создали аборигены острова где-то между 1250 и 1500 годами, и за это время, конечно, первоначальное положение статуй могло сильно измениться из-за землетрясений и цунами.
Так зачем же местные жители прилагали столько труда в создание и перемещение этих статуй? Одни ученые полагают, что моаи служили символом власти — как религиозной, так и политической. Возможно, эти статуи использовались для своеобразной связи с духами, и тот правитель, у которого было больше моаи или они были выше, имел больший вес в обществе.
Археологи считают, что моаи могли быть данью предкам островитян. Возможно, статуи потому и смотрят в разные стороны, чтобы как бы оберегать жителей местных поселений от злых духов или помогать морякам находить дорогу обратно на остров.
А недавно группа антропологов во главе с Карлом Липо сделала новое предположение. Последние 20 лет Липо изучал местный народ — Рапа Нуи. Его интересовал их быт, вероисповедание, а главное — причина, зачем они создали каменные моаи.
Кроме того, Липо заинтересовал вопрос, как удавалось островитянам выживать, учитывая как мало на самом деле на острове пресной воды. Так, вместе со своими помощниками он начал изучать как проходят подземные источники пресной воды на острове. И самое интересное, что в тех местах, где источники были ближе всего к поверхности земли, там стояли статуи!
«Чем больше мы смотрели, тем очевиднее становилась закономерность, — рассказывает Карл Липо. — В тех местах, где не было пресной воды, там нет моаи. Удивительная закономерность, которая повторялась, где бы мы ни изучали местность. И даже когда мы нашли моаи в глубине острова, совсем рядом оказался источник питьевой воды! Вот это был настоящий сюрприз».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Краткое описание
Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.
Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.
В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.
Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.
Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.
В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.
«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу. Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.
Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.
Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки. В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.
После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Остров Пасхи – удивительное место, попасть куда стремятся тысячи туристов со всего мира. Мы уже многое с вами обсуждали про остров Пасхи. Анализировали и последний пальмовый побег и искали НОГИ У ГОЛОВ на острове и даже я вам показывал подводные статуи Пасхи.
Но во всех этих обсуждениях я как то мало обращал внимания на то, где и как возникали эти огромные головы и статуи. Это место находится на нижних склонах Теревака — самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые собственно и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи).
Давайте посмотрим внимательней на это …
Среди огромного количества достопримечательностей есть на этом острове место особое – вулканический кратер «Рано Рараку» из спрессованного вулканического пепла или туфа. Этот кратер таит интереснейшие загадки.
Рано-Рараку — потухший вулкан высотой около 150-ти метров, находящийся в восточной части острова посреди поросшей травой равнины, в 20 километрах от города Ханга-Роа и в 1 километре от побережья. Юго-восточный склон вулкана частично обрушился и обнажил породу — жёлто-коричневый туф с многочисленными включениями. Именно этой породе и обязан вулкан своей популярности – он стал местом рождения знаменитых каменных истуканов Моаи.
В овальном же кратере размером 350 на 280 метров лежит пресноводное озеро, берега которого густо заросли камышом тотора. Вплоть до недавнего времени это озеро служило местному населению источником пресной воды.
Вулкан образовался в период голоцена. Он является вторичным вулканом Маунга Теревака, самой крупной возвышенности острова. Когда произошло его последнее извержение, неизвестно.
Рано Рараку по форме представляет собой пирокластический конус. Высота его вершины составляет пятьсот одиннадцать метров. Склоны вулкана покрыты мягким травяным ковром, напоминающим альпийские луга, юго-восточный склон частично обрушен.
В течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.
Почти все статуи на острове Пасхи (95%) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. Никто не знает, как это делали. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно
В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте, по крайней мере, в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди. Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи.
Некоторые из них наполовину погребены в земле, а другие не завершены.А самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи.
Вес моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз.
Кроме того, у них нету «пукао» на верхушке — шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее, именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова.
В кратере вулкана Рано Рараку находится большое пресноводное озеро с чистой водой. В этом озере раз в год жители острова в наше время проводят соревнование по плаванию. Один из склонов утыкан истуканами. Средний размер статуй немного меньше, чем на внешней стороне кратера и сделаны они намного грубее. До сих пор неизвестно, зачем было делать статуи внутри кратера, ведь вытащить оттуда многотонную монолитную скульптуру без повреждений даже в наше время с применением техники — весьма сложная задача. Есть гипотеза — это ни что иное как учебная площадка древнего ПТУ №1 острова Рапа Нуи для подготовки квалифицированных каменотёсов и статуи не были предназначены для вывоза.
В кратере живёт табун диких лошадей. Лошадей, диких и домашних, на острове огромное количество, людей не боятся и их можно встретить в самых неожиданных местах. Будь у древних рапануйцев лошади, они бы обстругали всю эту гору до основания.
Моаи — каменные статуи из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.
Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.
В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.
В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.
Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.
Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.
Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.
Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейрдалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждние.
По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги. На вопрос почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ»[1]. Туземцы — участники эксперимента ‘ ‘сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая как это делать и заставля повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.
Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.
Оставалась загадка, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и, в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.
Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех.
Это бородатый Тукутури, который является единственным в своем роде моаи — он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (несложно заметить, что Тукутури бородатый).
Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее, он «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» — особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы.
Косвенные намеки заставляют предположить, что это был последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи.
Раскрыта тайна каменных истуканов острова Пасхи
Международная группа ученых разгадала загадку 20-метровых каменных истуканов на острове Пасхи. Согласно выводам ученых, статуи, как верили древние полинезийцы, сохраняли плодородие земель. Рассказываем об этой и других загадочных постройках в разных уголках мира.
20-метровые истуканы
Остров Пасхи знаменит своими гигантскими статуями моаи. Их высота достигает 20 метров. Статуи вырезали в каменоломнях кратера вулкана Рано-Рараку в центральной части острова между 1250 и 1500 годами нашей эры. Известно о более чем 900 монументах, из которых по острову расставлено более 230.
По мнению исследователей, целью возведения истуканов было повышение плодородия земель острова. Химический анализ почвы в восточной части острова показал высокую концентрацию фосфора и кальция, которые важны для высокого урожая. Ученые считают, что в этом районе выращивали бананы, колоказию и батат.
Стоунхендж
Стоунхендж заложили в конце каменного века, примерно пять тысяч лет назад, коренные палеолитические племена, обитавшие в Европе. На равнине Солсбери они сделали круглую площадку, ограничив ее рвом и валом, где археологи обнаружили кости быка, оленя, кремированные останки людей. Такие сооружения археологи называют хенджами, которых достаточно много в Великобритании.
Через пару сотен лет из хенджа на равнине Солсбери решили сделать масштабный каменный монумент. Для этого в центре возвели пять трилитонов (каменных конструкций в виде буквы «П»), алтарь из красного песчаника и кругами вкопали несколько десятков вертикальных мегалитов. Так возник Стоунхендж – каменный хендж. Для постройки использовали кремнистый песчаник, известный в данной местности как сарсен, и «голубой камень», представляющий собой вулканическую породу.
Сейчас многие ученые сходятся во мнении, что камни в Стоунхендж доставили из каменоломен Мальборо, что в тридцати километрах от него, и из гор Пресели в Западном Уэльсе – это порядка четырехсот километров отсюда. Также специалисты пришли к выводу, что сначала камни спускали к реке Монноу на животных, а после переправляли через реку Северн или спускали вниз к Эйвону.
Однако больше всего дискуссий об истинном назначении Стоунхенджа. Одни ученые считают, что памятник задумывался как кладбище – вокруг него насыпаны сотни курганов. Другие – что он служил обсерваторией и являлся инструментом для отсчета времени. А некоторые считают, что памятник мог быть и лечебницей, так как его камни могли обладать целебными свойствами. Существует также теория о том, что Стоунхендж был местом посещения инопланетян.
Долина кувшинов
Недалеко от города Пхонсаван (Лаос) расположено уникальное место, получившее название «Долина кувшинов». На его территории были найдены удивительные каменные сооружения, имеющие вид гигантских кувшинов. Некоторые экземпляры в высоту 3,5 метра и диаметром более полутора метров, а вес их достигает шести тонн. Всего в долине было найдено чуть более 500 странных сооружений, о происхождении которых до сих пор спорят ученые. Единственное, что удалось установить, так это то, что возраст необычной «посуды» – около 2,5 тысячи лет.
Остальное же окутывает сплошная тайна и множество легенд: начиная от чаш для великанов, живущих в древние времена в этой долине, и заканчивая погребальными сооружениями, в которых древние жители кремировали умерших. Примечательно, что кувшины высечены из камня, которого в этой местности нет и никогда не было. К тому же отделка краев, орнаменты, изображенные на некоторых из них, подтверждают, что кувшины делали не здесь.
Город Мачу-Пикчу
Затерянный город инков Мачу-Пикчу был спрятан в перуанских Андах на высокой крутой горе с уплощенной верхушкой. Ему удалось избежать нашествия испанских конкистадоров. На протяжении многих веков город был отрезан от внешнего мира, пока его не нашли в 1911 году. В 2007 году Мачу-Пикчу был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признан одним из новых чудес света.
Как выяснили исследователи, в лучшие времена в городе проживало всего лишь около 1200 человек, а в 1532 году жители по таинственным причинам покинули город. Какая причина заставила их это сделать – неизвестно до сих пор. По одной из версий, город имел в первую очередь религиозное значение. Там обнаружили скелеты погибших людей, которые принадлежали женщинам. Высказывается предположение, что женщины-жрицы были убиты неизвестными, а инки сочли город оскверненным и покинули его.
Вторая версия более прозаична. Расположенный в горах Мачу-Пикчу снабжался из Куско, но когда Куско был завоеван испанцами, то снабжение нарушилось, жить в горах стало невозможно. Поэтому обитатели покинули «город в облаках».
Делийская колонна
Железная колонна высотой более семи метров и весом более шести тонн – это часть архитектурного комплекса Кутб-Минар. Она была отлита в 415 году в честь царя Чандрагупты II. По неясным причинам колонна, почти на сто процентов сделанная из железа, практически не поддается коррозии.
Ученые объясняют это самыми разными причинами: особым мастерством и технологиями древнеиндийских кузнецов, сухостью воздуха и специфическим климатом в районе Дели, формированием специальной защитной оболочки из-за того, что индусы умащивали священный монумент маслами и благовониями. Уфологи, в свою очередь, видят влияние инопланетных цивилизаций. Но секрет нержавеющей колонны до сих пор не разгадан.