итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве

МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве
Московский Архангельский собор

Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле, храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно).

Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем, который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве.

Первый каменный Архангельский собор

Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора.

Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344/45-1346/47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками.

Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.

Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.

Второй Архангельский собор

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.

В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.

Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались.

С конца XVI по середину XVIII века в соборе находилась кафедра титулярной Архангельской епархии

В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт.

В 1920-х годах разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала.

В 1930-1934 годах был реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования.

В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. Собор был обмерен (А. И. Власюк).

С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

В 1960-х годах продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток.

В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.

С 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница собора

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.

Святыни храма

Настоятели собора

Видео

Документальный фильм Дмитрия Лавриненко «Тайны Архангельского собора»

Литература

Использованные материалы

[1] Переписные книги Города Москвы 1737-1745 г. Переписная книга II команды: Тверская часть. М. 1881. стб. 5.

Источник

Главный зодчий Кремля

Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари — создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Пьетро Антонио Солари не встречался с Аристотелем в Москве — он приехал несколькими годами позже смерти или отъезда мэтра. И не исключено, что эти события имеют прямую связь: Солари мог быть приглашен на Русь именно как преемник Фиораванти на посту главного строителя Кремля.

Эта версия не имеет прямых документальных подтверждений, но на нее наводят некоторые косвенные данные. Например, то, что письма на родину (а некоторые из них сохранились) Солари подписывает «главный архитектор города Москвы». И наши летописи именуют его не привычным тогда на Руси термином «муроль», или «палатных дел мастер», а гордым заморским званием «архитектрон». Размах и важность работ Солари тоже говорит о его незаурядном положении среди коллег, как и тот факт, что прибыл он в Москву не один, а с учеником. Какой-никакой, а показатель статуса.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Кстати, то, что Фиораванти и Солари не встретились в Москве, не говорит о том, что они не были знакомы. В начале 60-х годов XV столетия великий Аристотель по приглашению герцога Сфорца трудился в Милане, где прошла юность Солари. Отец и дядя Пьетро Антонио были выдающимися архитекторами и трудились над созданием самых знаменитых памятников эпохи Сфорца — Миланского собора, Оспидале Маджоре и замка Чертоза ди Павия. Братья Гуинифорте и Франческо Солари почти наверняка встречались с Аристотелем и, возможно, при этом присутствовал сын и ученик Гуинифорте — Пьетро, который был тогда уже вполне сознательным подростком…

Сохранившиеся документы разрознены, посему есть два варианта даты рождения будущего мастера — 1445 или 1450 годы. Но достоверно известно, что появился на свет он на севере Италии в Тичино (сейчас это итальянский кантон Швейцарии) в семье потомственных зодчих. Его прадед Марко когда-то начинал работу над миланским Дуомо (собор строился около 100 лет). Дед Джованни продолжил его дело: он руководил работой в Чертозе и много строил в Милане и окрестностях. Его по праву называют одним из столпов итальянского Возрождения. Его сыновья Франческо и Гуинифорте (или Бонифорте) тоже продолжили семейную традицию, а младший Гуинифорте руководил строительством Дуомо. Естественно, его старший сын Пьетро Антонио тоже стал архитектором (куда ж ему было деваться!), а другой сын — Андреа вырос в выдающегося художника.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг)

Пьетро Антонио помогал отцу на строительстве миланского Дуомо и одновременно учился у него и других мастеров. Художественных учебных заведений тогда не было, и большие стройки превращались в учебные мастерские. Между прочим, в «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро.

С 80-х годов Солари начал работать самостоятельно, причем и как архитектор, и как скульптор. В эпоху Возрождения четкой специализации еще не было: понятие «зодчий» тогда было всеобъемлющим и каждый мастер хотел проявить все грани своего таланта.

По слухам, Пьетро Антонио болезненно воспринял то, что после смерти отца ему не перешла должность руководителя работ на Дуомо. Понятно, что спустя 500 лет ни подтвердить, ни опровергнуть это уже невозможно, но, так или иначе, на предложение русских послов поехать в Москву и возглавить строительство Кремля он ответил согласием. С 1490-го года Пьетро Антонио Солари трудится в Москве в качестве главного архитектора города. Во всяком случае, так он сам себя звал.

До наших дней дошло два значительных объекта, связанных с именем Солари — Грановитая палата и восточная часть кремлевских крепостных укреплений и башен — та, что смотрит на Красную площадь. Немало, если учесть, что судьба отпустила Пьетро Антонио лишь три года работы в Москве …

В любом справочнике или путеводителе рядом с фамилией Солари любознательный гражданин встретит имя Марко Фрязина, или Марко Руффо. Вроде бы все означенные объекты начинал Марко, а завершал Пьетро Антонио, или, как его окрестили на Руси, Петр Антонин. Но здесь не все ясно, а точнее — почти ничего не ясно.

О том Марко не упоминает ни один итальянский источник, только наши, отечественные. В летописях его именуют Марко Фрязин, то есть просто итальянец. Фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а заодно и из генуэзских крымских колоний — Кафы (Феодосии), Сугдейи (Судака) и Чембало (Балаклавы). Предположение о том, что этот Марко имеет фамилию Руффо, сделал великий русский историк Николай Карамзин, хотя никаких веских аргументов он не привел. Но вслед за маститым Николаем Михайловичем эту версию, причем уже без сомнений, подхватили все последующие поколения историков и искусствоведов. Хотя, скажем, видный итальянский искусствовед Джузеппе Мерцарио (в книге I Maestri Comacini: Storia Artistica Di Mille Duecento Anni (600-1800) считает нашего Марко потомком Марко деи Фризони или да Коропа. Но это тоже не абсолютно достоверно.

Так или иначе, после того, как Солари приехал в Москву (1490 год), он руководит всеми работами в Кремле как новыми, так и начатыми до него. Можно предположить, что Марко Фрязин, как и Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы), входил в группу учеников-подмастерий Аристотеля Фиораванти и после смерти (или отъезда) мастера продолжал работы по его чертежам. Они строили башни вдоль Москвы-реки, а Марко возвел еще два небольших строения внутри Кремля, до нас не дошедших. Про все остальные башни и иные сооружения говорится, что они их «заложили», а достраивал их уже Солари. Что входит в понятие «заложили» и до какого уровня они были возведены к приезду нового руководителя работ, в летописях не уточняется.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Итак, Пьетро Антонио взялся сразу за два дела: возведение стен на главном и самом опасном направлении и строительство нового дворца для царской семьи. Почему восточная сторона была самой опасной? Да потому, что это было единственное направление, не прикрытое водными преградами. С одной стороны — Москва-река, с другой — Неглинка. А со стороны китайгородского посада — ничего. Соединяющий реки ров был задуман, но руки до него дойдут только на несколько десятилетий позже.

Аполлинарий Васнецов. В Московском Кремле

Стена вдоль Красной площади — самая высокая и мощная, а башни, пожалуй, самые изысканные. Это Константино-Еленинская башня с закопанными после строительства храма Покрова на Рву воротами. Знаменитая своими курантами Спасская (она же Фроловская) башня. Самая изящная Никольская и, конечно, могучая Угловая Арсенальная башня, получившая в народе прозвище «граненый стакан».

Конечно, сейчас эти башни выглядят не совсем так, как они были задуманы автором. В XVII веке, когда боевое предназначение крепости было уже не столь актуальным, верхние части башни были перестроены. Боевые площадки и мерлоны (зубцы) были убраны, зато появились надстройки в виде шатров с декоративными деталями и двуглавыми орлами на шпилях.

Для того чтобы представить башни в изначальном виде, нужно мысленно убрать эти надстройки и добавить мощные зубцы в виде ласточкиного хвоста, как на стенах. Кроме того, на всех воротах были подъемные мосты, от них остались проемы для цепей. Когда мосты поднимали, они служили дополнительным прикрытием ворот от орудийного огня. Кремль того времени признавался выдающимся и безусловно передовым фортификационным сооружением, которое впитало все технические новшества и было идеально вписано в ландшафтные условия.

Если башни несколько изменили свой облик, то Грановитая палата и сейчас стоит во всей красе, оставаясь удивительным памятником итальянского Возрождения в сердце древнего Кремля. Чтобы осознать ее красоту и уникальность, нужно понимать, как все задумывалось изначально.

Дело в том, что у великого князя Ивана III, как и у его предшественников, не было каменного дворца или палат. На Руси традиционно отдавали предпочтение деревянным домам — в них теплее да и дышится легче. В Европе же это было не принято. Великому князю (или царю) как руководителю правительства нужно было принимать иноземных посланников. Отказываться же от своих обычаев не хотелось. То есть стояла задача увязать все в одно целое: желательно деревянные палаты со спальнями, кладовыми, кухнями и помещениями для многочисленной челяди; европейского уровня дворец с просторными палатами для приемов и боярской думы; да еще чтобы молиться великокняжеская семья могла не выходя на улицу. При этом внешний облик представительской каменной части должен был внушать уважение иностранцам, а внутреннее убранство соответствовать представлениям московитов об удобстве.

Солари и Марко нашли выход. Палаты (Средняя Золотая) были сооружены в глубине, к Соборной площади они прямо не выходили. На их месте сейчас Большой Кремлевский дворец. Нижний этаж был хозяйственный и как бы скрытый от глаз, а на втором была устроена большая открытая веранда-гульбище (вернее крыльцо, или верхние переходы). На нее вели три лестницы, из которых одна сохранилась — это Красное крыльцо. С этого гульбища были входы как в канцелярские и приказные службы, так и в приемную часть, которая разместилась в каменной Грановитой палате. Свое название палата получила из-за того, что Солари декорировал ее восточный фасад «диамантовым», то есть граненым под бриллиант рустом (облицовочным камнем).

Источник

Москва. Архангельский собор.

Продолжаем путешествие по Кремлю. Архангельский собор (собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат Александра Невского, Михаил Хоробрит. Другое предание гласит, что Михаил был похоронен в Успенском соборе Кремля, его племянник Даниил Московский – у стены Архангельского собора, а в самом соборе первым был погребен сын Даниила Московского и брат Ивана Калиты, князь Юрий. Этот каменный собор построили за очень короткий срок – всего одно лето, поэтому исследователи предполагают, что он был довольно небольшим, наподобие храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен в 1930-х годах).итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеСобор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеВасилий III Иванович, различные изображения

В Москве он получил известность как Алевиз Фрязинитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеСохранившийся фрагмент первоначальной белокаменной резьбы и входные ворота в западной части Собора

итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеАрхангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеНадгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)

О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.

итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеНадгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля

Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеПетр II

Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеДругим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеКрышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.

Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеСоборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.

Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеАрхангельский собор на реставрации. Ступени солеи по снятии чугунного пола 1905

И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеИкона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, смотрящие на его могилу.

Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.
Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеАнастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма. Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве
«Архангел Михаил в деяниях»,

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Несколько фотографий от 1916 годаитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москвеитальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве

План-схема захоронений великих князей и царей

В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам.

Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.

итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Смотреть картинку итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Картинка про итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве. Фото итальянский архитектор строитель архангельского собора в москве

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *