иверский монастырь валдай открыт для посещения
Валдайский Иверский монастырь
Автобус | авт. ст. Валдай. Рейсы из Великого Новгорода, Твери, Сантк-Петербурга, а также региональные автобусы по Новгородской области. |
Пригородная электричка | ст. Валдай, пригородные поезда направлений Старая Русса – Едрово, Старая Русса – Бологое. |
Поезд | ст. Валдай, поезда направления Москва – Псков. |
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.
Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.
Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.
В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.
История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью. В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование. В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.
В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.
При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.
Расписание богослужений в Валдайском Иверском монастыре
Службы в монастыре проходят по постоянному расписанию. В будни выделено время с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00; в субботу, воскресенье и праздничные дни — с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Крещение — в будни, воскресенья, праздники — в 13:00. Венчание — по записи, только в разрешенные дни по церковному календарю.
Полное расписание и режим работы доступны на официальном сайте Иверского монастыря.
Как добраться до Иверского монастыря Валдая
От пристани Валдая к монастырю отправляются паромы «Заря-211». Можно доехать и на такси — примерно за 200–300 рублей из Валдая. При этом добираться автомобильным транспортом удобно: первый остров, Рябиновый, соединен с материком автомобильным мостом; с его северной оконечности через узкий пролив есть мост на Сельвицкий остров, где и находится монастырь.
Паломники нередко добираются до Валдая из других регионов России. К городу ведет автомобильная трасса М-10, есть регулярные местные и междугородние автобусные рейсы c остановкой на автостанции Валдая, электрички и поезда дальнего следования. Однако на пригородных поездах удобнее ехать не до Валдая, а до остановочного пункта Чернушки, расположенного примерно в 5 км пути от островного монастыря, это расстояние можно пройти пешком или добираться с попутчиками. Кроме того, остается возможность выехать в Валдай и посетить знаменитый Иверский монастырь организованно — в составе экскурсионной группы (нужно уточнять в паломническом центре комплекса и паломнических службах своего города).
Подробно о транспорте также расписано на сайте Валдайского монастыря.
Валдайский Иверский монастырь на google-панораме
Иверский монастырь валдай открыт для посещения
Написать заявку на проживание или трудничество
Паломникам
Как доехать до монастыря
Требы
Крещение, записки, поминания
Новости Иверского Валдайского мужского монастыря
Монастырь закрыт на карантин
В связи с эпидемиологической ситуацией Валдайский Иверский монастырь закрыт для посещений, предварительно до 8 ноября 2021 года. Читать далее
Митрополит Лев совершил Литургию в день Иверской иконы Богородицы
26 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре на Валдае. В этот день Церковь вспоминает. Читать далее
Митрополит Лев совершил Литургию в Иверском монастыре
20 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре. После Литургии была совершена панихида по приснопамятным. Читать далее
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
14 октября Русская Православная Церковь празднуют праздник Покрова Божией Матери. В этот день, иеромонах Антоний в сослужении братии монастыря. Читать далее
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, наместник монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев) совершил Божественную Литургию в Иверском соборе. Читать далее
Неделя 14-я по Пятидесятнице
В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее
Рождество Девы Марии
21 сентября православные празднуют Рождение Пресвятой Богородицы от святых праведных Иоакима и Анны — один из 12 главных, или. Читать далее
Неделя 13-я по Пятидесятнице
В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее
Проект реставрации монастыря
Чертежи: планы, фасады и разрезы Валдайского Иверского монастыря
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона
БОГОСЛУЖЕНИЕ (всегда в одно время)
Будни: в 9-00 и 18-00
Выходные: в 9-00 и 18-00
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Показать полностью.
Каждый день в 13-00, оформление в церковной лавке собора
ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ
Анкета обязательно как для групп, так и для семей.
www.iveron.ru/anketa1/
ПРИНЯТИЕ В МОНАСТЫРЬ
Анкета для трудника www.iveron.ru/anketa2/
Экскурсии по сб. вс. с 12-00 до 16-00 тел. 89524850085
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
В связи с эпидемиологической ситуацией Валдайский Иверский монастырь закрыт для посещений, предварительно до 8 ноября 2021 года.
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Преподобный Иларион Псковоезерский был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.
Показать полностью.
Преподобный Иларион Гдовский был одним из молитвенников-пустынножителей. В XV–XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.
Такое же место для молитвы выбрал преподобный: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча (сегодня Гдовский район). Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.
В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.
При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества – молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне недалеко от самой Покровской церкви. Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанном труде, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.
Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал литургию в день празднования памяти преподобного священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Последняя служба в храме прошла в 1942 году.
В 1993 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил богослужения и восстановил храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви сегодня находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), — некогда сказал Бог Адаму.
Показать полностью.
Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ин. 6, 35), говорил, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26).
Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь — Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.
Просфора («приношение» — греч.) — это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят в епархиальных пекарнях. Они состоят их двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.
Иверский Валдайский монастырь | Иверская икона запись закреплена
Святой Артемий Веркольский родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием.
Показать полностью. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.
Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Каллиник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.
Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.
Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ.
Кондак праведному отроку Артемию, глас 8
Возсия́ днесь пресве́тлая па́мять прему́драго Арте́мия;/ Богода́нная благода́ть я́ко ре́ки излива́ет от целе́бных моще́й его́ ди́вная исцеле́ния,/ и́миже от многоразли́чных неду́г избавля́емся,/ с ве́рою прие́млюще я́, и взыва́юще:// ра́дуйся, Арте́мие Богому́дре.
Перевод: Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый».
Молитва праведному отроку Артемию Веркольскому
Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я ве́ры Правосла́вныя и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву нас гре́шных и твои́м благомо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии и непременя́емем благополу́чии ве́рных люде́й Свои́х, да пода́ст стране́ на́шей мир и тишину́, а нам нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит всех нас получи́ти, по христиа́нстей кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси пра́веднии вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Открытие и восстановление Иверской Обители
Иверский монастырь сегодня.
Идея передачи Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря в ведение Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х годов прошлого века. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Ее инициаторами были депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров. От них исходили первые обращения к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря.
В 1990 году Новгородскую епархию возглавил тогда еще епископ, а ныне Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом его стараниями и по его молитвам в дальнейшем стало возможным знаменательное событие.
В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.
Это событие предотвратило надвигающуюся культурную и духовную катастрофу, которая могла бы привести к уничтожению исторического духовного центра. Уже разрабатывался проект об открытии крупного международного туристического комплекса на территории монастыря, в котором должны были открыть рестораны — в церкви Богоявления и в Патриаршей башне, мастерскую ремесленника – в церкви Архангела Михаила, музей книги – в церкви Митрополита Филиппа. За годы советской власти монастырь сменил ни одного хозяина. На его территории располагались в разные годы историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, госпиталь, дом инвалидов, лесная школа. В 70-е годы на острове, где расположен монастырь, построили жилой поселок, а в нескольких монастырских корпусах открыли базу отдыха. Монастырь был передан Русской Православной Церкви в плачевном состоянии, многие здания были сильно разрушены, некоторые требовали восстановления кровли.
Несмотря на неустройство и разруху, святыню — икону Иверской Божией Матери, покровительницу монастыря, перенесли из собора Петра и Павла г. Валдая в Иверскую обитель.
И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
Первым и.о. наместника монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков). На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители.
Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было все же возрождение духовной монастырской жизни. Вся братия состояла тогда из шести насельников.
С благословения архиепископа Льва образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря:
6.00 – Подъем
7.00 – Братский молебен
7.15 – 9.00 – Утренние молитвы. Полунощница, Часы,
Божественная Литургия
9.30 – Завтрак
10.30 – 14.00 – Выполнение братией послушаний
14.30 – обед
15.30 – 17.30 – Выполнение братией послушаний
18.00 – 20.00 – Вечерня и Утреня
20.00 – Ужин. Келейные молитвы
Именно поэтому сюда был назначен игумен Стефан. Он был насельником из Псково-Печерского монастыря, где долгое время нес послушания, и изнутри хорошо знал монастырскую жизнь. Самое главное, что было сделано на этом этапе – это были возобновлены ежедневные богослужения, которые сопровождались пением вновь пришедшей братии и благочестивых мирян.
Таким образом, стараниями игумена Стефана было положено начало обустройству монастырской жизни и постепенно число братии стало увеличиваться. Однако существовала и еще одна трудноразрешимая проблема — соседство жилого поселка. Немало усилий потребовалось, чтобы отселить с монастырских владений ни один десяток семей. Задача не из легких не только для священнослужителя. Но игумен Стефан с помощью главы Валдайского района, Александра Сергеевича Бойцова, смог это сделать.
Первыми помощниками в восстановлении обители стали простые валдайские жители, они помогали приводить монастырь в порядок. А первыми благотворителями были валдайские предприятия, на первых порах оказывающие посильную экономическую помощь, встающему на ноги монастырю. Общими усилиями за годы наместничества игумена Стефана удалось справиться с сильной захламленностью территории, стала налаживаться хозяйственная жизнь: заготовка дров для кочегарки, работа на огородах. И, что немаловажно, была открыта трапезная. С возобновлением монастырской жизни в обитель потянулись и паломники.
А вот добраться до Иверского монастыря, который расположен на живописном острове Валдайского озера в девяти километрах от города Валдая, можно было только по старенькой плохонькой дороге и по воде. Строительство военными понтонного моста, через узкий пролив, в 1992 году, позволило связать монастырь и город автомобильной дорогой, что значительно облегчило передвижение автотранспорта в течение всего года.
В том же году случилось еще одно знаменательное событие, которое связано с иконой Иверской Божией Матери.
Часть братии роптала на то, что перенесенный образ из церкви Петра и Павла не является тем древним образом, который был в монастыре еще при патриархе Никоне. Икона стояла в храме в обрамлении искусственных цветов, а перед ней находился подсвечник. Так случилось, что по недосмотру возник значительный пожар в церкви Богоявления. Потушить его удалось не сразу, икона некоторое время находилась в огне. Церковь частично пострадала, выгорел пол, а икона, с тыльной стороны хотя местами и обгорела, но лик остался не тронут огнем, был цел и невредим. После недолгой реставрации, в скором времени, образ вновь был возвращен на прежнее место. Это происшествие было воспринято братией как первое чудо, произошедшее в обители. Оно показало как Сама Пречистая Богородица видимым образом дала вразумление части братии, сомневающейся в благодатности Ее образа. И ропот прекратился, наладилось должное почитание иконы.
Еще одним важным событием в жизни возрождающейся обители стало проведение на ее территории Всероссийского фестиваля звонарей в 1994 году, который привлек внимание любителей колокольного звона всей страны. Администрацией города Валдая для этих целей был закуплен комплект колоколов, впоследствии он был передан в дар монастырю. Колокола были установлены на колокольне и несколько дней в обители раздавались радостные колокольные перезвоны. Праздник прошел с большим воодушевлением. Так, обитель вновь обрела свой голос.
Но наряду с радостными событиями случались и грустные. Никакими стараниями немногочисленной братии не удалось предотвратить пожар в 1994 году, во время которого сгорел скотный двор, находящийся на территории монастыря. В 1995 году стараниями игумена Стефана и братии на месте сгоревшего был заново построен скотный двор, что во многом явилось хорошим подспорьем в хозяйственной жизни, так как обитель стала снабжаться своими продуктами.
Потихонечку хозяйственная жизнь в монастыре стала обустраиваться. Но очень важным событием в духовной жизни монастыря являются монашеские постриги. Такие знаменательные события стали проходить и в восстанавливающейся обители. В 1995 году были пострижены в мантию и рукоположены в священный сан иеромонах Борис (Григорьев), и иеродиакон Глеб (Шевченко).
Территория монастыря постепенно принимала благообразный вид и уже в 1996 году появилась возможность заняться внутренним обустройством храмов. Так в церкви Богоявления был установлен иконостас.
5 мая 1997 года указом архиепископа Льва и.о. наместника монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягрэ). В свои 56 лет, он был одним из старейших и почитаемых монашествующих священников в епархии. Кроме того, архимандрит Ефрем имел большой жизненный и духовный опыт, а также хорошо знал строительное дело. В дар монастырю архимандрит Ефрем принес старинную икону Божией Матери Знамение, которую очень почитал, и, с которой никогда не расставался. Икона и до сих пор хранится в монастыре и находится в алтаре одного из храмов.
Имея заслуженное уважение среди прихожан, архимандрит Ефрем привлек много благотворителей и работа по восстановлению монастыря пошла быстрыми темпами. Строительные работы, не прекращаясь, велись теперь круглый год: летом ремонтировали внешнюю часть здания, зимой занимались его внутренней отделкой. В этот период были отреставрированы фасады, на многих корпусах заменили кровлю. Также была осуществлена модернизация котельной, которая к этому времени значительно обветшала.
Уже 20 января 1998 года, архиепископом Великого Новограда и Старорусским Львом, в обители состоялось первое освящение престола в церкви Богоявления. Большими стараниями и трудами в Успенский собор провели центральное отопление, что также позволило проводить богослужения круглогодично. Было совершено пять монашеских постригов и четыре хиротонии.
Одна из важных монастырских построек – колокольня, однако она является одной из сложных в плане реставрации. Проведение высотных строительных работ всегда сопряжено с большими трудностями, необходим строительный кран, который с трудом прошел по понтонному мосту. С Божией помощью ее строительство, продолжавшееся на протяжении двух лет, в 2001 году было завершено. На колокольне были установлены часы и она обрела завершенный вид.
Монастырские земли стали в состоянии обеспечивать насельников всем необходимым. Скотный двор, до того находившийся в зачаточном состоянии значительно расширился.
Важные события происходили и в духовной жизни монастыря. С благословения Архиепископа Льва иеромонахом Антонием в монастырь были привезены частицы мощей Новгородских святых, хранящихся в Софийском и Покровском соборах Великого Новгорода. Помимо этого в монастырь был привезен мощевик с частицами мощей многих святых, в том числе апостолов Петра и Иакова, Марии Магдалины, великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы. В 30-е годы прошлого века этот мощевик был передан Епископом Боровическим Никитой одному благочестивому мирянину, который впоследствии передал его в дар протоиерею Михаилу Пузанову. Эти святыни долгое время находились у протоиерея Михаила. Спустя 50 лет ковчег с мощами он передал в дар обители. Братия монастыря поделила святые частицы на две равные части и одну оставила в монастыре, а другая часть была возвращена в г. Боровичи. Также из паломнической поездки архимандрит Ефрем привез частички мощей всех святых Киево-Печерского монастыря, подаренные ему братией. Для всех мощей была сделана единая рака и поныне они находятся в соборе монастыря.
Помимо всего архимандрит Ефрем являлся благочинным Боровического округа. Его стараниями монастырю в 1999 году возвратили часовню святого праведного Иакова Боровического в городе Валдае. Силами братии часовню отремонтировали, в ней были возобновлены регулярные богослужения. Также в 2000 году братией монастыря было начато духовное окормление скита Всемилостивого Спаса, принадлежащего Свято-Преображенскогому Варлаама Хутынскому женскому монастырю в деревне Быково.
В том же году увеличившейся в числе братией Иверского монастыря был взят на себя молитвенный подвиг — стала читаться неусыпаемая псалтирь, во время которой стали поминаться все благотворители и благодетели обители. Это во многом было сделано по их просьбе.
A 26 июня 2002 года произошло еще одно знаменательное событие, исполняющим обязанности наместника монастыря впервые из числа братии был назначен – иеромонах Нил (Михайлов). Он прошел все стадии послушания в возрождающемся монастыре. По сложившейся традиции, ему выпало продолжить проведение восстановительных работ. Забот у вновь назначенного наместника было много. Вплотную приступили к ремонту Успенского собора: его внешние стены были отштукатурены, внутри собора вдоль солеи была установлена новая кованная решетка.
Однако трагические события оборвали жизнь недавно назначенного наместника. Спеша на праздник в честь иконы Божией Матери Знамения в г. Великий Новгород 9 декабря иеромонах Нил вместе с иеромонахом Сергием (Бирюковым) и послушником Сергием (Астраханцевым) погиб в автомобильной катастрофе. Они похоронены на старом монастырском кладбище за алтарем Успенского собора. Братия тяжело пережила гибель трех своих иноков. На их могиле установлены кресты, там всегда живые цветы и должное молитвенное почитание.
В декабре 2002 года также из числа братии и.о. наместника монастыря был назначен иеромонах Никандр (Степанов), здравствующий и по сей день. В том же году встал вопрос о комплексной реставрации и реконструкции всего архитектурного ансамбля.
Как ни значительны были предыдущие строительные работы, но они касались то одного, то другого объекта. Пришло время капитально отремонтировать весь монастырский комплекс в целом.
Грандиозные по своей масштабности работы по строительству и реконструкции монастыря требовали очень взвешенного подхода. С первых дней и поныне они ведутся под патронатом Управляющего делами президента Кожина Владимира Игоревича.
В создании проекта активно участвовал Малюшин Иван Дмитриевич заместитель управляющего делами президента. Он взял на себя тяжкое бремя согласований на уровне проекта во всех ведомствах, а также нашел необходимых подрядчиков и проектировщиков.
Всему этому предшествовал период разработки концепции реставрации и реконструкции монастыря. Ее ни один год вынашивал и выстраивал Архиепископ Лев. Он тщательно продумывал назначение каждого корпуса, планировал разместить на территории монастыря помимо основных объектов: библиотеку, иконописную школу, древлехранилище, ризницу и мастерские. Монастырь помимо обители задумывался и как Паломнический центр, в котором большое внимание должно будет уделено детям. Было запланировано, а затем и осуществлено строительство трех корпусов для паломников, здание где располагается воскресная школа для детей и детский корпус, трапезная на 250 человек. Было задумано открытие в Никоновской башне музея истории и реконструкции монастыря, включающего большую экспозицию, посвященную святейшему патриарху Никону.
И вот пришло время всем этим планам быть воплощенными. Но не надо забывать, что все задуманные грандиозные преобразования должны осуществляться на территории уникального природоохранного комплекса. Объемные строительные работы должны вестись так, чтобы не был нанесен ущерб Национальному парку.
Кроме того, работы должны проводиться на территории действующего монастыря, никакого отселения его братии не предполагалось. Поэтому особенной трудностью для строителей было проведение всех крупномасштабных работ, не нарушая привычного уклада монастырской жизни.
Для того, чтобы на территории монастыря вести капитальные работы по ремонту и обустройству его построек необходимо, прежде всего, обеспечить стройку современной техникой, а для этого необходимо построить современную дорогу, по которой эта техника смогла бы прийти в монастырь. Также нужно было обеспечить стройку бесперебойной подачей электричества, а чтобы пришло тепло во все здания – подвести газ. Из всего этого и вытекали первоочередные задачи.
Начали, как это принято, со строительства дороги. Прокладчики столкнулись с тем, что местность труднодоступная и сильно заболоченная, но им удалось проложить качественную асфальтированную дорогу.
Еще одной сложностью в решении этой проблемы было строительство небольшого капитального моста, соединяющего монастырский остров с островом Рябиновым. Когда-то, в XIX веке, протока, разделяющая острова, была засыпана для более удобного проезда к монастырю. Однако, отрезанная вода, по прошествии времени, стала заболачиваться и это грозило природной катастрофой. Пришлось эту протоку раскапывать и через нее проложить еще один мостик. На этом примере, а их можно привести множество, ясно видно что ежедневно вставали ранее незапланированные работы, которые приходилось решать по ходу дела.
Также, на месте старого понтонного моста, по которому тяжелая строительная техника пройти не могла, был построен новый мост. Его открытие и освящение состоялось 23 ноября 2004 года.
После того как дорога была введена в эксплуатацию, монастырь стал более доступен для посещения, как для легкового транспорта, так и для больших туристических автобусов, и для грузового транспорта, необходимого для стройки.
Очень важным и сложным делом было газифицировать монастырь. Уникальность построенного газопровода в том, что были применены современные технологии. Ведь монастырь находится на острове, поэтому трубопровод был проложен методом «прокола» по острову и по дну Валдайского озера, не нанеся ущерба окружающей среде.
И как ни хорошо было для монастыря, что газопровод построили, но особенно ценно то, что специально для проведения природного газа в монастырь была построена очень дорогостоящая газораспределительная станция. Уже 16 декабря 2004 года была пущена в эксплуатацию газовая котельная, которая стала отапливать не как раньше несколько зданий, а весь комплекс. С вводом ее в строй в корпуса и в каждую монастырскую постройку пришло тепло. Это сразу сказалось на качестве и темпах строительства.
Но как можно вести большое строительство, если электроэнергия подается с перебоями. Поэтому следующим этапом стала прокладка новой линии электропередачи. Силами Валдайских электрических сетей во главе с генеральным директором Василием Ивановичем Приколотиным эта работа была успешно проведена. Была обеспечена бесперебойная подача электричества и стройка от этого значительно выиграла. Кроме того, этой организацией была построена современная подстанция, без которой строительство и реконструкция монастыря были бы невозможны.
Но на этом крупномасштабные работы не прекратились.
Первым подрядчиком выступила фирма ООО «Кредо», возглавляемая директором Борисовой Асей Львовной. Фирма осуществила проектные работы, подготовила сметную и разрешительную документацию. Самая большая трудность, которая выпала на плечи этой организации — получить разрешение на начало работ. Ими были проведены все необходимые согласования.
Однако, в связи с огромной загруженностью этой фирмы на других очень важных государственных объектах было принято решение о замене этого подрядчика на фирму ООО «БСК – ПГС» во главе с генеральным директором Будолаком Сергеем Леонидовичем.
Сложнейшей задачей, которую предстояло решить этой компании, — ведение крупномасштабных реставрационных работ на территории монастыря, не нарушая привычную жизнь обители. Но ведь, такое большое строительство требует и привлечения большого количества рабочих. Был построен строительный городок для их проживания. Пришла тяжелая строительная техника, здания оделись в строительные леса.
Для снабжения монастыря водой была пробурена новая скважина и в монастырь пришла вкусная артезианская вода. Требовалось проложить по территории монастыря множество инженерных коммуникаций и подвести их к каждому зданию. Необходимо было проложить километры электросетей, подвести водоснабжение, провести пожарную сигнализацию. И при этом надо было сделать так, чтобы не была разрушена ни одна стена, толщина которых порой доходит до полутора метра. А самое главное – чтобы все современные коммуникации и устройства, подведенные к зданиям, не бросались бы в глаза, не были заметны и не искажали бы исторического облика архитектурного ансамбля XVII века.
Для сохранности зданий и предотвращения их от разрушения велись большие работы по выемке грунта, и укреплению их фундаментов.
Прокладка коммуникаций и строительные работы оставляли горы мусора. Даже это простое дело как его вывоз вылился в крупную акцию. Так, со значительно небольшой территории было вывезено более четырехсот грузовых автомобилей со строительным мусором.
Любое доброе дело не проходит без искушений, а тем более на территории монастыря. Таким испытанием стал пожар в 2005 году, тогда сгорело три корпуса западного каре. Однако, это печальное событие не повлияло на ход восстановительных работ. Они не только не приостановились, но и с большим усердием продолжались.
Весной 2006 года в монастырь пришли новые строители – фирма ООО «АРС-Центр» во главе с генеральным директором Киселевым Вячеславом Альбертовичем. На ее долю выпало завершение строительных работ. Именно она придала благолепие вновь отреставрированным постройкам: оштукатурены и покрашены фасады, покрыты кровли, позолочены купола, осуществлена внутренняя отделка.
А уже летом 2006 года заказчиком по строительству и реконструкции комплекса стала Новгородская епархия. Это было сделано для улучшения финансирования и своевременной отчетности перед главным благотворителем монастыря – Сбербанком России.
Монастырь засиял белоснежными стенами, особую нарядность которым придает розовый оттенок декора. Большие работы проводятся по благоустройству монастыря, прокладываются дорожки, разбиваются цветники, засеиваются газоны.
На протяжении всего хода восстановительных работ не оставлял своим вниманием монастырь Кожин Владимир Игоревич. Он постоянно интересовался тем, как идут строительные работы, неоднократно сам приезжал в монастырь, чтобы увидеть своими глазами какую именно помощь необходимо оказать в данный момент. Также он координировал работу подрядных организаций и своевременное поступление финансовых средств.
Еженедельно, а иногда и по несколько раз в неделю, в монастырь приезжал архиепископ Лев, отслеживая ход работ и проверяя качество их исполнения. Вникая во все мелочи, он также участвовал в проектных и производственных совещаниях.
С первых дней своего назначения на губернаторский пост, в 2007 году, Митин Сергей Герасимович постоянно оказывает административную помощь монастырю во всех возникающих ситуациях.
Несмотря на крупномасштабные строительные работы, которые ведутся в монастыре, жизнь его текла своим чередом. Он не закрывался ни на один день, и все желающие всегда могли посетить его, прибегнуть к помощи и заступничеству Пресвятой Богородицы и приложиться к ее чудотворному образу.
Во времена Патриарха Никона икона Иверской Божией Матери была покрыта ризою из чистого чеканного золота, отделанного жемчугом алмазами и сапфирами. Также и для перенесенного в монастырь образа Пресвятой Богородицы было задумано создать высокохудожественный оклад по канонам церковно-художественного искусства.
Стараниями настоятеля обители, архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, были привлечены благотворители, которые оплатили изготовление нового оклада. Над созданием ризы плодотворно трудились мастера различных специальностей Патриарших мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» города Златоуста под руководством художников А.И. и В.Н. Лохтачевых. Они создали произведение прикладного искусства, достойное обрамление живописного образа кисти древних мастеров.
Оклад был выполнен из серебра, отчеканенная поверхность которого покрыта дивным растительно-цветочным орнаментом. Он обильно украшен жемчугами, топазами, аметистами, цитринами и цирконами. В элементах ризы и нимбов Богородицы и Богомладенца использовано золото, пожертвованное прихожанами и паломниками обители.
25 декабря 2006 года, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом, состоялось торжественное освещение новой ризы к иконе Иверской Божией Матери. Оклад был установлен на чудотворный образ и сразу же был отслужен братский молебен о помощи Пресвятой Богородицы в восстановлении обители.
Огромные работы проведены в Успенском соборе. Еще в 1960-е годы окна собора были закрыты наглухо и здание сильно отсырело. Стены настолько пришли в негодность, что роспись потрескалась, штукатурка большей частью осыпалась. Чтобы осушить собор и для поддержания его в определенном температурном режиме была подведена сложная инженерия и в соборе были сделаны теплые полы. Отремонтирована уникальная в своем роде внутренняя галерея, опоясывающая собор с четырех сторон. Купола и кровля покрыты медью.
Также в соборе установлен тябловый басменный иконостас, выполненный московскими мастерами.
Но не только восстановлением монастыря озабочена братия, но и жизнью верующих в около монастырских территориях.
Так, было построено и отремонтировано несколько часовен в Валдайском районе, и они были взяты под окормление братии:
Братия монастыря также окормляет церковь преподобного Сергия Радонежского, находящуюся на берегу Валдайского озера, регулярно в ней служится литургия. Этот храм является точной копией храма, построенного в Антарктиде.
В связи с тем, что монастырю необходимо вести сельскохозяйственную деятельность во владение были переданы земли. И несмотря на огромные строительные работы, ведущиеся в самом монастыре, было принято решение уделить большое внимание и хозяйственной деятельности. В 2005 году было открыто монастырское подворье близ деревни Ново-Троица.
На заброшенных полях в живописном месте построен большой и добротный дом для братии, работающей на подворье. Сейчас в нем живут около 10 насельников и несут различные послушания. В доме имеется домашняя церковь, в которой регулярно совершаются богослужения.
Построен на подворье и большой скотный двор, в котором как в Ноевом ковчеге мирно уживаются разные домашние животные и птицы. Там есть козы, овцы, телята, коровы, бык, свиньи, лошадь, кролики, гуси, куры. Всех понемногу, но все заботливо ухожены. Помимо этого есть еще и пасека на 20 ульев.
Подворье поставляет в монастырь молоко, сливочное масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. Братия несет послушания по заготовке грибов и ягод.
Неподалеку находилось болото, которое стараниями насельников было очищено, углублено, после чего на этом месте забили ключи. И вот на месте болота рукотворный пруд, в котором братия разводит карасей, а в монастырь всегда поставляется свежая рыба.
Для труждающихся на подворье построена небольшая банька. В перспективе планируется разбить фруктовый сад и огороды. И хотя земля скудная и давно заброшена и требует приложения больших сил, чтобы ее обработать, все же верится, что все это осуществится по молитвам и при старании братии.
25 ноября 2007 года наместником монастыря вновь назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра) В настоящее время число братии составляет 23 насельника, из них 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, 1 инок, а также послушники и трудники. Священство и часть братии, занятая на послушаниях при храме, неизменно и ежедневно присутствует на всех богослужениях, остальная часть иноческой братии, послушники и трудники, выполняют другие различного рода послушания: занимаются огородами, работают на скотном дворе, в столярных мастерских, на пасеке.
Летнее время в монастыре отмечено особенно кипучей деятельностью. Обитель во все времена года гостеприимно распахивает свои врата для паломников, решивших посетить ее. Летом она с особенной радостью принимает своих гостей, предлагая паломникам вкусить монастырского хлеба, поработать во славу Божию и узнать о жизни монастыря. Во время специально проводимых экскурсий паломников знакомят с богатой историей обители. Насельники монастыря с особенной заботой и теплотой встречают детей, из воскресных школ не только Новгородской епархии, но и из других епархий России и дальнего зарубежья.
19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.
Самое главное сейчас, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север украшен еще одной жемчужиной – возрожденной Иверской обителью. Его многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту!
Предстательство Пресвятой Богородицы, простирающей Свой омофор над Иверским монастырем, и молитвы Высокопреосвященнейшего Владыка ЛЬВА, да не оставляют нас во всех наших трудах, радостных и скорбных.