издания псково печерского монастыря
Вольный Странник,
Псково-Печерский монастырь — один из древнейших центров просвещения на северо-западе России. Сегодня он является излюбленным местом паломничества для десятков тысяч жителей и гостей нашей страны.
Место это было обозначено уже в 14 веке. При рубке крестьянами деревьев, одно из них, повалившись, открыло вход в пещерный комплекс. Над ним виднелась надпись, гласящая, что эти пещеры не являются плодом рук человеческих, а созданы Богом. Здесь-то и поселились в древности монахи — выходцы из Киево-Печерского монастыря. Первым из них, по свидетельству летописи, был Преподобный Марк.
В 1473 году в эти места, вместе со своей семьей, явился иерей Иоанн. Вместе с женой Марией, он начал в пещерах строительство Успенского храма. Позднее оба супруга под своими монашескими именами Ионы и Вассы были причислены к лику Святых и считаются основателями монастыря.
В начале 16 века была обретена чудотворная Псково-Печерская икона Успения Богородицы. Сегодня она является главной святыней обители.
В средние века монастырь постепенно превратился в крупную крепость, являвшуюся форпостом России на западных границах. Кроме того, благодаря усиленным трудам его настоятелей, обитель стала хозяйственным и миссионерским центром. Особенно большой вклад в это вложил Преподобномученик Корнилий, убитый Иваном Грозным.
После Гражданской войны и до 1940 года Псково-Печерский монастырь находился на территории буржуазной Эстонии. Это способствовало его сохранению в годы большевистского лихолетья в России.
Пострадавшее хозяйство монастыря после войны восстанавливал в качестве наместника бывший узник сталинских лагерей — Пимен Извеков, будущий русский Патриарх. Решающую роль в сохранении обители во время хрущёвских гонений сыграл ее деятельный наместник — Алипий Воронов.
В итоге на огромном пространстве нашей страны монастырь оказался единственной мужской обителью не закрывавшейся никогда. Во второй половине 20 века она стала известна на всю страну своими старцами.
Сегодня наместником монастыря уже более двадцати лет является архимандрит Тихон Секретарев. Обитель по-прежнему ведет активные хозяйственные работы, ревностно соблюдает устав и занимается миссионерством. Его частью является деятельность собственного издательства монастыря. В нем выходят как солидные произведения, так и многочисленные небольшие брошюры. К первым относятся книги по истории Русской Церкви, творения Святых Отцов. Последние посвящены, в основном, целям катехизаторства.
Кроме того, выходит много книг о старцах монастыря и с их трудами. Это в первую очередь касается наследия архимандрита Иоанна Крестьянкина. Также воодушевляют читателя на духовную брань книги с жизнеописаниями таких праведников как отец наместник Алипий, архимандриты Феофан, Нафанаил, Серафим, схиигумен Савва, схииеродиакон Андроник. Рассказывают они о Преподобном Симеоне, недавно причисленном к лику Святых, и о старцах Валаамского монастыря, последние годы живших в Печерской обители.
Издательство выпускает также литературу для детей и по истории монастыря. Особое место занимают книги наместника Псково-Печерской обители — отца Тихона.
Благочестивые истории: Псково-Печерская обитель
Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п.
С тех пор он снял около 80 документальных фильмов, создал иконописную мастерскую в Сретенском монастыре, воспитанники которой расписали более 18 храмов в России, Польше, Сербии, на Украине…
Совмещая росписи храмов с работой в кино, прозе и театре, начал делиться воспоминаниями, в цикле коротких историй.
Это случилось в Псково-Печерской обители, где я обучался иконописи.
Был у отца Зинона келейник Юра Ф. – парень очень добрый, исполнительный, но изрядно бестолковый.
Как-то задумали мы в мастерской варить янтарную олифу. Отец Зинон сказал, что в магазинах продают всякую дрянь (время-то было смутное, перестроечное), которой иконы покрывать категорически нельзя, так что будем варить олифу сами, как это делали древние мастера.
Сказано-сделано. Натолкли мелко янтаря плошку, «распустили» его на углях, залили кипящим льняным маслом, добавили сурика железного и поставили в чугунке в русскую печь, чтобы олифа «дошла». А выдерживать ее в горячей печи нужно не меньше недели.
Вонь от этой выдержки была такая, что весь монастырь в прямом смысле задыхался от неё. Но о. Зинон был человеком очень целеустремленным. «Пусть терпят», – сказал он сурово, и точка.
Сложность заключалась в том, что сосуд с олифой нужно было каждый день вынимать из печки, чтобы протопить ее, – была зима, – а вечером ставить обратно. Делал всё это Юра по долгу своего послушания. Пять дней он справлялся с этим отлично, а на шестой, когда до готовности олифы оставалось всего-то ничего, рука его с ухватом дрогнула.
Захожу я после обеда в мастерскую, а картина такая: стоит, уперши руки в бока, совершенно разъяренный о. Зинон, а Юра ползает перед ним на коленях, янтарную жидкость тряпкой собирает и в чугунок её выжимает.
Долго бранил келейника мастер, но делать нечего: слава Богу, что удалось собрать хоть маленький горшочек, хоть его до дела довести, чтобы как-то оправдать страдания братии.
«Только смотри у меня, горшок не опрокинь!» – строго-настрого заповедал о. Зинон, а Юра даже исполнил что-то вроде танца, показывая, что всё будет в порядке.
Прошло еще два дня. Маленький горшок готовой уже олифы нужно было просто вынуть и затопить печь.
Мы прогуливались с о. Зиноном по горке, когда из трубы нашей мастерской повалил подозрительно черный дым – это Юра растопил печь.
О. Зинон отчего-то вдруг забеспокоился, поспешил в дом. «»Надеюсь, олифу ты вынул. – начал было он, и вдруг глаза его округлились, и рука сама вытянулась в направлении пламени. – Это что. »
В белом огне отчетливо виднелись черные очертания пресловутого горшочка, а языки пламени заворачивались аж в трубу. Олифа горела отлично!
«Ой!» – сказал Юра и на всякий случай выскочил в сени.
Гнев аввы Зинона был велик, но прошел довольно скоро. Остались мы до лета без янтарной олифы, потом все-таки сварили ее, но за всем процессом очень внимательно наблюдал сам о. Зинон. Не дай Бог чего опять случится.
По древней традиции монастырский сторож на воротах называется «вратарь». Послушание тяжелое – нужно вставать раньше всех, открывать святые ворота к ранней службе, целый день иметь дело с народом, который проходит мимо, выслушивать всякие глупости, а иногда иметь дело с людьми душевнобольными или пьяными. Вратарями обычно назначали людей крепких, высоких, чтобы в случае чего силу применить и дать отпор.
Но встречались среди них люди абсолютно святые. Так в Псково-Печерской обители был вратарь – монах Филарет. Он 40 лет (!) ежедневно стоял на воротах. В храме был всего один раз в неделю и то несколько минут во время помазания освященным елеем. Причащался один раз в год – в Великий четверг, а потом опять спешил на место послушания.
Нужно помнить, что время-то было советское, и народ в Печоры приходил разный. Сколько насмешек довелось выдержать о. Филарету, сколько глумления и злобы. Но он всегда был в добром расположении духа, всегда встречал людей улыбкой: кого-то утешал, кого-то вразумлял.
Так прошел он свое монашеское поприще, и к концу жизни братия стала замечать в нем дар прозорливости. К нему обращались за духовным советом не только богомольцы, но и священники.
Поэтому не важно, к какому послушанию (в монастыре или в жизни) ты призван. Важно проходить его так, как будто доверил тебе его Сам Господь Бог.
В Псково-Печорской обители было много разных людей, но мне хорошо помнится послушник Василий 97 лет. Он был родной брат схииеродиакона Марка, человека смиренного, бывшего келейником у шести наместников и умершего в 106 лет. Василий пришел в монастырь уже глубоким старцем, потому что ухаживать за ним было некому. «У меня пять жен было, и всё померли!» – гордо заявлял он. Остались ли у него дети, история умалчивает. Зато он сам рассказывал, как живого царя видел на станции Дно. «Такой красивый, высокий!» –умиленно сощуривал глаза Василий. Надо сказать, что сам он был чрезвычайно низенького роста.
Жил Василий в лазарете вместе с другими немощными монахами. За ними ухаживал иеродиакон Никандр – человек очень добрый, но со странностями. Наш герой отчего-то возненавидел отца Никандра и так говорил о нем: «Должна была родиться скотина, а родился Никандр. Ты посмотри, как он воду пьет. » А чаевничал о. Никандр очень красиво, пил из блюдечка по-купечески, с присвистом, и сахаром хрустел вприкуску.
Иногда на Василия, как он сам говорил, находило. То кается, плачет как ребенок, то дерзко отвечает просившему прощения перед святым Причастием отцу Анании: «Ни за что не прощу!»
А однажды на Пасху такое устроил: вышел на Успенскую площадь, сел на ступеньки и стал кричать во весь голос: «Люди добрые! Помогите, спасите! У меня все отняли: спинжак не дають, пензию не дають, кусок хлеба на Пасху и то не дають!»
Вокруг него туристы собрались, тогда их было много, люди советские, справедливые, возмущаются монастырскими порядками, а Василий только дрова в печь подбрасывает.
Случилось, что в это время мимо проходил наместник о. Гавриил с помощниками. Остановился, выслушал внимательно пламенную речь старчика и говорит помощникам: «Принесите ему кусок хлеба!» Наказывать «бунтаря», конечно, не стали, но подрясник на всякий случай с него сняли. Чтоб не чернил, так сказать, честь одежды иноческой.
Вот еще случай, свидетелем которого был я. Однажды упал Василий, ушибся, и на службу его привезли в коляске. Он молчаливо всю литургию перед Царскими вратами полулежал, причастился благоговейно, а когда священник ему крест давал после службы, спросил тихо: «Батюшка, а когда меня отпевать-то будут?» Видимо решил, что помер.
Умер он тихо и спокойно, без малого в 100 лет, и похоронен в Богомзданных пещерах.
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте
Страница ведётся по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) и при содействии братии обители.
Радуйся, Святая Обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Дорогие братья и сестры, гости нашей святой обители!
В Псковской области растет смертность от заболевания коронавирусом.
В связи с этим в Псково-Печерской обители с 27 октября по 7 ноября вводятся следующие ограничительные меры:
Показать полностью.
— храмы во внебогослужебное время будут закрыты для посещения;
— Богом зданные пещеры будут закрыты для посещения;
— при необходимости богослужения будут проходить одновременно в двух храмах: Михайловском соборе и Сретенском храме;
— ношение санитарных масок и соблюдение дистанции обязательно!
Благодарим за понимание!
Берегите друг друга!
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
«У нас никто не отнимал право молиться,— пояснил Кирилл Мямлин “Ъ”.— Религиозные свободы пока еще не запрещены. Завтра мы реализуем свое конституционное право на свободу вероисповедания.
Мы будем молиться за Россию, против наступления глобализма, принудительной вакцинации, чипизации и удаленного обучения так называемого. По сути — против сатанизма»
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Бог тебя не оставит, вразумит и проведет в жизни. Года и сроки здесь не имеют значения. Вот мне скоро 70, я только теперь увидел какой-то совсем ясный свет на дороге, и душой чувствую, что «времени нет». Это так невероятно укрепляет, успокаивает.
Так что впереди у тебя еще целая жизнь душевной возможности, только «стучи в дверь», не замыкайся в свою болезнь, усталость, разочарованность.
Никогда не начинай жалеть себя, а гляди кругом себя — чтобы пожалеть кого-нибудь другого. В этом и есть душевный труд, только в этом и есть жизнь. А без этого человек погибает…
Сергей Иосифович Фудель
Ирина Назарова
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Старая фотография
Игумения Елисавета (Беляева), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), митрополит Евсевий (Саввин)
Фото из группы Спасо-Елеазаровского женского монастыря
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Ирина Назарова
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Сегодня 9 дней как отошел ко Господу протоиерей Григорий Секретарев. Упокой, Господи, его душу в селениях праведных!
Предлагаем вашему вниманию беседы из цикла Богомысленных размышлений протоиерея Григория Секретарева.
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Много на псковской земле святых. Сегодня мы празднуем день памяти трех псковских
святых-пустынножителей — преподобных Феофила и Иакова, основавших Феофилову Пустынь, и преподобного Илариона Гдовского, основателя Покровского Княже–Озерского монастыря.
Показать полностью.
Преподобный Феофил и его сотаинник преподобный Иаков были учениками преподобного Арсения Коневецкого. В поисках пустынножительства иноки вышли из Коневца и остановились в труднодоступном тогда и глухом месте, в лесных дебрях на берегу реки Омуги.
Край этот принадлежал Великому Новгороду и был населен, хотя и неплотно, православными людьми. Пустынники обустроили себе убогое жилище, срубили небольшой деревянный храм, посвященный Успению Божией Матери и, прилагая труды к трудам, подвизались в тишине, в посте и молитве. Вскоре вокруг них собралась братия.
Так образовался монастырь, и был он один из первых в этих краях. Тогда еще не было здесь ни Никандровой Пустыни, ни Крыпецкого монастыря. Они появятся позже. Это было в 1396 году.
Преподобный Феофил на реке Омуге подвизался шестнадцать лет. Он достиг «старости маститой» — то есть старости глубокой и почтенной.
Блаженная кончина преподобного последовала 29 декабря/11 января 1412 г. Он был похоронен братиею у церковного алтаря, и бразды правления в свои руки взял его ученик, прп. Иаков Омучский. Когда и Иаков закончил свой земной путь, он был предан земле рядом со своим старцем.
Преподобный Иларион Псковоезерский был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо–Елеазаровского монастыря.
Около 1460 г. на псковской земле, на берегу р. Желчи, впадающей в Чудское озеро, неподалеку от Гдова, существовал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — Псково-Озерская обитель. Ее основатель —Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский — один из молитвенников– пустынножителей.
В XV–XVI веках в разных уголках псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.
Такое же место для молитвы выбрал преподобный Иларион: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желчи. Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.
В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена.
Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.
При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества — молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне имени святого недалеко от Покровской церкви.
Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто и с чем пришел, и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанном труде, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.
Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы, который находится в основанном им монастыре.
Путешествие пятое: сплошные легенды и чудеса
Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.
Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, «шестник» не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.
Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.
Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют «Прозорливым». Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.
Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.
От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры. темнота. Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время «держаться правой стороны».
Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.
К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.
По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.
На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.
Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.