изложите предмет задачи методики обучения русскому языку

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку

изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку

изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.

По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Время подсказывает свои задачи методике, как и педагогической науке в целом. Так, в наши дни в методике русского языка идет активный поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы максимальную познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе; наилучшее развитие мышления и речи учащихся; прочность усвоенных знаний, умений и навыков и т. д.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в школе — начальной и средней, в техникумах (например, в педагогических училищах), в вузах. Задачи обучения родному языку на всех этих ступенях обучения, конечно, не могут совпадать. Но основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, независимо от ступени обучения методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их и т. д.

Но каждая ступень имеет свои особенности. Так, методика дошкольного воспитания ориентируется в области родного языка в основном на развитие речи детей.

«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Смотреть картинку изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Картинка про изложите предмет задачи методики обучения русскому языку. Фото изложите предмет задачи методики обучения русскому языку

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.

Методика русского языка, как и другие педагогические науки, затрагивает интересы десятков, сотен миллионов людей. Известно, сколько горя приносит «двойка» за диктант, за сочинение.

Источник

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука. Ее предмет, задачи. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы методики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема . Методика обучения русскому языку как педагогическая наука. Ее предмет, задачи. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы методики

Предмет и задачи методики как педагогической науки.

Принципы методики русского языка.

Связь методики с другими науками.

Актуальные проблемы методики начального обучения русскому языку.

Предмет и задачи методики как педагогической науки

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике – книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д.Ушинский, Л.Н.

Толстой, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др.

Методика – самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой. Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика – это общая теория обучения. Методика же – частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку.

Предмет методики обучения русскому языку и литературе – процессобучения русскому языку в начальной школе.

Что понимают под процессом обучения?

Сущность понятия «процесс обучения» в настоящее время трактуется как единство четырех компонентов:целей обучения,содержания обучения,преподавания и учения. М.Р.Львов включает в это понятие еще один компонент: результаты обучения. Как, по-вашему, правомерно ли это?

Эти компоненты тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Вопрос для размышления : В чем,по-вашему,проявляетсявзаимообусловленность названных компонентов процесса обучения?

Отграничим один компонент процесса обучения от другого и рассмотрим в отдельности.

Что значит – поставить перед ребенком учебную задачу урока? Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

Задание для самостоятельной работы . Познакомьтесь с фрагментамиконспекта урока по русскому языку во 2 классе и выделите в нем формулировки образовательной цели урока и учебных задач. Как они соотносятся друг с другом?

Тема урока. Знакомство с понятием «родственные слова», «корень» (Учебник М.С. Соловейчик и др. «К тайнам нашего языка»)

Цель (образования): 1) помочь детям осмыслить опознавательные признаки родственных слов; 2) учить выявлению этих признаков; 3) познакомить с понятием «корень» слова и способом его нахождения; 4) начать сопоставление звучания и написания корней родственных слов.

Введение в тему урока.

Сегодня на уроке мы будет открывать новые секреты слов. А какие –

подскажет заголовок следующей части учебника. Прочитайте его. (Собираем «родственников»).

Вместе с нами этот заголовок прочитал Антон и очень удивился, что нужно было привести на урок бабушку, дедушку, маму, папу и сестру. Как вы думаете, так ли он понял заголовок? А вы догадались, каких «родственников»

мы будет собирать на уроке? (Наверное, слова).

Да. Мы будет открывать тайны «родственных» слов.

Понаблюдаем за словами. Например, было слово «сахар». Появилась посуда для сахара. Как её назвали? (Сахарница.) Почему именно так?

А когда люди научились мелко дробить сахар и получили из сахара песок. Как его назвали? (Сахарный.) Почему? А известно ли вам слово

«посахарить»? Можете ли вы объяснить его значение?

Вот как интересно: все слова разные, а объяснили мы их с помощью одного и того же слова. Можем ли мы эти слова назвать родственниками?

Сравните свой вывод с выводом авторов учебника. Попробуйте теперь ответить на вопросы: какие слова называются родственниками? Почему их так назвали?

Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русскогоязыка и литературного чтения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа – 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускают слишком большого разброса в объеме изучаемого материала и распределении его по годам обучения.

Задания для самостоятельной работы : «ФГОС ООО второгопоколения», «Примерные программы начального общего образования», «Примерная программа по русскому языку». Прочитайте главу «Содержание курса». Охарактеризуйте основные понятия фонетики, графики, лексики, морфологии и синтаксиса, которые изучаются в начальной школе.

Преподавание –это деятельность учителя в процессе обучения.Онаможет быть разнообразной: постановка целей обучения, отбор содержания,

планирование материала, разработка структуры и содержания урока,

обдумывание каждого его этапа и вида работы, организация взаимодействия с детьми и др. В современной школе педагог в своей деятельности по обучению и воспитанию учащихся руководствуется принципами гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода в обучении, системно-деятельностного подхода в обучении и др.

Учение –это деятельность учащихся в процессе обучения.Она такжеможет быть очень разной по своему содержанию: участие в осмыслении поставленной учителем учебной задачи, участие в исследовании с целью получения новых знаний, анализ изучаемого материала, обобщение, формулирование выводов, определений и правил, выполнение практических работ на основе изучаемого материала, рефлексия и др. Учащиеся – активные субъекты процесса обучения. Они обладают устойчивым познавательным интересом к процессу обучения, отличаются активностью, инициативностью, самостоятельностью и другими качествами, необходимыми в учебном процессе.

Задание для самостоятельной работы . Посетите урок русского языка вначальной школе. Пронаблюдайте, как организуется взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения. Сумел ли учитель возбудить у учащихся интерес к изучаемой теме? Как ему это удалось? Усвоили ли дети изучаемый материал? Овладели ли они способами действия с новым материалом? Подтвердите свои наблюдения и выводы конкретными примерами с просмотренного Вами урока.

Итак, предметом методики русского языка как педагогической науки является процесс обучения русскому языку в начальной школе. Исходя из характеристики предмета методики, можно наметить ее задачи. Традиционно они формулируются в виде 4 вопросов, на которые призвана ответить методика:

Зачем учить? (Определение целей и задач обучения).

Чему учить? (Определение содержания обучения).

Источник

Методика преподавания русского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1) Дайте определения предмета, целей и задач методики обучен ия русскому языку как науки.

Предметом изучения русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.

Т ри задачи методики :

1)Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.

Методика изучения языковой теории: фонетики, словообразования, грамматики.

Методы изучения языковой теории. Усвоение языковых понятий, правил. Методика изучения отдельных разделов курса: понятие о частях речи, основы синтаксиса и др. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития. Современные методы развивающего обучения, развития познавательных интересов и активности учащихся.

Методика правописания, формирование орфографического навыка.

Система упражнений. Диктанты. Уроки русского языка.

Методика развития речи учащихся, его уровни: произносительный, лексический, грамматический, уровень текста.

Культура речи учащихся. Речевые умения – письменная и устная речь. Методы развития речи. Сочинения, изложения. Основы риторики. Детское творчество. Речевые ошибки, их исправление. Уроки развития речи. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку.

2)Охарактеризуйте учебный предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе, в средней школе, в педагогическом колледже, в мире науки.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

В средней школе предмет «Родной язык» предпологает

воспитание гражданственности и патриотизма, формирование лич-

ности, способной, с одной стороны, к социальной адаптации и взаимо-

действию в коллективе, а с другой к принятию самостоятельных ре-

шений, воспитание личности думающей, активной, развивающейся, во

многом самоопределяющейся, воспитание любви и уважения к родному языку и культуре, сознательного отношения к языку как явлению культуры; основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание уважительного отношения к другим национальным языкам и культурам, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

В педагогическом колледже.

В колледже усиливается внимание к изучению теоретических основ методики преподавания «Русского языка», обоснование форм, средств, методов и приемов работы с детьми.

Русский язык является важнейшим языком науки. Общечеловеческая ценность русского языка определяется тем, что труды многих российских учёных получили всемирное признание; российским учёным, инженерам принадлежат изобретение, открытия, внедрение которых привело к значительным изменениям человеческого общества.

3. Ознакомьтесь со «Словарем-справочником по методике русского языка». Выберите примеры тех понятий, которые:

в) 10 таких понятий, которые связаны с процессом обучения непосредственно, с деятельностью учителя и учащихся, так назы ваемой технологией обучения.

А)1. П редмет методики русского языка- Как и любая другая наука, методика имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает. П. м. р. я. является процесс овладения языком: т. е. речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, фонетикой, орфоэпией, лексикой и пр. в условиях обучения. Методику интересует содержание обучения, деятельность учителя и учащихся. Методика изучает закономерности формирования языковых понятий, умений и навыков в области языка. В отличие от психологии и дидактики, методика изучает не общие закономерности обучения, а специфические, связанные с конкретным языковым материалом: например, закономерности формирования орфографических умений н навыков, тенденции овладения синтаксисом – синтаксическими конструкциями и самостоятельной устной и письменной речью.

4.Ф ормирование мировоззрения учащихся средствами русского языка- М. формируется на основе всей системы научных знаний, идейно-политического воспитания учащихся; это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения.

5.Н аглядность в обучении русскому языку- один из дидактических принципов, примененных к предмету «русский язык»; состоит в опоре на чувственное познание, в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предмета и явлений, в данном случае – явлений языка. «Наглядным» материалом при этом служит в первую очередь сам язык – живая речь, звучащая и написанная, образец русской речи, как правило, художественные произведения, служащие материалом для наблюдений над языком, для анализа, упражнений.

6.З нания учащихся по русскому языку- результат усвоения фактов, понятий, закономерностей, правил по грамматике, фонетике, словообразованию, лексике, орфографии и пр. З. являются результатом обучения и жизненного опыта учащихся, служат материалом мышления и речи, ложатся в основу формирующихся умений

7.И ндукция в обучении русскому языку- использование в учебной работе умозаключений, в которых учащийся идет от частных, конкретных явлений к общему выводу, к модели, к закономерности

8.Р азвитие логического мышления на уроках русского языка- Логическое мышление (понятийное, отвлеченное, речевое) – один из видов мышления, наряду с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением; непосредственно связано с языком, осуществляется в форме речи – внутренней или внешней. Р азвитие речи учащихся рассматривается как важнейший способ развития логического мышления. Последнему способствуют все виды работ по развитию речи: обогащение и активизация словаря, усвоение грамматических форм языка, работа над связным текстом, сочинения, рассказы учащихся и т. п.

10.Ак тивность в обучении русскому язык у – интенсивность направленности школьника на учебную деятельность; дидактический принцип, требующий такой постановки процесса обучения, при которой учащийся становится субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. А. в. о. обеспечивается применением соответствующих методов, приемов работы, оборудования, пособий.

б) 1. сло варно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов.

2. сл овообразовательные упражнения : обнаружение в тексте слов с производными основами, анализ состава этих слов и их значения; подбор родственных слов, выявление способов образования слов; сопоставление значений слов в гнездах родственных слов, выявление постоянных значений, придаваемых словам одними и теми же аффиксами – приставками, суффиксами; пользование словообразовательными словарями, самостоятельное построение словообразовательных рядов

3. сп исывани е – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике – как правило, с дополнительными заданиями.

4. ди ктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти

5. тв орческий диктан т – вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии.

6. те кстовые упражнени я – вид упражнений по русскому языку. Т. у., в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений, опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст, как на результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста (сложного синтаксического целого).

7. уп ражнения по русскому язык у – виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

8.фо нетические упражнения : деление речевого потока на слова, слогоделение, звуковой анализ слов и слогов, выделение ударных и безударных слогов, звуковой и слоговой синтез, т. е. составление слогов и слов из звуков, соотнесение звуков и букв, выделение и характеристика отдельных звуков – гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.

9. Вы борочный диктан т – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке.

10. Гр амматический разбо р – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой.

В) 1.Сл уховой диктант вид диктанта, грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова графическим составом и состоящее в правильной записи текста.

2.Со общение нового материала по русскому языку часть процесса обучения: передача учащимся новых знаний по изучаемой теме. В практике школы используются следующие способы С. н. м.: анализ текстов или слов, сопровождающийся эвристической беседой и подводящий учащихся к выводу новых знаний, нового правила и пр.; объяснение нового материала учителем – на примерах, с элементами беседы, разбора и т. п.

3.Сц енарий вид изложения прочитанного, упражнение, текстовой эквивалент кинофильма, телепередачи, иного театрализованного действия. Учащиеся составляют С. прочитанного рассказа по воображению, получив задание: «Как бы вы поставили кинофильм по этому рассказу?»

4.Словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и пр. С. д. может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся

6.Ак тивизация словаря учащегося работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося;

7.Анализ языка художественного произведения – вид языкового анализа; предполагает работу учащихся (под руководством учителя) по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка: тропов (эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, синекдох, гипербол и литот, иронии, аллегории, олицетворения, перифраза), так называемых стилистических фигур (параллелизм, антитеза, градация, и нверсия, эллипсис, умолчание, риторические обращение и вопрос, период и пр.), а также стилистического использования прямой, косвенной и несобственно-прямой речи, других синтаксических конструкций и морфологических форм.

9.За крепление знаний, умений и навыков вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. 3. з. осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также путем выполнения практических действий – упраж нений, грамматического разбора и комментирования, письма изложений и сочинений, подбора примеров, пользования словарями, другими пособиями.

10.Ко нсультация форма учебных занятий; состоит в разъяснении преподавателем отдельных вопросов курса. Проводится индивидуально, по группам, иногда для целого класса или учащихся разных классов обычно по вопросам, заданным самими учащимися.

4 ) К.Д. Ушинский « О роли родного языка как источника духовного богатства человека».

Великий русский педагог всю жизнь посвятил делу образования народа, воспитанию детей. Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Русский язык он рассматривал как составную часть жизни народа. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Родной язык он рассматривал как ни с чем не сравнимую духовную ценность. Константин Дмитриевич писал, что школа должна стать хранительницей ценностей народа. В школьном обучении на родном русском языке необходимо использовать весь спектр народного творчества: пословицы, поговорки, поучения, задачи на сообразительность, песни, сказки и, самое главное, — уметь видеть и слушать природу.Ушинский увековечил в своих размышлениях важную роль родного языка в образовании. Он, как и все представители прогрессивных кругов русского общества того времени, думал о путях распространения грамотности и просвещения среди простого народа, что характеризует его как человека, болеющего душой за обычных людей, желающего их просвещения, волнующегося об их будущем.

Осознание своей национальной принадлежности принято называть национальным самосознанием. На первое место в возрождении русского национального самосознания Ушинский ставил язык русского народа. Язык не только средство передачи знаний и мыслей, но и средство сохранения этноса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *