изучение иностранного языка польза для мозга
Учить английский полезно для мозга. Доказываем при помощи научных исследований
Уроки иностранного — это не просто полезное развлечение. Занятия английским и другими языками в прямом смысле «прокачивают» мозг. Преподаватель Skyeng Александра Самарина рассказывает о четырех научных исследованиях, которые доказывают, что изучение иностранных языков — лучшее, что вы можете сделать для своего мозга.
Изучение языков увеличивает мозг в размере. Буквально
Шведские исследователи из Лундского университета (Lund University) провели эксперимент: группа новобранцев в Шведские Вооруженные Силы 13 месяцев интенсивно изучали арабский, русский и персидский языки. В качестве контрольной группы были выбраны студенты-медики, которые интенсивно занимались предметами по своей учебной программе.
Через 3 месяца снимки МРТ показали, что у медиков никаких изменений в структуре мозга не произошло, а вот у изучающих языки военных — да! Причем у тех, кому языки дались просто, выросли гиппокамп, который отвечает за запоминание новой информации и ориентацию в пространстве, и верхняя височная борозда, напрямую связанная с изучением языков. А у студентов, которым над языками пришлось попыхтеть подольше, увеличился объем средней лобной извилины, которая отвечает за переключение внимания.
Такой прирост в объеме различных отделов мозга напрямую влияет на улучшение исполнения функций, за которые они отвечают. Поэтому, например, если изучение английского вам дается относительно просто, то у вас будет расти гиппокамп — а значит, и в пространстве вы будете ориентироваться лучше.
Билингвизм — лучшая профилактика деменции
Группа ученых из Индии провела исследование и выяснила, что люди, которые говорят на двух языках, в среднем заболевают деменцией на 4,5 года позже, чем те, кто знает только один язык. Причем совершенно неважно, грамотен ли человек, есть ли у него высшее образование и из какой социально-экономической среды он происходит. Это исследование доказывает, что даже простого понимания двух языков достаточно, чтобы защитить клетки мозга от разрушения, а значит и отсрочить болезнь Альцгеймера или Паркинсона.
А вот исследование Американской академии неврологии показало, что чем больше языков человек знает, тем меньше вероятность развития у него заболеваний деменции в принципе. Так что, это как раз тот случай, когда чем больше — тем лучше.
Неважно, когда вы начнете учить язык — эффект будет тот же
Доктор Томас Бак из Эдинбургского Университета философии, психологии и языков посмотрел на проведенное в Индии исследование и решил узнать, будет ли такой же эффект, если начать учить язык во взрослом возрасте? Оказалось — будет.
Бак изучил данные 853 человек, которых тестировали в 1947 году, когда им было по 11 лет, и провел второй тест спустя 60 лет. Результаты у тех, кто учил второй язык в течение жизни, были гораздо лучше, чем у людей, которые обходились только родным языком. Это еще раз доказало, что никогда не поздно начать учить новый язык.
Люди, которые умеют думать на другом языке, лучше обращаются с финансами
Удивительно, что те студенты, которые получали инструкции на своем родном английском, сосредотачивались на возможности потерять деньги и рисковали только в 54% случаев. А вот те, кому игру объясняли на испанском, подкидывали монетку в 71% случаев.
Как объясняют авторы исследования, иностранный язык дистанцирует нас эмоционально от заданной проблемы, поэтому мы принимаем менее предвзятые решения. Оказалось, родной язык имеет больше эмоциональной окраски, чем иностранный, и больше связан со страхом потери, чем с надеждой на прибыль. Поэтому люди, которые постоянно принимают экономические решения на иностранном языке, скорее всего, будут более успешны финансово, чем те, кто думает о деньгах на своем родном языке.
У изучения иностранных языков куча положительных эффектов — хотя бы эти четыре чего стоят. И от деменции спасет, и мозг в размере увеличит, и денег поможет заработать. А если вы хотите учить английский, но еще не определились, где и как, записывайтесь на бесплатное занятие в Skyeng.
На пробном уроке вы пообщаетесь с методистом, ознакомитесь с возможностями нашей онлайн-платформы Vimbox и оцените, насколько она удобна. Во время обучения вам не понадобятся никакие учебники — все занятия проходят онлайн тет-а-тет с преподавателем.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Как изучение иностранных языков влияет на мозг
Человеческий мозг любит сложные задачи: при изучении чего-либо он совершенствуется, появляются новые нейронные связи.
Изучение иностранных языков – это не только рост эффективности клеток мозга, но и другие положительные эффекты. К примеру, билингвизм делает жизнь человека богаче.
И речь идет не о материальных благах, а о возможности с помощью других языков расширять свой кругозор и проникать в иные миры.
У разных людей различные стимулы для изучения иностранных языков.
Кстати, многие эксперты считают, что лучше знать несколько языков на среднем уровне, чем выучить один досконально.
Нейрофизиологические открытия
Мозг человека – невероятно сложная система, в которой постоянно происходит множество разнообразных процессов. Один из них – это построение новых нейронных связей. Изучение нового языка, запоминание незнакомых слов – это великолепная площадка для гармоничных «свиданий» нейрончиков.
Кроме того ученые доказали, что при обучении человеческий мозг растет! В объеме увеличиваются гиппокамп и некоторые части коры больших полушарий.
Проводились исследования, в ходе которых сравнивали воздействие на головной мозг изучения иностранных языков (в частности, хинди и арабского) и обучения медицинским наукам. Оказалось, что новые языковые знания для развития мозга ценнее. Эффективность исследований доказывают результаты МРТ испытуемых.
Языки – путь к повышению эффективности
Владение несколькими языками не только дает полезную пищу для мозга, но и помогает расширять границы возможного и становиться эффективнее. Вот топ-5 «бонусов» от познания нового языка.
Полиглоты могут решать в уме несколько задач сразу, с легкостью переключаться между ними и налету схватывать суть.
Те, кто изучает не только разговорный язык, получают дополнительный бонус: чтение книг на других языках существенно расширяет кругозор, ведь у каждого народа есть свои непереводимые идиомы, слова и выражения.
Чтобы мыслить более рационально, достаточно сформулировать свой запрос на иностранном языке. Исследования доказали, что эта схема отлично работает. Главное условие – хороший словарный запас.
Считается, что у людей, которые росли в многоязыковой среде, усовершенствованный процесс запоминания. При изучении языка память становится более прочной, емкой и более ассоциативной. Кроме того ученые доказали, что билингв синдром Альцгеймера и прочие проявления старческой деменции настигают лет на пять позже, чем тех, кто упорно разговаривает лишь на своем родном языке.
Изучая чужой язык, человек учится различать непривычные для его уха звуки (особенно это касается экзотических языков). Это умение позволяет в дальнейшем добиваться превосходных результатов при обучении музыке.
Изучение языков – одна из наиболее интеллектуальных нагрузок для человеческого мозга, это великолепная тренировка для поддержания его функциональности на высоком уровне. Помимо этого, каждый новый язык в арсенале сделает вашу жизнь более насыщенной и гармоничной. Если хотите, чтобы окружающий вас мир заиграл новыми красками, не тратьте время понапрасну – выбирайте хорошую языковую школу и учите новые языки!
Лучшая тренировка: как изучение иностранного языка сохраняет молодость мозга
Редактор отдела «Истории».
Иностранный язык полезен не только с точки зрения карьерных перспектив, но и для вашего личного здоровья — это подтверждают многочисленные исследования. Подробно рассмотрим три научно доказанных преимущества, которые дает билингвизм нашему мозгу.
Защищает от деменции
В ходе исследования 2010 года группа канадских ученых рассмотрела связь между билингвизмом и болезнью Альцгеймера.
В то время уже было известно, что социальная и физическая активность помогают замедлить наступление слабоумия в пожилом возрасте. Ученые хотели узнать, предлагает ли билингвизм — способность понимать два и более языков и говорить на них — аналогичные защитные механизмы.
Для этого они собрали данные о более чем 200 людях, у которых недавно была диагностирована болезнь Альцгеймера. Они обнаружили, что у тех, кто говорит на двух и более языках, симптомы развивались в среднем на пять лет позже, чем у тех, кто использует только один. После проверки их рода занятий, уровня образования, места рождения и прочих переменных временной разрыв остался тем же. Эти выводы также подтвердили последующие работы.
Авторы исследования описывают так называемый «когнитивный резерв» — способность мозга поддерживать нормальное функционирование, несмотря на стремительное наступление болезни.
«Билингвизм пополняет когнитивный резерв, компенсирующий накопленные патологии», — пишут ученые.
И хотя мозг — это орган, а не мышца, несколько десятилетий исследований показали, что он также нуждается в регулярных тренировках. С возрастом такие упражнения помогают предотвратить его ослабление и истощение.
«Мозг, как и тело, нуждается в тренировках, иначе он ослабнет», — рассказывает Кэтрин Колдуэлл-Харрис, доктор философии, исследователь билингвизма и доцент кафедры психологии и нейробиологии Бостонского университета.
По ее словам, любое новое занятие — от хобби до путешествий — способствует улучшению функционирования мозга. Однако изучение и использование второго языка справляется с этим лучше всего.
«Изучение нового языка — сложный процесс, который задействует практически все аспекты мозговой деятельности, — утверждает Колдуэлл-Харрис. — По сложности он сопоставим с игрой в шахматы и любой другой наукой, но также включает социальное взаимодействие».
Улучшает исполнительные функции мозга
Мозг — не статичный орган: он постоянно меняется в зависимости от выполняемых задач. Большинство этих процессов поддаются измерению — как по электрической активности мозга, так и его фактической массе и плотности корковых структур.
В исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Frontiers in Neuroscience, итальянские ученые измерили влияние языковой тренировки на мозг здоровых пожилых людей в возрасте от 59 до 79 лет. Спустя всего четыре месяца изучения английского языка испытуемые показали значительно лучшие результаты по тестам общих когнитивных способностей и функциональных связей.
«Изучение иностранного языка представляет собой один из немедикаментозных способов улучшить когнитивные способности у молодых и пожилых людей», — рассказывает Джованна Буббико, доктор философии, главный автор исследования Калифорнийского университета в Ирвайне и университета Габриэле д’Аннунцио Кьети и Пескара в Италии.
В отличие от других новых видов деятельности, преимущества которых исчезают, как только человеческий мозг привыкает к ним, польза иностранного языка имеет долгосрочный эффект. «Мозг вынужден переключаться между двумя языками в зависимости от контекста», — говорит Буббико.
По ее словам, мозговые процессы, участвующие в такого рода переключении усиливают исполнительные функции мозга, а именно его способность планировать, концентрироваться, принимать решения и выполнять другие важные задачи.
Колдуэлл-Харрис добавляет: «Когнитивная гибкость и способность переключаться с одной задачи на другую — важный аспект исполнительных функций».
При их ослаблении, которое часто возникает в старшем возрасте и при травмах головного мозга, снижается способность изменить образ мышления и поведение в ответ на обстоятельства. Мозг застревает в устаревших и непрактичных моделях активности.
«Билингвы постоянно следят за тем, на каком языке с ними говорят, что укрепляет способность переключаться», — утверждает Колдуэлл-Харрис.
По ее словам, на данный момент невозможно сказать точно, в каком возрасте изучение второго языка лучше влияет на мозг. При этом она отмечает, что в большинстве исследований участвовали люди, которые выучили язык в молодом возрасте.
Как и в случае со здоровым питанием и физической активностью, которые стоит поддерживать на протяжении всей жизни, можно предположить, что и изучение языков не стоит откладывать на потом.
Расширяет представление о мире
Народ Аймара, коренное население Южной Америки, не ожидает наступления нового года. Дело в том, что в их родном языке не существует такого понятия.
В исследовании 2006 года, опубликованном в журнале Cognitive Science, ученые изложили способ, по которому Аймара рассуждают о времени. В большинстве языков будущее описывается как то, что лежит перед нами и к чему мы движемся. Аймара рассуждают о нем с противоположной точки зрения: поскольку будущее нельзя увидеть, они рассматривают его как то, что находится за ними, вне их поля зрения. С другой стороны, прошлое, которое можно увидеть, расположено перед ними. Команда исследователей также обнаружила, что, говоря о будущем, народы Аймара указывают рукой за спину.
Влияние языка на представление о мире известно как гипотеза лингвистической относительности. Любой изучающий иностранный язык, скорее всего, замечал различие определенных идей и концепций от его родного языка.
«Изучение иностранного языка показывает, что окружающие могут рассматривать вещи совершенно по-другому», — рассказывает Колдуэлл-Харрис.
Она предлагает еще два примера.
При изучении нового языка мозг сталкивается с незнакомыми понятиями, которые изменяют его привычные взгляды и позволяет увидеть мир и окружающих людей в ином свете.
«Основная проблема заключается в том, что люди просто хотят получить конечный результат — свободно овладеть языком», — утверждает Колдуэлл-Харрис. Однако настоящую награду мозг получает с самого начала изучения, и ее преимущества продолжаются в долгосрочной перспективе.
Как изучение иностранного языка влияет на наш мозг?
Знание и изучение языков – одна из лучших вещей, которые вы можете сделать для профессионального и личного развития. Однако это не всегда было общеизвестным. В прошлом люди думали, что изучение нескольких языков одновременно является проблемой для мозга. Некоторые даже полагали, что это может вызвать вспышки шизофрении или множественное расстройство личности. Но сегодня мы знаем о больших преимуществах изучения второго языка для работы нашего мозга.
Увеличение размера мозга
Изучение второго языка увеличивает объем определенных областей мозга! В 2012 году ученые обнаружили, что частая языковая практика увеличивает размер гиппокампа и толщину коры. Гиппокамп – это церебральная структура, основная задача которой – память. Участники исследования интенсивно изучали язык в течение трех месяцев.
Профилактика деменции
В ходе исследования около 700 человек ученые пришли к выводу, что двуязычие может задержать прогрессирование некоторых заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера почти до 5 лет. Средний возраст появления деменции у взрослых – 70 лет, и современная медицина может отсрочить его только от шести до двенадцати месяцев. У билингвов первые симптомы этих заболеваний обнаруживаются в среднем в 75 лет.
(Читайте также: Правда ли, что мы используем лишь 10% своего мозга?)
Улучшение математических навыков
Вы можете подумать, что математика и иностранный язык – это два разных предмета, которые никак не влияют друг на друга. Но на самом деле они более связаны, чем вы предполагаете. Несколько исследований показали, что дети, изучающие иностранный язык, получают лучшие результаты на стандартных тестах по математике (и чтению), чем те, кто этого не делает.
Стимулирование творчества
Говорение на языке, который не является вашим родным, часто заставляет вас проявлять творческий подход. Иногда вам нужно проявить изобретательность при построении предложений, чтобы обойти грамматику, которую вы еще не освоили. И очень часто вам приходится придумывать альтернативу, если вы не знаете или не можете вспомнить точный перевод слова, о котором думаете. Это то, что продемонстрировали различные исследования, объясняющие, что двуязычные люди и полиглоты более креативны, чем люди, говорящие только на одном языке.
Более точный слух
Двуязычие может улучшить ваши способности слушать. Подумайте вот о чем: вашему мозгу приходится усерднее работать, чтобы различать звуки на двух или более языках. В ходе одного исследования было обнаружено, что, говоря более чем на одном языке «можно заставить наши чувства работать вместе, чтобы интерпретировать слова». Точнее, зрение и слух.
Иностранные языки как тренировка для мозга
В течение пяти лет, к 2020 году, все российские школы должны перейти на новый стандарт обучения, в котором второй иностранный язык вводится с пятого класса как обязательный предмет. Теперь уже бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объяснил это нововведение тем, что иностранные языки развивают память и повышают интеллект детей. Зав. лабораторией нейролингвистики Высшей школы экономики (Москва), канд. филол. наук Ольга Драгой рассказала Инне Воробей о когнитивных процессах, происходящих в мозге при изучении новых языков.
— С какого возраста лучше начинать изучать иностранный язык?
— Есть несколько точек зрения на этот вопрос. Согласно одной, ребенку лучше сначала дать возможность познать свой родной язык, скажем, хотя бы до трех лет, а потом нагружать его другими языками. Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что при освоении сразу двух языков у ребенка возникает некоторая перегрузка. Мамам детей-билингвов (дети, которые говорят на двух языках. — Ред.) известны ситуации, когда ребенок просто замолкает на некоторое время. Он как бы переваривает всю эту ситуацию двух или более языков вокруг себя, мозг пытается их усвоить и берет паузу. Но потом, если ребенок здоровый, всё становится на свои места.
Согласно другой точке зрения, здоровый мозг справится со всем, поэтому давайте ему сразу два языка. А чтобы облегчить ребенку жизнь, можно четко разделить использование языков по разным ситуациям. Например, с папой я говорю только по-английски, а с мамой я говорю только по-русски, а в детском саду я говорю только на таком-то языке. Если есть такая четкая ориентация, то процесс одновременного усвоения нескольких языков проходит легче. Это никак не вредит ребенку. Опять же, если он здоровый, то его мозг со всем справится.
— А есть ли возрастной предел, после которого человеку уже невозможно выучить иностранный язык?
— Такого предела нет. Но чем раньше вы учите языки, тем, несомненно, лучше. С возрастом уменьшается пластичность мозга, но она не исчезает. Мы сохраняем способность к освоению новых навыков, в том числе и языковых, но такое освоение проходит уже не так легко, как в детстве. Это связано с тем, что, когда ребенок рождается, у него многие отделы мозга еще не развиты морфологически. Например, до определенного возраста у него незрелые лобные доли. Когда мы изучаем язык в раннем детстве, у нас мозг развивается одновременно с языком. Язык наглухо встраивается в структуру мозга и его функциональные связи, которые тоже развиваются с возрастом. А когда мозг, в основном, завершил свое развитие, тогда эта пластичность сокращается, но, конечно, не исчезает совсем.
— Сейчас в школах вводят второй иностранный язык. Каково Ваше отношение к этому?
— Каждая дополнительная когнитивная тренировка идет на пользу, если общая нагрузка на ребенка (да и на взрослого), не только по языкам, но и учитывая все остальные предметы, не приведет к когнитивному истощению. И в этом смысле я бы эту инициативу, несомненно, поддерживала.
— Какой язык лучше изучать первым: тот, который похож по структуре на родной язык, или, напротив, тот, который отличается от родного?
— Здесь мнения кардинально противоположны. С одной стороны, для того чтобы не происходило путаницы — например, у нас есть шесть падежей, а в другом языке три падежа, и всегда хочется какие-то параллели найти, — легче выучить тот язык, который совсем не похож на твой. Ты просто выучиваешь, что там есть другое, и оно не путается с тем, что есть у тебя.
Очень хороший пример — родовая система в немецком и голландском языках. Слова очень похожи, корень может быть один и тот же, может быть слово одно и то же, но они могут принадлежать к разным родам. И голландцы, и немцы, когда говорят на языках друг друга, всё время путают роды таких слов. Оппоненты же такой точки зрения скажут, что если у тебя в языке есть падежи, то тебе легче понять, что такое вообще падеж, и освоить эту грамматическую норму. Никаких четких, научно обоснованных данных, какая стратегия лучше, к сожалению, нет. И там и там есть свои плюсы и минусы.
— Различаются ли структуры мозга у тех, кто учил иностранный язык, и у тех, кто не учил?
— Принципиально география языка в мозге более-менее одинакова, есть индивидуальные различия. Всякая дополнительная когнитивная нагрузка тренирует мозг. У тех людей, которые постоянно себя когнитивно тренируют, на структурном уровне толщина серого вещества в определенных областях, степень связанности разных участков мозга, которые задействованы в решении этих когнитивных задач, отличаются от показателей тех людей, кто мозг свой не тренирует. У них и мышление более гибкое, они оперативнее решают общие когнитивные задачи. И в плане языка точно так же.
Билингвы всю жизнь переключаются между языками. А переключение между языками — это когнитивный контроль: в каждую единицу времени надо понимать, что ты находишься в этой языковой среде, а не в другой, нужно оттормаживать слова, конструкции другого языка и говорить только на каком-то одном языке. Происходит постоянная тренировка управляющих функций мозга. И ровно в этих регионах, где сидят эти управляющие функции, толщина коркового слоя у билингвов больше.
— Можно ли с помощью исследований мозга определить уровень владения иностранным языком?
— Есть электрофизиологические исследования головного мозга — когда с поверхности головы снимается электрическая активность мозга во время, например, речевой деятельности. Даже у очень высоко продвинутых пользователей иностранного языка, которые всё говорят и понимают идеально, всё равно электрофизиологическая картина, сопутствующая использованию этого языка, никогда не достигает монолингвальной (свойственной человеку, владеющему только своим родным языком. — Ред.). Они, говоря на иностранном языке, используют другие мозговые механизмы по сравнению с монолингвами. В этом смысле нельзя утверждать, что мозговые маркеры можно использовать для того, чтобы сказать, на каком уровне человек владеет языком. Таких стопроцентных мозговых маркеров нет.