к дополнительным средствам обучения истории относятся

Презентация на тему «Средства обучения истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся

Описание презентации по отдельным слайдам:

Теория и методика обучения истории и праву

Средства обучения истории и обществознания

Классификация средств обучения средства учения средства преподавания технические печатные наглядные

Классификация средств обучения материальные печатные средства; наглядные средства; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудования; помещения, мебель; расписание; режим питания; микро-климат в классе. идеальные вербализация – речевое изложение средств рассуждения; материализация – абстрактные символы(графики, таблицы и т.д.), выражение идеальных средств через символические знаки.

2. Печатные средства обучения истории и обществознанию

Учебник- первая и основная научно-популярная книга для учащихся, содержащая систему знаний по определенному курсу истории. Функции учебника: ◊ информационная ◊ образовательная ◊ систематизирующая ◊ развивающая ◊ воспитательная Учебник

В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России. 10 класс. М., 2003. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России в XX веке. 10 – 11 класс. М., 2004.

Титульный лист учебника

Существует несколько видов текста. Основной текст а) вводный; б) информационный; в) обобщающий; г) заключительный.

§ 21.Этнос: нации и народности (извлечение) ЭТНОС (от греч. ethnos — племя, народ) — собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Когда мы говорим об этносах, то сразу же вторгаемся в пограничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос — в широком смысле народность или нация — сочетает в себе и биологические, и социальные свойства. Они предопределяют все многообразие типов людей. Среди них ведущими выступают социальные факторы. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или белый цвет лица — это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, нехватку солнечных лучей и т.д… От своих собратьев по животному миру человек среди прочего отличается еще и тем, что только он знает своих предков; т.е. только у людей существует межпоколенная связь, передаваемая не биологическим, а социальным путем, есть семья, род и клан, из которых, как из первичной материи, формируется племя — самая ранняя форма этноса. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя. Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 кл.

Дополнительный текст а) познавательный, научно-популярный; б) документальный; в) фрагменты из художественных произведений. Перед судом Осириса покойный клянется: Я не делал зла, Я не крал, Я не лгал, Я не был причиной слез, Я не завидовал, Я не говорил дурного о царе, Я не пренебрегал богами. Из египетской «Книги мертвых»

И гордясь умом и знаньем, Не умеет он порою Отличить добро от зла. Человеческую правду И небесные законы Ниспровергнуть он готов. Но и царь непобедимый, Если нет в нем правды вечной, На погибель обречен… Софокл. «Антигона» Из песни хора старцев В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего. Мчится он, непобедимый, По волнам седого моря Сквозь ревущий ураган. Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобно ветру, И законы начертал. Злой недуг он побеждает И грядущее предвидит, Многоумный человек.

Пояснительный текст а) постраничный словарь; б) пояснения в скобках внутри текста; в) подписи к иллюстрациям. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Методический аппарат Расположение вопросов и заданий и их характер. Таблицы и инструктивно-методические материалы, их роль: а) опорные схемы главы, параграфа; б) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником; в) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; г) тексты самоконтроля.

Соколов Я.В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 класса, их родителей, учителей. § 2. Гражданин (извлечение) Федор Петрович Гааз с 1828 года занимал высокий пост — был главным врачом московских тюрем. За короткое время он добился улучшения содержания заключенных. Организовал тюремную больницу. Открыл школу для детей арестантов. Все свои средства отдавал бедным. Сам жил очень скромно. Как Вы считаете, какие качества Ф. П. Гааза помогали ему так поступать? Кажутся ли Вам эти поступки странными? Почему? Кстати, знаете ли Вы что-нибудь о нынешних условиях содержания арестованных в российских тюрьмах? Нужно ли здесь что-либо менять?

Источник

Методы и средства, используемые на уроках истории и обществознания в дистанционной форме обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учитель истории и обществознания

Методы и средства, используемые на уроках истории и обществознания в дистанционной форме обучения.

В современной жизни компьютерные технологии прочно заняли своё место, внеся изменения и в систему российского образования. Процесс развития дистанционной формы образования всех уровней стал необратимым. Существование такой формы образования, несомненно, расширило социальную активность, в том числе и познавательную, многих россиян. Без ограничений теперь открыты пути и возможности получения образования. Но, по-прежнему, актуальным в профессиональной среде педагогов являются вопросы: как учить?, как повысить мотивацию учащихся? Решение этих вопросов учителя могут найти, овладев современными методами обучения.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные методы, учитель, прежде всего, должен определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те средства обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. Следует отметить, что редко на своих уроках учитель какой-либо один метод использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках истории и обществознания можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения.

Наиболее эффективными на уроках истории и обществознания являются следующие методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методы обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.

Подробнее остановимся на использовании исследовательского метода. Он предполагает обязательную постановку учителем поисковой задачи для учащегося при работе с историческими документами, художественными иллюстрациями, фотоматериалами, историческими картами, схемами и др. Результаты проведенного исследования (идея и доказательства) могут быть представлены учащимся (группой учащихся) в презентативной или письменной форме (сообщение, доклад или реферат) или устно.

Исследовательский метод, можно применять и на уроках изучения новой темы. Если на изучение темы отведено несколько уроков, то на первом уроке учитель может провести вводную беседу, познакомить с кругом исторических источников, предложить для ознакомительной работы, например, отрывки из воспоминаний современников событий, законодательные акты, видеоматериалы, аудиофайлы. Учитель обязательно при этом должен поставить перед учащимися задачи и вопросы для будущего исследования. Учебные действия ученика на таком занятии (вводном в новую тему) могут быть в виде письменной работы по составлению плана (простого или сложного), тезисов, опорного конспекта, словаря (хронологического, тематического, персонального). Далее планируется алгоритм самостоятельной исследовательской деятельности учащихся над поставленными задачами, например на уроках-практикумах.

На уроках-практикумах учащиеся решают поставленные перед ними познавательные задачи. Их правильное решение в результате может позволить составить, например, характеристику какого-либо исторического процесса, явления или события общественной жизни. На таких уроках учащиеся должны чётко уметь регламентировать свою работу, возможно распределить её, если выполнение задачи поставленно перед группой, определить источники, необходимые для достижения цели и получения результата. Учащиеся, в зависимости от поставленного задания, могут, например, работать с исторической картой, контурной картой, составлять описания материальных объектов, памятников национальной или мировой культуры, проводить анализ исторических документов. Исследовательская работа с текстами (документы, мемуары, публицистические статьи) и видео- и аудиофайлами (например, документальные сюжеты, голосовые записи выступлений государственных или общественных деятелей) особенно эффективна при изучении событий, остающимися в исторической науке дискуссионными («Правление Ивана Грозного», «Реформы 1860-х гг», ««Россия ХХ век: аграрная реформа П.А.Столыпина», «События 1917 года в России», «НЭП» и др.).

На уроках обществознания через работу с текстами действующих Российских законов, с материалами СМИ, можно анализировать различные ситуации из современной жизни, актуализируя тем самым программные темы курса.

Сегодня, уже не подлежит сомнению то, что, сформированное умение учащихся проводить самостоятельную работу зависит, прежде всего, от мастерства учителя, проявляющемся в том, как он управляет уроком, какими средствами своего предмета учитель способен представить возможности для развития личности ребёнка. Какими же средствами учитель истории и обществознания может развивать способность к самостоятельности учащихся на уроках?

Немаловажным при планировании использования определённых средств обучения является умение определять соответствующие приёмы учебной деятельности ( способы деятельности учителя и адекватные им способы деятельности учеников на уроке).

На мой взгляд, к наиболее эффективным средствам обучения с соответствующими им методическими приёмами относятся:

— словесные средства обучения, например, это может быть монолог, беседа с элементами дискуссии, диалоговое взаимодействие. Приёмы: написание рассказа с продолжением предложенного учителем сюжета, составление рецензии на выступление другого учащегося (группы).

— печатные средства: учебник, хрестоматия, газеты, журналы. Приёмы: анализ исторических материалов (документов); сопоставление текстов, написание комментария к тексту, составление словаря из основных понятий и терминов темы.

— наглядные средства: учебные иллюстрации, репродукции картин, карикатуры, исторические карты, диаграммы, схемы, учебные фильмы, звукозаписи, мультимедийные презентации, образовательные интернет-сайты. Приёмы: сравнение, анализ иллюстраций, работа с контурной картой, сюжетный анализ просмотренного видеоматериала (фильма).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Источник

Современные средства обучения и их применение на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

кандидат исторических наук,

ГБОУ ПОО МТК (г. Магнитогорск)

Современные средства обучения и их применение на уроках истории

Проблема наглядности и современные средства обучения

Все средства обучения объединяет свойство наглядности, признанное педагогами и психологами одним из важных условий сознательного усвоения обучающимися истории. В преподавании истории проблема наглядности не нова. Вопросами наглядного обучения в разное время посвящали свои труды методисты-историки: А. А. Вагин, Д. Н. Никифоров, П. В. Гора, Ф. П. Коровкин, Н. И. Аппарович и др. Рассмотрены различные аспекты применения наглядности в обучении истории, ее роль в формировании представлений, в закреплении исторических знаний в памяти обучающихся, в развитии наблюдательности, воображения, речи обучающихся. Решены и многие теоретические проблемы наглядности. Однако проблема наглядности продолжает волновать учителей и методистов. Это объясняется рядом объективных обстоятельств:

1. За последние 20 лет выход в свет хорошо иллюстрированных учебников, появление новых типов наглядных пособий, быстрое развитие технических средств обучения создали благоприятные условия для более полной реконструкции в учебном процессе картин исторического прошлого. Наглядность сопровождает изучение истории на всех этапах знакомства обучающихся с прошлым, на всех стадиях процесса обучения. В программах по истории детально прорабатываются требования к формированию у обучающихся умений работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать исторические факты в разнообразных связях и определенной системе, сравнивать их, оценивать, объяснять на основе разностороннего изучения нескольких источников знания. Таким образом, с помощью наглядных средств обеспечиваются лучшие возможности соединения чувственного и логического, преодоления известной односторонности в передаче знаний учащимся, базировавшийся на методах устного сообщения исторического материала.

2. Исследованиями социологов, наблюдениями педагогов установлено, что в последние 20 лет значительный объем знаний по истории в современных условиях человек получает благодаря средствам массовой информации и наглядной пропаганды. Привлекательность таких источников знаний, как кино, интернет и телевидение способствуют тому, что дети рано начинают получать информацию, идущую мощным потоком через эти средства массовой информации, с их помощью удовлетворяют свой интерес к истории, различным проблемам общественного развития. В потоке разнообразной информации необходимо, однако, уметь выделять те сведения, которые наиболее важны и должны быть правильно поняты и осознаны. Для того, чтобы правильно ориентироваться в этой информации, учащимся необходима специальная подготовка. На уроках с использованием учебных кинофильмов, телепередач и видеозаписей обучающиеся учатся упорядочивать аудиовизуальную информацию об общественных событиях систематизировать и анализировать ее с помощью учителей, привыкают к быстрому темпу сообщения этой информации, ориентируются в своем мышлении. Отсюда и интерес учителя к познанию новых форм передачи знаний, к языку аудиовизуального сообщения, к особенностям его восприятия учащимися.

Разные подходы к трактовке сущности наглядности, к практическим путям реализации принципа наглядности в преподавании истории и обществознания усложняют решение проблемы эффективного использования средств обучения. Объективные трудности возникают всякий раз, когда необходимо осмыслить новые наглядные средства обучения, требующие нового подхода, новых методических решений.

Каково же реальное значение и место наглядности в преподавании истории сегодня?

Моделирование общественных явлений может быть обеспечено с помощью образной (конкретной) и условной наглядности. К средствам конкретной наглядности можно отнести фотографию явления или объекта действительности, картину, рисунок. Существенным признаком средств конкретной наглядности является тот факт, что между моделируемым свойством, что между моделируемым свойством и реально существующим объектом имеется внешнее сходство. Конкретная наглядность служит созданию у обучающихся четких и правдивых представлений о внешнем проявлении объективных социально-экономических закономерностей.

Средства конкретной наглядности облегчают познание сущности общественных явлений и процессов. Конкретная наглядность носит, как правило, документальный характер. Этим объясняется ее сильное эмоциональное воздействие на обучающихся. Методисты-историки определили дидактическое назначение образных наглядных средств обучения. Они конкретизируют, частично заменяют описательный и повествовательный материал.

Сущность этого вида наглядности заключается в материализации внутренних связей общественных явлений и процессов. Такая наглядность создает у обучающихся условные образы действительности, содействует формированию преимущественно отвлеченных понятий.

Средствами условной наглядности являются схемы, диаграммы, планы, таблицы, видеофрагменты и т.д. Они создаются путем графического моделирования реально существующего объекта, под которым следует понимать процесс отражения сущности отдельных общественных явлений и процессов при помощи абстрактных знаков.

Условная наглядность служит опорой мышления при раскрытии сущности и закономерности общественных явлений и процессов. Это достигается тем, что в средствах такой наглядности фиксируются существенные связи и отношения. Она делает наглядным количественные и качественные состояния и тенденции развития общества. Средства условной наглядности носят обобщенный и синтезирующий характер.

Между конкретной и условной наглядностью нет строгой границы. От конкретно-наглядных представлений обучающиеся переходят к абстрактному осмыслению сущности общественных явлений, процессов, их связи. Таким образом, конкретность или абстрактность каждого вида наглядности весьма относительна.

Необходимость отражать действительность, скрытую от прямого восприятия, добиваться ее многомерного видения требует преимущественного применения в печатных наглядных пособиях графической наглядности. Значительную помощь здесь могут оказать различные сочетания логических схем, диаграмм, графиков. Законченность оформлению этих материалов придают образные иллюстративные элементы (рисунки, документальны фотографии) и текст.

Графические модели являются хорошим средством отображения взаимосвязи предметов и явлений объективной действительности. Они являются ценными средствами развития логического мышления. Использование их благотворно влияет на овладение обучающимися такими мыслительными операциями, как вычленение главного, обобщение, систематизация и классификация.

Функциональные возможности средств обучения

Используя средства обучения на занятиях по истории, необходимо прежде сего отчетливо представлять себе цель, которую они выполняют в решении педагогических задач.

Широкое привлечение на занятиях по истории разнообразных средств обучения, в том числе аудиовизуальных, позволяет обучающимся глубже познавать историческую действительность, обогащать в значительных масштабах их конкретные представления. Характерной особенностью информации, сообщаемой с помощью наглядных средств обучения, является ее сжатый характер, известная «свернутость», что обеспечивает при восприятии интенсивную познавательную деятельность учащихся. Эта особенность передачи и обусловленного ею усвоения знаний свойственна всем типам средств обучения. Обратимся к нескольким примерам.

Уже историческая картина, отражающая определенное событие и содержащая ряд деталей, воспринимается обучающимися как целостный рассказ, почти одномоментно. Значительный материал в краткой, компактной форме содержится в диаграммах, графиках, схемах, исторических картах. Диаграммы, графики, схемы систематизируют и представляют в упорядоченной и легко обозримой форме большое количество исторических фактов. Значительно обогащается процесс обучения истории новыми источниками знаний с помощью аудио-визуальных средств. Историческая действительность получает все большее отражение в кинофотодокументах, в которых точно показываются реальные события, раскрывается динамика их развития.

Кинофотодокументы открывают массу неожиданных деталей, подробностей, элементов случайного, позволяющих давать дополнительные характеристики времени. Есть область исторического знания, где документы на аудиовизуальной основе выступают в роли ведущего источника знаний. Таковы, например, фото- и кинопортреты исторических личностей.

Не случайно в классификации источников знаний, используемых при изучении истории, документы, зафиксированные объективом, поставлены по значимости на второе место, после документов, выраженных в слове (документов внутриполитического, внешнеполитического характера, мифологии и т.д.).

Быстро растет число исторических документов, зафиксированных объективом. Их обилие в учебных кинофильмах, телепередачах, довольно большая группа звуковых документов, записанных на цифровых носителях, представляет учителю при передаче исторических знаний возможность варьировать разнообразные источники исторического материала, обеспечивая тем самым условия для полноценного его усвоения. Кинофотодокументы обладают значительной информационной емкостью. Они способны передать богатство оттенков при отражении исторической эпохи, события.

Важным качеством аудиовизуальных средств, используемых на занятиях, является убедительность, подлинность сообщаемых ими исторических сведений. Благодаря достоверной фиксации исторических событий, особой выразительности экранно-звуковых средств, аудиовизуальные пособия создают условия для повышения доказательности сведений, сообщаемых с их помощью.

Показ в яркой динамичной форме недоступных для непосредственного наблюдения редчайших памятников материальной культуры, ценных исторических документов, анализ этих материалов кпупнейшими учеными-историками – все это стало возможным в процессе обучения в массовом масштабе, в сущности благодаря лишь аудиовизуальным средствам, в частности – интернету.

1 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972. – С. 376.

2 Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971. – С. 9.

4 Штоф В. А. Моделирование и философия. – М., 1966. – С. 10.

5 Бродский С. Ф. Внедрение новых технических средств обучения и методик в учебный процесс подготовки рабочих // Нефтяное хозяйство. 2006. №9. С. 142-143.

6 Мингазов Э. Г. К вопросу о сущности наглядности в обучении // Новые исследования в педагогической науке. – М., 1972. № 5. С. 54.

7 Методика обучения истории древнего мира и средних веков / Под ред. Ф. П. Коровкина и Н. И. Запорожец. – М., 1970.

8 Дайри Н. Г. Современные требования к уроку истории. – М., 1978. – С. 67.

Источник

Лекция 17. Средства обучения истории

к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся

к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся

к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся

Внутри средств обучения выделяется группа учебных пособий, подготовленных ме­тодистами в соответствии с целями и содержанием школьного исторического образования и возрастными познавательными возможностями учащихся (учебники, книги для чтения, ис­торические карты, учебные рисунки и т.п.).

Более детально разрабатывали методику использования наглядных средств обучения следующие методисты: А.И. Стражев, П.В. Гора, Д.Н. Никифоров, Н.И. Аппарович, Д.И. Полторак и др. Они предлагали разные основания для классификации: степень обобщения исторических фактов (А.А. Вагин, Н.В. Сперанская), особенности содержания учебного ис­торического материала (А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров), характер формируемого историче­ского образа (П.В. Гора). Все подходы привели к выделению трех групп, в которые включа­лись все наглядные средства обучения истории: 1) подлинные вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные; 3) условно-графические наглядные пособия.

Авторы, которые составляют рабочие тетради к «чужим» учебникам советуют ис­пользовать ученикам собственные знания. Лишь полностью их исчерпав, школьники должны обращаться к учебнику. Содержание учебных пособий этой группы дает возможность не только проверить и закрепить знания, полученные из учебника, но и пополнить их. Многие авторы рассматривают рабочие тетради как эффективный инструмент развития познаватель­ных умений, критического мышления, творческих способностей школьников.

Преимущества рабочей тетради перед другими печатными пособиями очевидны в заданиях к репродукциям художественных произведений, когда авторы предлагают систему вопросов, отвечая на которые ученик постепенно проникает в глубинный смысл историче­ской картины, учится видеть, чувствовать и рассуждать над сюжетом произведения. Неоце­нима помощь рабочих тетрадей в изучении политических карикатур, плакатов, сатирических рисунков. Они дают возможность научить школьников преобразовывать статистические данные в столбиковые и фигурные диаграммы, графики и на их основе прослеживать дина­мику развития исторических явлений и процессов. Чтобы работа с тетрадями давала макси­мальную отдачу, они должны иметь четкую структуру и внутреннюю логику, объединяя все компоненты пособия в единую систему.

к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть фото к дополнительным средствам обучения истории относятся. Смотреть картинку к дополнительным средствам обучения истории относятся. Картинка про к дополнительным средствам обучения истории относятся. Фото к дополнительным средствам обучения истории относятся

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *