к элементам социального проектирования относятся проба практика проект институт

9 класс: Суть понятий «Социальная проба», », «социальная практика», «социальный проект».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Суть понятий «социальная проба», «социальная практика», «социальный проект».

Являясь сложным системным образованием, социальное проектирование имеет определённую структуру и, соответственно, может включать в себя социальную пробу, социальную практику и собственно социальный проект.

Под социальной пробой принято понимать особый вид социальной активности, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми (разумеется, нередко такой опыт может иметь горький привкус).

Цели социальной пробы:

• восприятие и осознание подростком информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;

• приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия;

• анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.

Задачи социальной пробы:

• собрать максимум разнообразной информации о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях;

• познакомиться с функционированием социального объекта;

• проанализировать полученную информацию, провести её верификацию (проверку на истинность);

• вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным способом;

• отрефлексировать полученный опыт.

Социальная проба предусматривает определённые этапы:

1) выбор темы пробы всего класса или тематики социальной пробы в соответствии с разделением учащихся на группы;

2) определение целей работы каждой группы или класса в целом;

3) формулирование перечня индивидуальных заданий;

4) составление плана сбора информации о социальном объекте;

5) формирование групп для осуществления отдельных шагов социальной пробы;

6) выполнение практических действий с целью получения информации о социальном объекте;

7) анализ и структурирование полученной информации в группах;

8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом.

Социальная практика это процесс освоения, отработки социальных умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Продуктом социальной практики могут стать те социальные проблемы, противоречия в существовании социальных объектов, которые осознал подросток. Цель социальной практики раздваивается:

— уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;

— отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях.

Главным содержанием его деятельности является наблюдение за тем, какие профессиональные действия совершает взрослый, собственных самостоятельных шагов подросток в это время не совершает. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие подростка в самой деятельности, с третьей — как примеривание подростком на себя целей и задач деятельности взрослого, а также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с потребителями социальных услуг.

Все три названные компонента — социальная проба, практика и проект — соотносятся между собой как понятия разного объёма и масштаба, а также различаются по уровню и сложности организации.

Таким образом, проба, практика и проект могут соседствовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершённые, в зависимости от целей, содержания и характера деятельности.

Основные этапы социального проектирования.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны друг с другом, хотя в то же время могут выступать и как самостоятельные «модули». Социальная проба обеспечивает возможность познания социальной действительности, в ходе социальной практики осуществляется углубление понимания и даже проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а результатом проектной деятельности становится преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектами преобразующей деятельности в ходе социального проектирования могут быть:

социальные институты (органы власти и управления, молодёжная организация, подростковый клуб, школа, больница, магазин, парикмахерская и др.);

социальная среда (городской, сельский ландшафт), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые и спортивные площадки, стадионы и т.п.);

социальные явления («социальные негативы» — девиантное поведение детей и подростков, курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое влияние и др.).

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование. Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно.

Старт социально-проектной деятельности обычно связан с обнаружением проблемы, трудности, какого-либо дискомфорта в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь, выявлением отсутствия чего-то, что могло бы повысить качество этой жизни.

Возможные цели реализации социального проекта:

— получение и осознание опыта социально значимой деятельности;

— разрешение конкретной социальной проблемы за счёт собственной активности подростков в совместной деятельности с взрослыми и специалистами социальных служб.

Примерная структура социального проекта, его этапы.

1. Выявление трудностей и социальных проблем, актуальных для класса и для отдельных групп учащихся.

2. Выбор темы проекта. Если единую проблему не удалось установить, тогда можно запустить сразу несколько проектов (системный принцип).

3. Формулирование гипотезы (гипотез).

4. Разработка плана (планов) действий.

5. Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества» по каждой проблеме и, соответственно, теме того или иного проекта.

6. Формирование групп проектировщиков.

7. Этап практических действий.

8. Оформление результатов.

9. Презентация проекта (проектов), обсуждение, выводы.

Источник

Социальный проект, как условия приобретения социальных практик и проб

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Социальный проект, как условия приобретения социальных практик и проб.

Новые ФГОСы впервые фиксируют в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательной деятельности становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

Профессиональный стандарт «Педагог» определяет достаточный набор требований к учителю, одно из которых – проектирование. Человек, реализующий проект, воспринимается как компетентный специалист, обладающий склонностью к риску, исследовательскими навыками, лидерскими способностями и, пожалуй, главное – уверенностью в правильности своего проекта.

Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление, и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом.

В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Социальные проекты реализованные

Цель: благоустройство и озеленение мемориала воинов – интернационалистов в м/не Солнечный.

Обеспечение совместно с другими ведомствами занятости и отдыха подростков в возрасте 14-17 лет через привлечение подростков к совместной трудовой деятельности. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения. Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая общественного развития, реализующаяся через систему образования. Одним из ключевых моментов в решении этой задачи является социальная деятельность учащихся. Для ребят важно проявление их инициативы, повышение самооценки, собственной значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире, городе, школе. И отсюда интересно и значимо попробовать реализовать себя в настоящем деле – реализации проектов. На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы благоустраивают территорию памятника воинам – интернационалистам. Очень тесно налажена взаимосвязь с Советом ветеранов ВИ и Союзом десантников России. В этом году мы решили продолжить эту работу над проектом «Живая память»

Цель: выполнить ремонтные работы детской площадки в мкр. Солнечный города Канска силами молодёжи школы и жителей микрорайона.

Наш микрорайон Солнечный отдален от центра города и мест отдыха горожан. И местом для отдыха детей и молодых мам в микрорайоне является детская площадка, центральная аллея и спортивная площадка на пришкольном участке. Около трех лет назад на территории микрорайона была построена современная детская площадка, но требовала косметического ремонта, благоустройства. С помощью подростков мы оповестили жителей микрорайона о предстоящем ремонте и попросили их помощи и поддержки в реализации данного проекта. И через 2 дня к нам на помощь пришли родители, жители нашего микрорайона. А 1 сентября на линейку мы пригласили помощников и вручали благодарственные письма за оказанную помощь.

А сейчас мы работаем над реализацией следующих социальных проектов:

«Путеводитель по г. Канску»

Цель: создание путеводителя по городу с цель популяризации знаний об исторических памятниках, памятных местах, расположенных на территории г. Канска, среди жителей города.

показать значимость малой родины для современного пополнения знаний,

организовать просветительскую работу в образовательных учреждениях (экскурсии, интеллектуальные игры, презентации, виртуальные экскурсии),

разработать экскурсионные программы «Прогулки по Канску: виртуальные и вполне реальные»,

создать информационные материалы «Достопримечательности города Канска» (подарочные открытки с видами памятников истории, буклеты с экскурсионными программами и др.),

составить карту «Достопримечательности г.Канска: история и современность».

Социальная проба – информация о культурных и других объектах нашего города.

Социальная практика – навыки интервьюирования, работа с документами, описание объектов и экспонатов, выявление проблемы, коммуникативные навыки, социальная деятельность, организация экскурсий.

Социальный проект – получение готового продукта в виде путеводителя по нашему городу и разработка экскурсионного маршрута «Прогулки по городу Канску: виртуальные и вполне реальные»

Объект – музей, объекты транспорта и питания, церкви и архитектурные памятники, документы. Субъект – учащиеся 8-10 классов нашей школы.

Интернет – акция «Молодежь: вчера, сегодня, завтра»

24 апреля отмечается Международный день солидарности молодёжи.

Цель акции: способствовать сплочению педагогов и учащихся школы, через проведение совместной акции, достижению самореализации педагогов и школьников, социальному самоопределению учащихся.

объединение детей и взрослых едиными идеями, делами и интересами их консолидацию на уровне образовательной организации;

повышение социальной активности школьников,

создание условий для поддержки инициативы школьников и распространения опыта реализации молодежных (детских) инициатив;

разработка и обсуждение материалов, направленных на развитие творческих способностей школьников, расширение кругозора и воспитание познавательной активности.

Акция состоит из 4-х этапов. 2 команды из учащихся 10 и 11 классов, на четвертом этапе подключатся учащиеся 8-9 классов. Они и стали субъктами проекта.

Социальная проба – информация о молодежи: культуре, направлениях в субкультуре, история праздника.

Социальная практика – навыки проведения социологического опроса, работа с документами, выявление социальной проблемы, коммуникативные навыки, работа в группах, социальная деятельность, мастер-классы.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено
подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования.

Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри
предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно
с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Источник

Конспект на тему «Социальное проектирование»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Характеристика условий успешной социализации учащихся. Факторы социализации.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.

Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях.

В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.

На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.

«Социальная проба», «социальная практика», «социальный проект».

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Основные этапы социального проектирования.

Этапы социального проектирования:

– анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы;

– оценку результатов (итогов);

– подведение итогов (закрытие проекта).

Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие.

К основным работам относятся:

– предпроектный анализ (изучение социальной проблемы и ее характеристик);

– определение главных целей;

– планирование социального проекта (кто и в какие сроки будет разрабатывать проект);

– собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.;

– принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта;

– его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив;

– подведение итогов выполнения проекта (его закрытие).

Типы социальных проектов по направлениям деятельности.

Типы проектов по направлениям деятельности:

2. научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через предоставление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.).

3. культурные проекты несут особую нагрузку в сфере социальной работы, они могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что на первый план выходят не эстетические стороны, а социальные функции проектов.

Культурные, или социально-культурные проекты являются средством актуализации и преодоления важнейших социальных проблем с использованием различных художественно-творческих технологий (музыкальная, драматическая, изобразительная, танцевальная деятельность и др.).

Социально-культурный проект является эффективной формой работы специалиста социальной службы с различными группами клиентов (дети и подростки, семья, пожилые люди, инвалиды, и др.), расширяет традиционный инструментарий социального работника за счет культурного, креативного компонента (музыка, танец, живопись, драма и т.д.).

Использование художественно-творческих технологий в социальной работе активизирует внутренние резервы клиентов, усиливает механизмы самореализации, самопомощи, обеспечивает развитие их интересов и склонностей, облегчает выражение их эмоционального состояния, позволяет преодолеть коммуникативные проблемы.

5. охранно-защитные проекты отличаются более тесной связью с проблемами социальной работы, оказанием различных видов помощи людям в трудных жизненных ситуациях, приведением в действие защитных механизмов государства и общества по отношению к отдельному человеку, а также активизацией внутренних защитных механизмов каждого человека при решении личностных проблем.

По количеству направлений проекты делятся на:

— комплексные – это проекты многообразной деятельности, сочетающие различные направления в специфических условиях конкретного учреждения.

— профильные – это проекты с одним ведущим направлением деятельности.

Какие методы и методики предполагают коллективную работу над проектом? Примеров и их краткое описание.

Методы социального проектирования:

1) метод матрицы идей: на основе независимых параметров составляются варианты решений и определяется эффективный путь реализации проекта;

2) метод мозгового штурма: мобилизация интеллектуального потенциала для разработки вариантов решения проблемы;

3) метод аналогии: отбирают лучшее из имеющихся достижений и создают аналог;

4) метод ассоциации: решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь к цели и другие методы;

Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование «матрицы идей», когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей.

Метод вживание в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект.

Ассоциация, когда решение социальных проблем в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче пройти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает накопление знаний, разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с. Источник: Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru/users/516772

WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
«Как разработать социальный проект» http://edu.zelenogorsk.ru/project/modul2.html

Н.Ф. Яковлева. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – М., 2014.

Источник

Контрольная работа Социальное проектирование

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рекомендован следующий порядок выполнения работы:

• Ознакомиться с конспектом лекции.

• Выполнить задания, предназначенные для самостоятельной работы.

• Выполнить задания, предназначенные для практической работы.

• Найти интернет-источники дополнительной информации по теме модуля.

После выполнения Контрольной работы загрузить на сайт через свой кабинет для проверки.

Контрольная работа №2.

Задание №1. Охарактеризуйте условия успешной социализации учащихся. Укажите факторы социализации.

К базовым условиям успешной социализации ребёнка относятся следующие условия:

состояние психического здоровья детей;

наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации

А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

— макрофакторы (мир, общество, государство);

— мезофакторы (этнос, регион, село, город);

— микрофакторы (семья, сверстники, учебные и общественные организации)

Социализация невозможна без социальных институтов, выступающих в роли агентов социализации, помогающих индивиду в усвоении социальных норм, правил, ценностей и образов поведения.

Задание №2. Раскройте суть понятий «социальная проба», «социальная практика», «социальный проект».

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Задание №3. Охарактеризуйте основные этапы социального проектирования.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности, что позволяет сформулировать цель, которая может быть и очевидна, и скрыта, поэтому начальный этап проектирования предполагает поиск, связанный с определением главных потребностей.

На этапе поиска, обоснования проекта необходимо хотя бы в самом общем виде представить тот резерв и ресурс времени, которые отводятся для его выполнения. Одновременно уточняется цель разработки социального проекта, дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к этапу сбора необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

Этап составления задания на проектирование предполагает использование полученной информации и определение того, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать), и здесь большую роль играет выработка принципиально новых идей, которые раскрывают пути эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решений. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых решений с учетом изменения тех или иных переменных: сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта. Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение, выступающее в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

Проектирование – ответственный процесс, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно ограничиваться (ориентироваться) субъективными желаниями и устремлениями людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от односторонности, субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы, к которым, прежде всего, относится метод использования матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на основе этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Это важное требование применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться, а затем и функционировать проектируемый объект. При этом следует учесть, что при решении любой проблемы требуется учет интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным для социального проектирования является метод аналогии. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, организации, населенные пункты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Их подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все детали в должной степени проработаны. Опираясь на такие достижения, отбирая лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, по аналогии создают социальный проект, который может обеспечить достижение сформулированных целей и предполагаемых результатов.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлем метод ассоциации, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные и структурные элементы изменяемого объекта.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Задание№4. Какие типы социальных проектов по направлениям деятельности существуют? Кратко охарактеризуйте не менее трех проектов.

По направлениям деятельности существуют следующие типы социальных проектов:

2. Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через предоставление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.).

3. Культурные проекты несут особую нагрузку в сфере социальной работы, они могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что на первый план выходят не эстетические стороны, а социальные функции проектов.

Культурные, или социально-культурные проекты являются средством актуализации и преодоления важнейших социальных проблем с использованием различных художественно-творческих технологий (музыкальная, драматическая, изобразительная, танцевальная деятельность и др.).

Социально-культурный проект является эффективной формой работы специалиста социальной службы с различными группами клиентов (дети и подростки, семья, пожилые люди, инвалиды, и др.), расширяет традиционный инструментарий социального работника за счет культурного, креативного компонента (музыка, танец, живопись, драма и т.д.)Использование художественно-творческих технологий в социальной работе активизирует внутренние резервы клиентов, усиливает механизмы самореализации, самопомощи, обеспечивает развитие их интересов и склонностей, облегчает выражение их эмоционального состояния, позволяет преодолеть коммуникативные проблемы.

По количеству направлений проекты делятся на:

— комплексные – это проекты многообразной деятельности, сочетающие различные направления в специфических условиях конкретного учреждения .

— профильные – это проекты с одним ведущим направлением деятельности.

Задание №5. Какие методы и методики предполагают коллективную работу над проектом? Приведите несколько примеров таких методов и дайте их краткое описание.

Так как любой проект ограничен во времени и долгосрочных проектов заметно меньше, чем среднесрочных и тем более краткосрочных, очень часто возникает ситуация, когда коллектив не готов работать вместе, нет команды. Ряд методов, таких как мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, ТРИЗ, метод контрольных вопросов, метод создания сценариев, позволяют активизировать инновационный потенциал группы и при этом способствовать формированию команды проекта. Кратко охарактеризую особенности таких методов, как метод мозговой атаки и метод создания сценариев.

Технология мозговой атаки может быть представлена следующим образом. Участники мозговой атаки располагаются в помещении по определенному плану, обычно лицом друг к другу и на таком расстоянии, чтобы возможен был контакт, но и сохранялась определенная автономия участников (дистанция — около 1-1,5 м). Затем ведущий в течение примерно 15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить, как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Поощряется вен кое высказывание (в том числе неполное, невнятное), стимулируется выдвижение необычных и нереальных идей.

Время выступления каждого участника, как правило, не более 1-2 минут, выступать можно много раз (желательно не подряд). В заключение ведущий информирует о том, как будут применены высказанные идеи, и приглашает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут (письменно в течение суток).

По ходу мозговой атаки записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующем в обсуждении, или на диктофон). Текстовая запись не содержит указания на авторство: результат считается общим достижением.

Сценарии праздников хорошо известны большинству проектантов. В них указывается место и время проведения праздника и последовательный его ход. Из сценария мы знаем, когда звучат фанфары, дающие сигнал к открытию праздника, когда поет хор и вслед за чем начинается праздничный фейерверк. Точно так же можно представить многие социальные проекты, где ясно выделяется событийная сторона.

Достоинство метода в том, что сценарий позволяет осознать те стороны проекта, которые другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена трудная работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.

Могут разрабатываться несколько сценариев, дающих варианты развития проекта в зависимости от изменения какого-либо фактора (например, от объемов финансирования). Нередко метод создания сценариев связывается именно с выдвижением, по крайней мере, двух альтернатив развития событий. Впрочем, все предусмотреть практически невозможно, и даже наилучшим образом разработанные или имеющие альтернативу сценарии могут из-за незначительных сбоев и форс-мажорных (непреодолимых) обстоятельств разрушаться.

Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *