к функциям врача общей практики относятся все нижеперечисленные кроме
Тестовые задания: «Организация и структура первичной медико-санитарной помощи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Организация и структура первичной медико-санитарной помощи»
1. Где оказывают неотложную медицинскую помощь при травме контингенту временно проживающих и сезонных рабочих:
а) Отделение туберкулезного диспансера
б) Отделение онкодиспансера
в) Отделение кожвендиспансера
г) Отделение неотложной помощи
2. Формы оказания первичной медико-санитарной помощи:
3. Численность взрослого населения терапевтического участка:
4. Норма численности населения для участка семейного врача:
5. Найдите соответствие:
1)Дневной стационар а) структурное подразделение медицинской организации
для проведения лечебно-диагностических мероприятий,
не требующих круглосуточного медицинского
2) Стационар на дому б) оказание помощи пациентам, нуждающимся в
стационарном лечении, ежедневное наблюдение
больного врачом и медсестрой без госпитализации
6. Разделы работы врача-терапевта:
а) лечебно-диагностическая, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-
просветительная, ведение оперативно-учетной документации;
б) лечебно-диагностическая, профилактическая, санитарно-просветительная;
в) лечебно-диагностическая, профилактическая, ведение оперативно-учетной
7. Лечащий врач – это:
а) врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении;
б)врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию
первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста;
в) врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или
образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;
г) все выше указанное верно.
а) организует своевременное и квалифицированное лечение и обследование пациента;
б) представляет информацию о состоянии здоровья пациента;
в) по требованию больного приглашает консультанта и организует консилиум;
г) все выше указанное верно.
9. Каковы главные особенности деятельности врача общей практики:
а) владение знаниями и практическими навыками по терапии и смежным
б) владение знаниями и практическими навыками по акушерству, гинекологии и педиатрии;
в) владение знаниями и практическими навыками по хирургии;
г) владение знаниями и практическими навыками по педиатрии.
10. Что определяет максимальную доступность врача общей (семейной) практики для населения?
а) продолжительный амбулаторный прием и вызов врача на дом к больному;
б) универсальность знаний и практических навыков и высокая техническая оснащенность;
в) развитая система медицинского страхования;
г) все вышеперечисленное.
11. Какая из перечисленных видов помощи относится к первичной медицинской помощи:
а) Первая медицинская помощь
б) Первая доврачебная помощь
в) Первая врачебная помощь
г) Специализированная помощь
д) Все перечисленное верно
12.Первичная медико-санитарная помощь не включает:
а) Амбулаторно – поликлиническую помощь
б) Скорую и неотложную помощь
в) Общепрофильную помощь
г) Реабилитационную помощь
д) Статистическую помощь
13.Обслуживание населения на терапевтическом участке поликлиники осуществляет:
в) Участковая медсестра
14. Каковы главные особенности врача семейной практики?
а) владение знаниями и практическими навыками по терапии;
б) владение знаниями и практическими навыками по терапии, педиатрии и смежным специальностям;
в) владение знаниями и практическими навыками по педиатрии;
г) владение знаниями и практическими навыками по стоматологии и гинекологии.
15. Все следующие учреждения относятся к лечебно-профилактическим, кроме:
а) амбулаторно-поликлинические, диспансеры;
б) больничные, скорой и неотложной медицинской помощи;
в) санаторно-курортные и охраны материнства и детства;
г) судебно-медицинской экспертизы и аптечные.
16. Основные задачи врача при работе с семьей, где имеется больной:
а) сформировать правильное представление о болезни и стимулировать реакцию
б) помочь членам семьи реорганизовать свою жизнь в изменившихся условиях и
разобраться в своих чувствах и чувствах остальных;
в) помочь избежать неправильного поведения и включить пациента в жизнь семьи;
г) все выше указанное верно.
17. Принципами организации медицинской помощи населению в амбулаторно-
поликлинических учреждениях являются:
а) индивидуальное отношение к пациентам
в) диспансерный метод
г) профилактическое направление
д) единство науки и практики
е) все перечисленное верно
18. В задачи оказания амбулаторно-поликлинической помощи входит:
а) повышение качества медицинской помощи
б) повышение качества деятельности медицинских учреждений
в) интеграция профилактической и лечебной работы
г) осуществление мероприятий по первичной профилактике
д) осуществление мероприятий по вторичной профилактике
е) все перечисленное верно
19. В РФ первичную медико-санитарную помощь оказывают:
б) поликлиники, офисы семейного врача, женские консультации;
в) медико-санитарные части;
20. Ведущим звеном в системе первичной медико-санитарной помощи является:
б) фельдшерско-акушерский пункт;
г) сельская участковая больница.
21. Принципами первичной медико-санитарной помощи являются:
а) удовлетворение санитарных условий, наличие безопасной питьевой воды;
б) иммунизация против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита, туберкулеза;
в) возможность оказания медицинской помощи не позднее чем через 1 ч;
г) все перечисленное верно.
22. К первичной медико-санитарной помощи относится:
а) санитарно-гигиеническое просвещение;
б) охрана окружающей среды;
в) вторичная профилактика;
г) медицинское страхование.
23. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается:
а) учреждениями муниципальной системы здравоохранения;
б) санитарно-эпидемиологической службой;
в) частной системой здравоохранения;
г) все перечисленное верно.
24. Укажите основные задачи кабинета доврачебного проема:
а) регулирование потока посетителей поликлиники, заполнение медицинской
б) решение вопроса о срочности направления к врачу;
в) направление на диагностические исследования до приема врача, проведение
антропометрии, измерение температуры тела, АД, глазного давления;
г) разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике;
д), участие в организации и проведении.
25. Врачи поликлиники выполняют следующие виды работ
а) диагностика и лечение заболеваний
б) профилактическая работа
в) санитарно-просветительная работа
г) противоэпидемическая работа
д) ведение оперативно-учетной документации
26. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается:
а) учреждениями муниципальной системы здравоохранения
б) санитарно-эпидемиологической службой
в) частной системой здравоохранения
г) все перечисленное верно
27. В ПМСП является приоритетным:
а) диагностика болезней
б) лечение болезней
в) профилактика болезней
г) социальное партнерство
28. Виды амбулаторно-поликлинических участков:
29. Неотложная помощь, оказываемая лицами не имеющими медицинского образования называется:
в) первая доврачебная
г) первая медицинская
30. К задачам поликлиники относится:
а) стационарное лечение
б) первичная медико-санитарная помощь
в) санаторно-курортное лечение
г) установление группы инвалидности
Ответы к тестовым заданиям:
«Организация и структура первичной медико-санитарной помощи»
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-165560
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по «Организации лечебно-профилактической помощи населению»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 07:41, реферат
Описание работы
1. Первичная медико-санитарная помощь является:
А. компонентом добровольного медицинского страхования;
Б. формой оказания лечебно-профилактической помощи городскому населению;
+В. основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи;
Г. комплексом мер социального характера.
Файлы: 1 файл
Organizaciya_le4_prof_nas.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1. Первичная медико-санитарная помощь является:
А. компонентом добровольного медицинского страхования;
Б. формой оказания лечебно-профилактической помощи городскому населению;
+В. основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи;
Г. комплексом мер социального характера.
2. Первичная медико-санитарная помощь включает все пере¬ численное, кроме:
А. лечение наиболее распространенных болезней, также травм, отравлений и других неотложных состояний;
Б. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний;
В. санитарно-гигиеническое образование;
+Г. оказание протезно- ортопедической помощи;
Д. проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий;
+Е. получение лечения методами «нетрадиционной» медицины;
Ж. оказание лечебно- профилактической помощи гражданам по месту жительства.
3. Первичная медико-социальная помощь населению оказыва¬ется всеми перечисленными учреждениями, кроме:
В. женских консультаций и учреждений родовспоможения;
+Г. санитарно-эпидемиологическ их;
Д. скорой и неотложной помощи.
4. К лечебно-профилактическим учреждениям относятся все перечисленные, кроме:
А. амбулаторно- поликлинических, диспансеров;
В. больничных, скорой и неотложной медицинской помощ и;
Г. санаторно-курортных и охраны материнства и детства;
Д. судебно-медицинской экспертизы.
5. Целями амбулаторно- поликлинической помощи являются все, кроме:
А. оказания помощи прикрепленному контингенту;
Б. обслуживания работников промышленных предприятий;
В. профилактической и диспансерной работы;
+Г. проведение экспертизы стойкой утраты трудоспособности.
6. Задачами амбулаторной- поликлинической медицинской помощи являются:
А. повышение качества оказания медицинской помощи;
Б. повышение качества деятельности медицинских учреждений;
В. обеспечение интеграции профилактической и лечебной медицины;
+Г. все вышеперечисленное.
7. Основные виды амбулаторно- поликлинических учреждений:
+А. амбулатории участковых больниц и поликлинические отделения диспансеров;
+Б. городские поликлиники и поликлинические отделения городских больниц;
В. центр здоровья и центр охраны материнства и детства;
+Г. женские консультации и стоматологические поликлиник и.
8. Принципами организации и особенностями амбулаторно-поликлинической помощи являются:
А. участковый принцип;
Г. профилактическая направленность;
Д. профессионализм работы врачей м среднего медперсонала;
+Е. все перечисленное верно.
9. Поликлиники, оказывая первичную медико-санитарную по¬мощь, выполняют следующую работу, кроме:
А. использования современных методов диагностики и лечения;
Б. профилактическая работа;
В. санитарно-просветительная работа;
+Г. оказания узкоспециализированной помощи, подменяя стационар.
10. К каким лечебно- профилактическим учреждениям относятся амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт, поликлиники?
+А. амбулаторно-поликлинически е учреждения;
Б. учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови;
В. учреждения охраны материнства и детства.
11. Какие многопрофильные лечебно- профилактические учре¬ждения оказывают медицинскую помощь населению на догоспитальном этапе?
+В. консультативный центр.
12. По какому принципу поликлиника организует медицинское обслуживание населения?
+А. участково- территориальному;
13. Какова предельная численность взрослого населения на го¬родском терапевтическом участке?
14. Территориальные поликлиники оказывают прикрепленно¬му населению помощь:
А. первичную медико-социальную;
+Б. первичную лечебно- профилактическую;
В. санитарно- противоэпидемическую;
Д. все вышеперечисленное.
15. Медицинская помощь участковым врачом на дому включа¬ет в себя:
+А. осмотр, диагностика, назначение лечения;
Б. санитарная обработка больного в случае необходимости;
В. госпитализация больного в случае необходимости;
Г. санитарная обработка помещения в случае необходимости;
+Д. посещение больного в день вызова;
Е. все вышеперечисленное.
16. Показателем эффективности работы участкового терапевта является:
А. снижение числа посещений;
+Б. снижение заболеваемости;
В. снижение травматизма;
Г. все перечисленное.
17. Организация работы поликлиники характеризуется:
А. структурой посещений по специальностям;
Б. динамикой посещений, распределением посещений по виду обраще¬ний, по месяцам, дням недели, часам дня;
В. объемом помощи на дому, структурой посещений на дому, активностью врачей по помощи на дому;
Г. соотношением первичных и повторных посещений на дому;
+Д. все вышеперечисленное.
18. Разделы работы врача терапевта:
+А. лечебно-диагностическая, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительная, ведение оперативно-учетной документации;
Б. лечебно-диагностическая, профилактическая, санитарно-просветительная;
В.лечебно-диагностическая, профилактическая, ведение оперативно-учетной документации..
19. Какие показатели характеризуют работу поликлиники?
+Б. летальность на дому;
+В. нагрузка на врачебную должность;
+Г. первичная инвалидность;
Д. повторность госпитализации,
20. Диспансерный метод деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений включает:
+А. дообследование нуждающихся;
+Б. выявление заболеваний в ранних стадиях;
В. проведение медико-социальной экспертизы;
+Г. определение и индивидуальную оценку здоровья;
Д. анализ госпитализированной заболеваемости.
21. Организация диспансерного наблюдения включает:
А. активное влияние и взятие на учет больных лиц с факторами риска, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
Б. активное динамическое наблюдение и лечение;
В. анализ качества и эффективности диспансерного наблюдения;
+Г. все вышеизложенное.
22. При проведении диспансерного наблюдения врачом вы¬ полняется:
А. активное выявление лиц с факторами риска возникновения распро¬страненных заболеваний;
Б. взятие на диспансерный учет лиц с факторами риска;
В. активное динамическое наблюдение, проведение лечебно- профилактических и оздоровительных мероприятий;
Г. анализ качества и эффективности диспансерного наблюдения;
+Д. все перечисленное.
23. Какой показатель определяется отношением числа диспансерных больных, не наблюдавшихся в течение года к числу больных, состоящих на диспансерном наблюдении на начало года?
А. удельный вес взятых на диспансерное наблюдение среди состоящих под наблюдение м;
+Б. удельный вес диспансерных больных, утративших связь с ЛПУ.
24. Какой показатель определяется отношением числа вновь взятых больных на диспансерное наблюдение с данным заболеванием к сумме числа больных, состоящих на диспансерном наблюдении на начало года и вновь взятых больных в данном году?
+А. удельный вес вновь взятых на диспансерное наблюдение среди состоящих под наблюдением;
Б. охват диспансерным наблюдением больных с данным заболеванием.
25. Основными задачами в работе участкового терапевта являются все нижеперечисленные, кроме:
А. оказания квалифицированной помощи населению участка на приеме в поликлинике и на дому;
Б. проведения профилактических мероприятий на участке;
+В. частной практики в условиях поликлиники.
26. Как часто участковый терапевт должен повышать свою квалификацию?
27. Основные показатели работы участкового врача-терапевта в поликлинике:
+Б. заболеваемость населения на участке;
В. охват населения предварительными при поступлении на работу ме¬дицинскими осмотрами;
+Г. полнота охвата больных диспансерным наблюдением и эффективность диспансеризации;
Д. процент совпадения поликлинических и клинических диагнозов.
28. Показатель участковости рассчитывается как:
29. При изучении структуры заболеваемости за 1 год участковый врач по своему участку:
+А. определяет приоритетные проблемы профилактики;
+Б. выявляет группы риска конкретных заболеваний;
В. оценивает динамику частоты отдельных заболеваний.
30. Участковый врач, анализируя частоту заболеваемости на участке по данным обращаемости с учетом пола и возраста пациентов, может рассчитать:
+А. первичную заболеваемость;
+Б. общую заболеваемость;
В. патологическую пораженность;
Г. все перечисленные показатели.
31. На уровне врач-терапевт- участковый (цеховой) экспертно оцениваются:
А. каждый случай смерти на дому;
Б. каждый случай первичного выхода на инвалидность;
В. каждый случай расхождения диагнозов поликлиники и стационара;
Г. каждый случай выявления больных с запущенными формами злокачественного новообразования, туберкулеза;
+Д. все перечисленное верно.
32. Экспертной оценке в деятельности участкового терапевта подлежит каждый случай:
+В. первичного выхода на инвалидность;
+Г. расхождение диагнозов поликлиники и стационара;
Д. расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов.
33. Какой показатель определяется отношением среднегодово¬го чиста больных, состоящих на диспансерном учете к числу территориальных участков?
А. состав больных, состоящих на диспансерном учете на конец года;
+Б. среднее число больных, состоящих на диспансерном учете на участке.
34. Основными разделами деятельности врача-специалиста являются все перечисленные, кроме:
А. лечебно-диагностической работы в поликлинике и на дому;
Б. консультативной работы в поликлинике и на дому;
В. проведения профилактических мероприятий по своему профилю;
+Г. контроля за деятельностью участкового терапевта.
35. Задачами, требующими наибольшего внимания заведующего терапевтическим отделением поликлиники, являются:
+А. повышения квалификации участковых терапевтов;
+Б. анализа деятельности и контроля за работой участковых терапевтов;
+В. текущая организационно- методическая работа;
+Г. консультативная работа.
36. Основными путями улучшения участковой службы являются следующие, кроме:
А. введения врача общей практики и семейного врача;
Б. повышении квалификации заведующих отделениями;
В. совершенствование информационного обеспечения;
Г. совершенствование преемственности между поликлиникой и стационаром, станцией скорой медицинской помощи;
Д. повышение эффективности профилактической работы;
+Е. введение платы за обслуживание в поликлинике.
37. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в условиях новых экономических отношений, является все перечисленное, кроме:
Обязанности пациентов и права врачей: тонкости
В условиях так называемой пациентоориентированности медицинская помощь воспринимается как услуга. А в сфере услуг, как известно, клиент всегда прав. Обилие прав пациентов и одновременно обязанностей врачей в наше время уже данность. Эта асимметричность вызывает вопрос: есть ли у врачей права, а у пациентов — обязанности? Попробуем разобраться.
Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!
Средства массовой информации время от времени будоражат разговоры о нарастающей в обществе проблеме «потребительского экстремизма», когда пациенты даже в условиях страховой медицины требуют от больниц сопоставимого с частным сектором уровня сервиса и внимания. Одновременно с этим растет число дискуссий об усилении ответственности пациентов за свое здоровье. Но так ли, что у пациентов нет обязанностей перед врачами?
Основные обязанности пациентов прописаны в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). К ним относятся «общесоциальные» обязанности:
— необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;
— проходить медицинские осмотры;
— проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Пациентам будет важно узнать, что за нарушение этих обязанностей предусмотрена ответственность, хотя часто и косвенная. Так, равнодушие к своему здоровью (а через него — и к здоровью окружающих) может повлечь за собой дисциплинарную и административную ответственность (например, за курение в неположенном месте согласно нормам Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).
За отказ от прохождения медицинских осмотров, а равно обследования и лечения может последовать отказ работодателя в допуске работника к работе (или отстранении его от работы) без начисления заработной платы на весь период отстранения. Это предусмотрено нормами ст. 8, 10, 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Лечиться же от заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также от инфекционных заболеваний (ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), настоятельно требует закон. За неисполнение таких требований контролирующие органы могут применить меры вплоть до принудительной госпитализации. Об этом говорит п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такое возможно как по инициативе главных санитарных врачей (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») или на основании решения суда, с привлечением полиции для доставления таких пациентов в стационар (п. 2, 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
Существует целый блок «административных» обязанностей пациентов.
Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.
Частным случаем таких правил является обязанность пациентов выписаться из больницы в связи с достижением положительного результата лечения. В отношении недееспособных пациентов такая обязанность возлагается на их родственников. При этом ЛПУ вправе обратиться в полицию за содействием в доставки пациента домой (если адрес известен) или в органы соцзащиты для размещения в интернате (если адрес не известен либо по показаниям) и в поликлинику — с сообщением об осуществлении курации (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Особая обязанность пациентов состоит в том, чтобы соблюдать правила поведения в больнице. Прямой ответственности за нарушение таких правил нет, но медики вправе внести в строку: «Отметки о нарушении режима» листа нетрудоспособности коды с 23 по 28. Величина выплат по такому больничному не будет превышать величину МРОТ на период таких выплат, что следует из требований п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Идя вразрез сложившимся стереотипам о потребительских экстремистах, пациенты обязаны соблюдать «медицинские» обязанности.
Так, после подписания информированного добровольного согласия (ИДС, о нем — ниже) пациенты обязаны сообщать врачу достоверную информацию о себе, об изменении состояния своего здоровья, выполнять предписания врача, т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Нарушение требований ИДС после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Об этом говорит ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.
Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).
Реализуя «организационные» обязанности, пациенты осуществляют выбор ЛПУ для получения помощи, а также участкового врача (врача общей практики, фельдшера), причем (за некоторыми исключениями) не чаще чем один раз в год (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н). Причем выбирать врача/фельдшера пациенты могут только при его на то согласии.
Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).
Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.
Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст. 21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.
Права врачей: мал золотник, да дорог!
Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.
Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.
Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).
Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.
На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).
Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.
У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.
Принимая во внимание специфику работы дежурантов, они имеют право на сон во время дежурства (за исключением тех, кто оказывает экстренную медицинскую помощь, письмо Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 «Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях», а также совместное письмо Минздрава РСФСР от 06.09.1965 № 32/735 и Минфина РСФСР от 09.09.1965 № 08/977 «О дополнительных мероприятиях по экономии средств на заработную плату работникам здравоохранения»).
Есть у лечащего врача, в том числе дежуранта, свои «организационные» права, например, обращаться во врачебную комиссию и получать мнения консилиума врачей (ст. 48 Закона об охране здоровья ), а также оформлять пациентам листки нетрудоспособности сроком до 15 дней (п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
Что из всего этого следует?
Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.
Обязанности пациентов не позволяют разрастаться «потребительскому экстремизму», выявляя те сферы деятельности, где наряду с обязанностями у пациентов появляется и ответственность.
Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.
От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.