к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа

Применение исследовательского метода при изучении географии в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть картинку к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Картинка про к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Применение исследовательского метода обучения при изучении географии Учитель географии МАОУ Вахтанская СОШ Людмила Николаевна Шабалина

Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. При исследовательском подходе учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности, а имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

В усвоении нового материала обучающиеся мало действуют самостоятельно. Самостоятельная работа выражается в выполнении практических работ, которые имеют четкий план действий и какие-либо поиски не требуются. Освоить опыт творческой деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие ― репродуктивно-творческая и творческая стадии. Нельзя перейти на более высокий уровень, не овладев первым, начальным уровнем усвоения. Его следует рассматривать как исходный, за которым следует деятельность поисково-исследовательских уровней, чаще всего проблемных.

Проблемные и исследовательские задания имеют личностно-развивающий характер и возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Выдвижение гипотезы- На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ. 1.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием вопроса. Так в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установле ние многозначных причинно-следствен ных связей. При этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Проектно-исследователь- ская деят-сть Можно говорить об исследовательском подходе в обучении, если он включает проектирование и практическую реализацию поисковой, исследовательской идеи. Исследовательская деятельность, как правило, базируется на межпредметной интеграции, так как требует комплексного подхода в изучении объекта. Работа над проектом проходит в несколько этапов: подготовительный, плановые работы, исследовательский, аналитический, отчетный, информационный.

«Речки и ручейки с. Харсаим». Актуальность: 1. Загрязнение водоемов. 2. Влияние хозяйственной деятельности человека на небольшие водотоки. Цель проекта: изучить проблемы водоемов с. Харсаим, предложить возможные пути их решения. Задачи проекта: изучить современное состояние водоемов, выявить причины изменений происходящих с ним во времени; привлечь внимание школьников к экологическим проблемам; расширить и углубить знания, полученные обучающимися на уроках географии, биологии, химии; развивать умение комплексного изучения объекта, на основе имеющихся знаний; воспитывать активную жизненную позицию. Методы исследования: наблюдение, анализ, эксперимент, анкетирование. Объект исследования: 2 водоема, ручья, впадающие в р.Обь. на территории с. Харсаим..

Предмет исследования: вода ручьев, растительный и животный мир. Формирование исследовательских групп: биологическая, географическая, химическая, экологическая План исследования. Данная исследовательская работа объединяет знания, полученные обучающимися на уроках географии,биологии, химии. (используется интернет и дополнительную литература, консультации учителей – предметников).

Географическая группа. Анализ карт, дополнительной литературы, экскурсии и опрос старожилов села, выяснить: где эти ручьи берут начало, куда впадают; определить урез воды в верхнем и нижнем течении ручейков; определить абсолютную высоту местности, выяснить среднюю ширину ручьев.

Биологическая группа. Используя справочную литературу и знания, полученные на уроках, выяснить: видовой состав растительности (околоводной, водной); видовой состав животных, птиц; видовой состав рыб, моллюсков.

Экологическая группа. Данный предмет в школьной программе отсутствует. в исследовательской работе, используя справочную и специальную литературу, выяснить: что такое стратификация; определили температурную стратификацию водоемов; провести анкетирование, выяснить, как местные жители относятся к водоему. опросить местное население. хотели бы жители села сохранить водоемы, за или против очищения берегов, воды, готовы ли жители предпринять меры по сохранению водоемов. какими путями это можно сделать?

Подведение итогов проекта. мероприятия по сохранению водоема: очищение берегов от мусора и установка мусорных контейнеров, повышение экологической грамотности населения.

к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть картинку к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Картинка про к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть картинку к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Картинка про к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть картинку к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Картинка про к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Смотреть картинку к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Картинка про к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа. Фото к исследовательским аспектам методики обучения географии относят несколько вариантов ответа

Исследовательский метод обучения – метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

При реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у обучающихся некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длительного характера в лаборатории, на биоплощадках и т. д.; постановка задачи для ее решения на основе текста учебника, дополнительной литературы и т. п.

Источник

Применение исследовательского метода при изучении географии в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы научного исследования при обучении географии, нетрадиционные типы уроков

1. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии

Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.

В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпирического уровня.

Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.

ТеоретическиеЭмпирическиеСистемно- структурный анализ, Логико-дидактический анализ, Типологический подход, Исторический, Сравнительный, Статистический, Математический.Изучение опыта работы школы- наблюдения, беседы, анкетирование, изучение школьной документации.Обобщение передового педагогического опыта.Эксперимент естественный, лабораторный, констатирующий, контрольный.география обучение нетрадиционный урок

В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятилетия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследования, к теоретическим методам.

В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержанием, средствами и методами обучения, между усвоением знаний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.

Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.

Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование актуальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюдения за учебным процессом, постановки эксперимента.

Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экскурсий сочетаются с другими методами: анкетирование учителей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора информации по различным методическим проблемам.

Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изучаемых педагогических явлений.

В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отраслях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.

Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.

2. Нетрадиционные типы уроков, их организации и проведение

Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:

Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

2.3 Урок с использованием компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

быстрое получение результатов;

объективность в оценке знаний;

позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;

дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки.

3. Методика изучения курса «Страноведение» (7 класс). Материки, океаны и страны

Усиление страноведческой основы школьной географии служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, способности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов, способности понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать своё место в жизни своей страны и планеты в целом.

Достижение данной цели решается посредством следующих учебно-методических задач:

·Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

·Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственных целях;

·Воспитание у школьников уважения к другим народам через развитие знаний об истории, традициях, и образе мышления людей другой культуры;

·На историко-географической основе раскрывать изменения политической карты, практики природопользования, нарастания экологических проблем, формировать эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

·Развитие картографической грамотности через систему практических работ;

·Умение извлекать информацию из различных источников, в том числе, из Интернет-ресурсов.

Структурно курс состоит из введения и четырёх разделов: «Современный облик планеты Земля», «Главные особенности природы Земли», «Континенты и страны» «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отводится две трети учебного времени, курс авторски модифицирован, согласно учебной концепции гимназии.

Источник

Реферат на тему: «Роль методической науки в повышении эффективности обучения географии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Роль методической науки в повышении эффективности обучения географии»

Реферат подготовил Калько Мария Семеновна

Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса» (ГБПОУ РО «РКМиА»)

1.Методика обучения географии 3

1.1.Обучение, преподавание, учение. 3

1.2.Предмет и проблемы обучения географии. 5

1.3.Связь методики обучения географии с другими науками 6

2.Методы и подходы в методике обучения географии. 8

Список использованной литературы 12

Задачей методики является, как наполнить содержание образования социальной деятельностью обучающихся, что позволит им применять усвоенные в процессе обучения знания и умения на практике. География как учебная дисциплина обладает большими возможностями для организации социально значимой деятельности учеников, особенно в деле решения экологических проблем своей местности.

В условиях обновления образования возрастает самостоятельность учителя в планировании учебного процесса, в выборе программ и учебников. В этих условиях учитель должен уметь вести исследовательскую работу, Перед собой я ставлю следующие цели:
1.Охарактеризовать методику обучения географии;
2.Владеть методами и подходами педагогического исследования.

Содержание работы включает в себя введение, две главы, заключение и список источников литературы, из которых был, почерпнут материал для написания работы.

1.Методика обучения географии

Основными категориями «Методики преподавания географии» являются: обучение, преподавание, учение и усвоение.

Обучение – это целостный двухсторонний процесс педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Определяющими условиями обучения как деятельности являются его цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы деятельности обучающихся. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования – познание окружающего мира, существующего по своим объективным законам, и присвоение ученикам общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, воспроизводство образовательной культуры, куда входят не только знания, но и общественно выработанные ценности, нормативы, социально значимые ориентиры.

Мотивы учебной деятельности предопределяют интеллектуальную и умственную активность учащихся, их отношение к учебному труду и, в конечном счете – результаты обучения. В свою очередь, мотивы формируются в процессе обучения, воспитания и развития учащихся; зависят от форм и стиля организации учебно-познавательного процесса, методов и приемов обучения, средств и содержания учебного материала. Цели обучения обусловливают характер деятельности учителя и учащихся, формы и методы обучения. Так, выбор типа урока и его структуры в первую очередь определяются дидактической целью занятия. От содержания учебного материала зависит выбор форм, методов и средств обучения.

Преподавание – это деятельность учителя, заключающаяся как в передаче обучающимся определенного объема готовых знаний, так и в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и умственным развитием. Процесс преподавания заключается в планировании, организации учения, воспитания и развития обучающихся, контроля и коррекции их учебно-познавательной деятельности.

Процесс обучения можно рассматривать как сложную систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.

1.2.Предмет и проблемы обучения географии.

Методика обучения географии – педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения географии. В этом отношении методика обучения географии является частной дидактикой.

Дидактика – это раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее и развивающее воздействие учебного процесса на учащихся. Процесс обучения географии имеет ряд особенностей, и общие закономерности дидактики проявляются в географии весьма специфично, отражая предмет, проблемы, содержание и методы исследования географической науки. Специфика изучения географии связана: во-первых, в основе изучения этого предмета лежит географическая карта, позволяющая успешно формировать у школьников пространственное мышление; во-вторых, исследуемые объекты и процессы имеют высокий уровень организации и системное строение; в-третьих, наряду с основополагающей ролью научных понятий, в этом предмете принципиально важную роль играют чувственные образы и представления.

Методика обучения географии исследует проблемы целей обучения, содержания географического образования, методов и форм организации обучения, средств обучения географии, взаимосвязей и способов достижения единства между усвоением знаний, умственным развитием и воспитанием учащихся в процессе изучения географических знаний. Общий подход к решению всех этих проблем определяется общими (стратегическими) целями воспитания и образования – формированием всесторонне и гармонично развитой личности.

Высокие требования, предъявляемые обществом к качеству обучения, приводят к тому, что учитель в настоящее время не может успешно работать, руководствуясь только подготовкой в области географии, личной инициативой и опытом. Методическая наука раскрывает учителю цели, задачи, содержание школьной географии, вооружает его знаниями научно обоснованных и проверенных методов и форм организации обучения, знакомит с системой средств обучения, формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы и др.

В свою очередь, практика оказывает большое влияние на развитие методической науки. Практика – критерий истинности любой теории, любой науки. Многие методические идеи возникают из потребностей практики, на основе изучения и обобщения передового опыта учителей, а созданные на их основе методические рекомендации получают в работе общеобразовательных школ свою апробацию.

1.3.Связь методики обучения географии с другими науками.

Всякая учебная дисциплина представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей обучающихся и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой они проживают.

На схеме Душина И.Г. и Понурова Г. А. хорошо показаны основные связи методики обучения географии с другими науками.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования.

Связи методики обучения географии с психологией . Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы, методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения: Н.А.Менчинской, Д.И.Богоявленского, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, Е.Н.Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С.Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

2.Методы и подходы в методике обучения географии.

Каждый учитель должен обладать знаниями и умениями исследовательской работы по методике учебного предмета. Это необходимо для оценки результатов собственной работы, изучения опыта других учителей, самообразования и творческого поиска. Исследовательской работой в области педагогики сегодня занимаются не только научные работники, но и творчески работающие учителя. В методике обучения географии далее выделяются 1) теоретические и 2) практические методы познания.

1.Системно-структурный подход состоит в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящий из взаимосвязанных элементов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействия между ними. Этот подход предполагает определить цели урока, отбор содержания, методов и средств обучения с учетом этих целей, оценку эффективности урока также исходя из поставленных целей.

2.Личностно-деятельностный подход исходит из положения о том, что любое личностное качество в деятельности не только проявляются, но и в ней формируются. Эта научная методология утверждает, что для того чтобы сформировать у ребенка то или иное личностное качество или свойство необходимо найти и построить для этого ребенка соответствующую данному качеству деятельность.

3.Типологический подход предполагает группировку изучаемых объектов и явлений, выделение существенных признаков каждой группы. Он находит применение при исследовании самых разных педагогических проблем и процессов.

4.Культурно-исторический подход исходит из признания решающей роли социальной, культурной среды в развитии ребенка и утверждает, что именно «среда определяет развитие ребенка через переживание среды». Этот подход раскрывает сущность и генезис становления и развития высших психических функций, объясняет глубинные механизмы формирования понятийного мышления, рассматривает речевую деятельность в качестве одного из ведущих факторов обучения, воспитания и развития личности ребенка, ориентирует педагогов-практиков на организацию педагогически целесообразного общения школьника, рассматриваемого в системе разнообразных социальных связей и взаимодействий.

5.Функциональный подход акцентирует внимание на функциях какого-либо компонента в структуре целостной системы: например, роль научных понятий или пространственных представлений в процессе формирования географического мышления школьников на уроке географии.

К числу теоретических методов исследования относится также исторический метод. Суть его состоит в том, что все исследуемые явления рассматриваются в развитии и изменении во времени. С помощью этого метода данные историко-методических исследований привлекаются при изучении проблем современной методики обучения географии.

Метод моделирования, когда объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом. Пример – модель земного шара.

Эмпирические методы исследования используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. К ним относятся, прежде всего, те, которые направлены на изучения непосредственной практики и опыта работы отдельных учителей. Они относятся к практическим методам познания.

В реальном педагогическом исследовании обычно применяется несколько методов, причем доля каждого из них зависит от задач изучения практики. Так, например, если требуется получить сведения о состоянии знаний, умений и навыков учащихся, то главная роль принадлежит письменной проверке, но наряду с ней осуществляются наблюдения на уроках, анкетирование учителей, собеседование с учащимися, изучение школьной документации и др.

Констатирующий эксперимент направлен на получение реальной картины состояния того или иного педагогического объекта или явления (например, уровень знаний учащихся, эффективность действующих программ и учебников и т.д.).

Формирующий эксперимент направлен на создание нового педагогического опыта. Чаще всего он используется для того, чтобы определить:

-доступен ли для учащихся тот учебный материал, который исследователь считает нужным впервые включить в содержание курса географии;

-эффективны ли предлагаемые новые приемы изучения тех или иных вопросов школьной географии, новые наглядные пособия или их сочетания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *