к методам стимулирования долга и ответственности в обучении относятся

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы,уверенность в своих силах,развитие настойчивости,умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.

Устные методы контроля. Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу.

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Мы рассмотрели процессы воспитания и обучения. Выяснили что понятие воспитание имеет два значения:

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Источник

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятель­ности. Деятельность протекает более эффективно и дает более ка­чественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сфор­мировано положительное отношение к учению, есть познаватель­ный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, на­правленных на формирование положительных мотивов учения. Ве­дущую роль в стимулирующих методах играют межличностные от­ношения учителя с учащимися. Использование влияния межлич­ностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обуче­ния, к школе в целом. (С. А. Смирнов, 2003)

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

I . методы эмоционального стимулирования;

II . методы развития познавательного интереса;

III . методы формирования ответственности и обязательности;

IV . методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

I . Методы эмоционального стимулирования.

Основными методами эмо­ционального стимулирования служат:

создание ситуации успеха в учении;

— поощрение и порицание в обучении;

— использование игро­вых форм организации учебной деятельности;

— постановка системы перспектив.

1.1.Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хо­роших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уве­ренности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и СЛ9жные уп­ражнения. Например, можно использовать специальные сдвоен­ные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.

Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учеб­ных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры­-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позво­ляющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное пер­вому, но уже самостоятельно.

Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого­-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания выставление повышенной отметки и др.

Применение порицаний и других видов наказания является ис­ключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

1.3. Использование игр и игровых форм организации учебной дея­тельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть ис­пользованы уже готовые, например, настольные игры с познава­тельным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного уро­ка, отдельно 2 дисциплины или всей учебной деятельности на про­тяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образова­тельных учреждениях.

Под словом «игра» мы чаще всего подразу­меваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого­-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так, для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в горо­да») по принципу передачи права ответа по цепочке.

2. Игровые оболочки.

Эти игры (скорее даже уже не игры, а иг­ровые формы организации учебной деятельности) более продол­жительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками уро­ка, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в на­чальной школе такая игра может охватывать весь учебный день.

3. Длительные развивающие игры.

1.4.Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо раз­работан А. С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь де­тей в детском коллективе на основе системы «перспективных ли­ний». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время вы­полнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к ново­годнему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе по Крымским горам и участие в отбо­рочном конкурсе (по критериям успеваемости и поведению), подго­товка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д.

II . Методы развития познавательного интереса.

Основными мето­дами развития познавательного интереса являются следующие методы:

— формирование готовности восприятия учебного мате­риала;

— выстраивание вокруг учебного материала игрового при­ключенческого сюжета;

— стимулирование занимательным содержа­нием,

— создание ситуаций творческого поиска.

2.3.Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозности цифр. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

2.4.Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие сво­бодно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем больше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способно­стей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли уче­ника должен происходить в рамках программ общеобразователь­ных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творче­скую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов:

— разъяснения школьникам лично­стной значимости учения;

— приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

3.1.Формирование личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка.

Понимание личностной значимости успешного учения во мно­гом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом радости за успехи каждого учащегося.

3.2.Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилам и поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а со­ответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

3.3.0ператuвный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

IV . Методы развития психических функций, творческих способно­стей и личностных качеств учащихся.

В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся по своей значимости находятся с за­дачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются (исключением служит ряд психологических программ, применяемых в специальном образовании). Основная причина этого заклю­чается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в ка­честве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно (в течение последних двух-трех десятилетий).

Наибольший эффект дают такие методы, как:

— постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

— дискуссия (организация обсуждения материала);

— создание креативного поля;

— перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

4.1.Творческое задание представляет собой учебное задание, содер­жащее творческий компонент, для решения которого учащемуся не­обходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольшими твор­ческий потенциал содержат такие виды учебных задании, как сочи­нение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворении. Частое проведе­ние таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

В начальной школе учащийся во многом продолжает оставать­ся ребенком-дошкольником, ждущим чуда, и поэтому сочинения лучше проводить в виде придумывания сказок, причем ребенок может отображать свои сочинения как в виде текста, так и в виде рисунка.

В дошкольном возрасте сказка не является предметом творче­ства. Дети запоминают сказки как готовые, не терпящие никаких изменений модели. Но по мере взросления ребенок глубже входит в реальный мир, замечает и осмысливает окружающие его связи и явления. Накопленный опыт начинает доминировать и все силь­нее сказываться на поведении ребенка. Уже не элементарные мо­ральные нормы, нашедшие свое отражение в сказках, а собствен­ный жизненный опыт ребенка начинает преобладать. в его созна­нии. Наступает время, когда ребенок преодолевает стереотипность сказок и начинает включать в них своих вымышленных героев, из­менять хорошо известные сюжетные линии, создавать свои собст­венные сказки с участием известных и «дополнительных» героев. Сказка начинает освобождаться от конкретных, образных момен­тов, в нее проникают элементы абстрактного мышления. Ребенок ищет опору уже не в реальных предметах, а в понятных (и поэто­му абстрагированных от действительности) воображаемых явле­ниях и предметах. Таким образом происходит развитие ребенка и освоение им окружающего мира в сказочной форме.

4.2.Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо описан в методической литературе. Суть его заключается в представлении учебного материал урока в виде доступно, образ­но и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличают­ся высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и дос­тупно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они гото­вы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.

Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятель­ности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обос­новывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини­-дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необ­ходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т. е. выработать два качества:

— не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. нау­чить не обижаться на замечания;

— доказывать правильность своего мнения не криком, оскорби­тельными интонациями и словами, а фактами и примерами.

Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть но­вые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рас­сказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.

4.5.Перевод игровой деятельности на творческий уровень представ­ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но­вого элемента выступает возникновение после его введения си­туации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме зада­ний можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

Источник

К методам стимулирования долга и ответственности в обучении относятся

Существуют и другие классификации методов обучения. Все классификации носят условный характер. Один и тот же метод обучения может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.

Таблица 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении

I подгруппаII подгруппаIII подгруппа
Методы устного контроля и самоконтроляМетоды письменного контроля самоконтроляМетоды лабораторно-практического контроля самоконтроля
Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль и др.Письменная контрольная работа, письменный зачет, письменный экзамен, письменная программированная работа, тестирование, письменный самоконтроль и др.Контрольные лабораторно-практические работы, лабораторно-практический самоконтроль и др.

Знание классификаций методов обучения поможет учителю ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны, условия эффективного применения в реальных условиях педагогической практики. Дадим краткую характеристику основных методов обучения.

Источник

Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности

Методы стимулирования долга и ответственности. Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения общественной и личностной значимости учения, предъявление требований, поощрения, контроль. Методы и приемы формирования долга и ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Разъяснение общественной значимости учения. Убеждение школьников в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии общества.

Разъяснение личностной значимости учения. Любое задание учителя младший школьник осознанно или неосознанно сопоставляет со смыслом его выполнения для себя. Поэтому учитель должен помочь детям осознать личностный смысл учения.

Предъявление учебных требований. Этот метод определяется правилами поведения, критериями оценки знаний, правилами внутреннего распорядка, Уставом школы. Большую роль в этом играет пример других учеников и самих учителей.

Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения младших школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, учебе. Круг поощрений разнообразен: похвала, выставление повышенной отметки и др. Применение порицаний и других видов наказаний – исключение в формировании мотивов учения. Они применяются как правило лишь в вынужденных ситуациях.

Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.

Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно. Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *