к методам развивающего обучения относятся
Методы и приемы развивающего обучения
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы развивающего обучения»
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д. Ушинского»
Организация развивающего обучения в ДОУ
Выполнила: студентка 3 курса,
это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским при изучении соотношения обучения и развития.
Выготский считал, что существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.
«. Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой»
Последователи Л.С. Выготского
А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие.
Развивающее обучение – это
Цели развивающего обучения
Структура развивающего обучения
Принципы развивающего обучения ( В. П.Зинченко)
Условия, необходимые для развития интеллектуальных способностей дошкольников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов):
Показатели активной мыслительной деятельности (Т.И. Бабаева):
Технологи развивающего обучения в ДОУ
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Педагогика Марии Монтессори
Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Современные подходы к организации развивающего обучения в ДОУ
Методы и приемы развивающего обучения
Учебная задача решается обучающимся путем выполнения определенных действий.
Проблемы развивающего обучения в ДОУ
Методы и приемы развивающего обучения
Содержимое разработки
студентка Ш-31 группы
Методы и приемы развивающего обучения
Приемы развивающего обучения
Приемы развития логического мышления
Приемы развития внимания
Приемы развития памяти
Приемы развивающего обучения
Приемы мотивации учащихся
Методы развивающего обучения
1. Создание проблемных ситуаций
в хеш-таблице, задача, решаемая несколькими способами: метод цепочек, открытая адресация и т.д. Очень важно сводить количество коллизий к минимуму, так как это увеличивает время работы с хеш-таблицами.
3. Ситуация учебного спора
4. Метод решения учебных задач
6. Использование дидактических игр
8. Методы, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи
Технологии развивающего обучения
Галина Сидельникова
Технологии развивающего обучения
Сидельникова Галина Викторовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
«Технологии развивающего обучения»
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспери-ментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Мен-чинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диа-лектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ве-дущей жизненной силой психического развития ребенка,становление у него всей совокупности качеств личности:знаний, умений, навыков (ЗУН, способов умственных действий (СУД, самоуправляющих механизмов личности (СУМ, эмоционально-нравственной сферы (СЭН, деятельностно-практической сферы (СДП).
Эта концепция развивающего обучения утвердилась в ХХ веке благодаря трудам русских ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Э. В. Ильенкова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдо-ва.
В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его со-отношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи была предпринята Л. В. Занковым, который в 50—,60-х годах двадцатого столетия разработал систему интенсивного всестороннего развития детей для начальной школы, но тогда она не была внедрена в практику.
Иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработа-но Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспе-риментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на разви-тие интеллектуальных способностей ребенка.
В данное время существует множество технологий развивающего обуче-ния,имеющих свою специфическую направленность и одинаковую конечную цель: развитие самостоятельной нравственно-волевой личности.
Так, технология Л. В. Занкова направлена на общее целостное развитие личности, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие способов ум-ственных действий, технологии творческого развития отдают приоритет эмо-ционально-нравственной сфере, технология Т. К. Селевко ориентируется на раз-витие самоуправляющих механизмов личности, И. С. Якиманской- на деятельно-стно- практической сферы.
В 1996 году Министерство Образования России официально пришло суще-ствование систем Л. В. Занкова, Д. В. Эльконина- В. В. Давыдова.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Знания – не конечная цель обучения, а средство развития ребенка.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума. Обучение, по словам ведущих русских педагогов и психологов, должно быть организовано так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные пред-посылки и внося в них существенные коррективы.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стиму-лируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
В психологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоя-тельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это взаимодей-ствие включает все этапы деятельности:
1) целеполагание (развивается самостоятельность, свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость);
2) планирование и организация (развивается самостоятельность, воля, творчест-во, созидание, инициатива, организованность);
3) реализация целей (трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплини-рованность, активность);
4) анализ результатов деятельности (формируется честность, совесть, критерии оценки, ответственность, долг).
Позиция ребенка как объекта обучения при традиционном обучении лишает его полностью или частично действий целеполагание, планирование, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития.
Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоя-тельности, положительной я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения – учащего себе индивида.
Традиционные для ХХI века социотализаторские и биологизаторские тео-рии обучения уступают место способам, основанным на субъективных, психо-генных факторах развития.
В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятель-ности, субъектом своего развития.
В содержании развития важным является не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познава-тельных сил и творческого потенциала ребенка.
Все группы качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру.
«Технологии развивающего обучения» В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС. В своей работе я опираюсь на принцип развивающего.
Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во.
Использование игровых технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ТНР В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус, отягощённый.
Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма» Программное содержание: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости; – продолжать развивать у детей мыслительные.
Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте» Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте». Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет,.
Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра» (средняя группа) В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) основной целью дошкольного.
Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Технология «Работа в парах». Игра «Угадай-ка». Цель игры: закрепление.
Развивающее обучение
Развивающее обучение
Сегодня не требует доказательства тот факт, что знания ребенку не следует давать в готовом виде, а педагог должен уметь моделировать такие ситуации, при которых у ребенка появляется потребность в определенном способе действия по овладению знаниями.
В связи с чем, для педагога становится необходимым:
Развивающее обучение как часть общественного механизма самоорганизации призвано выполнять функцию по созданию наиболее благоприятных условий для полной самореализации потенциала человека. Развивающее обучение – это обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие ребенка. Такое обучение базируется на принципах гуманно-личностной педагогики, которая включает в себя развитие через преодоление трудностей, социализацию и самореализацию ребенка.
Г.К. Селевко сформулировал одиннадцать обобщений по технологиям развивающего обучения:
Принципы развивающего обучения
Способом организации познавательной деятельности детей в процессе развивающего обучения является метод.
Методы обучения – это совместная деятельность педагога и детей в процессе обучения. По источникам знаний различают словесные, наглядные и практические. По характеру учебно-познавательной деятельности выделяют следующие методы:
Обучение как процесс – это целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие педагогов и детей. Процесс обучения имеет структурные элементы (цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т.п.) и опирается на принципы обучения.
Принципы обучения – это исходные положения, обусловливающие деятельность педагога и характер познавательной деятельности детей и выражающие определенные закономерности обучения.
Принципы обучения имеют достаточно четкие определения.
Принцип научности предполагает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых детьми в процессе обучения.
Принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей детей в зависимости от их возраста, уровня развития. Данный принцип определяет степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения.
Принцип систематичности означает, что все знания, сообщаемые детям, находящиеся в определенной, педагогически обоснованной системе должны усваиваться детьми последовательно и упорядоченно в соответствии с возрастными возможностями их развития.
Принцип наглядности подчеркивает высокую значимость наглядных опор и предполагает усвоение детьми знаний через непосредственные наблюдения за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Для осуществления наблюдений необходимо использовать следующие виды наглядности:- естественная – ознакомление с реальными предметами, явлениями;- экспериментальная – ознакомление с процессами и явлениями в ходе опытов;- картинно-динамическая – ознакомление с реальным миром через фото, картины, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия, учебные фильмы;- объемная – использование макетов, моделей, муляжей, панорам, проектов, геометрических фигур и т.д.;- звуковая – использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов;- символическая – ознакомление с реальной действительностью в условно обобщенном виде через использование карт, планов, чертежей и т.д.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько четко поставлена цель процесса наблюдения и насколько грамотно педагог активизировал внимание детей на протяжении всего процесса восприятия.
Принцип сознательности понимается как личное убеждение детей в процессе активного приобретения знаний, умений и навыков, их творческая переработка и применение.
Принцип пропедевтики указывает на организацию предварительной подготовки детей к приобретению новых знаний.
Принцип преемственности предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.
Принцип личностного подхода направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ребенка с опорой на наиболее сильные качества его личности.
Принцип педагогического оптимизма указывает на важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, стимулирование и активизация внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития.
Принцип коррекционной направленности подчеркивает всесторонний учет имеющихся у детей отклонений в развитии при организации процесса обучения посредством использования методов, ориентированных на зону их ближайшего развития.
Принцип направленности учебного процесса на сохранение и развитие здоровья предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Принцип направленности образования на социальную адаптацию подчеркивает необходимость грамотного педагогического влияния на отношения, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в образовательном учреждении и дома.
Принцип деятельностного подхода предполагает предметно-практическую деятельность детей, в процессе которой развивается восприятие, речь, мышление, память, эмоции, мотивация.
Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции диктует необходимость осуществления всестороннего медико-психолого-педагогического обследования ребенка для определения особенностей развития.
Принцип толерантности подразумевает терпимое отношение к детям, испытывающим определенные трудности в обучении.
Вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, они дополняют и обуславливают друг друга. Неумелое применение принципов или их незнание будет тормозить успешность обучения, затруднять усвоение знаний и формирование качеств личности ребенка.
Структура развивающего занятия
Структура развивающего занятия:
Условия проведения: эмоционально положительный тон педагога; заранее продуманное место расположения детей; четко и грамотно сформулированные вопросы к детям; рациональное использование времени.
Условия проведения: создание мотивационной ситуации для открытия нового материала; рациональный подбор приемов актуализации ранее полученных знаний, приемов активизации внимания, памяти, мышления, речи; фиксирование в речи детей затруднений и путей выхода из них; использование разнообразных форм организации детей (работа малыми группами, парами, индивидуальная и коллективная работа); предоставление детям возможности выбора заданий; коммуникативное взаимодействие детей между собой и педагогом; использование мозгового штурма, подводящего и побуждающего диалогов; использование заданий для совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей; использование системы поощрений и авансирования личности; подбор демонстрационного и раздаточного материала с учетом качества и количества; обеспечение двигательной активности детей.
Условия проведения: оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности и личных достижений; использование фишек для обозначения собственного уровня роста знаний или деятельности на занятии; организация беседы; использование вопросов к детям: «Что нового вы узнали?», «Где можно применить новое знание?», «Можете ли вы научить кого-либо делать так же?», «Зачем мы отправились в путешествие?», «Зачем мы искали истину?», «Для чего мы проводили эксперименты?», «Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?», «Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем занятии» и др. Вопросы, задаваемые детям, могут быть связаны с программными задачами занятия, с формой проведении занятия, с «открытием» нового знания, с эмоциональным состоянием детей, с познавательной деятельностью детей.
Анализ развивающего занятия
Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.
Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна, способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.
Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.
Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обусловливают целостность объекта, его развивающую направленность.
Под структурными элементами понимается:
Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.
Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.
Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.
Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия
Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».
Методика проведения педагогического анализа предполагает.
Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач занятия. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию), учебные навыки детей. Условия проведения занятия — выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.
Определение вида связи:
Ю.В. Атемаскина «Современные педагогические технологии в ДОУ»