к методическим принципам обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Комплексный подход в организации процесса обучения и воспитания дошкольников с трудностями в обучении
Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению, т. е. не готовых осваивать определённый объём знаний, умений и навыков в определённые сроки.
Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к образовательному учреждению, называют «детьми с трудностями в обучении», большую часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР, которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей эти проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности.
Основным лейтмотивом педагогического коллектива, непосредственно работающим с такими детьми,является: ЗПР детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка.
Ребёнок с ЗПР принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий.
При оказании помощи со стороны взрослого, иногда только в виде одобряющих и побуждающих к деятельности замечаний, дети справляются с заданием полностью.
В отдельных случаях дети долго не могут приступить к выполнению задания, но это не связано с обдумыванием последовательности действий по выполнению задания, как это можно наблюдать у детей с нормальным развитием. У детей с трудностями в обучении так проявляется неуверенность в своих возможностях, неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Стимулирование деятельности ребёнка, объяснение выполнения какой-то его части, наводящий на правильное решение вопрос, как правило, помогают этим детям справиться с заданием. Эта способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и отличает их от детей с умственной отсталостью.
При значительной неоднородности клинико-психологической структуры ЗПР в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Этот процесс обучения и воспитания должен быть комплексным, системным, планомерным. Коррекционная работа должна проходить с участием всех специалистов. Основные недельные темы должны проходить красной нитью не только на занятиях дефектолога, логопеда, воспитателей, но и у всех специалистов, работающих с детьми этой группы. При создании системы коррекционной работы в группе необходимо учитывать в первую очередь общую психическую незрелость детей и состояние их здоровья. На первый план выдвигается забота об охране и укреплении здоровья детей. В этих целях необходимо тщательно составлять и продумывать режим жизни детей, который должен иметь щадящий, охранительный характер;,
— в группах должно быть 10-12 детей;
— желательно увеличить длительность прогулок детей;
— чётко продумать организацию сна детей, обеспечивающую сон каждого ребёнка;
— увеличить продолжительность сна детей;
— подбор педагогов должен быть тщательно продуман;
— занятия в первой половине учебного года должны быть по времени короче, чем во второй половине;
— за здоровьем каждого ребёнка устанавливается контроль педагогов и медицинского персонала;
Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком, тем эффективнее оказывается её результат. Однако, в нашем городе пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении дошкольной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах в немногочисленных группах для детей с ЗПР в общеобразовательных дошкольных учреждениях. И длительность процесса обучения у нас рассчитана не на 3 года,а на 2: в старшей и подготовительной группах. Поэтому особенно важны тщательное планирование и комплексный подход к процессу воспитания и обучения всего педагогического состава дошкольного учреждения. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу.
Учителем-дефектологом проводятся фронтальные, индивидуальные занятия,с группой в целом или по подгруппам:
формирование целостной картины мира;
формирование элементарных математических представлений;
развитие пространственной и временной ориентировки;
обучение грамоте.
Учителем-логопедом проводятся также индивидуальные занятия,по подгруппам или с целой группой:
коррекция нарушений звукопроизношения;
формирование артикуляторной и мелкой моторики;
развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка;
звуковой и звуко-буквенный анализ и синтез слова;
формирование звуко-слоговой культуры, чувство ритма;
развитие связной речи.
Учитель-дефектолог, логопед и воспитатель проводят релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж. Воспитатели закрепляют знания, полученные на занятиях у учителя-дефектолога, логопеда практическим путём.
Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия, индивидуально-подгрупповую работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, голоса, работает над просодической стороной речи (тембром, силой, высотой, интонацией, развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласованность с речью, подбирает музыкальные произведения для артикуляционной гимнастики, пропагандирует и вводит музыкотерапию в повседневную жизнь. Дети засыпают под плеск волн, шелест листьев, пение птиц, шум дождя. Выбор музыкальных произведений требует от педагогов дифференцированного подхода. «Звучащее лекарство» позволяет ребёнку расслабиться, отдохнуть или, наоборот, повысить тонус, работоспособность, создать бодрое жизнерадостное настроение.
Психолог совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинговые группы уверенного поведения, кинезиологию (гимнастику) мозга, знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, несформированность познавательной деятельности, речевая коммуникация и т. д.).
В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми (индивидуальные, фронтальные, подгрупповые) проводить при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка,соблюдая следующие требования:
-обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упрёков в адрес ребёнка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать, детей между собой и с педагогами;
-обеспечить каждому ребёнку близкую и понятную мотивацию любой его деятельности;
-широко использовать на занятиях с детьми (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровые приёмы обучения, моменты соревнования, дидактические игры с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получения заданного результата;
-планировать от занятия к занятию для каждого ребёнка постепенное усложнение заданий.
Работа в направлении умственного развития должна постоянно дифференцироваться и усложняться. Если целью начального этапа работы по умственному развитию детей является умение разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная и изобретательная работа по формированию любознательности, наблюдательности. Воспитателям необходимо организовать
систематические наблюдения за погодой, различными явлениями в природе, создавая проблемные ситуации. Лишь в итоге кропотливой работы дети начинают спрашивать, интересоваться окружающим, задавать вопросы.
В методическом кабинете необходимо иметь различные методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук по всем возрастным группам.
3. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М. 1990.
Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.
Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Единство диагностики и коррекции. Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы, во-первых, не навредить, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.
Специалист адаптивной физической культуры самостоятельно проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического воспитания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осуществляет учитель физического воспитания.
Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.
Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования «обходных путей».
Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно- суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи (Семенов Л. А., Солнцева Л. И., 1991; Кручинин В А., 1991). При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восстановить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций (Скворцов Д.В., 1997; Витензон А.С., 1998). Тренировка поврежденных структур, возможности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приводит к желаемым результатам.
Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленности педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию (Меерсон Ф. 3. 1986).
Принцип учета возрастных особенностей. Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Биологический возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного. Процесс индивидуального развития всех физиологических и психологических функций протекает неравномерно и неодновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития. Этот процесс является закономерным для всехдетей, отличие состоит в том, что у ребенка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2—3 года позднее (Горская И. Ю., Синельникова Т. В., 1999). Динамика психических и физических способностей сугубоиндивидуальна, как индивидуальны и сенситивные периоды, их важно не пропустить и максимально использовать для развития и личностного роста, особенно при планировании программу рассчитанных на несколько лет.
Для выявления потенциальных возможностей ребенка и оперативной коррекции необходимо учитывать «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития» (Выготский Л. С, 1984). Первая отражает реальные возможности ребенка в настоящий момент, вторая характеризуется тем, что самостоятельное выполнение данного ему задания пока недоступно, но он может его выполнить с помощью педагога. Л. С. Выготский предлагает ориентироваться в процессе обучения на «зону ближайшего развития» как зону потенциальных возможностей ребенка.
Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию одной из важнейших закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.
Принцип оптимальности педагогических воздействий означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Принцип вариативности педагогических воздействий означает бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильное, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику («пальчиковые» игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т. п.).
Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой подвижности (два урока физкультуры не удовлетворяют естественнойпотребности в двигательной активности и не решают всех необходимых задач) испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.
Доказано, что игра для детей с нарушениями в развитии это не только забава, развлечение, но и эффективное средство и метод решения коррекционно-развивающих задач, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей (Дмитриев А. А., 1989; Воронкова В. В., 1994; Страковская В. Л., 1994; Черник Е. С, Рубцова О. Н., 1995; Катаева А А., Стребелева Е. А., 1998; Маллаев Д. М., 2002).
Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка (Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., 2001).
Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры поведения, общения, установки, привычки в соответствии с представлениями и ценностными ориентациями родителей и близких. Особенно велика их роль для детей, обучающихся в домашних условиях. К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребёнка, коррекцию физических и психических нарушений, поэтому необходима просветительская работа, консультативная и методическая помощь, создание специальных программ обучения родителей.