к моделям дистанционного обучения по хуторскому а в не относят
Модели дистанционного обучения
Модели дистанционного обучения. Говоря о вариантах дистанционного обучения, мы имеем в виду его возможные модели Нас интересуют возможные модели дистанционного обучения по двум признакам:
Просмотр содержимого документа
«Модели дистанционного обучения»
Модели дистанционного обучения
Говоря о вариантах дистанционного обучения, мы имеем в виду его возможные модели Нас интересуют возможные модели дистанционного обучения по двум признакам: по организации дистанционной по организации учебного процесса системы образования В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях.
Модель 1. Обучение по типу экстерната
Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Модель 2. Университетское обучение
(на базе одного университета)
Это уже целая система обучения для студентов, которые обуча- ются не очно (on-campus), а на расстоянии, дистанционно. Обучение проводится с широким использованием новых информацион- ных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off- campus), аудио- и видеокассеты.
Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве
нескольких учебных заведений
Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Примером подобного сотрудничества, как в разработке, так и в использовании такого рода программ, может служить программа «Содружество в образовании» (Commonwealth of education, 1992).
Модель 4. Обучение в специализированных
Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входят также оценка знаний и аттестация обучаемых.
Модель 5. Автономные обучающие системы
Традиционно в зарубежной практике эту модель также относят дистанционной модели обучения, хотя, она может считаться дистанционной только в той ее части, которая просматривает Two-way TV
Модель 6. Неформальное, интегрированное дистанционное
обучение на основе мультимедийных программ
Это также программы самообразования при возможности консультаций. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.
Судя по описанным выше моделям, которые функционируют в последние 20 лет, основные цели всех моделей образования на расстоянии можно свести к следующим:
Другой подход к определению моделей дистанционного обучения намечается в том случае, если мы рассматриваем организацию самого учебного процесса.
Модель А. Распределенный класс
Модель Б. Самостоятельная
Эта модель рассчитана на свободное размещение учащихся, возможность работать в асинхронном режиме. Учащиеся работают самостоятельно. Их обеспечивают всем необходимым методическим и учебным материалом, включая подробные учебные программы.
Модель С. Открытое образование + класс
Модель предусматривает использование традиционного печатного материала, других средств обучения (видеозапись, CD), которые должны обеспечить студенту возможность работать в индивидуальном темпе, используя при этом в случае необходимости интерактивные телекоммуникационные технологии для групповой работы студентов.
Модель интеграции очной и дистанционной форм для вузов
Лекции(сетевые или видеозаписи )
Форумы, обсуждения, дискуссии
Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей-инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию ).
Модель сетевого курса дистанционного обучения
Общие сведения о курсе
Личные дела студентов
Информационно- справочный материал
Практические и лабораторные занятия
Документация учебного процесса
Курс дистанционного обучения.
Задания (индивидуальные, групповые)
Совместная деятельность учащихся
Интерактивное телевидение (Two-way TV) Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние.
Модель дистанционного обучения с помощью интерактивного телевидения
Занятие в очной форме
Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных тактических задач. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обуславливает отбор и структурирование содержания обучения.
Задания: 1. Назвать модели ДО используемые при организации учебного процесса. 2. Дописать составляющие компоненты схемы. 3. «Последняя модель………… связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая» Вместо пропуска вставить определение модели и кратко дать характеристику ее.
Лекции(сетевые или видеозаписи)
Форумы, обсуждения, дискуссии
Вопросы: 1. Какие основные цели всех моделей образования? 2.Как называется модель ДО, где все учащиеся обеспечены учебными материалами и работают самостоятельно? 3.По каким двум признакам подразделяются модели ДО? 4. При каких условиях возникает необходимость использования сетевого обучения? 5. В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях. Что это за модели? 6. Какие противоречия в данный момент между моделями ДО?
Литература: 1. Андреев А.А., Троян В.Н. « Основы интернетного обучения». М.-2003г.стр.18 2. Полат Е.С « Теория и практика дистанционного обучения». М.-2003г.стр.79 3. Хортон У., Хортон К. « Электронное обучение инструментов и технологий».М.-2000г.стр.22 4. Хуторской А. В. « Интернет в школе».М.-2000г.стр.58 5. Хуторской А.В. « На урок Интернет».М.-2000г.стр.93
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение детей— комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям, обучающимся в школе по системе надомного образования с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии посредством компьютерной связи.
В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение обучающимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в школу.
Основными формами дистанционного обучения школьников являются:
Требования к организации дистанционного обучения
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать:
Оптимальное количество занятий в течение дня:
Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
Внедрение Цифровой образовательной среды
Разработка ЦОС призвана способствовать обеспечению равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС, формирования в образовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации цифрового образовательного пространства с использованием контента и образовательных сервисов, соответствующих требованиям, установленным Министерством просвещения Российской Федерации, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в ЦОС.
Внедрение будет осуществляться в 14 субъектах РФ, которые определены в качестве пилотных: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Регионы также получат средства из федерального бюджета на реализацию эксперимента в рамках госпрограммы «Развитие образования».
Модели дистанционного обучения
Существует несколько классификаций моделей дистанционного обучения, например, А.В. Хуторской выделяет следующие пять моделей:
1. Школа — Интернет. В рамках этой модели основной учебный процесс происходит в очной школе. Доступ в Интернет используется в качестве дополнительного источника информации. Ученики вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, со специалистами в изучаемых областях.
2. Школа — Интернет — Школа. Охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах. Данный тип образования — дополнительный к базовому, но иногда проект позволяет изучить отдельные темы или разделы, но это исключение.
3. Ученик — Интернет — Учитель. Дистанционное обучение частично заменяет очное. С учеником непрерывно или эпизодически работает удаленный от него учитель. В процессе обучения используются различные формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации.
4. Ученик — Интернет — Центр. Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением и является средством индивидуализации обучения. Ученики обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников.
Формы организации дистанционного обучения и их специфика
· Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они служат ориентировочной основой для последующего усвоения учебного материала.
· Семинары в системе дистанционного обучения могут проводиться с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеосеминары ничем не отличаются от традиционных, т. к. участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.
· Консультации в дистанционном обучении могут проводиться по теме лекционного материала в процессе самостоятельной работы, перед экзаменом или зачетом, перед проведением семинара, индивидуально или в группах, синхронно или асинхронно.
· Практические занятия и лабораторные работы могут включать в себя: показ на экране компьютера демонстрационных фрагментов (лекция); контроль усвоения материала предыдущих занятий (зачет); решение на компьютере конкретных задач (поиск, обработка, моделирование, выводы, лабораторная работа и т. д.); обсуждение результатов решения (семинар). При этом преподаватель должен обеспечить сочетание групповой формы проведения занятия с индивидуальной работой обучающихся за компьютером.
· Практические занятия в учебно-тренировочном комплексе (УТК) концептуально строятся на основе взаимодействия двух моделей: модели деятельности обучаемого в конкретной предметной области и модели технологической среды функционирования, а также обеспечивают возможность взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах.
· Педагогический контроль при сетевом обучении включает дополнительную необходимость идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации.
Преимущества дистанционных образовательных технологий
· качество: изучение уникальных программ и курсов, разработанных признанными педагогами
· удобство: учебный процесс для «цифрового поколения» привычней, эффективней, интересней, ярче и доступней
· доступность: расширяется доступ к знаниям
· непрерывность обучения: обучение в любом месте, общение в удобное время
· повышение мотивации и степени вовлеченности всех участников в образовательный процесс
· индивидуализация: выявление индивидуальных, интересов, проблем, ориентация на личностные потребности; возможность многократного повторения изучаемого материала; построение индивидуальной траектории обучения
· привлечение к процессу обучения родителей: они могут следить за успеваемостью ребенка онлайн
· привлечение к обсуждениям изучаемых вопросов третьих лиц, профессионалов
ДОТ позволяют обучаемым приобретать новые цифровые навыки
· создавать с помощью новых технологий и размещать в открытом доступе свои работы (эссе, сочинения, доклады, рефераты, истории, отзывы, комментарии)
· обсуждать работы друг друга с использованием современных цифровых инструментов и сервисов
· совместно работать над сетевыми проектами
Формы обучения с использованием ДОТ
· общение и обмен мнениями в текстовом формате, включая участие в форумах и чатах, или с использованием аудио- и видеосвязи
· создание и представление рефератов и контрольных работ, эссе и творческих работ, в т.ч. фото, видео, аудио и прочих материалов
· совместная работа над документами и учебными и исследовательскими проектами
· консультации и оказание помощи со стороны педагогов и других учащихся
Сервисы для организации образовательного процесса в дистанционном формате
Мобильное электронное образование (МЭО) – включает в себя два основных компонента: образовательный контент, представленный в виде учебных онлайн-курсов, и инструменты, предназначенные для организации образовательного процесса и коммуникации между его участниками ( видео об основных возможностях платформы МЭО ). Онлайн-курсы предназначены для системы общего образования и системы повышения квалификации педагогических кадров.
Google Classroom – система дает возможность преподавателям размещать вопросы и материалы урока, а ученики могут задавать вопросы и получать ответы от педагогов или одноклассников. Также система применяется для организации смешанного обучения.
ReadWriteThink – онлайн-платформа помогает учителям собирать в одном месте планы уроков, презентации, интерактивные материалы и даже внешкольные мероприятия. Приложение содержит большое число ресурсов.
Edmodo – виртуальное учебное пространство предназначено для создания учителями цифровой классной комнаты, где они могут подключать учащихся к электронным образовательным ресурсам для обучения и контроля знаний. Система интегрируется с Microsoft Office и Google.
ClassDojo – приложение для общения между родителями и учителями. Также сервис представляет студентам уведомления в режиме реального времени для организации совместной работы. Собранная информация об успехах и поведении учеников может быть передана родителям и администраторам через Интернет.
Lark – платформа для организации совместной работы с возможностью использовать конференц-связь, облачное хранилище, календарь событий и групповые чаты, в том числе в бесплатном и ограниченном по функционалу режиме.
Сервисы для проведения вебинаров, онлайн-трансляций и видеоконференций
Вебинар (от англ. webinar, сокр. от Web-based seminar) — онлайн-мероприятие, организованное в режиме прямой трансляции.
Онлайн-сервисы позволяют провести педагогу лекцию, продемонстрировать презентацию или доклад, провести мастер-класс, транслировать рабочий стол. Большая часть сервисов позволяет общаться в чатах, а также записать мероприятие для последующего размещения на других ресурсах. Одновременное подключение позволяет всем участникам работать совместно в режиме реального времени.
Основные режимы работы сервисов для проведения вебинаров
· Один выступающий и несколько слушателей. Например: лекция, мастер-класс.
· Несколько выступающих и несколько слушателей. Выступающие подключены одновременно, их видно и слышно.
· Один выступающий и несколько групп слушателей, которые работают в отдельных командах. Выступающий может зайти в любую виртуальную комнату и контролировать работу групп.
· Один выступающий и группа слушателей, находящихся в другом помещении.
· Трансляция урока дистанционным участникам ведется из обычного класса, в котором присутствуют ученики.
1. Следует выбирать сервисы, которые предлагают пробный период для ознакомления с основными возможностями, и учитывать соотношение стоимости к числу участников. Для небольшого числа участников можно подобрать бесплатный формат видеотрансляции.
Системы для дистанционного обучения
Moodle — бесплатная и очень популярная платформа с широкими возможностями. Moodle предлагает пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс и активность учеников, поддерживает мультимедиа. Система позволяет создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны. Есть множество плагинов для расширения функционала. Устанавливается на свой сервер или на платный хостинг. Необходимы навыки веб-разработки для установки и администрирования.
iSpring — платформа поддерживает все виды учебных материалов. Есть возможность организовать вебинары, получить подробную статистику. Встроенный редактор курсов позволяет создавать курсы и тренажеры из документов Microsoft Office и видео. Система платная. Педагогу потребуются определенные навыки для использования системы.
Google Classroom — бесплатный ресурс с русскоязычным интерфейсом. Создавался специально для школ с возможностью публикации теоретического материала, видео, заданий, ведения журнала, есть календарь.
Основные модели дистанционного обучения.
Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий:
телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные те-лекоммуникации и пр.
Модель 1. Обучение по типу экстерната. Обучение, риентированное на школьные или вузовские экзаменационные ребования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные введения. Так, в 1836 году был организован Лондонский уни-ерситет, основной задачей которого в то время была помощь и роведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов и гепеней для учащихся (студентов), не посещавших обычные чебные заведения. Такая задача сохраняется и поныне. Это фак-ически заочная форма обучения экстерном.
Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета). Система обучения студентов, которые обучаются не очно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Широкий выбор специальностей для системы дистанционного обучения для всех желающих предлагают Шеффилдский университет в Шотландии, Оксфордский и Кембриджский университеты (Великобритания). Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда как очно в нем обучаются 3000 студентов. Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио-и видеокассеты, CD-диски (для системы заочного обучения), разработанные ведущими преподавателями этих университетов. В последние годы для организации дистанционного обучения используются телекоммуникационные технологии.
Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон (Capricorn Interuni-versity Tele-ducation Program, 1990), в разработке которой приняли участие университеты в Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвае. Другим примером подобного сотрудничества как в разработке, так и в использовании такого рода программ может служить программа “Содружество в образовании” (Commonwealth of Education, 1992). В 1987 году совместными усилиями на основе телекоммуникаций была организована сеть дистанционного обучения для всех стран Британского Содружества наций. Перспективная цель данного проекта — дать возможность любому гражданину стран Содружества получить любое образование на базе функционирующих в этих странах колледжей и университетов, не покидая своей страны, своего дома.
Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Специально созданные для целей заочного и дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также и оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне (Великобритания), на базе которого в последние годы проходят ДО большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета может служить национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей телекоммуникационной сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата, сферой бизнеса. Оплата за обучение осуществляется целиком теми организациями, фирмами, где работают их студенты.
Модель 5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект, а также проект обучения математике никарагуанского радио.
Модель 6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Это также программы самообразования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории — тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы и интегрированные в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.
Основными целями всех. моделей образования на расстоянии являются следующие:
1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.
2. Получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).
3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.
При этом используются как программы отдельных университетов, где практикуются очные и заочные формы обучения, дистанционные на базе новых информационных технологий, программы межуниверситетские, разработанные и используемые совместными усилиями нескольких образовательных учреждений, поддерживаемых правительственными и деловыми кругами, так и автономные программы, разрабатываемые для самостоятельного использования обучаемыми по определенным направлениям.
В настоящее время можно встретить и школьные курсы по отдельным предметам для самостоятельного, в том числе углубленного, изучения какого-то предмета (английский язык, экология, мировая история и пр.).
Различаются эти программы и курсы по используемым средтвам информационных технологий, на которых они строятся, а также по способам управления познавательной деятельностью обучаемого (самоконтроль или контроль и управление со стороны преподавателя). Как было рассмотрено ранее, это могут быть телевизионные или радиопрограммы, поддерживаемые другими, скажем так, традиционными средствами обучения — печатными, звуковыми, аудиовизуальными.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих: а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов); г) эффективности обратной связи.
Другими словами, успешность и качество ДО дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов, педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания. В этих условиях на первый план системы ДО выходит ее педагогическая, содержательная организация. Имеется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала.
В настоящее время в сети Интернет можно найти великое множество всевозможных курсов дистанционного обучения. Технология WWW обеспечивает доступ к мультимедийной информации (звук, мультипликация и т.п.) в рамках единого стандартного языка форматирования документов HTML (HyperText MarkUp Language). В технологически развитых странах дистанционные курсы по различным дисциплинам разрабатываются давно и успешно. Достаточно сказать, что поисковые системы Интернет дают 3366 (данные на начало 2008 года) названий серверов, содержащих курсы дистанционного обучения. Например, Mohave Community College (Kingman, Arizona) предлагает программу ДО как альтернативу классным занятиям.
Программа предоставляет учащимся возможность получить образование в комфортной домашней обстановке, что особенно актуально для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Программа включает интегративную обучающую систему, которая использует мультимедийные технологии наряду с печатными материалами.