к основным принципам разработки элективного курса профильного обучения относят
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автономная некоммерческая организация
«Центр развития образования Альметьевского муниципального района»
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила: слушатель курсов повышения
квалификации учителей технологии
Вдовина Светлана Александровна
Шатунова Ольга Васильевна
Роль и место элективных курсов в профильной подготовке
Методические рекомендации по разработке программ элективных
курсов и курсов по выбору. Общие положения. 9
Структура и содержание элективных курсов 11
Технология создания программы элективных курсов. 14
Вопрос контроля и оценки результативности 19
Практическая часть 25
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки
учащихся 9 класса «Основы предпринимательства» 26
Список использованной литературы 46
В Концепции профильного обучения на старшей ступени образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых поставлена цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.
Основная задача курсов предпрофильной подготовки – научить девятиклассников делать выбор. Однако многие школьники уже сделали свой выбор или определились с ним частично. Поэтому, наряду с первой задачей, элективные курсы выполняют, по крайней мере, еще две:
– они создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения и связанного с ним вида профессиональной деятельности.
– они должны будут помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
Цель проекта: Разработать и апробировать программу элективных курсов «Основы предпринимательства».
1. И зучение существующих программ и методических рекомендации по созданию и адаптации элективных курсов в профильной школе.
2. Разработка программы элективных курсов для предпрофильной школы.
3. Апробация программы элективных курсов «Основы предпринимательства».
4. Обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы.
Целевая группа проекта
Учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений.
Методы диагностики: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа с родителями, детьми, коллегами, экспериментальная апробация, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость заключается в использовании разработанного элективного курса «Основы предпринимательства» на занятиях в рамках изучения данного курса на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г.Альметьевска Республики Татарстан.
РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
В Концепции профильного обучения четко обозначено:
1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.
Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:
подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
поддержка изучения базовых курсов;
интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20.
ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.
I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
1. Программы курсов по выбору разрабатываются исходя из интересов учащихся, направления профилизации, материально-технического и дидактического обеспечения.
2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают:
– цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;
– задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;
– ранее полученные знания учащимися;
– соответствующий профиль обучения и его концепции;
– требования, предъявляемые уставом ОУ;
– уровневую структуру курса;
– информационные и методические возможности отрасли знаний.
3. Программа должна отражать требования Закона «Об образовании», нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся.
4. Программа должна быть нацелена на:
– развитие любознательности как основы познавательной активности;
– развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
– формирование творческого воображения;
– формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.
5. Программа должна обеспечивать:
– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;
– эмоционально-психологическое благополучие школьника;
– прикладную направленность знаний, умений, навыков;
– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;
– достаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны;
– реализацию основных требований регионального компонента.
6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание
индивидуальной и совместной деятельности (ученик – ученик; ученик – группа;
ученик – учитель; учитель – группа; учитель – класс).
7. В программе не следует допускать:
– дублирования содержания базового предметного курса;
– противоречия программам, действующим в общеобразовательной школе, и требованиям государственного стандарта.
Алгоритм разработки программы учебного курса
1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих
целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.
7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
в 9-х классах должны носить вариативный характер и удовлетворять условиям:
— Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор.
— Они должны помогать ученику, оценить свой потенциал, помочь ученику ответить на вопросы «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».
— Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
— Они должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (физик, математик, технолог).
— Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности для того, чтобы показать специфику данного профиля через деятельность.
— Курсы должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
— Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс.
На титульном листе указываются
— наименование образовательного учреждения;
— название учебной дисциплины, для изучения которой написана программа курса;
— параллели, на которых планируется изучение данного элективного курса;
— предполагаемый объем и сроки изучения курса;
— фамилия, имя, отчество и должность автора программы;
— гриф утверждения программы (дата, должность и фамилия, имя, отчество руководителя, утвердившего программу);
название города (населенного пункта), в котором подготовлена программа элективного курса;
год разработки программы.
2. Пояснительная записка.
Пояснительная записка предшествует основному содержанию программы элективного курса. Ее функция состоит в том, чтобы обосновать необходимость данного курса, раскрыть логику его изложения и ключевые моменты, подробно изложить аргументацию главных позиций автора. В этом разделе целесообразно отметить, подходы других авторов по данной проблеме, отличие предлагаемого подхода от названных подходов других авторов. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость данного элективного курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения элективного курса и задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Даётся описание структуры программы элективного курса, её особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической части.
3. Учебно-тематический план.
В данном разделе должны быть отражены темы курса, последовательность их изложения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых на изучение, как всего курса, так и его отдельных тем. Учебно-тематический план может быть составлен по схеме, представленной в таблице 1:
Учебно-тематический план курса
Название темы
Образовательный продукт – материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе их познавательной, исследовательской деятельности. Например, конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ. Либо собственное решение научной проблемы, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа.
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В качестве приоритетных форм и методов обучения должны использоваться следующие:
— формы и методы, способствующие междисциплинарной интеграции технологии с другими предметами;
— формы и методы обучения, способствующие становлению научного мировоззрения учащихся;
— формы и методы обучения школьников через опыт и сотрудничество;
— интерактивные методы обучения (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов) и др.
4. Содержание образования.
В содержании образования даётся полная детальная характеристика каждой темы программы. Содержание образования включает в себя как знания, которые должны получить учащиеся, так и опыт познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления эмоцоинально-ценностных отношений.
5. Список литературы для учителя и учащихся.
Список литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания по основным вопросам, изложенным в программе курса.
Приложение содержит темы творческих работ, проектов; планы проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Перспективным является использование современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, дистанционных, проектных), роль которых будет возрастать на старшей ступени средней школы.
Программа элективного курса может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов из расчёта по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули: 17 часов и 8 часов. Содержание элективных курсов должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Технологии, используемые в системе элективных курсов, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволяют ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам). Одной из особенностей элективных курсов является их практикоориентированный характер, реализация деятельностного подхода в обучении.
Предлагаемые программы элективных курсов по технологии не могут удовлетворить все запросы учащихся, поэтому учитель должен быть готов самостоятельно разработать программу элективного курса исходя из запросов учащихся, своих возможностей и материально-технической базы кабинета технологии. Одним из направлений развития системы элективных курсов является адаптация программ наиболее удачных факультативных курсов, обеспеченных учебными и методическими пособиями. Это позволит частично решить проблему учебно-методического обеспечения элективных курсов. Кроме того, при их реализации необходимо использовать электронные учебники, ресурсы Интернет.
При разработке программы элективного курса необходимо:
— Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
— Определить, чем содержание элективного курса будет качественно отличаться от базового или профильного курса.
— Определить тему, содержание, основные цели элективного курса, его функцию в рамках данного предмета.
— Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы; определить количество часов на каждый из них.
— Выяснить возможность обеспечения данного элективного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, материалами, реактивами. Составить список литературы для учителя и учащихся.
— Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса. Представить в программе элективного курса описание практических работ, проведения экскурсий, выполнения проектов.
— Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы элективного курса.
— Продумать форму отчётности учащихся по итогам освоения программы элективного курса, например, проект одного из типов:
исследовательский (опытно – экспериментальный);
творческий (бизнес-план, презентация);
ролевой (принятие роли);
информационный (сообщение, статья, реферат).
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в этой связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по бальной шкале. При этом необходимо помнить, что курс выбран учеником инициативно; успешное его освоение может помочь ученику ощутить себя успешным. «Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно-ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом».
Каспржак А.Г. отмечает, что включение в Базисный учебный план элективных курсов позволит:
политикам и управленцам – стимулировать продуктивный диалог между школой и семьей о том, что, зачем и на каком уровне надо учить современному школьнику;
учёным – наработать материал, на основании которого будет продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества;
учителям – начать преподавать нетрадиционно, искать и пробовать новое, не боясь быть битым методистом или администратором;
ученикам – поучиться не для аттестата [12, с. 9].
По мнению А.Г. Каспржака, содержание программ курсов должно соблюдать следующие условия :
курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;
содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»;
элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;
курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими;
курсы должны опираться на какое-либо пособие;
содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения;
программа курса должна состоять из ряда законченных модулей;
если автор относит свой курс к ориентационным, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности.
Содержание курса может представлять собой:
расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса;
введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий;
совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определённого вида деятельности.
Д.А. Ершов [13] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на три последовательных этапа: 1)анализ социального заказа и формулирование замысла, 2)составление предварительного проекта программы, 3)окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа, обсуждение и рецензирование программы.
ВОПРОС КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
определение перечня оцениваемых видов учебной деятельности;
разработка системы оценок;
разработка системы «штрафных очков» за невыполнение учебных заданий.
С рейтинговой системой контроля хорошо сочетаются следующие способы контроля уровня достижений учащихся:
наблюдение активности на занятии;
беседа с учащимися, родителями;
экспертные оценки педагогов по другим предметам;
анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий;
анкетирование и тестирование;
метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Т.В. Черникова утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:
фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью;
полученные знания будут носить прагматическую направленность, их можно будет применить в повседневной жизни;
проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения;
образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект);
предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности;
повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов;
конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях;
освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации;
методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий;
автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека [20].
подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного «академизма»;
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
поддержка изучения базовых курсов;
интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [5].
Статья на тему «Элективные курсы в профильном обучении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Элективные курсы в профильном обучении
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 №2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:
базовые общеобразовательные курсы;
профильные образовательные курсы;
Новый элемент учебного плана – элективные курсы. В зависимости от состава «комплекта» этих курсов может работать та или иная модель организации профильного обучения.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Они играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа часов учебного плана.
Выбор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника.
К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.
При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений.
При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Исходя из целей профильного обучения, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям (Федорова Н.Б. и Кузнецова О.В.):
иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалификационных кадров, так и для личностного развития учащихся;
способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а так же обеспечивать условия для внутрипрофильной специализации обучения;
обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира, развитию обще учебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.
В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции:
одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса по ключевым проблемам современности. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
другие развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи единого государственного экзамена по этому предмету на профильном уровне.
третьи направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Это позволит ученикам ориентироваться в особенностях будущей профессиональной деятельности, совершенствовать навыки познавательной и организационной деятельности.
Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно.
При организации элективных курсов необходимо чтобы:
набор предлагаемых курсов носил вариативный характер, их количество было избыточным и чтобы ученики имели возможность выбора курсов;
содержание курсов должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебному предмету, содержащую оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, но и должен знакомить учеников со способами деятельности необходимыми для успешного усвоения ими программы того или иного профиля;
материал отражал индивидуальные и возрастные особенности учащихся;
основными приоритетами курсов должна являться междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения.