к основным признакам интерактивного обучения относятся
Технология и признаки интерактивного обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
По дисциплине
Технология изучения математики в начальных классах
Технология и признаки интерактивного обучения
Студентки Микульските С.И
1. Формы интерактивного обучения
2. Признаки интерактивного обучения
3. Методы интерактивного обучения
Список использованной литературы
Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Педагогическое взаимодействие — это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность других.
Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.
1. ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2) Ротационные (сменные) тройки
4) Работа в малых группах
6) Незаконченное предложение
8) Броуновское движение
10) Суд от своего имени
11) Гражданские слушания
12) Ролевая (деловая) игра
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
2. ПРИЗНАКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ведущими признаками и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.
В педагогической интерпретации полилог — это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование.
Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.
Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.
Смыслотворчество является процессом осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений окружающей действительности по обсуждаемой проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию.
Создание ситуации успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, радости, проявления спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий — позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.
Позитивность и оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося.
Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Это актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины таких изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.
Статья «Сущность интерактивного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сущность интерактивного обучения
В традиционной организации образовательного процесса преобладающей формой передачи информации является односторонняя коммуникация, при которой происходит трансляция преподавателем знаний по изучаемой дисциплине с последующим их воспроизведением учащимися. Отметим, что указанная форма коммуникации преобладает не только на лекционных занятиях, когда в качестве источника знаний выступает педагог, но и на семинарских, а также практических, в основе которых лежит трансляция самими обучающимися полученной ранее информации. Надо сказать, что обучение, основанное на односторонней коммуникации, не удовлетворяет в полной мере требованиям, предъявляемым к современному учебному занятию.
Иной формой передачи информации в учебно-воспитательном процессе выступает многосторонняя коммуникация. Образовательный процесс, основанный на многосторонней коммуникации, позволяет реализовать компетентностный подход, являющийся ключевым в требованиях к современному образованию. Учебный процесс, построенный на многосторонней коммуникации направлен на овладение обучающимся определенными знаниями и умениями через их собственный опыт, активное участие. В учебно-воспитательном процессе такую форму передачи информации позволяет реализовать интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению учебной проблемы. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном обучении активность педагога сменяется активностью обучаемых, а основной задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Однако реализация интерактивного обучения вызывает ряд сложностей, к наиболее существеннымсредикоторых относятся следующие:
— отсутствие веры в эффективность применения интерактивных методов;
— незнание содержания методов интерактивного обучения;
— неумение применять методы интерактивного обучения на практике.
Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [21].
Можно выделить следующие признаки интерактивного обучения:
— активность учащихся: физическая (передвижение по аудитории, смена рабочего места, т.п.), социальная (обмен мнениями, отстаивание собственной точки зрения) и познавательная (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем);
— работа в группах на основе кооперации и сотрудничества;
— полилог (возможность каждого участника иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность высказать свою точку зрения);
— мыследеятельность (организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся; организация проблемного обучения);
— ситуация успеха (целенаправленное создание педагогом комплекса условий, способствующих получению учащимися удовлетворения от учебного взаимодействия);
— игровая и тренинговая организация обучения;
— позитивность, оптимистичность оценивания;
— рефлексия (самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия).
Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно преобразует транслирующие формы обучения в диалоговые, которые позволяют осуществлять взаимодействие.Интерактив исключает доминирование одного выступающего, в ходе интерактивных занятий учащиеся учатся критически мыслить, решать проблемы на основе анализа соответствующей информации, принимать решения, общаться.
Можно выделить следующие необходимые условия организации интерактивного обучения:
— создание благоприятного эмоционального микроклимата
— доверительные, позитивные взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса;
— сотрудничество и непосредственное взаимодействие всех членов образовательного процесса;
— индивидуальная ответственность и взаимозависимость (каждый член группы осознает совою ответственность и пользу учебной деятельности каждого);
— многообразие форм и методов представления информации; форм деятельности учащихся, их мобильность;
— осуществление рефлексии учебного процесса.
Основным принципом обучения является диалогическое взаимодействие, предполагающее работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. При интерактивном обучении меняется функция педагога: он становится помощником в работе.
Педагог регулирует учебно-воспитательный процесс: заранее готовит задания; формулирует вопросы для обсуждения; контролирует время выполнения намеченного плана; дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае серьезных затруднений.
Задачи, которые позволяет решать реализация интерактивного обучения соотносительно с различными субъектами образовательного процесса, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Задачи интерактивного обучения
— получение опыта активного освоения учебного материала во взаимодействии с учебным окружением;
— формирование прочных знаний;
— развитие творчества и фантазии;
— развитие личностной рефлексии;
— формирование активной жизненной позиции;
-освоение опыта учебного взаимодействия;
— развитие коммуникативных умения и навыков;
-установление эмоциональных контактов между обучающимися;
— отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся;
— развитиеобщеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.);
— осуществление релаксации (снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. п.)
— развитие коммуникативных навыков в малой группе;
-формирование ЦОЕ (ценностно-ориентационного единства);
— развитие командного духа;
-развитие навыков групповой рефлексии (анализа и синтеза);
— развитие способности разрешать конфликтные ситуации
— формирование нестандартного отношения к организации образовательного процесса;
-формирование готовности к межличностному взаимодействию и становлению межличностных отношений в учебных и иных ситуациях;
— обеспечение свободы самовыражения;
— снятие факторов риска (стрессовой педагогической практики, интенсификации учебного процесса, несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов)
Таким образом, реализация интерактивного обучения на занятиях способствует развитию интереса у обучающихся, поощрению активности учащихся в познавательной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формирует коммуникативные умения, жизненные навыки.
Учебный процесс, осуществляемый по средствам организации интерактивного обучения, основан на принципах взаимодействия, активности учащихся, обязательной обратной связи; предполагает включенность в процесс познания всех учащихся группы, применение индивидуальной, парной, групповой работы, использование проектной работы, игр, работу с различными источниками информации, использование многообразия методов и форм взаимодействия учащихся на занятии.
3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие/ С.С. Кашлев.- 2-е изд.- Минск: ТектраСистемс, 2013.- 224 с.
4. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта//Педагогика.– 2000.– № 7.– С. 12–18.
5. Ступина С.Б. С88 Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
Основные принципы интерактивного обучения
Введение
План
Понятие «интерактивное обучение»
Общие черты и признаки интерактивного обучения
Основные принципы интерактивного обучения
1. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов ДО (ФГОС ДО ), в основе которых лежит компетентностный подход, требует применения в образовательном процессе ДОУ интерактивных образовательных технологий.
Интерактивные технологии обучения предполагают взаимодействие.
Интерактивность как взаимодействие с чем-либо или кем-либо имеет разные смыслы.
В психологии она рассматривается как способность личности находиться в режиме диалога.
В социологии под ней понимается процесс, в ходе которого люди влияют друг на друга своим поведением.
В педагогике интерактивность определяется как способ совместной учебной деятельности, участники которой взаимодействуют друг с другом, моделируя различные ситуации, решая проблемы, разрабатывая проекты, оценивая результаты коллективного познания
Таким образом, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы().
2. Панина Т. С. и Вавилова Л. Н. выделяют следующие общие черты и признаки интерактивного обучения:
1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.
3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.
4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей
5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.
6. Результат для конкретного обучающегося:
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие воспитателя и ребенка: активность педагога уступает место активности детей, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа различными источниками информации, используются творческие работы. Ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Основные принципы интерактивного обучения:
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3. Обучающихся с помощью интерактивной технологии не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников в группе – до 25 человек.
4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента занятия. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Обязательными условиями организации интерактивного обучения в ДОУ являются:
· доверительные, позитивные отношения между детьми и воспитателем;
· демократический стиль общения; · сотрудничество в процессе обучения воспитателя и детей между собой;
· опора на личный опыт детей, включение в образовательный процесс ярких примеров, фактов, образов;
· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; ·
развитие внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации детей.
Литература
2. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE – технологий [Текст] / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра. – 2000. – №13-15. – С. 28-31.
Технология и признаки интерактивного обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Технология изучения математики в начальных классах
Технология и признаки интерактивного обучения
Студентки Микульските С.И
1. Формы интерактивного обучения
2. Признаки интерактивного обучения
3. Методы интерактивного обучения
Список использованной литературы
Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.
1. ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2) Ротационные (сменные) тройки
4) Работа в малых группах
6) Незаконченное предложение
8) Броуновское движение
10) Суд от своего имени
11) Гражданские слушания
12) Ролевая (деловая) игра
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
2. ПРИЗНАКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ведущими признаками и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.
Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.
Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.
Смыслотворчество является процессом осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений окружающей действительности по обсуждаемой проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию.
Позитивность и оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося.
Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Это актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины таких изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.
3. МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:
• создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
• организации обмена деятельностями;
• организации рефлексивной деятельности.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Примерами таких методов могут быть:
«Аллитерация имени» (особенно эффективен при организации знакомства класса или при изучении темы «Внешность и характер человека»), «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».
Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.
«Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол» (при обучении дискуссии)
Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
«Ассоциации», «Алфавит» (позволяет повторить практически всю лексику по теме), «Минута говорения», «Аллитерация понятия».
Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе заняти. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.
Например: «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».
Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного мероприятия. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки, семинары или занятия по какой-либо учебной дисциплине.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:
· развитие личностной рефлексии;
· осознание включенности в общую работу;
· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
· развитие навыков общения;
· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
· повышение познавательной активности
· формирование класса как групповой общности;
· повышение познавательного интереса;
· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996
4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Внеклассная работа по математике в начальной школе по теме: «Математическая ярмарка»
1. Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
2. Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке.
3. Глубже раскрыть роль математики в жизни, способствовать воспитанию коллективизма (в связи с совместной работой в команде), воспитанию культуры чувств
(справедливости, ответственности, долга, уважения к мнению другого).
1. Организационный момент.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся на ярмарку, только необычную ярмарку, а математическую. Как вы объясните смысл слова “ярмарка”?
(звучит песня “Ярмарки краски” в исполнении В.Леонтьева).
Пришло время и нам побывать на ярмарке. Мы будем работать в командах. Разрешите представить 3 команды-участников:
Итак, мы на ярмарке, но чтобы войти туда необходимо получить билет-пропуск, а для этого разгадайте ребусы и скажите, чем мы будем заниматься на ярмарке. Команды отгадывают ребусы и получают билет.
Учитель. Билеты получены, но ворота, ведущие на ярмарку еще не отворены. Посмотрите, вывеска и перед нами 3 двери:
Вы легко найдете нужную дверь, если будете внимательны. Вы видите 3 одинаковые двери. Наша дверь не самая левая, но левее двери, ведущей в чистое поле. Какая же дверь распахнется перед нами?
Учитель. Дверь найдена, но она заперта на ключ. Нам предстоит подобрать ключ. Вы видите замок с секретом. На его стенке изображены геометрические фигуры. В правой части замка под пластинкой находятся вырезы для ключа. Догадайтесь, какой формы вырезы скрываются под пластинкой? Нарисуйте.
3. Состязание команд
Выполните заданный алгоритм решения выражения, значение выражения укажет на выбор ответа. (учащиеся выполняют задание и называют ответ).
Сообщить как можно больше стихов, загадок, песенок, названий сказок, связанных с математикой.
Учитель. Внимание! Внимание! Всем! Всем! Всем! Объявляется конкурс “Самый умный”. Каждая команда предлагает своего претендента на участие в этом конкурсе. В течение 1 минуты вам будут заданы вопросы. Кто назовет большее количество правильных ответов, будет считаться самым умным и смекалистым по математике.
1. Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)
2. Как называется фигура, у которой 3 угла? (треугольник).
3. Сколько будет, если к 5 прибавить 0? (5)
4. Назови соседей числа 11. (10,12)
5. Сколько сантиметров в 1 дм? (10 см)
6. Что больше 1 дм или 1 м?
7. Сколько углов у круга?
1. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок? (10)
2. Как называется фигура, у которой 4 угла?
3. Сколько будет, если из 10 вычесть 0?
4. Назови соседей числа 19 ( 18,20)
5. Сколько дм в 1 метре?
6. Что больше 1 см или 1 дм?
7. Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? (4 кг).
1. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола? (5)
2. Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?
3. Сколько будет, если к 99 + 1?
4. Назови соседей числа 30 (29,31)
5. Сколько сантиметров в 1 метре?
6. Что больше 1 см или 1 м?
7. Сколько лет жили старик со старухой на берегу синего моря?
8. Найдите сумму чисел 8 и 4.
На ярмарке можно повстречать своих давних знакомых, найти новых друзей и даже родственников. Посмотрите, какая интересная встреча.
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
— Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь наложатся. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.
А зовут меня (учащиеся называют)
Ходил квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил квадрат поискать родственников.
Однажды встречает он на пути такую фигуру.
Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда:
— Называют меня … Ребята, помогите!
— А мы не родственники ли?
— Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по отношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре неизменных сходных признака, значит, мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название.
Стали они искать и обнаружили эти четыре признака сходства:
Отдыхают они как-то и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой.
Поздоровалась вежливо фигура с квадратом и прямоугольником.
— Долго я искала представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас встретила, разыскала своих родственников.
Зовут меня (учащиеся дают название фигуре)
— Но как ты докажешь, что мы родственники?
Очень просто. Мы все имеем два общих признака.
И эти два признака сходства были немедленно названы учащимися.
Так встретились и стали вместе жить три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом
Учитель. И в заключении умозаключения.
— Прочитайте слова, которые здесь написаны. Найдите “лишнее” по смыслу. Замените оставшиеся слова общим названием.