к репродуктивным методам обучения химии относится

Тест к докладу на педсовет. Теория обучения химии.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

К докладу на педсовет. (Тест) Теория и методика обучения химии.

Тест по дисциплине «Теория и методика обучения химии»

1. Сходство между наукой и учебным предметом (на примере методики обучения химии) представляют:

2. Различия между наукой и учебным предметом (на примере методики обучения химии) представляют:

г) результат познания

3. Компонентами содержания обучения химии являются:

4. Дидактическими единицами в структуре химических знаний являются:

5. Общелогическими методами в обучении химии являются:

6. Общепедагогическими методами в обучении химии являются:

а) самостоятельная работа (+)

7. Специфическими методами обучения химии являются:

б) химический эксперимент (+)

в) решение химических задач

г) применение хим. языка

8. Видами контроля химических знаний и умений являются:

9. Методами контроля химических знаний и предметных умений являются:

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Номер материала: ДБ-1060688

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть фото к репродуктивным методам обучения химии относится. Смотреть картинку к репродуктивным методам обучения химии относится. Картинка про к репродуктивным методам обучения химии относится. Фото к репродуктивным методам обучения химии относится

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Статья «Поиск эффективных форм и методов обучения химии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ.

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

С группами автомехаников рассматриваем следующие вопросы:

1) Какое топливо используется для разных двигателей?

2) Назовите современные химические методы повышения октанового числа. 3) Почему следует соблюдать особую предосторожность при обращении с тарой, в которой содержится бензин?

4) Можно ли переливать антифриз и заправлять им систему охлаждения, подсасывая его через шланг ртом?

5) Какие вещества используют для приготовления тормозных жидкостей?

6) Какие вещества используют для приготовления незамерзающихжидкостей?

7) Почему нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра, нельзя применять этилированный бензин для мытья рук, для обезжиривания деталей при ремонте?

8) Какую технику безопасности необходимо соблюдать с химическими веществами в профессиональной деятельности и почему?

В группах сварщиков изучаем свойства металлов и сплавов, особенности условия их сварки.

Так же на занятиях химии я использую такие приемы обучения как:

1. Создание проблемной ситуации, например, при изучении темы «Одноатомные спирты», рассматривание строения молекул одноатомных спиртов, необходимо объяснить учащимся значение трех слов:

— Какие вещества называются спиртами?

— Что значит предельные?

Что значит одноатомные?

Анализируя проблемную ситуацию, обучающиеся формируют компетенции — способность к анализу и развивается аналитическое мышление.

На занятиях химии используются разные формы контроля:

— Химический диктант на знание общих формул, принадлежащих к определенным классам химических соединений;

— Написание структурных формул по их названию систематической номенклатуры и наоборот.

ТЕСТ «Газы для сварки» для сварщиков.

1) ГАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕЗКЕ И СВАРКЕ МЕТАЛЛОВ

1. ацетилен 2. неон 3. фтор 4. озон

2) ПРИ СЖИГАНИИИ ПРОПАН-БУТАНА ТЕМПЕРАТУРА ПЛАМЕНИ РАВНА 1.2200-2680 C 2.1000-1500C 3.500-600 C 4.1500-2000 C

3) ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОРОДА, СОДЕРДАЩЕГОСЯ, В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ, ДЕЛАЕТ СВАРОЧНЫЕ ГАЗОВЫЕ СМЕСИ

1. более эффективными 2.менее эффективными

4) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ГАЗОВ ДЛЯ СВАРКИ В СМЕСИ С КИСЛОРОДОМ ДАЮТ ТЕМПЕРАТУРУ ПЛАМЕНИ 1.умеренную 2. низкую 3. Высокую

5) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

6) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

7) ОДОРАНТ (этилмеркаптан) ДОБАВЛЯЮТ В ПРОПАН-БУТАН ДЛЯ 1.Для улучшения испаряемости газа в зимнее время. 2.Для придания газу специфического запаха. 3.Для повышения плотности сгорания. 4.Для повышения теплотворной способности газа.

8) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

9) ГАЗОВЫЕ СМЕСИ СЛУЖАТ ДЛЯ

1) экономии 2) улучшения процесса сварки 3) улучшения процесса сварки и качества сварного шва 4) ускорения процесса сварки.

10) ПЛОТНОСТЬ МЕТАНА ПО ВОЗДУХУ

1. 0,25 2. 0,45 3. 0,55 4.0,70 Эталон ответа:3

11) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ФОРМЫ ИЛИ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И ДЕТАЛЕЙ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ, НАЗВАННЫЕ _________

Эталон ответа: сваркой

12) НА ВЫБОР НУЖНОГО ДЛЯ СВАРКИ ГАЗА ВЛИЯЕТ________________

Эталон ответа: марка металла

Эталон ответа: ацетилен

14) ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ ГАЗОВ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ _________, КАК КАТАЛИЗАТОРА ГОРЕНИЯ

Эталон ответа: кислорода

15) В КАЧКСТВЕ АКТИВНОЙ СРЕДЫ ПРИ СВАРКЕ ПРОВОЛОКОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ_____________ ГАЗ, ТАК КАК ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ДУГИ УГЛЕКИСЛОТА РАЗЛАГАЕТСЯ НА УГАРНЫЙ ГАЗ (СО) И КИСЛОРОД

Эталон ответа: углекислый

16) ДЛЯ СВАРКИ НУЖЕН ___________ ГАЗ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ РАСПЛАВА ВАННЫ ОТ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДУХА, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОВЕДЕИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ ПО НЕРЖАВЕЮЩИМ СТАЛЯМ, ТИТАНУ, И СПЛАВАМ ИЗ НЕГО, ЦВЕТНЫМ МЕТАЛЛАМ (никелю, меди, алюминию и сплавам)

Эталон ответа: инертный газ

17) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА. НЕГОРЮЧИЙ, НО АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ГОРЕНИЕ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО КАК ДОБАВКА К ИНЕРТНЫМ И АКТИВНЫМ ГАЗАМ

Эталон ответа: кислород

18)ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА, НЕГОРЮЧИЙ, НЕЯДОВИТЫЙ ГАЗ, ПОЧТИ В 1,5 РАЗА ТЯЖЕЛЕЕ ВОЗДУХА

19) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИ (ЧИСТОГО) КИСЛОРОДАТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ БАЛЛОНОВДЛЯ ЕГО ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ. В СМЕСИ С ТАКИМ КИСЛОРОДОМ НЕКОТОРЫЕ ГАЗЫ ИЛИ СОСТАВЫ МОГУТ БЫТЬ ________.

Эталон ответа: взрывоопасны

20) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА, НЕЯДОВИТЫЙ. Используется только для сварки меди и её сплавов, по отношению к которым азот является инертным газом

21) ДАЙТЕ ПОЛНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. вступают в химическое взаимодействие с металлами и растворяются в металлах; Б. защищают зону сварки от воздуха, но сами растворяются в жидком металле либо вступают в химическое взаимодействие; В. не вступают в химическое взаимодействие с металлами и практически не растворяются в металлах; Г. защищают зону сварки, но сами не растворяются в жидком металле

Эталон ответа:1-Б, 2-В

22) ВЫБЕРИТЕ ГАЗ НУЖНЫЙ ДЛЯ СВАРКИ

1. при сварках стальных элементов А. аргон (38%), СО2 (42%) 2. при сваривании нержавеющих сталей Б. аргон (18%), СО2 (82%) В. аргон (98%), СО2(2%)

Эталон ответа: 1-Б,2-В.

23) ЦВЕТА БАЛЛОНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОКРАШЕНЫ ДЛЯ

1.Ацетилена А.Черный 2.Кислорода Б.Голубой 3.Пропан-бутана В.Красный 4.Углекислого газа Г.Белый

Эталон ответа:1-Г, 2-Б, 3-В, 4-А

24) КЛАССИФИЦИРУЙТЕ СВАРОЧНЫЕ ГАЗЫ

1. активные газы А. азот, СО2, водород, кислород 2. инертные газы Б. водород, гелий В. гелий, аргон

Эталон ответа: 1-А, 2-В.

25)РАЗВИВАЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА (ЧАСТОТЫ) ПОДАВАЕМОГО В ГОРЕЛКУ __________ 1.водорода 2. углекислого газа 3.азота 4. кислорода

1) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

2) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

3) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

Также используется метод консультирования. Лидер каждой микрогруппы выполняет роль консультанта, помогает другим. Сначала лидеры микрогрупп отвечают на вопросы преподавателя данной конкретной темы, а затем опрашивают свою микрогруппу, давая оценку знаний и умений согласно критерию. Лидеры помогают выращивать потребность понимания содержания данной темы и развивать способность к обучению. В процессе такой работы повышается самооценка обучающихся, вера в собственные силы, формируется компетенция социального взаимодействия, коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

Без знаний химии не возможно осознанно проводить различные технологические процессы при сварке металлов, при приготовлении пищи, при обслуживании автомобиля. Поэтому, новые современные технологии призваны сегодня научить учащихся учреждений среднего профессионального образования самостоятельно добывать знания и пополнять их в течение всей жизни.

Источник

Лекция 4. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Методы обучения химии

Методы обучения химии

Достижение целей обучения зависит не только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения — виды профессиональной деятельности преподавателя и познавательной деятельности учащегося, направлен­ные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усво­ ение содержания обучения и творческое овладение знаниями.

Методы обучения реализуются в раз­ личных организационных формах обучения и при использова­ нии различных средств обучения, образуя вместе с содержани­ ем обучения целостную систему обучения.

Ю.К. Бабанским были выделены различные ос­нования классификации методов обучения: по источникам пе­ редачи и характеру восприятия информации (словесные, на­ глядные, практические); по решению основных дидактичес­ ких задач (приобретение знаний, формирование умений и на­ выков, применение знаний, творческой деятельности, закреп­ление и проверка знаний, умений, навыков); по характеру по­ знавательной деятельности при усвоении содержания обра­зования (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический); по сочетанию методов преподавания и учения (информационно-сообщающий и ис­ полнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объясни­тельно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый); по источникам знаний, логическим основани­ям, уровню самостоятельности учащихся.

Р.Г. Иванова, определяя метод обучения как конкрет­ ный вид целенаправленной совместной деятельности препода­вателя и обучаемых, выделяет три общих метода обучения хи­ мии: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

В.П. Гаркунов [2] в основе классификации методов обуче­ ния видит три критерия: структуру процесса обучения, его со­держание и взаимную деятельность обучаемых и преподавате­ ля. В связи с этим он выделяет три группы методов: а) общело­ гические (инструкция, дедукция, аналогия); б) методы хими­ческого исследования как специфические в обучении химии (наблюдение, химический эксперимент, моделирование, опи­ сание, метод теоретического исследования); в) общепедагоги­ ческие (методы изложения, беседы, самостоятельная работа).

Среди многообразия в ажно найти те методы, ко­ торые способствуют формированию творческого мышления.

В системе обучения химии отбор методов обучения подчи­ нен задачам перенесения системы изучаемой науки на систему учебной дисциплины и использования дидактических методов, способствующих усвоению выделенного содержа­ ния. Система учебной дисциплины включает как ее предмет­ ное содержание, так и общие и частные методы науки. В курс химии вводятся наиболее общие методы химии, отвечающие четырем ее учениям и принципу многостороннего рассмотре­ ния химического объекта.

Если расположить методы обучения в порядке понижения числа задаваемых ори­ ентиров (указаний преподавателя), то получается следующая последовательность методов обучения : 1 — алгоритмизированное; 2— программи­ рованное по линейным программам; 3— программированное по разветвленным программам; 4— проблемно-программиро­ ванное; 5 —проблемное; 6— проблемно-поисковое; 7 — поис­ ковое; 8 — исследовательское.

Данная последовательность методов обучения систематизи­ рована по понижению числа ориентиров, даваемых в обуче­ нии, т.е. по уровню допускаемой самостоятельности и творчес­ кой активности учащихся и соответствует предложенным эта­ пам изучения химии. При переходе от алгоритмизированного обучения к исследовательскому изменяется не только число ориентиров, но и научный характер их содержания. При алго­ритмизированном обучении учащимся даются предписания к выполнению отдельных операций и действий, касающихся уз­ких и частных вопросов изучаемой науки. При исследователь­ ском обучении ориентиры представлены в виде системы изуча­ емой науки, ее учений и ее внутридисциплинарных и междис­ циплинарных связей.

В системе обучения выбор метода зависит от этапа изуче­ ния курса. На этапе поблочного изучения отдается предпо­ чтение жесткому управлению обучением — алгоритмизиро­ ванному и программированному. На этапе смешанного изу­ чения в большой мере используется проблемное обучение, на последнем этапе системного изучения вводится исследова­ тельское обучение.

Под понятием алгоритма понимается любое стро­ гое предписание выполнения действий или деятельности, обя­ зательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов.

Алгоритмы — строгие предписания — очень широко ис­пользуются в обучении химии. Алгоритмически выполняются лабораторные работы в большинстве практикумов химии, решаются задачи по курсу химии.

Алгоритмический метод обучения — один из важнейших методов формирования знаний даже в условиях развития твор­ ческого мышления. Возможен другой путь применения алго­ ритмических приемов: научить самостоятельно составлять ал­горитмы, т.е. научить самостоятельному выделению ориенти­ ров и построению ориентировочной основы действий в виде ал­ горитмических предписаний для выполнения какой-либо по­ следующей действительности. Суть этого приема состоит в том, что обучаемому даются примеры некоторых действий и ставится задача письменно описать порядок и характер их вы­ полнения.

При составлении алгоритмов следует по­ мнить, что алгоритмы должны быть понятны и доступны всей группе обучаемых, находящихся на данном заранее известном уровне знаний, должны быть однозначны­ми, точными, полными. Все, работающие с алгоритмом, вы­полняют одни и те же операции и достигают одного и того же результата при решении задачи или выполнения эксперимен­ та. Желательно, чтобы алгоритм был максимально универ­ сальным, т.е. позволял его использовать для решения наибо­лее большего числа конкретных задач.

Использование алгоритмов — процесс не творческий, но не­ обходимый для формирования творческого мышления. Алгоритмизированному методу обучения можно придать творческий характер, если учащийся находит недостаточное звено в предписании или самостоятельно составляет какой-ли­ бо алгоритм (для этого используется проблемный метод обуче­ ния).

Основная черта программированного обучения состоит в том, что предметное содержание подлежащего изучению мате­риала и познавательная деятельность по его усвоению разделя­ ются на небольшие порции или шаги. Усвоение каждой пор­ции проверяется выполнением заданий или ответами на кон­ трольные вопросы.

Расчлененный на порции материал составляет так назы­ ваемую программу. Программы по своему построению бывают двух типов — линейные и разветвленные. Линейная програм­ ма — это такая программа, которую все обучаемые проходят в обязательном порядке и в одинаковой последовательности. Разветвленная программа позволяет направить обучаемого по одному из нескольких путей в зависимости от правильности его ответа и, следовательно, уровня знаний.

В программированном учебном пособии каждая порция ма­ териала, содержащая некоторое небольшое количество инфор­ мации, сопровождается вопросом или требованием выполнить какую-либо операцию. Ответ дается либо при помощи выбора одного правильного варианта из нескольких, либо сравнением самостоятельно составленного ответа с несколькими другими и выбором наиболее правильного с точки зрения обучаемого.

При прохождении линейной программы предполагается, что в случае неправильного ответа обучаемый задумывается над причинами ошибки и, воспользовавшись учебником или другим источником информации, восполняет пробелы в своих знаниях.

Подобное отношение обучаемого к материалу исключается при использовании разветвленных программ. В случае правильного ответа сразу разрешается перейти к следующей пор­ ции материала. Если был получен ответ, показывающий, что обучаемый обладает теми знаниями, которые заложены в по­ следующем участке программы, разрешается непосредствен­ ный переход сразу к следующему участку программы. В случае неправильного ответа предлагается изучить дополнительный материал или дается разъяснение причин ошибки, для чего обучаемый направляется по иному, более длинному пути или возвращается к началу участка программы (возвращение и со­ кращение пути возможно и в линейных программах).

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века в США, когда психолог Б.Ф. Скиннер при помощи ли нейных программ рассчитывал повысить эффективность уп­равления учебным процессом.

В настоя­ щее время отношение к программированному обучению пере­сматривается в лучшую сторону в связи с открывающейся воз­ можностью широкого его использования в обучении при помо­щи компьютеров.

Программиро­ ванное пособие — это особый учебник, самоучитель, заставля­ ющий обучаемого индивидуально и напряженно работать.

И положительные и отрицательные стороны программиро­ ванного обучения оказали значительное влияние на методику обучения. Программированное обучение заставило и научило преподавателей точно формулировать цели отдельных дейст­вий в познавательном процессе, четко разделять учебный ма­ териал на порции; выбирать среди них важнейшие и строить их них логические последовательности. Программированное обучение сыграло огромную роль в организации контроля за усвоением отдельных тем учебной дисциплины (текущий кон­ троль), резко повысило скорость и объективность контроля.

Программированное обуче­ ние, построенное на традиционном содержании, мало эффек­ тивно, изучение всего содержания при помощи программиро­ ванных пособий нецелесообразно и приводит к различным от­ рицательным эффектам. Программированное обучение не ре­ шает проблему общения преподавателя с учащимся и уча­ щихся между собой. Обеспечивая высокую индивидуальность обучаемого в учебном процессе, оно не способствует формиро­ ванию коллективных наклонностей обучающихся и не обеспе­ чивает желаемый воспитательный эффект обучения. Про­ граммированное обучение не сокращает время изучения неко­ торого объема материала, не усиливает прочность усвоения и часто физиологически не способствует нормальному процессу усвоения (наблюдается повышенная утомляемость и т.п.). Программированное обучение не развивает речь, которая яв­ ляется важнейшим критерием развития человека и усвоения знаний.

В проблемном обучении число задаваемых преподавателем ориентиров (указаний) меньше, чем в программированном, но эти ориентиры более обобщены, более важны и более широки по своему научному содержанию. Для успешного осуществле­ ния проблемного обучения необходим больший запас знаний и в то же время количество усваиваемой информации и качество знаний выше.

Проблемное обучение повышает самостоятельность учащих­ся, увеличивает их творческую активность, способствует разви­ тию речевых навыков и коллективистских наклонностей.

Проблемное (и исследовательское) обучение в наибольшей степени отвечает деятельностному подходу. Оно основано на деятельности обучаемых и рассчитано на формирование умст­ венных действий и понятий через собственную познаватель­ ную деятельность.

П ознавательная деятельность и умст­венные действия обучаемых строятся в системе, подобной системе мышления (мыслительной деятельности). С.Л. Рубин­ штейн писал, что мышление — это по существу своему, позна­ ние, приводящее к решению встающих перед человеком про­ блем или задач.

Ориентирами для самостоятельного построения ориентиро­вочной основы могут быть ранее приобретенные знания, пере­ носимые в новую ситуацию (обстановку), известные методы познавательной деятельности, алгоритмы (правила, законы, формулы и т.п.), методологические знания и т.п.

Проблемная ситуация стиму­лирует умственную деятельность в течение некоторого вре­ мени после разрешения проблемы.

При обучении исключительное значение имеет такое пост­ роение курса, при котором рассматриваемые проблемы взаи­ мосвязано следуют друг за другом, переходят с одной органи­ зационной формы обучения в другую (с лекции на семинар, на лабораторное задание и т.д.), все более расширяются за счет привлекаемых и получаемых знаний.

Для того, чтобы будущий специалист в своей работе поль­ зовался комплексом приобретенных знаний, умений и навы­ ков и при изучении и описании химических объектов и явле­ ний привлекал знания из основных учений химии, предла­ гаемые проблемы должны содержать сведения одновременно из нескольких учений. Отсутствие сведений из хотя бы одно­ го учения или несогласованность информации из различных учений приводит к возникновению проблемной ситуации. Именно поэтому при системном подходе к содержанию про­ блемная ситуация возникает естественно, а проблемный ме­ тод является предпочтительным среди других.

В зависимости от этапа обучения используются проблем­ ные ситуации, различающиеся как числом учений, привле­каемых для разрешения, так и способом их предъявления, обнаружения и формулирования. В начальный этап обучения для разрешения проблемной ситуации используются сведе­ ния только из одного-двух учений, а ситуация создается и разрешается преподавателем. По мере продвижения число учений возрастает и увеличивается степень самостоятельнос­ ти поиска. В конце курса учащимся предлагается самим най­ ти среди предлагаемых данных проблему и решить ее, ис­ пользуя весь комплекс приобретенных знаний.

Разрешение проблемных ситуаций возможно при привлече­ нии новой информации и сопоставлении ее с известной, при этом образуются новые связи между элементами системы зна­ ний. В результате выдвигаются идеи и гипотезы, формулиру­ ются выводы, правила, законы и тео­ рии. Это и есть творческая научная деятельность, организуе­ мая в процессе обучения. Однако преподавателю следует по­мнить, что проблемное обучение может строиться на основе прочных знаний. Поэтому обучаемым следует предлагать в ра­ зумном количестве расчетные задачи, преследующие цель за­ поминания формул и операций, использование которых позво­ лят в дальнейшем решать проблемные ситуации.

Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую ак­ тивность учащихся.

Учебные исследовательские работы делятся по характеру их выполнения на теоретические и экспериментальные.

Теоретическая работа оформляется в виде доклада или ре­ ферата, которые выполняются в соответствии с требования­ми, предъявляемыми к ним в современном научном обществе. В качестве исследовательских могут быть предложены задачи, решение которых на семинарском занятии не представляются воз­ можными из-за сложности решения и длительности вычислений.

Исследовательское обучение не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *