кафедра методологии обучения и воспитания кфу
Кафедра методологии обучения и воспитания кфу
Кафедра методологии обучения и воспитания ведет свое начало с 1877 г., когда в Казанском учительском институте началось преподавание педагогических дисциплин. В 1918 году, когда институт приобрел статус вуза, одной из первых открылась кафедра методологии обучения и воспитания. Членами и руководителями этой кафедры на протяжении почти века ее существования были многие выдающиеся ученые. В научных исследованиях кафедры в разное время уделялось особое внимание изучению актуальных идей демократизации системы образования, активизации образовательного процесса в школе и вузе, истории образования и педагогической мысли, развития познавательной самостоятельности и активности школьников, теории проблемного обучения, проблем социальной педагогики, исторических и теоретических основ педобразования, разработке проблем управления в системе образования. Сегодня в центре научной работы кафедры стоят проблемы выявления и реализации воспитательного потенциала будущего педагога, выявление и поддержка одаренных детей, организация методической помощи базовым ОО КФУ, осуществление методической помощи преподавателям системы образования.
Последние годы кафедрой руководил доктор педагогических наук, профессор, академик РАГН, Заслуженный учитель школ РФ и РТ, Заслуженный деятель науки РТ, Почетный работник высшей школы РФ, Эксперт Российской Академии наук (РАН) Анвар Нуриахметович Хузиахметов.
Сегодня кафедра ведет свою деятельность под руководством доктора педагогических наук, профессора Алмаза Мирзануровича Галимова.
ППС кафедры ведет активную работу по преподаванию педагогических дисциплин во всех институтах и на юридическом факультете КФУ, где реализуются образовательные программы по педагогическому образованию.
При кафедре реализуется магистерская программа «Управление воспитательными системами».
Научные направления:
Кафедра методологии обучения и воспитания
Кафедра методологии обучения и воспитания ведет свое начало с 1877 г., когда в Казанском учительском институте началось преподавание педагогических дисциплин. В 1918 году, когда институт приобрел статус вуза, одной из первых открылась кафедра методологии обучения и воспитания. Членами и руководителями этой кафедры на протяжении почти века ее существования были многие выдающиеся ученые. В научных исследованиях кафедры в разное время уделялось особое внимание изучению актуальных идей демократизации системы образования, активизации образовательного процесса в школе и вузе, истории образования и педагогической мысли, развития познавательной самостоятельности и активности школьников, теории проблемного обучения, проблем социальной педагогики, исторических и теоретических основ педобразования, разработке проблем управления в системе образования. Сегодня в центре научной работы кафедры стоят проблемы выявления и реализации воспитательного потенциала будущего педагога, выявление и поддержка одаренных детей, организация методической помощи базовым ОО КФУ, осуществление методической помощи преподавателям системы образования.
Последние годы кафедрой руководил доктор педагогических наук, профессор, академик РАГН, Заслуженный учитель школ РФ и РТ, Заслуженный деятель науки РТ, Почетный работник высшей школы РФ, Эксперт Российской Академии наук (РАН) Анвар Нуриахметович Хузиахметов.
Сегодня кафедра ведет свою деятельность под руководством доктора педагогических наук, профессора Алмаза Мирзануровича Галимова.
ППС кафедры ведет активную работу по преподаванию педагогических дисциплин во всех институтах и на юридическом факультете КФУ, где реализуются образовательные программы по педагогическому образованию.
При кафедре реализуется магистерская программа «Управление воспитательными системами».
Научные направления:
Кафедра методологии обучения и воспитания
Кафедра методологии обучения и воспитания ведет свое начало с 1877 г., когда в Казанском учительском институте началось преподавание педагогических дисциплин. В 1918 году, когда институт приобрел статус вуза, одной из первых открылась кафедра методологии обучения и воспитания. Членами и руководителями этой кафедры на протяжении почти века ее существования были многие выдающиеся ученые. В научных исследованиях кафедры в разное время уделялось особое внимание изучению актуальных идей демократизации системы образования, активизации образовательного процесса в школе и вузе, истории образования и педагогической мысли, развития познавательной самостоятельности и активности школьников, теории проблемного обучения, проблем социальной педагогики, исторических и теоретических основ педобразования, разработке проблем управления в системе образования. Сегодня в центре научной работы кафедры стоят проблемы выявления и реализации воспитательного потенциала будущего педагога, выявление и поддержка одаренных детей, организация методической помощи базовым ОО КФУ, осуществление методической помощи преподавателям системы образования.
Последние годы кафедрой руководил доктор педагогических наук, профессор, академик РАГН, Заслуженный учитель школ РФ и РТ, Заслуженный деятель науки РТ, Почетный работник высшей школы РФ, Эксперт Российской Академии наук (РАН) Анвар Нуриахметович Хузиахметов.
Сегодня кафедра ведет свою деятельность под руководством доктора педагогических наук, профессора Алмаза Мирзануровича Галимова.
ППС кафедры ведет активную работу по преподаванию педагогических дисциплин во всех институтах и на юридическом факультете КФУ, где реализуются образовательные программы по педагогическому образованию.
При кафедре реализуется магистерская программа «Управление воспитательными системами».
Научные направления:
Кафедра методологии обучения и воспитания ИПО рекомендует
В условиях реалий российское общество, как и все мировое содружество, живет в режиме всеобщей изоляции: самоизоляция – продуктивное средство сдерживания эпидемии коронавируса.
Сложившаяся ситуация вносит соответствующие коррективы в привычный уклад жизни каждой семьи. Жесткие условия сужения социального круга общения, взаимодействие членов семьи в ограниченном пространстве диктуют необходимость находить пути решения серьезной проблемы: привычную среду живого общения детей с ровесниками заменило общение с родителями.
Режим всеобщей изоляции в условиях эпидемии коронавируса – время осознания родителями личной значимости в жизни своего ребенка, на общение с которым в мобильном ритме жизни у родителей, в силу их занятости, не хватало времени (многие родители, например, не задумываясь, перечисляют субъективные причины – современный ритм жизни, усталость после трудовых будней, отсутствие свободного времени и т.д.).
В сложившихся взаимоотношениях родителей и детей следует обозначить условия реализации конструктивного общения членов семьи, а именно: социально оправдана актуализация внимания родителей на «новом» формате общения с ребенком по ряду объективных причин. Перечислим их, с нашей точки зрения, в порядке значимости для семей с детьми младшего школьного возраста.
Во-первых, в сложившихся условиях самоизоляции у каждого родителя появилась возможность скорректировать взаимоотношения со своим ребенком: проанализировать интересы ребенка, стратегию его развития и т.д.
Во-вторых, в вынужденных условиях ограниченного пространства, очерченного узким кругом семьи, родителям необходимо создать благоприятную атмосферу, которая для ребенка станет абсолютно желанной. Понятие «благоприятная атмосфера» подразумевает безусловную любовь родителя: каждый родитель должен любить своего ребенка не за его достижения-победы, просто за то, что он (она) – их ребенок.
В-третьих, родителям следует занимать детей согласно возрастным особенностям психофизического развития: организация занятости детей с учетом возрастной категории положительно скажется на развитии и воспитании детей.
Безусловно, все меры продуктивного взаимодействия родителей и детей подразумевают эффективную организацию общих дел членов семьи: единая цель совместной деятельности (социально оправданный инструмент взаимодействия) сближает родителей и детей.
Неумение общаться с детьми в сложившихся условиях замкнутого пространства – серьезная проблема современных родителей. Вот почему так важно актуализировать семейные традиции: семейные обеды (ужины), вечерние «разговоры-посиделки», совместное чтение, слушание музыкальных произведений, просмотр семейного кино с последующим обсуждением и др.
Понятие «совместная деятельность» родителей и детей подразумевает как трудовые, так и развлекательные мероприятия. Надо сказать, детям даже самый легкий труд родителям следует организовывать в формате игры: вырастить зелень на подоконнике, убрать дом, приготовить еду и др.
В контексте традиционных общих дел родителей и детей интерес представляет совместная творческая деятельность членов семьи: тематическая лепка, художественное рисование, различные виды аппликаций, вышиваний и т.д.
Организация семейного театра – доступная форма организации совместной деятельности любой семьи вне зависимости от материального достатка, главное – желание родителей: различные виды театров (теневой звуковой, кукольный) способствуют сближению членов семьи, развивают творческие способности детей, формируют гражданские качества.
Творческий формат в организации досуга детей подразумевает и организацию семейных конкурсов: конкурс чтецов, конкурс наблюдателей, конкурс выдумщиков (дети любят фантазировать).
Особую форму совместной деятельности представляет организация экспериментов (эксперименты со льдом, водой, паром, солью, сахаром и др.), которые положительно сказываются на развитии мышления детей.
Таким образом, режим самоизоляции – время, которое родители каждой семьи должны провести с пользой для развития и воспитания своих детей. Грамотно организованное взаимодействие членов семьи – положительно отражается как на общем развитии детей, так и, что очень важно, на нравственном воспитании подрастающего поколения россиян. Способов организации совместного общения родителей и детей, как видим, достаточно много, однако каждая семья выбирает приемлемые для себя инструменты выстраивания взаимоотношений.
Кафедра методологии обучения и воспитания ИПО рекомендует
— отсутствие непосредственного эмоционального контакта педагога с целевой аудиторией;
— сложность адаптивных механизмов виртуального пространства к реальным учебным задачам;
— влияние специфики педагогического инструментария на условия общения в виртуальном пространстве и др.
Говоря о технических условиях дистанционного обучения, его организационных особенностях, следует актуализировать коммуникативную сторону вопроса: важную функцию дистанционной образовательной технологии выполняет специфика педагогической коммуникации в формате диалогового общения. Диалоговая форма общения в виртуальном пространстве – особый жанр педагогического общения участников образовательного пространства, который в настоящее время, в силу объективных причин, недостаточно изучен. Затрагивая коммуникационную сторону вопроса дистанционного обучения, следует сказать о требованиях к педагогическому дизайну: цветовые решения в трансляции информации, формы подачи учебного материала, специфика педагогического инструментария, отобранного преподавателем, активизируют взаимодействие участников образовательного процесса, расширяют возможности дистанционных технологий. Таким образом, реализуя педагогическое общение в контексте дистанционного обучения, преподаватель на личностном уровне проектирует структуру, содержание учебного материала, определяет способы педагогического общения с целевой аудиторией, формой и методами оценивания обучающихся. Надо помнить, что создание диалоговой формы общения в условиях применения дистанционных технологий требует от преподавателя высокого мастерства и компетентности: данный формат педагогического общения актуализирует использование инновационных форм работы, в данном случае механический перенос дидактических средств обучения из традиционной методики обучения формирует негативный опыт у участников дистанционного обучения.