кафедральный собор гатчина павловский
Павловский собор в Гатчине
Гатчинский кафедральный Павловский собор расположен в центральной части города. Внушительное пятиглавое строение было возведено по приказу великого императора Николая I. Уникальный храм в те времена являлся центральным храмом для всех прихожан-гатчан.
Кафедральный собор в Гатчине получил наименование в память об основателе этого города — императоре Павле I. Также в этом религиозном учреждении почитается память его жены — императрицы Марии Феодоровны, князя Константина Павловича и княжны Елены Павловны.
В 2008 году Гатчинский кафедральный собор пережил полную реконструкцию. Он был тщательно отремонтирован и обновлен, звонница главного храма пополнилась 9-ю колоколами, изготовленными в Воронеже. Уникальные колокола храма знамениты тем, что на каждом из них представлена одна из икон главных святых собора, а также образ великой матушки Марии Гатчинской. В Павловском соборе представлено большое количество разнообразных святынь, которые включают в себя и мощи известных святых, и знаменитые иконы.
Расписание богослужений в Павловском соборе в Гатчине
Гатчинский кафедральный Павловский собор работает каждый день с 08:30 часов утра до 20:00 часов вечера. Литургии здесь совершаются обычно в 9 часов в будние дни, в 7 часов и в 09:40 в воскресные и праздничные дни.
Богослужения совершаются ежедневно по соборному расписанию. В храме совершаются: панихиды, крещение, венчание, отпевание, молебны. Каждую среду в 17:00 совершается молебен с акафистом святому Николаю Чудотворцу. Каждую пятницу в 17:00 совершается молебен с акафистом великомученику и целителю Пантелеймону. Каждое воскресенье после поздней литургии совершается молебен святой преподобномученице Марии Гатчинской.
Дежурный священник в храме находится ежедневно с 09:00 до 17:00.
История
Кафедральный собор в Гатчине начали проектировать в честь 50-й годовщины со дня смерти императора-мученика Павла. В 1845 году глава Царского Села получил уведомление о том, что император Николай I выделил определенную сумму на возведение в Гатчине такого храма, чтобы его размер был примерно посередине между Царскосельской и Петергофской церквями. Император лично указал место, где нужно построить храм — на природной возвышенности в самом начале улицы Мало-гатчинская.
Проект собора был разработан известным архитектором Романом Ивановичем Кузьминым. По плану храм должны были возвести одним из двух способов: либо сделать его кирпичным, после чего оштукатурить, либо — облицевать плиткой, а карнизы, наличники и цоколь отделать камнем. Николай I одобрил кирпичный вариант собора. Закладка первого камня в основание собора прошло осенью 1846 года при личном участии Николая I. Освящение церкви состоялось летом 1852 года митрополитом Никанором.
Центральный алтарь храма освящен в честь святого Апостола Павла, алтарь справа чествует память царствовавших Константина и Елены, алтарь слева посвящен святой Марии Магдалине. На колоннах церкви установлены памятные доски из бронзы, на которых можно прочитать имена ближайших сподвижников-офицеров императора Павла.
Гатчинский собор святого Павла дожил до сегодняшнего дня практически без разрушений. Пятиглавый храм из камня с главным куполом из 12-ти граней и боковые купола-звонницы из 8-ми граней, округлые ниши с изображениями святых, уникальная лепка на фасаде собора — все это привлекает внимание посетителей религиозной достопримечательности.
Первым архимандритом собора был протоиерей Владимир Славинский. При храме функционировало попечительство, которое постоянно организовывало разнообразные благотворительные акции. С 1999 года в Павловский собор из Гатчинского дворца проходит крестный ход. В 2006 году святая преподобномученица Мария Гатчинская была возведена в лик святых. В 2007 году в собор были перенесены мощи святой матушки Марии.
Гатчинский кафедральный собор святого апостола Павла на Яндекс-панорамах
Как добраться до Павловского собора в Гатчине
Гатчинский кафедральный собор святого апостола Павла находится на Соборной площади города Гатчина Ленинградской области.
Ближайшая к собору остановка общественного транспорта так и называется «Соборная». Здесь останавливаются маршруты автобусов № 7, 21, 22, 29, 535 и маршрутное такси № К-100. Также неподалеку расположена остановка «Центральный рынок» автобусов № 22, 27, 28.
Также можно воспользоваться услугами такси в Гатчине: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил и многими другими.
Видео про Гатчинский кафедральный собор святого апостола Павла
Павловский собор в Гатчине
Павловский собор в Гатчине запись закреплена
Павловский собор в Гатчине запись закреплена
Владислав Кислов. Страничка гатчинского краеведа
Новый очерк из серии ЗНАМЕНИТЫЕ ГАТЧИНЦЫ
ИВАН ИВАНОВИЧ ГРИДНЕВ
(1868 – 1938)
В период с 24 февраля по 4 марта 1938 года в Красногвардейске (так тогда называлась Гатчина) и его окрестностях было в одночасье арестовано 13 церковнослужителей и 1 мирянин. Их обвинили в контрреволюционной деятельности. Обстоятельства дела изложены в статье гатчинского журналиста и краеведа В.И. Николаева «За Христа пострадавшие»: http://www.history-gatchina.ru/article/postradali.htm
В последний день февраля, когда арестов было особенно много, арестовали священника Дылицкой церкви Владимирской иконы Божией Матери Ивана Ивановича Гриднева. Хотя служил он не в Гатчине, но много лет назад, с 1916 года, был церковнослужителем в нашем городе, да и на момент ареста жил в нем, точнее на его окраине – в Мариенбурге.
Евгения Стяжкина запись закреплена
Павловский собор в Гатчине запись закреплена
Павловский собор в Гатчине запись закреплена
Павловский собор в Гатчине запись закреплена
Гатчинская епархия Русской Православной Церкви
30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана прошло ежегодное молитвенное чтение имён клириков и мирян Гатчинской епархии, пострадавших в годы лихолетья. Оно прошло за алтарём Павловского кафедрального собора.
Показать полностью.
Литию перед началом чтения совершили священники Гатчинского благочиния протоиерей Константин Трофимов и иерей Алексий Пискунов. Отец Алексий обратился к собравшимся с проповедью, в которой призвал к горячей молитве о душах людей, которые пострадали в те далёкие годы.
Впервые во время чтения имён, к которому мог присоединиться каждый желающий, были прочитаны имена из Синодика Гатчинской епархии, работу над которым ведёт епархиальная Комиссия по канонизации святых.
Сестричество преподобномученицы Марии Гатчинской организовало чай для участников молитвенного стояния.
29 октября, в канун дня памяти жертв политических репрессий, у памятника невинно убиенным на кладбище в деревне Пижма прошли торжественно-траурные мероприятия с возложением венков.
Литию о всех пострадавших в годы репрессий совершили клирики Гатчинского городского благочиния иереи Игорь Масликов и Алексий Пискунов. Отец Игорь также обратился к собравшимся со словом, в котором сказал о значении памяти о всех пострадавших в годы лихолетья и нашей молитвы о них.
В мероприятиях приняли участие представители администрации Гатчинского района, общественных и религиозных организаций, родственники репрессированных.
Павловский собор в Гатчине запись закреплена
Православная Самодержавная Монархия
1 ноября (19 октября) 1981: РПЦЗ — прославление Новомучеников и Исповедников Российских
Настал тот день, когда уже прославленные Богом на небе Новомученики Российские были на земле громогласно, перед лицом всего человечества, причислены к лику святых, которых, по слову апостола Павла, «недостоин весь мир».
Показать полностью. Об этом 1 ноября (19 октября) 1981 года возвестила миру Русская Православная Церковь Заграницей. Пускай не все еще могут воспринять это величайшее событие, свидетельствующее за шесть лет до 1000-летия Крещения о победоносности Церкви, украшенной нечислимым множеством мучеников..
Это событие так велико, так небывало, что с большим трудом вмещается в сознание. Если избранные из избранных — апостолы Христовы — не могли сразу постичь и вместить весть о воскресении Сына Божия, то можно ли удивиться тому, что мы, хилые современные христиане, не можем вместить, осознать значения шествия Новомучеников Российских ко святому дню всероссийского восстания от сна греховного, нашего всенародного полного обновления.
СЛОВО В ДЕНЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ
СВЯТ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
Когда я, грешный, смотрю на этот вот образ, который перед нами, то мне вспоминается слово «Апокалипсиса». Как святой Иоанн Богослов видел у престола Господня двадцать четыре праведных старца, а, кроме того, как он говорит, — великое множество людей, которых никто не мог сосчитать, стоящих в белых сверкающих одеждах с пальмовыми ветвями в руках, как знаком победы. Один из старцев спросил Иоанна Богослова: «Эти, в белых одеждах, — кто они? И откуда они пришли?» Смиренно ответил Евангелист: «Ты знаешь, господин». И старец тогда говорит: «Это те, которые пришли от великой скорби. Они омыли свои одежды, они убелили их кровью Агнца Божественного и теперь вечно будут с Богом, и Бог будет с ними». Это мне вспоминается, когда мы видим и здесь, на этой иконе, сонм новомучеников и исповедников, которых, в действительности, числа мы и не знаем.
Кто может исчести? Кто может даже охватить хотя бы мыслью, сколько там положило свою жизнь за веру и истину Христову наших братьев? И действительно, как и вчера говорилось, на всем протяжении нашей Родины нет ни одного уголка, который не был бы полит кровью свидетелей Христовых. И если наша Родина впервые показала миру такую страшную хулу, страшное богохульство и безумный бунт народа, который в ней утвердили захватившие власть разбойники, хотя осквернилась земля этой страшной, небывалой в истории человечества хулою, но кровь святых мучеников и исповедников обильно оросила землю Российскую и очистила нашу Родину от этой скверны ея. И вот мы с вами ныне празднуем их прославление. Еще раз повторяю: прославляем, конечно, их не мы. Они — у Бога святы, Бог их увенчал, а Церковь своим прославлением указывает только на то, что это — новые святые угодники Божии, к которым теперь можем мы молитвенно обращаться, как это принято по уставу Церковному. Так вот, будем помнить еще вот что: когда-то святитель Феофан Затворник кому-то писал: «Настоящее прославление святых и настоящее их поминовение заключается не только в том, чтобы им молиться или их хвалить, восхвалять, а в том, чтобы подражать их жизни и подвигам». Наши собратья, которые этим подвигом перешли в загробный мир и теперь прославлены, они были люди такие, что, именно вот, когда пришла пора тяжкого и страшного испытания, они оказались верны Богу и Божией правде.
Пока что нас не постигли еще здесь такие испытания, но знаем мы, как сейчас запутана, как сложна жизнь, как она ежедневно преподносит самые неожиданные и неприятные новости; что будет впереди — мы не знаем, и очень может быть, что и на нашу долю может выпасть что-либо подобное.Так вот, молясь им и восхваляя их, мы должны молить все время о том, чтобы они и нашу слабость и маловерие укрепили, если придется нам когда-либо уже стать со злом лицом к лицу, так, как стали они.
Мы говорили вчера о том, что никогда еще в истории человечества зло не обрушивалось с такой яростью на Церковь Христову, как это было в России. Но сбылось слово Спасителя нашего! Он сказал: создам Церковь Мою, и врата ада, то есть, все адские усилия, — не одолеют ея. И вот — не одолели. Этот сонм мучеников, которые сохранили верность Христу, указывает на победу Церкви над этим злом, над этой злой атакой, над этим разливом зла. Вы знаете, как бывает на океане, когда буря выходит: могучие валы, целые водные горы набрасываются на скалы, а скалы стоят твердо, непоколебимо, и эта налетевшая громадная волна бессильно разбивается и откатывается назад. Вот так же и они разбивались и будут разбиваться, потому что, повторяю, верно слово Христово. Церковь Христову не одолеют никакие темные силы, а мы с вами только должны заботиться о том, чтобы поучаться примеру наших мучеников и исповедников и так же хранить верность Господу всегда, везде и во всем, как они хранили.
Различный смысл вложен и в прославление Государя Николая Второго. В зарубежном Акте о прославлении Император Николай Второй величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» — что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».
В деяниях Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. и в разъяснениях руководства МП Государь Николай Второй рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» (в основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» — без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига; патриархийная комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового мiрового порядка антихриста.
Павловский кафедральный собор (Гатчина)
Павловский кафедральный собор основан в 1845 году, здесь покоятся мощи Марии Гатичнской. Храм находится в городе Гатчина. Принадлежит Гатчинской епархии Русской Православной Церкви, является центром Гатчинского городского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
До середины XIX века приходской церковью Гатчины служила госпитальная церковь святого апостола Павла, построенная в 1823 году. Этого храма было достаточно для небольшого населения города.
С начала 1840-х годов в городе стали проводиться ежегодные военные манёвры, наметился быстрый рост его населения. А в 1845 году был утвержден новый план Гатчины, значительно расширивший её территорию. Городской доминантой должен был стать собор. В 1845 году главноуправляющий Царского Села Я. В. Захаржевский уведомил Гатчинское дворцовое управление о том, что Николай I повелел выделить сумму на строительство собора с условием, чтобы проектируемый храм был по размеру меньше Царскосельского, но больше Петергофского соборов. Место для постройки — на образовавшемся здесь естественном возвышении на Малогатчинской улице — лично выбрал сам император.
Разработкой проекта в русско-византийском (тоновском) стиле занимался Роман Иванович Кузьмин. Закладку храма совершил 17 октября 1846 год настоятель гатчинской дворцовой церкви протоиерей Александр Окин в присутствии императора. Строительство собора завершилось летом 1852 года.
29 июня того же года главный придел собора был торжественно освящён митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором (Клементьевским) в присутствии великого князя Константина Николаевича.Оба боковых придела были освящены в тот же день.
В 1891 году при соборе было построено 2-этажное каменное здание церковно-приходской школы для мальчиков и девочек, состоявшей в заведовании соборного настоятеля.
В 1895 году в Гатчине было открыто отделение Братства Пресвятой Богородицы, устроен братский хор и хор певчих при соборе.
В конце XIX века при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. В 1908 году был устроен отдельный приход с храмом.
При соборе существовало попечительство.
В 1915 году был осуществлен капитальный ремонт собора. Торжественное освящение обновленного собора 27 сентября 1915 года совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) — родной брат настоятеля собора.
В 1920 году для служб в зимнее время в крипте собора был устроен нижний храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он был освящён 24 октября 1920 г. митрополитом Вениамином (Казанским).
В 1922—1923 годах причт собора присоединился к обновленчеству.
Богослужения в соборе были прекращены в феврале 1938 года, в связи с арестом всех его священнослужителей, хотя официально он был закрыт по постановлению Леноблисполкома от 11 мая 1939 года. Имущество собора было конфисковано. Иконостас, разобранный на дрова, был приобретён и сохранён жительницей Гатчины прихожанкой собора Варварой Филипповной Прозоровой (1876—1957). В 1939-1940 годах в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты.
Осенью 1941 года после оккупации города немецкими войсками в подвальном приделе собора были возобновлены богослужения.
В 1944 году, когда Гатчина была освобождена воинами Советской Армии, соборный приход был зарегистрирован как «фактически действующий». Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил начало ремонта верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас.
30 декабря 1946 года в нижнем храме, настоятелем Николо-Богоявленского морского собора Ленинграда протоиереем Павлом Тарасовым был освящён небольшой правый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А главный придел нижнего храма во имя Иоанна Крестителя, после установки нового иконостаса, был заново торжественно освящён 31 октября 1948 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым).
Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946—1949 годах. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик. Иконостас, сохранённый В. Прозоровой, был возвращён на прежнее место. 30 октября 1949 года центральный придел собора был торжественно освящён митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым).
12 июля 1952 года собор торжественно праздновал свое 100-летие. Божественную литургию и благодарственный молебен в соборе совершали митрополит Григорий и епископ Таллинский Роман (Танг). 13 июля епископ Роман торжественно освятил восстановленный правый придел во имя святых Константина и Елены.
Восстановленный левый придел св. Марии Магдалины был торжественно освящён 25 октября 1956 года епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).
В 1979 году в соборе повешены новые паникадила: большое, трехъярусное в главном нефе и два малых, двухъярусных — в боковых.
12 июля 1977 года собор отметил свое 125-летие. К этой годовщине был произведен внешний и внутренний ремонт здания. Божественную литургию в юбилейный храмовый день совершал епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев).
Архитектура и внутренне убранство [ править ]
Собор сохранился до настоящего времени практически без изменений.
Собор — пятиглавый, каменный. Кубическое здание храма стоит на высокой подклети, полукруглая абсида с востока и выступ центральной части западной стены делают его крестообразным в плане. Каждый фасад собора членится сдвоенными пилястрами на три части, средняя из которых почти вдвое шире боковых. Все членения завершены килевидными закомарами. Полуциркульный перспективный портал главного входа с окном-розой. Такие же розы украшают южный и северный фасады.
В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка производилась Т. Дылевым.
Центральный купол — двенадцатигранный с шестью окнами, раскрыт в храме. Боковые купола меньше по размеру, восьмигранные с четырьмя открытыми окнами; имеют декоративный характер. Два из них являются звонницами. Кресты для куполов с цепями и позолотой были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. По личному указанию Николая I купола оставили не золочеными.
Колокола в количестве 9 штук были отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Самый большой из них весил 296 пудов.
Главный престол собора освящён во имя Святого апостола Павла, правый придел — во имя Святых Константина и Елены, левый придел — во имя Марии Магдалины.
Главный и поперечный нефы собора значительно шире и выше угловых компартиментов. Ветви центрального креста украшены большими коринфскими колоннами, спаренными у подкупольных пилонов. Стены собора светло-зеленые. Над притвором устроены хоры, расположенные на большой высоте. Солея поднята на пять ступеней, перед главным иконостасом она значительно шире, чем в приделах.
Иконостасы в соборе были изготовлены по рисунку археолога Ф. Г. Солнцева резчиком Скворцовым из греческого кипариса. Иконостасы были выполнены двухъярусные, с резьбой и украшениями из красной фольги. Над царскими вратами и над иконами местного чина сделан резной карниз. В главном алтаре в два яруса расположились иконы святых-покровителей членов императорской фамилии. Все иконы живописные были написаны художником П. М. Шамшиным. У царских врат среднего иконостаса, по воле Николая I, помещена копия с иконы Филермской Божьей Матери, находившейся в церкви Зимнего дворца (художник Бовин). Остальные иконы иконостаса были написаны Ф. А. Бруни, М. И. Скотти, Ф. С. Завьяловым, В. А. Серебряковым, А. Ф. Перницем. Исторические образа иконостаса были утрачены, и, после возобновления служб в храме, были написаны новые.
Ф. С. Завьяловым выполнена также стенная живопись — Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов — Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе — двенадцать пророков и четыре евангелиста работы П. М. Шамшина.
На стенах собора, ближе к выходу, в кипарисовых рамах висели вызолоченные доски, на которых были начертаны названия полков, служивших в Гатчине при Павле и из которых впоследствии был сформирован лейб-гвардии Егерский полк (в 1856—1871 годах — лейб-гвардии Гатчинский полк).
Традиции [ править ]
После войны настоятелем собора протоиереем Петром Белавским было воссстановлено ежегодное торжественное празднование Дня пренесения мальтийскийх святынь в Гатчину (12/25 октября). Накануне служилось всенощное бдение. Изображения мальтийских святынь полагались на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, священнослужители и прихожане под звон колоколов следовали крестным ходом со святынями из верхнего храма в нижний. Во время шествия пели особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение». В нижнем храме заканчивалось бдение, там же обычно служили и раннюю литургию в сам день праздника. Поздняя литургия совершалась архиерейским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течение месяца, до дня отдания праздника, у изображений мальтийских святынь пелись молебны.