кафедральный собор преображения господня в новосибирске
Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске
Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске
Кафедральный собор Преображения Господня
Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске — это главный храм Преображенской епархии Римско-католической Церкви. Строительство здания храма было начато в 1992 году и завершилось в 1997. 10 августа 1997 года собор был торжественно освящен Его Преосвященством Епископом Иосифом Вертом, в то время — Апостольским администратором для католиков латинского обряда Азиатской части России.
Кафедральный собор является духовным и литургическим центром всякой епархии, поскольку здесь находится кафедра (престол, трон) епископа. Греческое слово καθέδρα (лат. cathedra) означает «место для сидения», «кресло», «трон». Епископская кафедра — это символ учительской власти епископа как пастыря отдельной Церкви, а также знак единства всех, кто верует в те истины веры, которые епископ провозглашает как пастырь вверенного ему стада. Почётное седалище для епископа имеет давнюю традицию, оно устраивалось ещё в христианских катакомбных криптах и часовнях. В первых базиликах и романских церквях I тысячелетия кафедра располагалась в нише апсиды храма, на возвышении, по его бокам находились кресла для ассистирующих ему священников.
В кафедральном соборе епископ вступает в управление своей епархией, здесь он возглавляет литургию в наиболее торжественные дни, здесь, в сослужении со священниками своего диоцеза, совершает Мессу освящения мира и благословения елеев, здесь рукополагает новых диаконов и священников. В кафедральном соборе, по традиции, совершается и отпевание усопшего диоцезного епископа.
Кафедральный собор является символом зримой Церкви Христовой, которая, странствуя на земле, молится, поет и поклоняется Богу. Будучи литургическим центром всей епархии, кафедральный собор должен служить для всех других церквей образцом в том, что касается совершения литургии, а также устройства и украшения самого храма. Верующим следует проявлять любовь и почтение в отношении своего кафедрального собора; с этой целью, по традиции, во всей епархии ежегодно празднуется годовщина его освящения, а также устраиваются паломничества из других приходов.
В то же время, при кафедральном соборе существует и своя приходская община. Находясь в самом центре епархии и имея привилегию постоянно быть в контакте со своим архипастырем, она сознает это как особую благодать, полученную от Господа, но также и как большую ответственность, требующую от нее непрестанно возрастать в любви Христа и свидетельствовать о Его Воскресении.
Объявления
Братья и сестры! Храм открыт для публичных богослужений при исполнении всех требований в период пандемии, которые указаны на объявлениях на дверях храма и объявлениях внутри.
Требуется быть в маске и соблюдать все меры профилактики в связи с пандемией!
Сохраняется диспенсация от посещения месс.
Храм открывается за 30 минут до богослужения.
Приходской номер +7 993 016-15-42.
Прямая ссылка на группу в контакте: Мессы католического собора Преображения Господня
Прямая ссылка на канал: TVKANA
14 ноября, вс. 33 –е рядовое воскресенье.
9:30 Св. Месса.
11:00 Св. Месса. Занятия катехумената, детей, подростков, молодежи, группы «Матери в молитве»
18:00 Св. Месса.
15 ноября, пн.
17:40 Вечерня.
18:00 Св. Месса.
16 ноября, вт. Пресвятая Богородица Остробрамская. Память.
19:00 Св. Месса. Интенция об усопших.
17 ноября, ср. Св. Елизавета Венгерская. Память.
19:00 Св. Месса.
18 ноября, чт.
18:00 Адорация и вечерня.
19:00 Св. Месса.
19 ноября, пт.
19:00 Св. Месса.
20 ноября, сб. Св. Рафаил Калиновский. Память.
11:00 Св. Месса.
18:00 Св. Месса.
21 ноября, вс. Господь наш Иисус Христос, Царь Вселенной. Торжество.
9:30 Св. Месса.
11:00 Св. Месса.
18:00 Св. Месса.
История прихода
До революции в Новосибирске (тогда Новониколаевске) имелась активная католическая община, которая была зарегистрирована с 4 тысячами ее членов. В начале XX века католическая церковь Новониколаевска была представлена молитвенным домом, возведенным в 1902 году на добровольные пожертвования прихожан. Фундамент под новое каменное здание был заложен в 1905 году, а еще через пять лет здесь был учрежден самостоятельный приход. Церковь была освящена в честь св. Казимира; в ее помещении находилась также школа и правление благотворительного общества.
В 30-е годы храм был закрыт, а в 60-е, во время хрущевской «оттепели», разрушен. На его месте был построен центральный городской универмаг – ЦУМ.
Оставшиеся без церкви католические общины тайно собирались в частных домах. Лишь в 1982 году их стал регулярно посещать священник Иосиф Свидницкий. Он же в 1983 году сумел начать строительство часовни в отдаленной части города. О. Иосиф заплатил за это 2,5 годами тюрьмы; однако, верующие сами достроили храм, существующий и по сей день – это церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на 2-м переулке Мира. Священник-францисканец о. Саулюс, настоятель прихода, с конца 80-х годов ходатайствовал о разрешении строительства церкви и монастыря в центре города. После многих усилий и неудач было, наконец, получено первоначальное разрешение на строительство большой церкви на улице Максима Горького.
Когда в апреле 1991 года в Сибири были восстановлены структуры Католической Церкви в России, Новосибирск был назначен центром Апостольской администратуры для католиков латинского обряда Азиатской части России. Здесь должна была разместиться резиденция епископа, и потому запланированная церковь получила статус Кафедрального собора. Вначале его функцию около года выполняла церковь Непорочного Зачатия, затем временным кафедральным собором стала маленькая деревянная часовня, которую поставили на земельном участке в центре.
Времення деревянная часовня
Строительство епархиальной церкви по проекту новосибирского архитектора Владимира Васильевича Бородкина было начато весной 1992 года, 19 марта 1993 года был заложен краеугольный камень. В нем находится камень, взятый с гробницы святого апостола Петра. На 0,2 гектарах земельного участка стоит теперь Кафедральный собор и курия епископа (епархиальное управление). На вербное воскресенье 1996 года была совершена первая Литургия в нижнем храме строящегося собора, а 24 декабря того же года католическая община прихода Преображения Господня праздновала рождественскую Святую Мессу в главном помещении храма.
Работы по завершению строительства окончились торжественным освящением 10 августа 1997 года. В этом событии приняли участие Представитель Святого Престола в Российской Федерации Архиепископ Джон Буковски, 10 епископов, более 120 священников из разных стран мира, а также около тысячи прихожан и паломников. Возглавил торжественный обряд Епископ Иосиф Верт, в то время – Апостольский администратор для католиков латинского обряда Азиатской части России. На богослужении присутствовали представители городской администрации, Православной Церкви. Епископ Новосибирский и Бердский Сергий направил поздравительное послание по случаю этого знаменательного события.
Архитектура собора основана на стилизации форм романской и готической архитектуры Западной Европы. Здание собора облицовано красным лицевым кирпичом. На главном, западном фасаде, три арочных портала создают симметрическую композицию. Порталы завершаются четкими полукруглыми арками в романском стиле. Центральный портал, увенчанный крестом на крыше, имеет входную дверь и окно-витраж, освещающее интерьер собора. В боковых, более узких и низких порталах находятся окна, освещающие балкон и лестницу.
В плане здание собора представляет собой прямоугольник со сторонами 24 на 15 метров. Оно выполнено в виде ритмично повышающегося к восточной (алтарной) части объема. Разница в уровне крыш, дает возможность размещения больших витражей, освещающих внутреннее пространство собора. Взметнувшаяся на высоту 20 метров остроконечная кровля над алтарной частью, напоминает образ готических храмов эпохи средневековья. Трехчастная крыша напоминает о евангельском событии, в честь которого освящен собор. Когда Христос преобразился на горе Фавор перед тремя своими учениками, рядом с Ним явился Моисей и пророк Илия, а апостол Петр, пораженный открывшимся видением, сказал такие слова: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф 17, 4).
Три крыши Кафедрального собора символизируют эти три кущи, которые намерен был построить святой Петр. Самая низкая крыша находится над нартексом (притвором) храма. Под ней оказываются и хоры, где располагается орган, а во время Мессы здесь собираются певчие. Под хорами находится исповедальня — традиционное для католического храма помещение, в котором совершается таинство исповеди. По бокам от исповедальни расположены лестницы, одна из которых ведет на хоры, а вторая — в помещения нижнего храма (крипту), где находится часовня восточного обряда. Средняя крыша закрывает основное помещение храма, в котором во время богослужения находятся верующие, символизируя Божию защиту и опеку, которой Он непрестанно сопровождает Свой народ.
Третья, самая высокая крыша, осеняющая алтарную часть — пресвитерий, стремительно возносится вверх, символизируя молитву Церкви, возносящуюся к Богу «как фимиам». Под ней находится алтарь (престол) и кафедра (трон) Епископа, здесь во время Евхаристии священники приносят Богу ту же самую Жертву, которую две тысячи лет назад принес на Голгофе Христос. Здесь, в дарохранительнице, постоянно сохраняются Святые Дары, в которых под видом хлеба пребывает воплотившийся Сын Божий; на это указывает вечная лампадка, неугасимо горящая перед дарохранительницей.
К зданию собора примыкает приходской дом, в котором расположены также библиотека и помещения для катехизации. Раньше здесь находилась курия и типография сибирской католической газеты. По периметру храм окружен крытой галереей, по которой в особые дни проходят праздничные процессии и крестные ходы. На трех углах этой галереи возведены башни, в которых установлены колокола. Они созывают верующих на каждую Святую Мессу, бьют в полдень, когда читается традиционная молитва «Ангел Господень», а также отсчитывают пульс времени: над центральным порталом собора установлены единственные пока в городе часы с боем.
Кафедральный Собор Преображения Господня находится по адресу:
Новосибирск, ул. М. Горького, 100.
Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске
Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске
История прихода
До революции в Новосибирске (тогда Новониколаевске) имелась активная католическая община, которая была зарегистрирована с 4 тысячами ее членов. В начале XX века католическая церковь Новониколаевска была представлена молитвенным домом, возведенным в 1902 году на добровольные пожертвования прихожан. Фундамент под новое каменное здание был заложен в 1905 году, а еще через пять лет здесь был учрежден самостоятельный приход. Церковь была освящена в честь св. Казимира; в ее помещении находилась также школа и правление благотворительного общества.
В 30-е годы храм был закрыт, а в 60-е, во время хрущевской «оттепели», разрушен. На его месте был построен центральный городской универмаг – ЦУМ.
Оставшиеся без церкви католические общины тайно собирались в частных домах. Лишь в 1982 году их стал регулярно посещать священник Иосиф Свидницкий. Он же в 1983 году сумел начать строительство
часовни в отдаленной части города. О. Иосиф заплатил за это 2,5 годами тюрьмы; однако, верующие сами достроили храм, существующий и по сей день – это церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на 2-м переулке Мира. Священник-францисканец о. Саулюс, настоятель прихода, с конца 80-х годов ходатайствовал о разрешении строительства церкви и монастыря в центре города. После многих усилий и неудач было, наконец, получено первоначальное разрешение на строительство большой церкви на улице Максима Горького.
Когда в апреле 1991 года в Сибири были восстановлены структуры Католической Церкви в России, Новосибирск был назначен центром Апостольской администратуры для католиков латинского обряда Азиатской части России. Здесь должна была разместиться резиденция епископа, и потому запланированная церковь получила статус Кафедрального собора. Вначале его функцию около года выполняла церковь Непорочного Зачатия, затем временным кафедральным собором стала маленькая деревянная часовня, которую поставили на земельном участке в центре.
Строительство епархиальной церкви по проекту новосибирского архитектора Владимира Васильевича Бородкина было начато весной 1992 года, 19 марта 1993 года был заложен краеугольный камень. В нем находится камень, взятый с гробницы святого апостола Петра. На 0,2 гектарах земельного участка стоит теперь Кафедральный собор и курия епископа (епархиальное управление). На вербное воскресенье 1996 года была совершена первая Литургия в нижнем храме строящегося собора, а 24 декабря того же года католическая община прихода Преображения Господня праздновала рождественскую Святую Мессу в главном помещении храма.
Работы по завершению строительства окончились торжественным освящением 10 августа 1997 года. В этом событии приняли участие Представитель Святого Престола в Российской Федерации Архиепископ Джон Буковски, 10 епископов, более 120 священников из разных стран мира, а также около тысячи прихожан и паломников. Возглавил торжественный обряд Епископ Иосиф Верт, в то время – Апостольский администратор для католиков латинского обряда Азиатской части России. На богослужении присутствовали представители городской администрации, Православной Церкви. Епископ Новосибирский и Бердский Сергий направил поздравительное послание по случаю этого знаменательного события.
Архитектура собора основана на стилизации форм романской и готической архитектуры Западной Европы. Здание собора облицовано красным лицевым кирпичом. На главном, западном фасаде, три арочных портала создают симметрическую композицию. Порталы завершаются четкими полукруглыми арками в романском стиле. Центральный портал, увенчанный крестом на крыше, имеет входную дверь и окно-витраж, освещающее интерьер собора. В боковых, более узких и низких порталах находятся окна, освещающие балкон и лестницу.
В плане здание собора представляет собой прямоугольник со сторонами 24 на 15 метров. Оно выполнено в виде ритмично повышающегося к восточной (алтарной) части объема. Разница в уровне крыш, дает возможность размещения больших витражей, освещающих внутреннее пространство собора. Взметнувшаяся на высоту 20 метров остроконечная кровля над алтарной частью, напоминает образ готических храмов эпохи средневековья. Трехчастная крыша напоминает о евангельском событии, в честь которого освящен собор. Когда Христос преобразился на горе Фавор перед тремя своими учениками, рядом с Ним явился Моисей и пророк Илия, а апостол Петр, пораженный открывшимся видением, сказал такие слова: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф 17, 4).
Три крыши Кафедрального собора символизируют эти три кущи, которые намерен был построить святой Петр. Самая низкая крыша находится над нартексом (притвором) храма. Под ней оказываются и хоры, где располагается орган, а во время Мессы здесь собираются певчие. Под хорами находится исповедальня — традиционное для католического храма помещение, в котором совершается таинство исповеди. По бокам от исповедальни расположены лестницы, одна из которых ведет на хоры, а вторая — в помещения нижнего храма (крипту), где находится часовня восточного обряда. Средняя крыша закрывает основное помещение храма, в котором во время богослужения находятся верующие, символизируя Божию защиту и опеку, которой Он непрестанно сопровождает Свой народ. Третья, самая высокая крыша, осеняющая алтарную часть — пресвитерий, стремительно возносится вверх, символизируя молитву Церкви, возносящуюся к Богу «как фимиам». Под ней находится алтарь (престол) и кафедра (трон) Епископа, здесь во время Евхаристии священники приносят Богу ту же самую Жертву, которую две тысячи лет назад принес на Голгофе Христос. Здесь, в дарохранительнице, постоянно сохраняются Святые Дары, в которых под видом хлеба пребывает воплотившийся Сын Божий; на это указывает вечная лампадка, неугасимо горящая перед дарохранительницей.
К зданию собора примыкает курия (епархиальное управление), в которой расположены также библиотека и помещения для катехизации. По периметру храм окружен крытой галереей, по которой в особые дни проходят праздничные процессии и крестные ходы. На трех углах этой галереи возведены башни, в которых установлены колокола. Они созывают верующих на каждую Святую Мессу, бьют в полдень, когда читается традиционная молитва «Ангел Господень», а также отсчитывают пульс времени: над центральным порталом собора установлены единственные пока в городе часы с боем.
Кафедральный Собор Преображения Господня находится по адресу: Новосибирск, ул. М. Горького, 100.
Католическая Церковь
Единый Посредник Христос основал и непрестанно поддерживает на сей земле Свою святую Церковь, сообщество веры, надежды и любви, как зримый союз, через который Он изливает на всех истину и благодать.
Однако общество, обладающее иерархическими органами, и мистическое Тело Христово, зримое собрание и духовную общину, Церковь земную и Церковь, наделённую небесными благами, следует рассматривать не как две различные вещи, но как две составляющие одной сложной реальности, образуемой божественным и человеческим началами.
Поэтому по аналогии, не лишённой глубокого смысла, она уподобляется тайне воплощённого Слова. Ибо, как естество, воспринятое Божественным Словом, служит Ему живым орудием спасения, нерасторжимо с Ним соединённым, так и социальная структура Церкви служит Духу Христову, её животворящему, ради возрастания Тела (ср. Еф 4, 16).
Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своём поручил пасти Петру (ср. Ин 21, 17) и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление (ср. Мф 28, 18 слл.) и навсегда воздвиг её как “столп и утверждение истины” (1 Тим 3, 15).
Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству.
– (II Ватиканский Вселенский Собор, Домгатическая Конституция о Церкви Lumen gentium, 8).
Церковь вселенская (католическая, кафолическая), поскольку в ней присутствует Христос: «Там, где есть Христос Иисус, есть и вселенская Церковь» (св. Игнатий Антиохийский). Она возвещает полноту и совокупность веры: несет в себе и раздает полноту средств спасения; она послана с миссией ко всем народам всех времен и всех культур.
Всякая отдельная Церковь (т.е. диоцез и епархия), состоящая из общины христиан, пребывающих в общении веры и таинств со своим епископом, рукоположенным по апостольскому преемству, и в общении с Римской Церковью, «которая первенствует в любви» (св. Игнатий Антиохийский), есть вселенская.
Все люди по-разному принадлежат или предназначены кафолическому единству народа Божия. Полностью включены во вселенскую Церковь те, кто имея Духа Христова, соединен с ней узами исповедания веры, таинств, церковного управления и общения. Крещеные, не разделяющие полностью это кафолическое единство, находятся в некоем, хотя и несовершенном, общении со вселенской Церковью.
Утверждение «Вне Церкви нет спасения» означает, что спасение целиком исходит от Христа-Главы через Церковь, Его Тело. Поэтому не может спастись, тот, кто зная, что Церковь основана Христом и необходима для спасения, не вступает в нее или не остается в ней. В то же время, благодаря Христу и его Церкви, может наследовать вечное спасение тот, кто без своей вины не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же искренне ищет Бога и под воздействием благодати стремится исполнять Его волю, познаваемую через голос совести.
В Церкви по Божественному установлению есть священнослужители, которые получили таинство Священства и составляют иерархию Церкви. Остальные именуются мирянами. Есть верные, принадлежащие к той и другой категории, которые особым образом посвящают себя Богу принесением обетов евангельских советов: целомудрия в безбрачии, бедности и послушания.
Христос установил церковную иерархию с миссией в Его лице пасти народ Божий и потому дал ей такую власть. Иерархия образована из священнослужителей: епископов, пресвитеров, диаконов. Благодаря таинству Священства епископы и пресвитеры действуют, исполняя свое служение, во Имя и в Лице Христа-Главы (in persona Christi Capitis); диаконы служат Народу Божиему в диаконии (служении) слова, литургии, милосердия.
Папа, Епископ Рима и Преемник св. Петра – постоянное и видимое начало и основа единства Церкви. Он наместник, викарий Христа, глава коллегии епископов и пастырь всей Церкви, над которой он, по Божественному установлению, имеет полную, верховную, непосредственную и вселенскую власть.
Коллегия Епископов осуществляет над Церковью верховную и полную власть в общении с Папой и никогда без него. На епископов, пребывающих в общении с Папой, возложен долг верно и авторитетно возвещать всем Евангелие, поскольку они – подлинные свидетели апостольской веры, облеченные властью Христовой. Сверхъестественным разумением веры Народ Божий неотступно держится веры под руководством живого Учительства Церкви.
Епископ Иосиф Верт, Ординарий Преображенской епархии в Новосибирске
Каждый епископ, будучи членом коллегии епископов, разделяет коллегиальную заботу обо всех поместных Церквах и обо всей Церкви вместе с другими епископами, пребывающими в единстве с Папой. Епископ, которому вверена поместная Церковь, правит ею с авторитетом священной власти, собственной, прямой и непосредственной, осуществляемой во имя Христа. Доброго Пастыря, в общении со всей Церковью и под руководством Преемника св. Петра.
Собственное призвание мирян искать Царства Божия, просвещая и устрояя преходящие реалии по воле Божией. Тем самым они исполняют призвание к святости и апостольству, обращенное ко всем крещеным.
Верные миряне участвуют в священническом служении Христа, принося духовную жертву, «благоприятную Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2. 5); в первую очередь, принося Ему в Евхаристии собственную жизнь со всеми присущими ей делами, молитвами, апостольскими начинаниями, семейными отношениями, повседневным трудом, житейскими трудностями (если они переносятся терпеливо), телесным и духовным отдыхом. Тем самым миряне, посвященные Христу и помазанные Духом Святым, посвящают Богу весь мир.
Миряне участвуют и в пророческом служении Христа, принимая, все совершеннее, в вере Слово Христово и благовествуя его миру свидетельством жизни и словом, евангелизацией и катехизацией. Такая евангелизация обретает особую действенность потому, что совершается в обычных условиях этого мира.
Миряне участвуют в царственной миссии Христа святостью жизни, получив от Него силу самоотречения побеждать грех в себе самих и в мире. Они исполняют разного рода служения на благо общества и насыщают нравственными ценностями земные дела человека и общественные институты.