кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Храмы Батумо-Схалтской Епархии

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Батумский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

20-30 лет назад человеку, путешествующему из Кобулети в Батуми, при открывающейся панораме города первое, что бросалось в глаза, было прекрасное здание церкви, которое часто исполняло роль ориентира. К счастью этот собор не разделил участь бывшего Военного Собора, которую «ура-революционеры» смели с лица земли, но им в послевоенный период распоряжались разные организации, не считаясь с мнением общественности и городской интелигенции. Они часто переделывали здание, безбожно эксплуатируя его, что привело собор на грань разрушения. Об этом важнейщем факте еще в те времена писала творческая интелигенциякрая на страницах газеты «Советская Аджария».

Общественность требовала освободить церковь, реставрировать ее и вернуть приходу. Их требования поддержал великий грузинский писатель Константин Гамсахурдия. Известный грузинский кинорежисер Тенгиз Абуладзе использовал этот факт в своей знаменитой картине «Покаяние», что придало фильму особую напряженность.

Правда с большим опозданием, но к счастью этот протест не остался «гласом вопиющего во пустыне». При активном содействии тогдашнего руководства республики за восстановление этого замечательного памятника взялся комитет по гос. Стандартам, который возглавлял в то время депутат Верхового Совета Н. Д, Колгоморов. Под руководством министерства жилищно-комунального хозяйства начались строительно-реставрационные работы. Собору не только вернули прежний вид, но и обновили интерьер, отреставрировали поврежденные фрески. И снова жители города трубуют возвращение собора христианскому приходу. В 80-е годы собор вернули к законным хозяевам. 16 мая 1989 года Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы освятил католикос-патриарх всея Грузии Илья второй. В этот день было проведено праздничное крещение, к истинной христиагнской вере приобщились 5000 человек. Настоятелем собора был поставлен священник Давид Шиолашвили, который в этот замечательный день патриархом всея Грузии был возведен в сан протоиерея.

Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы был назван кафедральным. В этом соборе служили: Митрополит Константин ( Меликидзе)—1986-1992 г.г. Епископ Христофор (Цамалаидзе)-1992-1993 г.г. Епископ Иов (Акиашвили)— 1993-1996 г.г. Епископ Димитрий (Шиолашвили)—1996 г.- по сей день

Церковь св. Николая в Батуми

Строительство церкви им. св. Николая, как указывает мемориальная надпись на стене, закончилось в 1865 году. В 1871 г. была отслужена первая литургия, но к сожалению, не известно, кто освятил церковь. Церковь св. Николая, в то время была одной из наилучщих архитектурных памятников г. Батуми. В 1894-1898 г.г. на территории церкви были открыты мужская и женская школы. В 1898 г. в под подчинение этой церкви вошла церковь св. Пантелеимона в селе Королистави. В начале 20-го века греки острова Хиоси преподнесли церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С 1890 г.

протопресвитером г. Батуми являлся священник Симон Кикодзе. В 1896 г. священником церкви св. Николая благословили Александра Ральцевича, а в 1896-1917 г.г. в церкви служил священник Константин Цандеков. После создании Батумо-Шемокмедской епархии в 1920-1935 г.г. в церкви св. Николая служили митрополит Георгий(Аладашвили), епископ Давид (Качахидзе), епископ Нестор (Кубанеишвили) и митрополит Иоанн (Маргишвили). Во время владычества епископа Давида, в 30-е годы, церковь была закрыта. С 1931 г. все церковные строения стали государственным имуществом. В 1941 г. с цекви св. Николая богословская литература была перенесена в государственный музей. После окончания второй мировой войны, представителиБатумской интелигенции попросили Его Святейшество и Блаженство патриарха Калистрата (Цинцадзе) о посредничестве перед верховным правительством в деле открытия церкви. После согласия правительства, в 1948 г. в церкви св. Николая литургию вознес патриарх всея Грузии Калистрат. С 1963-1967 г.г. по благословению католикоса-патриарха Ефрема второго, в цекви св. николая служил иеромонах Илья (Шиолашвили). В последствии католикос-патриарх всея Грузии. С 1961 г. в церкви св. Николая служит архимандрит Харитон (Тудовш). Он в течении многих лет являлся наставником церкви. В разные годы в церкви служили: 1955-1964 г.г.—протоиерей Василий Табатадзе 1956-1965 г.г.—священник Алексей Собчук 1967-1973 г.г.— священник Индиси Нуцубидзе 1970-1987 г.г.—священник Григорий Сванадзе 1986-1988 г.г.—священник Давид Шиолашвили (ныне епископ Батумо-Схалтской епархии Димитрий). В 1998 г. по благословению епископа Димитрия, по инициативе и финансовой помощью З. Джаиани, начались реставрационные работы. В 1999 г. финансовой помощью О. Галогре и А.Ахвледиани началось обновление и благоустроиство интериера церкви.

Храм св. Троицы в Батуми

Храм пресвятой Троицы возведён во второй половине 19-го века. На протяжении многих лет он находился на попечении кладбищенского хозяйства. В 30-х годах 20-го века и здесь прекратились службы. Эго использовали как склад хозяйственного инвентаря. После окончания второй мировой войны многонациональные православные прихожане, во главе сГригорием Пухно и Лукой шевчуком, собрали подписи и обратились с просьбой к патриарху Калистрату (Цинцадзе) об восстановлении служб в данной церкви. В 1947 году храм Святой Троицы был открыт. Настоятелем стал Лука Шевчук. У церкви была группа певших из 30 член. После ресставрации храма, прихожане пожертвовали книги, иконы и другие церковные утвари. В храме всегда было много прихожан, что может быть обусловлено тем, что в то время в городе было всего 2 православного храма, один св. Николая и другой здесь, на кладбище. В 1976 году пожар полностью уничтожил церковь. Вскоре Святейший синод православной церкви обязал Батум-Шемокмедского епископа Давида (Чкадуа) построить новый храм на основе старого.Храм был построен, перекрыт и началось богослужение в 1979г, но его окончотельная реставрация велась на продолжении многих лет.

Церковь Св. Нино в Батуми

Церковь Св. Нино открылась в. 1994 в здании духовной гимназии им. Андрея Первозванного. Инициатор её строительства руководитель и первый настоятель был священник Давид Шиолашвили (в настоящее время епископ Батумский и Схалтский Димитрий).

Церковь св. Георгия в Батуми

Церковь с Святых и Праведных Иоакима и Анны в Батуми

Строительство церкви святых Иоакимма и Анны началось в 1998 году, во дворе епископской резиденции, по инициативе и благословению епископа Батумского и Схалтского Димитрия. Строительство окончено в 1999 г. В этом же году владыка Димитрий освятил храм.

Церковь св. Илии Пророка в Батуми

В 1999 году здание

12 детского сада было передано Батумской и Схалтской епархии. В течении одного года здание было капитально отремонтировано. В этом же здании в 2000 году была открыта церковь во имя Илии пророка.

Церковь Св. Благоверной Царицы Тамары в Батуми

Церковь построена по инициативе и при помощи жителей Батуми, отца и сына, Давида и Теимураза комахидзе, на гореТамары, где исторически находилась и находится дрнвняя крепость. Автор проекта Давид Комахидзе. Руководил работами Теимураз комахидзе. Храм празднично открылся 20 июля 2001 года.

Архангельская церковь в селе Чакви

По преданию, на месте, где сейчас расположена церковь, по инициативе распространителя чайной культуры в Аджарии Попова была построена церковь. Она служила для православных прихожан, работавших здесь. О существовании в это место церкви рассказывает сохранившийся колокол с надписью, и остатки фундамента. Остатки церкви обнаружил Хасан Беридзе, который несмотря на пожилой возраст решил её восстановить. Вскоре, тогдашний епископ Батумский и Схалтский Иов рукоположил Хасана Беридзе в диаконы, под именем Севериан. 26 июня 1995 года газета Колоколы Схалты писала, в посёлке Чакви, на территории чайного хозяйства, в праздничной обстановке открылась новая церковь, которая была освещена во имя Архангелов Михаила и Гавриила, под руководством Севериана Беридзе и при участии местного населения. Храм освятил владыка Иов. Недавно, возле храма возвели колокольню.

Храм св. Георгия в селе Нижнее Квирике

По преданию церковь св. Георгия в селе нижнее Квирике построена ещё в 12 веке. Бедствия этого мира полностю разрушили её, оставив только незначительный фундамент. Затем была построена деревянная церковь. Но и она сгорела. В 80-х годах двадцатого века местный житель Христо Иосифиди на собственные средства решил построить храм. Строительные работы сделал Янго Шонус. Храм святого Георгия поначалу открылась неофициально. Его закрыли, иконы вынесли и открыли библиотеку. В 1990 году храм заново открыли и реставрировали. Началось Богослужение.

Храм св. Георгия в селе Нижнее Ачкви
На внешней стороне храма св. Георгия в селе н. Ачква, возле входа есть надпись, которая говорит, что церковь была построена в 1880 году местными греками. В 30-х годах прошлого века церковь была закрыта, и частично повреждена. В 60-х годах жители села тайно занесли в церковь несколько икон и приходили молиться. В 80-х годах, под руководством Аристо Адриати начались реставрационные работы. Молодой инженер Ставро Стефаниди построил купол. Он внёс очень большую роль в восстановлениихрама св. Георгия. В 1996 году к храму пристроили колоколнью.

Церковь св. Феодора в селе Верхнее Ачкви

В 90-х годах двадцатого века по инициативе Ставро Христефоридиса, в селе Верхнее Ачкви, на горе, на фундаменте древнего храма была построена новая церковь. Сначала, местные жители хотели возвести большей храм, чем старая церковь, но по благословению тогдашнего епископа Батумского и Схалтского Иова была построена точно таких же размеров, как и старая. Строительство храма велось на пожертвования верующих.

Церковь св. апостолов Петра и Павла в селе Ачква

Храм построен в начале 20-го в. православными греками. Его разрушили в 1937 г. На сегодняшний день храм востановлен и действует.

Воскресенский храм в селе Дагва

Храм Воскресения Христова начал строиться в 1996 году под руководством Анести Цацаниди. Церковь небольшая и красивая. Располагаетсянеподалёку от греческого кладбища. 15 апреля 2001 года, на паздник Пасхи, в храме начались Богослужения.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Дагва

В 1901-1903 годах провославными греками села Дагвы была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1908 году была возведена каменная церковь. В 1937 году церковь взорвали коммунисты. В 1989-92 годах местным населением церковь была отреставрирована. И в дальнейшем продолжались реставрационные работы. Сейчас церковь действуящая.

Церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы в г. Кобулети

В 1997 году, в Кобулети по инициативе и руководстве местных жителей Джемала Инаишвили и Тамаза Нижарадзе открылась Церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы. Её расписал иконописец Иоанн Бабилодзе.

Церковь св. Великомученицы Екатерины в селе Ферия

Бывший Батумский дом инвалидов и престорелых, в 1995 году, в феврале перешёл в ведомство Грузинского Патриархата, её опекает Батумская и схалтская епархия. 7 декабря 1997 года открылась там церковь св. Екатерины. Её первым настоятелем был протоиерей Феодор Ахаладзе.

Храм Всех Святых в пос. Махинджаури

9 июля 2000 года в Аджарии открылась ещё одна новая церковь. В кресто-купольном храме, которая строилась чуть больше одного года началась служба. Новая церковь построена во имя Всех Святых. Автор проекта церкви Архитектор Теймураз Ахвледиани, строитель- инженер Тамаз Соселия.

Схалтский мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Орнаменты представляют собой вариации резьбы на камне, существующие в Грузии на протяжении многих веков. Семигранный алтарь расположен в восточной части церкви, с западной и южной сторон находятся пристройки, которые со временем превратились в развалины. Схалтская церковь была росписана целиком. После масштабных реставрационных работ в 1997 году (реставратор Г. Чеишвили) выяснилось, что фрески, в основном, сохранились в алтаре, на арке и на западной стене. Роспись Схалтской церкви по своим художественно-стилистическим своиствам относится к палеологическому стилю живописи 14-15 в.в.

Преображенский храм в Ахалшени

Преображенский храм в Ахалшени построен в начале нашего века понтийскими греками, которые поселились в Ахалшени в 1878 году. В 1912 г. храм благословил епископ Мингрелии и Гурии, в последствии католикос-патриарх Грузии Леонид. По приказу правительства, в 1937 г. церковь была закрыта. В течении десятилетий недействующий храм был поврежден. В 70-х годах развалился купол храма. В 80-х г.г. местные греки начали реставрировать церковь, но в связи с их отъездом на историческую родину, строительство преостановилось. К счастью, Ахалшенская молодежь, с помощью правительства и отдельных благотворителей довела до конца восстановление церкви. Храм вновь задействовал 19 августа 1997 года, в день Преображения Господня. Служил литургию Батумско-Схалтский епископ Димитрий. В этот же день состоялось торжественное крещение.

Цхрафонская (Чехеданская) церковь св. Георгия

Цхрафонская (Чехеданская) церковь св. Георгия была построена в первой четверти 17-го века по приказу Мамии Гуриели. Церковь расположена к востоку от реки Цхрафона, в той деревне, которою сегодня называют Чехеданой. Из исторических источников видно, что Чехедана, входящая в Гурийское княжество являлась одной из богатых и благоустроенных деревень. Здесь похоронены члены семьи Гуриели: сын Мамии Гуриели и его мать, Атабагская дочь, царица Тинатин. В книге пожертвовании, которую Мамия Гуриели передал Иерусалимского Патриарху, описано строительство Чехеданской церкви. В ней говорится, что после смерти сына, Гуриели решил построить церковь. Иерусалимский патриарх Феофан благословил место будущего храма. После окончания строительства Гуриели передал церкви икону, крест, книги и другие церковные принадлежности. Патриарх Феофан в Чехеданской церкви благословил митрополита Алании Гавриила. Чехеданская церковь в то время представляла собой замечательный культурный центр и принадлежала Иерусалимскому патриарху. Со временем Цхрафонская церковь была безжалостно уничтожена. В 1999 году по благословению Батумо-Схалтского епископа Димитрия церковь была восстановлена. Сегодня здесь действует мужской монастырь.

Кафедральный собор в Хиноцмида

После разрушения объединенного феодального государства и возникновения Гурийского княжества, одним из церковных центров являлся Хинойский кафедральный собор. Из исторических документов известно, что деревня Хино находилась на верхной полосе реки Кинтриши. В старые времена эта деревня являлась перекрестком караванних дорог. На сегодняшний название бывшей обширной территорий носит маленькая деревня расположенная у истока реки Кинтриши. Здесь же сохранились развалины кафедрального собора. Хинойский кафедральный собор был разрушен в период турецкого нашествия. Враги подожгли храм. В последствии Хиноцмида пострадала от землетресения. В 1893 г. известный грузинский историк Д. Бакрадзе побывал в Хиноцмиде. Он описал почти разрушенный храм. До наших дней дошли фундамент ипочти разрушенные этого замечательного памятника. Еще не установлена точная дата окончания строительгых работ Хиноцмидского храма, для этого обязательно провести научно-археологическое исследование. На сегодняшний день памятник регистрирован и подлежит защите.

Развалины церкви «Тетросани»

На территории деревни Хуцубани сохранились развалины двух церквей. Одна из них в исторических источниках известна под названием Гварская «Тетросани». Она расположена на северо-западе Хуцубани, на левом берегу реки Ачква, награнице деревни Гвара. Здесь начинается территория, где раньше проходила Хино-Кобулетская караванная дорога. Эта дорога соединялась с Грузино-Византийской главной магистралью. Христианские церкви расположены на территории село Хуцубани были разрушены во время турецкого нашествия. На сегодняшний день церковь «Тетросани» регистрирована и подлежит защите.

Строящиеся церкви на территории епархии

Источник

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Над южной частью района Старый Батуми возвышается величественный храм, по красоте сравнимый с Лондонским Вестминстерским дворцом или замком Нойшванштайн в Германии. Расположенный в самом центре города, Собор Рождества Пресвятой Богородицы заметен издалека, приковывая взгляд непривычной для здешних мест готической архитектурой. Не раз проезжая или проходя мимо этой Батумской достопримечательности, внимательные глаза заметят, что камни, из которых построено здание, меняют свой цвет в зависимости от погоды.

Экстерьер собора

Знаковая православная Святыня столицы Аджарии, в прошлом – костёл, выполнена в неоготическом стиле:

Над внешним видом здания и дизайном помещений потрудились в своё время итальянские архитекторы и художники, приглашённые Степаном Зубалашвили – меценатом, главным инвестором строительства, исполнителем последней воли своей матери Елизаветы (перед смертью она просила возвести в городе католический храм).

Внутренняя архитектура

Интерьер выполнен в том же неоготическом стиле и выглядит как копия Сикстинской капеллы в Ватикане:

Внутри собор Рождества Пресвятой Богородицы украшают роскошные православные иконы, написанные русскими и грузинскими иконописцами. Больше других привлекает внимание образ Георгия Победоносца, выполненного в технике расписной эмали. Возле восточной алтарной стены зала стоит кресло (кафедра), на котором восседает епископ.

Историческая хроника

Адрес достопримечательности

Demetre Tavdadebuli 51 и Chavchavadze 25.

Отзывы туристов

Впечатляющий снаружи и уютный внутри собор Рождества Пресвятой Богородицы – это настоящий райский оазис посреди городской суматохи и шума. Вокруг здания – парк с аллеями и лавочками, где можно отдохнуть в тени деревьев. Рядом продают свечи и сувениры. Большинство посетителей церкви – грузинская молодёжь и туристы. Если появится желание побывать в храме, стоит вспомнить о приличиях и прийти туда в соответствующей одежде с прикрытой головой.

Источник

Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (груз. ღვთისმშობლის შობის სახელობის საკათედრო ტაძარი) — действующий кафедральный собор Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви в Батуми. Построен как католический храм в 1903 году на средства братьев Зубалашвили

На стыке времен и религий

Собор, возведенный в 1898-1903 года, причисляют к православной церкви, однако стоит отметить, что строился он как римско-католический костел. В тот период, когда Аджария стала частью Российской империи, Батуми наводнили иностранные граждане, различной национальности и вероисповедания. По причине отсутствия в 19 веке в городе католических храмов, представители этой религии были вынуждены обратиться к властям с просьбой о разрешение на постройку собора.

Великолепная достопримечательность Батуми была возведена на пожертвование самих прихожан, большую часть денег передал богатый нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Именно благодаря его постоянной финансовой помощи строительство было окончено в 1902 году, а год спустя собор осветили.

После Октябрьской революции, Грузия стала частью Советского Союза, здание было конфисковано новым правительством и отдано под хозяйственные и административные нужды. Долгие годы грузинская общественность и католики боролись за возвращение собора церкви. Эту борьбу не раз поддерживали в своем творчестве такие деятели искусства и кино, как: кинорежиссёр Тенгиз Абуладзе и писатель Константин Гамсахурдия, после чего проблема приняла всенародный масштаб.

Строительство собора

Первоначально Собор Пресвятой Богородицы возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Православным он стал позже. Исторически регион Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежал Российской империи, здесь на тот момент проживали представители разных вероисповеданий и национальностей.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Построенная в Батуми армянская церковь не вмещала в себя городских прихожан, что говорило о необходимости возведения еще одной церкви. Ею и стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрешение на строительство которого было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет благодаря средствам богатых купцов и меценатов из рода Зубалашвили. Львиная доля финансирования лежала на плечах Степана Зубалашвили – одного из братьев семьи, которая стала известна еще в 17 веке благодаря торговле.

История собора

Исторически Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежала Российской империи, в Батуми проживало огромное количество граждан различного вероисповедания и национальностей. Католических храмов в то время в городе не было.

Возведение и основание

Армянская церковь не вмещала в себя всех прихожан, и было принято решение о возведении еще одной. Разрешение на ее строительство было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет на пожертвования прихожан, и в основном на средства богатых купцов и нефтепромышленников из рода Зубалашвили. Большая доля расходов на строительство лежала на плечах Степана Зубалашвили — одного из братьев семьи, известной еще в 17 веке.
Собор был построен в 1902 году, а в 1903 освящен. Изначально он возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Это был первый католический храм в городе. Православным он стал позже.

Историческая судьба

После Октябрьской революции, когда Грузия вошла в состав Советского Союза, собор был конфискован правительством. Продолжительное время в нем находились различные административные учреждения.

Чего здесь только не было в то время:

Долгие годы грузинская общественность и верующие боролись за возвращение собора церкви. Великие деятели искусства и кино, такие как известный кинорежиссер Тенгиз Абуладзе и писатель Константин Гамсахурдия, поддержали эту инициативу. Тенгиз Абуладзе упомянул ситуацию с храмом в своем фильме «Покаяние». После эта борьба приняла всенародный масштаб.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Послереволюционная реконструкция

Только в 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции все-таки удалось добиться начала реставрации собора. В 1989 году ему вместе с первоначальным обликом после продолжительного ремонта вернули законный статус. 16 мая 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения. В этот день служителями собора было проведено праздничное массовое крещение, в котором приняли участие сразу 5 тысяч человек.

Батумский собор был признан кафедральным. Так, с легкой руки высших священнослужителей, храм из католического превратился в православный.

Современное положение

Сегодня Собор рождества Пресвятой богородицы в Батуми — это главный храм епархии.

Он настолько прекрасен и необычен, что в 2011 года был признан объектом культурного наследия Батуми.

Храм очень привлекателен для туристов, тем более что он остается действующим и в нем ведутся службы. Несмотря на реставрационные работы, ему все же нужны средства. Некоторые части храма нуждаются в ремонте, но в целом он великолепен.

И неслучайно эту церковь многие считают лучшей в Грузии. На ее территории находится небольшой парк, по которому приятно прогуляться или тихо посидеть на одной из лавочек и подумать о чем-то личном и сокровенном под шум журчащей в небольшом фонтанчике воды.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Что посмотреть

Главный собор Батуми выполнен из белого камня, который может менять цвет в зависимости от погоды, имеет 3 купола. Интерьер украшен красным кирпичом, золотым и синим орнаментом, характерным для неоготического стиля. Заходя в церковь, будто оказываешься в уменьшенной копии Сикстинской капеллы из Ватикана.

Внутреннее убранство дополняют множество православных икон, среди которых стоит отметить необычное исполнение образа Георгия Победоносца — на эмали. Кроме православных икон в русском стиле, есть здесь и образы, написанные грузинскими иконописцами.

Бывший католический храм выполнен в редчайшем для Закавказья неоготическом стиле с характерными фресками и витражами.

По обе стороны от главного входа стоят статуи святой Нины и апостола Андрея Первозванного. Отличительная характеристика храма — огромные витражи, сравнимые по красоте с французскими церквями.

Да поможет вера твоя

Грузинской интеллигенции все-таки удалось добиться начала реставрационных и восстановительных работ, а также возвращения храма православной церкви. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен католикосом-патриархом всея Грузии Ильей II. В этот день служителями собора было проведено праздничное массовое крещение, во время которого окрестили сразу 5 тысяч человек.

На сегодняшний день кафедральный собор — это одна из прекраснейших церквей и достопримечательностей Грузии, возведенная в стиле поздней готики. По обе стороны от главного входа стоят скульптурные изображения апостолов, о том, чьи это статуи: Иосифа и Святой Марии или апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, споры идут по сей день. Главной особенностью экстерьера собора являются восхитительные витражные окна, которые по своей красоте смогут соперничать с французской готикой.

Осмотрев храмовую архитектуру города, не забудьте уделить время на посещение научно-истиорической достопримечательности — Батумского археологического музея, который признан лучшим музеем не только Батуми, но и во всей Грузии.

Угроза разрушения и реставрация

Процесс советизации Грузии закончился провозглашением Грузинской ССР. За республикой сохранялся Батуми, часть территории к югу от него отошла Турции. С той поры собор стал использоваться скорее в хозяйственных целях:

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

В 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции удалось добиться восстановления и реставрации собора. Строение перешло к православной церкви. В мае 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения, в котором приняли участие 5 тысяч человек.

Настоятели

Богослужения и возможности посещения

В настоящее время двери собора открыты для всех желающих, в нем ведутся регулярные богослужения.

В храме не хранятся мощи святых или древние иконы. Но он и так является святыней для православных жителей Грузии.

Престольным праздником считается Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии — отмечается по новому стилю 21 сентября.

Для того, чтобы почувствовать его особую атмосферу, стоит побывать в соборе во время службы. Практически ни одна экскурсия по Батуми не обходит стороной этот храм, имеющий вековую историю. Всем своим внутренним и внешним видом он показывает верность религии, которую сохранили местные жители.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Другие православные храмы Батуми

В Батуми находится 4 наиболее известных православных церкви.

Святой Троицы

Одна из основных достопримечательностей Батуми. Храм расположен на горе Самеба(Sa-meba).

Это самый загадочный и труднодоступный храм города

Он хорошо виден с городской набережной и в конечной точке дороги «Арго»

Возведен во второй половине 19 века на территории православного кладбища. Этот небольшой храм играл огромную роль в жизни жителей Батуми, кроме него в советский период в Батуми действовал еще только храм Святого Николая.

В 30-х годах 20 века был закрыт и отдан под склад хозяйственного инвентаря.

После окончания второй мировой войны в Грузии началось массовое движение за восстановление православных церквей. В 1947 году церковь вновь была открыта, начались реставрационные работы, но в 1976 году пожар почти полностью уничтожил ее. В течение трех лет велось строительство нового здания на основе старого храма и наконец в 1979 году в церкви начались богослужения, хотя реставрация велась еще на протяжении многих лет.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Святого Николая

Еще одна старейшая православная церковь. Находится в центре Батуми на улице Парнаваза Мепе, рядом с Пияццой.

Ей более 150 лет, была построена еще в 1865 году на земле, пожертвованной в пользу церкви главой города, греком Ильей Ефремиди. Первые службы начались в 1871 году. Изначально была без колокола, но в 1878 году русскими военными был привезен и установлен колокол, который до сих пор украшает храм. С 1894—1898 гг. в церкви функционировали женская и мужская школы. Церковный хор церкви считался одним из лучших в городе.

Церковь Святого Николая до постройки Собора Рождества Пресвятой Богородицы была кафедральным собором.

В 30-е годы храм постигла та же судьба, что и многие религиозные строения. Он был закрыт и почти 20 лет не функционировал. Вновь открыт был в 1946 году, тогда же начались реставрационные работы. В 2011 году была проведена масштабная реконструкция. Сегодня это один из красивейших архитектурных памятников города.

Внутри приятная атмосфера и много икон Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешественников. Здесь всегда очень многолюдно.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Святого Христа Всеспасителя

Это православная армянская церковь. Расположена на улице Звиада Гамсахурдия.

Это очень странный храм, снаружи он похож на православный, а внутри на католический.

В 1885 году на собранные местной армянской общиной деньги началось строительство церкви, проект которой был разработан австрийским архитектором Робертом Марфельдом.

В начала 20 века церковь была закрыта коммунистами и превращена в склад, в 1959 году здание было переделано в обсерваторию. После распада Советского Союза в 1992 году храм был возвращен армянской диаспоре, а в 1995 году начал действовать. С 1993 по 2000 гг. реконструирован.

Армянская апостольская церковь в Батуми простая по своему оформлению и декору и сравнительно небольшая. Необычные витражи с изображением восьмиконечных звезд не характерны для христианства, но армяне были первыми православными христианами, поэтому их символика является более древней и приближенной к оригиналу.

Храм успешно выдержал испытания временем и теперь красиво и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. На территории располагаются два хачкара (армянские памятники) и «особенная» магнолия, посаженная известным художником, коллекционером и меценатом Иваном Айвазовским.

Внутри симпатично и уютно, немногочисленные иконы на стенах служат его украшением. В 2010 году храм посетил президент Армении Серж Саргсян.

Сейчас церковь имеет воскресную школу, пару музыкальных групп и юношеский центр.

кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Смотреть картинку кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Картинка про кафедральный собор пресвятой богородицы батуми. Фото кафедральный собор пресвятой богородицы батуми

Святой великомученицы Варвары

Небольшая, основанная еще в 1888 году при военном госпитале, она находится на проспекте Руставели, 26, сразу возле гостиницы Шератон.

По сравнению с другими православными храмами эта церковь более скромная и менее известная.

В 1905 году церковь Св. Варвары была передана патриархии. В 1906 году ее освятили, но службу на грузинском языке не вели еще долго.

В 1996 году снесли госпиталь и построили новое здание церкви. 7 апреля 1997 года в праздник благовещения ее торжественно освятили.

Церковь Святой Варвары являет собой скромное прямоугольное здание с несколькими иконами внутри, колокольни нет. Сейчас она состоит из двух зданий, которые раньше были связаны друг с другом арочной галереей. Богослужения проводят в том, что справа.

Интерьер хорошо освещен, здесь очень хорошее место для молитвы в уединении, так как почти никогда не бывает людей, только бабушка у входа, просящая милостыню.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *