как активировать свой мозг на 100 процентов
Тренировки для мозга: какие они бывают, и зачем они нужны. Советы специалиста
Человеческий мозг по-прежнему остается самой большой загадкой. Однако, благодаря стремительному развитию нейронаук, мы научились управлять его состоянием. Медитация и релаксация, развивающие и интеллектуальные упражнения, нейрофидбэк-тренинг — всё это методики, направленные на тренировку нашего мозга. Рассказываем, как это работает и зачем это нужно. В тонкостях данного вопроса нам помогла разобраться Ольга Чащина, врач-психотерапевт, к. м. н., специалист по нейротехнологиям X-Clinic.
Зарядка для мозга
Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.
Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.
Медитация
Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.
Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.
Онлайн-тренажеры и игры
На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.
Нейрофидбэк-тренинг
Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.
Как это происходит
Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.
Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.
Подписаться на новости
В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.
Как активировать свой мозг на 100 процентов
Это социальный сервис, который поможет пациентам получить комплексную информацию об их проблеме и способах решения, а также дать возможность обмена обытом с другими пациентами
1. Занимайтесь спортом.
Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.
2. Тренируйте мышление.
Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать.
3. Спросите «Почему?»
4. Больше смейтесь.
Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.
5. Ешьте рыбу.
Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток.
6. Развивайте память.
7. Питайтесь правильно.
Могут ли вредные жиры сделать человека глупым? На этот вопрос ответили исследователи Университета Торонто. Они посадили крыс на диету, уменьшив количество потребления жиров, вследствие чего у грызунов ухудшилось функционирование частей мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие.
8. Разгадайте загадку.
Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто–то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.
9. Эффект Моцарта.
Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа.
10. Улучшайте навыки.
Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки.
11. Сократите количество алкоголя.
Исследование, в котором приняли участие 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается.
12. Играйте.
Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.
13. Спите с ручкой и бумагой.
Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью.
14. Концентрация.
Концентрация может улучшить работу мозга. Но «воры концентрации» не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены. Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях.
15. Любовь для мозга.
В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин.
16. Играйте со страстью.
Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым.
17. Изучайте что-нибудь новое.
Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова.
18. Пишите.
Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные.
19. Ароматерапия для активации мозга.
Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. «Энергетики» включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны.
20. Окружите себя вдохновителями.
Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка.
Как заставить мозг работать на все 100?
Человеческий мозг – это наисложнейший механизм природы из всех существующих. На него возлагается работа по регулированию и контролю всей жизнедеятельности человека. Если мозг прекращает выполнять необходимые функции, человек теряет способность действовать и чувствовать.
Ученые до сих пор не выяснили до конца, как работает человеческий мозг. Существует мнение, что мозг человека использует только 10% возможностей. Выясним так ли это и как заставить мозг работать на все 100.
Правда ли, что мозг работает только на 10%?
Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:
Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.
Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!
Как работает мозг?
Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.
Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.
Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.
Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.
Одновременная работа всех частей структуры мозга невозможна!
В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека. В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.
Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.
Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.
Способы заставить мозг работать на 100%
Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.
Непрерывно исследуйте мир, и Вы поразитесь возможностям, которые откроются Вам в работе и жизни.
Выражайте мысли путем ведения блога в интернете. Разгрузив мозг, Вы улучшите интеллект.
Кроме вышеперечисленных советов, заставить мозг работать на все 100% поможет правильное питание. Жирные кислоты Омега-3 – то вещество, без которого полноценная работа мозга невозможна. В первую очередь это жирная рыба и грецкие орехи.
Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.
Как использовать свой мозг на 100%: советы от наставника Nike, General Electric и Virgin Group Джима Квика
Вам лгут. Постоянно. Причем, иногда вы сами себе врете. Нас всех затапливает бесконечный поток дезинформации о наших, якобы, ограниченных возможностях, это происходит так часто, что у большинства людей зачастую не остается иного выбора, кроме как поверить в эту ложь. Проблема в том, что этот поток информации вступает в противоречие с вашими попытками достичь безграничности. Эта ложь может затормозить вас или направить в том направлении, в котором вам не хотелось бы двигаться. Что же, давайте прольем свет на эти семь обманов, рассмотрим, что они из себя представляют, и попробуем заменить их на что-нибудь получше.
Обман №1: Интеллект неизменен
На первый взгляд казалось, что Рэй — весьма позитивная женщина. Она управляла собственным бизнесом, владела процветающей соцсетью, ей нравилось вращаться в кругу людей с большими идеями, думающими о таких возможностях, о которых большинство из нас даже не мечтало.
Когда у Рэй появилась дочь, она поняла, что, возможно, вовсе не так позитивна, как ей всегда казалось. Иной тип мышления стал проявлять себя исподволь, как оно обычно и происходит. Сначала это проявлялось в том, как она реагировала на отдельные поступки своей маленькой девочки. Рэй склонялась к мысли, что дочка «такая, какая есть, чего уж там», не желая верить в то, что она может как-то повлиять на ее поведение. Когда ее молодой человек пытался обучать дочку Рэй чему-то новому, она ощущала легкий дискомфорт, ощущая импульс защитить ребенка от возможного разочарования, если у нее что-то не получится. Ее постоянно мучила мысль, что дочурка «еще слишком мала, чтобы обучаться».
Причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь.
Однажды ее молодой человек посмотрел на Рэй и произнес: «Неужели ты думаешь, что она ничему не научится и не станет умнее?». Конечно же, это было не так: ее маленькая дочь отличалась умом и любопытством, каждый день узнавая что-то новое. Это было очевидно. и все же, где-то глубоко внутри Рэй засело твердое убеждение, что «нет, она такая, какая есть». Рэй приходилось бороться с предубеждением относительно интеллекта своей дочки.
Подобные убеждения невероятно коварны. Мало кто из нас осознает наличие у себя ограничивающих убеждений, которые, по нашему мнению, есть у других. Но они все равно просачиваются, влияя на наше ощущение счастья — в работе, в семье, в отношениях с детьми. Если мы верим, что улучшить ничего нельзя — так оно и будет. Невероятно трудно чего-то добиться, если вы сами не верите в свои силы.
Кэрол Двик, профессор психологии Стэнфордского университета, описывает разницу между косным и подвижным мышлением:
«Студенты с косным мышлением верят, что их базовые способности, интеллект и различные таланты неизменны. Они просто обладают определенным количеством этих особенностей, и на этом все — дальше все их усилия сводятся к тому, чтобы все время поддерживать умный вид, не давая повода упрекнуть себя в глупости. В то время, как студенты, обладающие подвижным мышлением, считают, что их таланты и способности можно развивать с помощью напряженной работы, учебы и настойчивости. Они не считают, что все равны в своих возможностях, и каждый может стать Эйнштейном, но верят, что каждый может стать умнее, если будет над этим работать».
Как и Рэй, большинство из нас не задумывается о том, каким мышление обладает — косным или подвижным. Основная масса людей продолжает мыслить теми же шаблонами, что их родители, даже не подозревая об этом. Как бы то ни было, принятие того или иного формата мышления оказывает глубокое воздействие на наше отношение к собственной жизни. С косным мышлением все остается неизменным — мы бессильны что-либо изменить. С подвижным мышлением, у нас появляется возможность улучшить все, что угодно.
Если Рэй считает, пускай даже не вполне осознанно, будто ее дочь не способна получать знания, что она делает вместо того, чтобы заняться ее обучением? Вероятно, множество вещей — успокаивает, дает отдохнуть, отвлекает внимание. Все это позволяет облегчить текущий стресс, но никак не способствует развитию ребенка. Точно так же, когда в зрелом возрасте мы решаем, что не в состоянии учиться, как мы начинаем себя вести вместо того, чтобы взять на себя ответственность и приступить к изучению того, что кажется нам интересным и важным? Мы убеждаем себя, что в этом нет особой необходимости, оправдываемся, обвиняем других людей или сложные обстоятельства, а затем отвлекаемся на какое-то занятие, которое дает нам ощущение комфорта.
Откуда берутся эти ограничивающие убеждения вы либо не можете вспомнить, либо они уходят корнями в ваше детство. И это оказывает огромное влияние на ваше отношение к собственному интеллекту и способностям к обучению. Оценка уровня IQ и различные виды тестов были придуманы в начале прошлого века, чтобы лучше оценить, какие ученики будут испытывать особенные затруднения в школе. Французский психолог Альфред Бине и его ученик Теодор Симон были одними из первых ученых, которые предложили тестирование для измерения интеллекта после того, как это было поручено им французским правительством.
Они смогли разработать тест, который учитывал фактор возраста, поскольку этот показатель напрямую связан с компетентностью. Их также хвалили за то, что этот тест можно было легко адаптировать к другим языкам.
Прошло уже больше ста лет, однако, по-прежнему горячо обсуждается вопрос, могут ли подобные тесты действительно измерять интеллект, который представляет собой способность приобретать и усваивать знания, и прочую информацию. Что интересно, сам Бине остался недоволен тем, как использовался разработанный им тест, поскольку он не позволял измерить творческий потенциал или, так называемый, эмоциональный интеллект.
Кроме того, наше культурное понимание подобных тестов таково, что мы придаем всем этим баллам чрезмерное значение. Нам свойственно считать, что показатели IQ — это зафиксированное отражение нашего интеллекта, что вовсе не так. Тест на IQ, на самом деле, позволяет измерить лишь текущий уровень академических возможностей (знаний), а не врожденный интеллект. До сих пор IQ-тесты не могут измерить креативность или практический интеллект (который можно рассматривать как некий «житейский ум»), и уж точно они не могут оценить эмоциональный интеллект — в то время, как три этих элемента играют все большее значение в нашей жизни и на работе.
Важно помнить, что существует огромная разница между результатами теста и вашими способностями к обучению. «Те, кто утверждают, что IQ это данность, с которой придется жить всю жизнь, на самом деле отталкиваются от балльной системы IQ-тестов, результаты которых относительно неизменны. Чего нельзя сказать о нашем уровне интеллекта, который постоянно растет», — считает Брайан Роше из Национального университета Ирландии.
Дэвид Шенк развивает эту идею в своей книге «Каждый из нас гениален». Он пишет, что у каждого есть потенциал стать гением, или, по крайней мере, обрести некое величие. Но причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь. «Вера во врожденную одаренность и, наоборот, ограниченность возможностей очень мягко действует на психическом уровне: оказывается, вы не являетесь великим оперным певцом, просто потому, что не способны им стать. Это всего лишь способ, с помощью которого вас связывают по рукам и ногам. Представление о таланте, как о неком врожденном даре, делает наш мир более управляемым, более удобным. Это освобождает человека от бремени ожиданий».
Ваш интеллект не только гибок, но и зависит от способности культивировать позитивное мышление. Присмотритесь к собственному мироощущению. Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете; косный стиль мышления обычно сказывается на вашей речи. Может быть, вы мысленно говорите себе: «Мне тяжело читать». Подобное утверждение подразумевает, что вы уверены в невозможности исправить ситуацию и считаете, что ничего с этим навыком уже не сделать. Попробуйте вместо этого сказать что-то вроде: «Мне пока еще тяжело читать». Подобная игра со словами применима к любым вещам и ситуациям, которые вам захочется как-то улучшить. Результаты тестов не программируют ваше будущее. Они не определяют, что вам по силам изучить и чего вы можете добиться. Ваше образование — полностью в ваших руках.
Истина: дело не в том, умны ли вы, а в том насколько вы умны. Существует несколько типов интеллекта (подробнее на этом остановимся позже). Как и многие другие вещи, интеллект — это сочетание взглядов и действий, он напрямую зависит от контекста.
Новое убеждение: интеллект способен меняться.
Обман №2: Мы используем только 10% нашего мозга
Мы все наслышаны об этом мифе. Кто-то впервые услышал об этом на школьных занятиях, а кто-то — от своего друга. Некоторые могли узнать о нем из средств массовой информации — может быть, это было телешоу, а может документальный или художественный фильм. Обычно этот миф используют, чтобы подчеркнуть, какие удивительные возможности остаются нераскрытыми: мол, если бы мы только могли получить доступ к остальной части нашего мозга, каких вершин нам удалось бы достичь?
Корни этой истории уходят сразу в несколько источников, но, как часто случается, когда формируется какое-то общественное мнение, она является следствием целой цепочки событий. Некоторые приписывают авторство этой теории писателю и философу Уильяму Джеймсу, который в своей книге «Человеческие энергии» написал: «Мы используем только небольшую часть наших ментальных и физических ресурсов». Либо начало могло положено работой французского физика Пьера Флуранса, известного своими открытиями в конце 1800-х годов на тему того, как работают и взаимодействуют мозг с нервной системой.
Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются
Также, этот миф может быть связан с проводившимися в 1920-х годах опытами доктора Карла Лешли. Когда Лешли удалил у крыс часть коры головного мозга, ответственную за когнитивную обработку более высокого порядка, он обнаружил, что крысы все еще могли заново обучаться некоторым задачам. Это привело его к гипотезе (сразу скажем, неверной), что целые части мозга не обязательно могут использоваться в повседневной жизни.
Некоторые обвиняют в возникновении этого мифа томографию и МРТ-сканирование, которые показали на экране яркие пятна, дав упрощенные объяснения в духе: «Так ведет себя ваш мозг, когда вы что-то изучаете». Эти изображения, как правило, показывали только одну часть мозга, заставляя непрофессионала сделать вывод, что мы используем лишь небольшую его часть.
За последние сто лет это предположение было увековечено в бесчисленных рекламных объявлениях и фильмах. Кино-адаптация книги «Темные Поля» 2011 года, вышедшая в прокат под названием «Безграничность», утверждает, что мы используем только 20 процентов функций нашего мозга; фильм 2014 года «Люси» заявляет, что мы используем лишь 10 процентов. В 2017 году, в одном из эпизодов сериала «Черное зеркало», славящемся своим скрупулезным подходом к проработке материала, а также продуманным использованием фактов и статистики, прорекламировали этот миф, провозгласив: «Даже в самый лучший день мы используем только 40 процентов наших умственных способностей». Все эти сюжетные линии закручивались вокруг идеи раскрытия нашего самого большого, пускай и скрытого, потенциала.
Само собой разумеется, что этот миф, несмотря на свою распространенность, ложен.
В радио-шоу станции NPR ведущий однажды сыграл в Моргана Фримена, вопрошая характерным для того драматическим басом, в русле сценария, по которому был снят фильм «Люси»: «Что если бы мы получили доступ ко всем 100 процентам нашего мозга? Что мы тогда могли бы совершить?».
Нейробиолог Дэвид Иглман дает резкий ответ: «То же самое, что и сейчас. То есть, мы и так уже используем нашего мозг на все сто процентов».
Это подтверждается бесчисленными доказательствами — их слишком много, чтобы все перечислять, но Барри Бейерштайн, профессор психологии в Университете Саймона Фрейзера, что в Британской Колумбии, описал некоторые из главных научных открытий, которые опровергают этот миф.Позвольте мне их здесь привести:
— Исследования поврежденного мозга показывают, что нет ни одной его области, которая может выдержать повреждение без потерь для своих способностей, что опровергает старые теории. Сканирование мозга показало, что все его области активны, независимо от того, какого рода эта активность. Даже когда мы спим, все доли нашего мозга продолжают работать.
— Наш мозг — это, образно выражаясь, энергетический проглот. Он занимает лишь 2 процента от нашего общего веса, однако, пожирает 20 процентов энергии — это больше, чем использует любой другой орган тела. Нам не нужно было бы такое невероятное количество энергии для органа, который функционирует всего лишь на 40 процентов от своих возможностей (или того меньше).
— Ученые также определили, что различные области мозга взаимодействуют друг с другом. После десятилетий усердного изучения мозга, они пришли к выводу, что бесполезных частей в нем попросту не существует.
— И наконец, мы узнали, что мозг, в случае необходимости, использует такой механизм, как обрезание синапсов. Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются (чего мы не наблюдаем — разве что, в случае каких-либо болезней мозга).
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что этот миф не соответствует действительности. В интервью «Scientific American» невропатолог Барри Гордон из балтиморской Медицинской школы Джонса Хопкинса заявил, что эта идея «столь ошибочна, что почти смехотворна».
Истина: я хочу, чтобы вы поняли — вам уже сейчас доступен весь потенциал вашего мозга. Утопия, описанная во всех этих фильмах и телепередачах, существует и ждет вас. Просто, хотя мы все уже используем наш мозг на полную катушку, некоторые люди используют его лучше, чем другие. Так же, как большинство людей используют свое тело на сто процентов, есть люди, которые сильнее, быстрее, гибче и энергичней остальных. Смысл в том, чтобы научиться использовать ваш мозг максимально эффективно, и к концу этой книги у вас появятся для этого все необходимые инструменты.
Новое убеждение: я учусь использовать свой мозг наилучшим образом.
Обман №3: Если допустил ошибку — значит, ты неудачник
Когда мы слышим имя Эйнштейна, то сразу вспоминаем о его блистательных интеллектуальных подвигах, совершить которые, как верит большинство людей, никому из нас не под силу. И это во многом заслуженно: Эйнштейн сделал для развития научной мысли и, в частности, физики больше, чем любой другой ученый нашего времени. Его открытия сделали возможным появление некоторых из самых важных современных технологий.
Легко предположить, что, обладая столь выдающейся репутацией, Эйнштейн редко допускал ошибки, однако, это не так. Начнем с того, что он считался отстающим в развитии, и оценивался, как ученик, ниже среднего.С раннего возраста стало очевидно, что его стиль мышления и учебы разительно отличается от свойственного большинству его сверстников. Например, ему нравилось решать сложные математические задачи, а вот с легкими, как раз, было нелегко справиться.
Позднее Эйнштейну доводилось совершать простейшие математические ошибки в некоторых из своих важнейших работ. Среди его многочисленных ошибок можно отметить семь серьезных оплошностей в каждой из версий теории относительности; неточности, связанные с синхронизацией часов во время проведения различных экспериментов; а также масса ошибок в математических и физических расчетах, используемых для определения вязкости жидкостей.
Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать — это вы делаете ошибки, а не они вас.
Можно ли считать Эйнштейна из-за его ошибок неудачником? Едва ли. Самое главное, что он не позволил этим ошибкам его остановить. Он продолжал экспериментировать, внося весомый научный вклад в исследуемые области. Широко известна его фраза: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал ничего нового». Более того, никто не помнит, что он совершал ошибки — он остается в нашей памяти из-за своих достижений.
Итак, почему мы же так боимся ошибиться? Возможно, корни этого страха уходят еще в школу, где нас судили, исходя из количества найденных ошибок, и их наличие в каждом конкретном тесте показывало — сдали мы его или нет. Если возле классной доски мы давали неверный ответ, то обычно так смущались, что впоследствии большинство учеников никогда сами не тянули вверх руки. К сожалению, ошибки редко используются в качестве особого инструмента для обучения; в основном, их используют, как способ измерения способностей ученика.
Если вы делаете много ошибок, то не проходите тест и проваливаете урок — все, иного не дано. Нам нужно это изменить. Слишком многие из нас даже не пытаются воспользоваться всей полнотой своих способностей, боясь допустить ошибку. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки, как доказательство неудачи, оценивайте их, как подтверждение того, что вы стараетесь двигаться вперед.
Бет Комсток, бывшая вице-председатель «General Electric», с ее командой поняли это, когда компании пришлось отказаться от новой продуктовой линейки, в которую уже были вложены инвестиции. Комсток, написавшая книгу «Представьте себе это: мужество, креативность и сила перемен» часто говорит о том, что сейчас от бизнеса и работающих в нем людей постоянно требуется, чтобы они быстрее адаптировались к постоянно изменяющейся обстановке.
Она размышляет о том, как вместе со своей командой смогла научиться считать допущенные ошибки не провалами, а некими важными уроками, которые позволили разработать новые продуктовые линейки и принести, таким образом, компании успех.
Вместо того, чтобы зацикливаться на ошибках, они начали спрашивать себя, какой урок можно из них почерпнуть.
Истина: ошибки вовсе не означают неудачу. Это признак того, что вы пробуете что-то новое. Вы можете считать, что обязаны быть совершенными, но жизнь не предназначена для того, чтобы постоянно на кого-то равняться; речь идет о том, что надо сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. Когда вы учитесь на своих ошибках, это позволяет вам стать лучше. Также, важно помнить, что вы не тождественны вашим ошибкам. Они ничего не говорят о вашей личности. Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать — это вы делаете ошибки, а не они вас. Представьте себе, что ошибки это ступеньки, и используйте их, чтобы подняться на следующий уровень. Важно не то, как мы совершаем ошибки, а то, как мы с ними справляемся.